КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфика педагогического общения
Лекция 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
1. Специфика педагогического общения. 2. Система педагогического общения и ее элементы. 3. - Структура педагогического общения. – 4. Стили профессионально-педагогического общения. 5. Культура педагогического общения. Любой вид деятельности человека сопровождается общением: вне какой-либо деятельности общение невозможно. Человек в процессе общения всегда стремится реализовать определенные, значимые для него цели и поэтому всегда хочет быть услышанным и понятым. Многообразие чувств и суждений проявляется у человека тогда, когда расширяется круг его общения: с другими людьми, взглядами, традициями. Так человек учится самоопределению, выработке жизненной позиции, открытости новым знаниям, терпимости к другим мнениям. Общение дает возможность устанавливать контакты, поддерживать межличностные связи, обеспечивать взаимопонимание, единство действий людей, составляющих ту или иную группу - учебную, класс, трудовой коллектив, семью, спортивную команду, упорядочить их целенаправленную деятельность. К настоящему времени учеными работающими в различных областях науки - философии, психологии, педагогике - установлено, что общение - это не просто контакты или коммуникации, а сложная форма социально-психологического взаимодействия людей с целью установление и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. Общение в процессе педагогической деятельности выполняет более значимую функцию, чем просто.общение между людьми. В обучении и воспитании именно через непосредственное общение осуществляется основное педагогическое воздействие на личность. Специфика педагогического общения определяется целями и особенностями совместной деятельности учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе. В современной практике обучение и воспитание рассматриваются как взаимообусловленные процессы, цель которых успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование личностных качеств учащихся и их подготовка к выполнению общественно значимой деятельности. Центральным механизмом достижения этой цели выступает целенаправленный обмен разнообразной информацией между педагогом и воспитанником, т.е. педагогическое общение. Иными словами педагогический процесс основывается на диалоге между педагогом, как носителем общественного опыта и культуры и воспитанником, как их потребителем. Оценить роль общения и определить его границы в педагогической деятельности невозможно. Чем содержательнее по объему и характеру является педагогическая деятельность, тем более многогранным и разнообразным выступает общение. Таким образом, педагогическая деятельность предопределяет границы общения, задает его направленность, характер и виды, формирует требования к нему. Характеризуя широту и разноплановость педагогического общения нельзя не учитывать и тот факт, что в процессе профессионально-педагогической деятельности учитель должен уметь организовать продуктивное общение с учениками, их родителями, коллегами, руководством в различных сферах учебно-воспитательной работы, создать благоприятный морально-психологический климат. При этом именно педагог должен быть активизатором дидактического и коммуникативного общения. Для педагогического общения свойственен публичный характер: выступление перед широкой аудиторией, внимание аудитории к говорящему. Это обстоятельство особенно осложняет деятельность начинающих педагогов, а снижение эмоционального напряжения от выступления на публике возможно лишь в результате специальной подготовки. Таким образом, педагогическое общение - это профессиональное общение учителя со всеми участниками педагогического процесса - учащимися, родителями, коллегами, выполняющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата и психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |