Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система педагогического общения и ее элементы. Вербальное и невербальное общение




Педагогическое общение - это многофункциональный процесс, включающий познание личности, обмен информацией, организацию взаимоотношений, оказание воздействия на воспитанника, обмен ролями, сопереживание и самоутверждение. Поэтому педагогическое общение можно рассматривать как сложную динамичную систему, состоящую из трех сторон: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (организация совместных действий), перцептивную (восприятие и понимание).

Коммуникативная сторона общения заключается в обмене информацией между собеседниками. При этом эффективной называют ту коммуникативную деятельность при которой каждый из участников диалога достиг желаемой цели. Коммуникация в общении - это взаимное воздействие друг на друга посредством передачи информации.

Передача информации в процессе общения происходит с помощью речевого воздействия на собеседника, изменения интонации, поощрения, юмора (вербальное общение), а также мимикой, жестами интонацией, взглядом (невербальное общение).

Интерактивная сторона общения состоит не только в организации взаимодействия между собеседниками на уровне обмена идеями, мыслями, знаниями, но и включает определенные выработанные действия: ритуальные, манипулятивные и гуманистические.

Ритуальные действия предполагают традиционные действия, отражающие культуру конкретной социальной группы. В процессе общения такие действия выполняют функцию поддержания общественных связей. Перед ними не ставится цель воздействовать на собеседника и, тем самым, изменить его точку зрения. К ритуальным действиям, используемым в процессе общения, относят, прежде всего, знаки внимания, формы приветствия и прощания: «Здравствуйте!», «Привет!», «Как дела!», «До свидания!», «Разрешите? - Пожалуйста», «Извините, Ничего страшного.» пожатие руки, кивок головы и т.п. При использовании таких действий важно не столько содержание, сколько форма, поэтому их часто называют формальным общением. Так, зачастую высказывая их, мы не стремимся вникнуть в дела собеседника, изменить его точку зрения или просто вступить с ним в диалог, а лишь заявляем о себе. Однако, игнорируя такие ритуальные действия, мы вступаем в противоречие не только с собеседником, но и с социальной группой в целом.

Манипулятивные действия предполагают использование собеседника в качестве средства для достижения собственной цели. Искренность и открытость таких отношений, как правило, является ложной и допускается лишь в той мере, которая требуется собеседнику-манипулятору для решения собственных конкретных проблем.

Гуманистические действия, по своему характеру, направлены на удовлетворение потребности в понимании, сочувствии и сопереживании. Очень часто в педагогической практике мы сталкиваемся с примерами взаимного непонимания педагога и ученика, ученического коллектива и конкретного учащегося, проблемой «отцов и детей». Одна из главных причин такого конфликта отношений - непонимание собеседниками друг друга, неумение установить контакт и вызвать другого на откровенность. Гуманистическая сторона общения предполагает такие действия на уровне чувственной сферы, которые будут стимулировать раскрытие внутреннего состояния вашего собеседника, помогут вам понять его и помочь ему в решении личностных проблем. Гуманистическое общение должно строится на доверительном общении, в глубоком проникновении во внутренний мир собеседника, сопереживании, сочувствии.

Перцепнивная сторона общения отражает процесс восприятия друг друга. Педагогу необходимо спрогнозировать образ будущего собеседника, следует представлять как собеседник поведет себя в данной ситуации, как будет отвечать ваши вопросы, что от него можно ожидать в конкретных условиях и обстоятельствах. Именно это должно способствовать эффективному осуществлению общения. Организуя общение с учащимися педагогу необходимо стремиться расположить их себе.

При создании первого впечатления не менее важен фактор привлекательности. Принято считать, что она зависит от индивидуального впечатления и поэтому менее определенна. Однако нельзя не учитывать, что в обществе, конкретной социальной группе (молодежной среде, у людей старших поколений, представителей различных профессий и т.п.) исторически складываются так называемые стереотипы относительно канонов красоты. Следовательно, привлекательностью является, прежде всего максимальное соответствие внешности канонам красоты, культивируемым определенной социальной группой. Поэтому педагогу, во-первых, необходимо ориентироваться в данных установках конкретной группы, во-вторых, обязательно учитывать их, готовясь к диалогу с учащимися. Причем критерием оценки привлекательности учителя должно стать стремление быть одобренным учениками.

Установлено, что все детали внешнего облика - выражение лица, взгляд, мимика, походка - несут информацию об эмоциональном состоянии человека, его отношении к окружающим, его состоянии в данный момент. Существует семь основных выражений лица: счастье, удивление, интерес, страх, страдание, гнев, отвращение. Причем основную смысловую нагрузку несут брови и область вокруг рта. Так, по выражению лица учащиеся могут определить, в каком настроении учитель пришел в класс.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.