КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правила морфологического анализа
Разновидности мозгового штурма 1. Обратный мозговой штурм. Его используют для решения конкретных задач при выявлении всех возможных недостатков изделия. На первом этапе все внимание сосредоточивают на всевозможных недостатках объекта. Анализ вскрывает недостатки, дефекты и противоречия, имеющиеся в конкретной идее или техническом объекте, который требуется разработать и усовершенствовать. Предварительную их оценку проводят генераторы, более тщательную — эксперты, которые вычеркивают явно ошибочные утверждения, уточняя тем самым перечень обнаруженных недостатков, причем используются правила обычного мозгового штурма. 2. Теневая мозговая атака. Ее используют для проведения мозгового штурма с большим числом генераторов. Часть генераторов не участвует в обсуждении (теневые генераторы), а внимательно слушает и записывает свои идеи. Потом все идеи передаются для изучения аналитикам. Существуют и другие разновидности мозгового штурма. 2.6. Метод «Морфологического ящика». Суть метода состоит в выявленный и систематическом исследовании всех возможных вариантов исполнения объекта, вытекающих из закономерностей его строения (морфология - учение о форме). Автором метода является известный швейцарский астроном Ф. Цвикки, разработавший метод в 1942 году. Метод предусматривает выполнение работ в пять следующих этапов. 1. Точно сформулировать проблему, подлежащую решению. 2. Выявить и охарактеризовать все параметры, которые могли бы войти в решение данной проблемы. 3. Сконструировать «морфологический ящик» или многомерную матрицу, содержащую все решения данной проблемы. 4. Все решения, содержащиеся в «морфологическом ящике», внимательно проанализировать и оценить с точки зрения целей, которые должны быть достигнуты. 5. Выбрать и реализовать полученные решения.
1. Все функции объекта должны быть примерно равнозначны с точки зрения поставленной цели. 2. Никаких оценок возможных вариантов не следует проводить до полного оформления морфологического множества. Если все-таки приходится оценивать и отбрасывать какой-либо вариант, его недостатки должны быть компенсированы остающимися вариантами. 3. Для каждой строки морфологической матрицы проверить, являются ли ее члены альтернативными и подходит ли в данную строку вариант «отсутствует». 4. После определения полного объема морфологического множества проверить, нельзя ли морфологическую матрицу разделить на 2-3 блока, которые можно было бы анализировать не сразу, а последовательно, друг за другом. Метод предназначен для расширения поля видения проблемы, обеспечения объективности при анализе вариантов, вскрытия резервов и реализации нового на основе уже существующей элементной базы. Метод используется также при прогнозировании развития технических систем, в работе экспертов, определяющих новизну технических решений. Недостатки метода: сложность обработки «морфологического ящика», большая трудоемкость при выборе вариантов. Ф. Цвикки не сформулировал четких правил, по которым можно добиться необходимой компактности и в то же время достаточной емкости морфологических таблиц. Но на конкретном примере показал эффективность своего метода. Метод «морфологического ящика» продолжает совершенствоваться, расширяется область его применения.
2.7. Синектика. Метод предложен американским изобретателем и исследователем методологии технического творчества В.Дж.Гордоном в 1952-1959 гг. Слово «синектика» в переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов». Основная особенность метода (в отличие от мозгового штурма) - задачи решают специалисты разныхпрофессий, отличающиеся гибкостью мышления, широким диапазоном знаний и обладающие большим практическим опытом. Руководит группой опытный специалист. Работает группа по следующему плану. 1. Формулирование проблемы в общем виде - «проблема как она дана» (ПКД). 2. Анализ проблемы - формулировка «проблемы как ее понимают» (ПКП). 3. Генерирование различных видов аналогий: прямой (ПА), личной (ЛА), символической (СА), фантастической (ФА). 4. Использование аналогий. Применение понятий к ПКД или ПКП для генерирования новых идей. 5. Выбор полезных решений. 6. Развитие и максимальная конкретизация наиболее удачного решения. Самый трудный этап - генерирование (решение) идеи. Этот этап Гордон назвал «Превращение непривычного в привычное, а привычного в непривычное». Основными творческими приемами в синектике являются различные виды аналогий. Прямая аналогия. Рассматриваемый технический объект сопоставляется с похожими объектами из других технических областей или из живой природы. Личностная аналогия или эмпатия. Синектор отождествляет себя с техническим объектом и представляет себе, что бы он делал, если бы оказался на месте этого объекта. Фантастическая аналогия. В разрабатываемое устройство, решающее задачу, разработчик мысленно вводит каких-либо фантастических существ, выполняющих то, что требуется по условию задачи. Символическая аналогия. Выработанному на отдельном этапе ключевому представлению задачи нужно подобрать сжатую смысловую формулировку в виде короткого определения, состоящего из существительного и прилагательного. Если инженеры и изобретатели используют аналогии, так сказать, на любительском уровне, то синекторов обучают профессиональному владению процессами анапогизирования. Поэтому если мозговой штурм можно рассматривать как коллективную научно-техническую самодеятельность, то работу группы синекторов можно представить как выступление профессионального поискового ансамбля. Отсутствие методических и учебных разработок - по синектике служит причиной того, что в наших школах технического творчества о ней дается лишь обзорная информация.
2.8. Функционально-стоимостный анализ. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) - это новый эффективный метод снижения издержек производства, основанный на изыскании наиболее экономичных вариантов конструкций, заданных для определенных изделий. С помощью ФСА можно увеличить поток рационализаторских и изобретательских решений не вообще, а конкретно на том участке технического фронта, где они особенно нужны, и обеспечить их появление не тогда, когда «поезд уже ушел», а точно в нужный момент модернизации или проектирования новой техники. Автор метода - американский исследователь Л.Д. Майлз. Метод разработан в 1947 году. ФСА конкретного объекта на предприятии проводит так называемая временная рабочая группа. Руководит рабочей группой инженер-организатор ФСА, прошедший специальную подготовку по применению метода. Суть метода состоит в нахождении оптимального соотношения между полезностью продукта (той функции, которую он выполняет) и затратами на его изготовление. Для каждого анализируемого объекта определяются функции по определенным признакам, которые приведены в табл. 1.
Таблица 1 – Функции анализируемых объектов
Работа по ФСА ведется в 7 этапов.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |