Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила морфологического анализа




Разновидности мозгового штурма

1. Обратный мозговой штурм. Его используют для решения конкретных задач при выявлении всех возможных недостатков изделия. На первом этапе все внимание сосредоточивают на всевозможных недостатках объекта. Анализ вскрывает недо­статки, дефекты и противоречия, имеющиеся в конкретной идее или техническом объекте, который требуется разработать и усо­вершенствовать.

Предварительную их оценку проводят генераторы, более тщательную — эксперты, которые вычеркивают явно оши­бочные утверждения, уточняя тем самым перечень обнару­женных недостатков, причем используются правила обычного мозгового штурма.

2. Теневая мозговая атака. Ее используют для проведения мозгового штурма с большим числом генераторов. Часть гене­раторов не участвует в обсуждении (теневые генераторы), а внимательно слушает и записывает свои идеи. Потом все идеи передаются для изучения аналитикам.

Существуют и другие разновидности мозгового штурма.

2.6. Метод «Морфологического ящика». Суть метода состоит в выявленный и систематическом ис­следовании всех возможных вариантов исполнения объекта, вытекающих из закономерностей его строения (морфология - учение о форме). Автором метода является известный швейцарский астроном Ф. Цвикки, разработавший метод в 1942 году.

Метод предусматривает выполнение работ в пять следую­щих этапов.

1. Точно сформулировать проблему, подлежащую решению.

2. Выявить и охарактеризовать все параметры, которые мог­ли бы войти в решение данной проблемы.

3. Сконструировать «морфологический ящик» или многомер­ную матрицу, содержащую все решения данной проблемы.

4. Все решения, содержащиеся в «морфологическом ящике», внимательно проанализировать и оценить с точки зрения целей, которые должны быть достигнуты.

5. Выбрать и реализовать полученные решения.

 

1. Все функции объекта должны быть примерно равнознач­ны с точки зрения поставленной цели.

2. Никаких оценок возможных вариантов не следует прово­дить до полного оформления морфологического множества. Если все-таки приходится оценивать и отбрасывать какой-либо вариант, его недостатки должны быть компенсированы оста­ющимися вариантами.

3. Для каждой строки морфологической матрицы проверить, являются ли ее члены альтернативными и подходит ли в данную строку вариант «отсутствует».

4. После определения полного объема морфологического множества проверить, нельзя ли морфологическую матрицу разделить на 2-3 блока, которые можно было бы анализиро­вать не сразу, а последовательно, друг за другом.

Метод предназначен для расширения поля видения пробле­мы, обеспечения объективности при анализе вариантов, вскры­тия резервов и реализации нового на основе уже существующей элементной базы. Метод используется также при прогнозирова­нии развития технических систем, в работе экспертов, опреде­ляющих новизну технических решений.

Недостатки метода: сложность обработки «морфологичес­кого ящика», большая трудоемкость при выборе вариантов. Ф. Цвикки не сформулировал четких правил, по которым можно добиться необходимой компактности и в то же время достаточ­ной емкости морфологических таблиц. Но на конкретном приме­ре показал эффективность своего метода.

Метод «морфологичес­кого ящика» про­должает совершенствоваться, расширяется область его применения.

 

2.7. Синектика. Метод предложен американским изобретателем и исследо­вателем методологии технического творчества В.Дж.Гордоном в 1952-1959 гг.

Слово «синектика» в переводе с греческого означает «со­вмещение разнородных элементов». Основная особенность ме­тода (в отличие от мозгового штурма) - задачи решают специ­алисты разныхпрофессий, отличающиеся гибкостью мышле­ния, широким диапазоном знаний и обладающие большим практическим опытом. Руководит группой опытный специалист.

Работает группа по следующему плану.

1. Формулирование проблемы в общем виде - «проблема как она дана» (ПКД).

2. Анализ проблемы - формулировка «проблемы как ее понимают» (ПКП).

3. Генерирование различных видов аналогий: прямой (ПА), личной (ЛА), символической (СА), фантастической (ФА).

4. Использование аналогий. Применение понятий к ПКД или ПКП для генерирования новых идей.

5. Выбор полезных решений.

6. Развитие и максимальная конкретизация наиболее удач­ного решения.

Самый трудный этап - генерирование (решение) идеи. Этот этап Гордон назвал «Превращение непривычного в привычное, а привычного в непривычное».

Основными творческими приемами в синектике являются различные виды аналогий.

Прямая аналогия. Рассматриваемый технический объект сопоставляется с по­хожими объектами из других технических областей или из живой природы.

Личностная аналогия или эмпатия. Синектор отождествляет себя с техническим объектом и пред­ставляет себе, что бы он делал, если бы оказался на месте этого объекта.

Фантастическая аналогия. В разрабатываемое устройство, решающее задачу, разработчик мысленно вводит каких-либо фантастических существ, выпол­няющих то, что требуется по условию задачи.

Символическая аналогия. Выработанному на отдельном этапе ключевому представлению задачи нужно подобрать сжатую смысловую формулировку в виде короткого определения, состоящего из существительного и прилагательного.

Если инженеры и изобретатели используют аналогии, так сказать, на любительском уровне, то синекторов обучают про­фессиональному владению процессами анапогизирования. По­этому если мозговой штурм можно рассматривать как коллек­тивную научно-техническую самодеятельность, то работу груп­пы синекторов можно представить как выступление профессионального поискового ансамбля.

Отсутствие методических и учебных разработок - по синектике служит причиной того, что в наших школах технического творчества о ней дается лишь обзорная информация.

 

2.8. Функционально-стоимостный анализ. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) - это новый эф­фективный метод снижения издержек производства, основан­ный на изыскании наиболее экономичных вариантов конструк­ций, заданных для определенных изделий.

С помощью ФСА можно увеличить поток рационализаторских и изобретательских решений не вообще, а конкретно на том участке технического фронта, где они особенно нужны, и обеспечить их появление не тогда, когда «поезд уже ушел», а точно в нужный момент модернизации или проектирования новой техники.

Автор метода - американский исследователь Л.Д. Майлз. Метод разработан в 1947 году. ФСА конкретного объекта на предприятии проводит так на­зываемая временная рабочая группа. Руководит рабочей груп­пой инженер-организатор ФСА, прошедший специальную подго­товку по применению метода. Суть метода состоит в нахожде­нии оптимального соотношения между полезностью продукта (той функции, которую он выполняет) и затратами на его изго­товление.

Для каждого анализируемого объекта определяются функции по определенным признакам, которые приведены в табл. 1.

 

Таблица 1 – Функции анализируемых объектов

Признак Функции Описание функции
Область проявления     Внешние или общеобъектные   Отражают функцио­нальные отношения между объектом (или его составляющими) и сферой применения
Внутренние или внутриобъектные   Отражают действия и взаимосвязь внутри объекта и обусловлены принципом пост­роения, особенностями исполнения
Роль в удовлетворении потребностей Главная   Определяет назначение, сущность и смысл существования объекта в целом
Второстепенная Не влияет на работоспособность объекта, отражает побочные цели его создания, обеспечивает спрос
Роль в обеспечении работоспособности объекта Основная функция     Обеспечивает работоспособность объекта, создает необходимые условия для осуществления главной функции
Вспомогательные функции Отражают функционально необходимые, потребительские свойства и определяют работоспосо­бность объекта
Степень полезности Полезные функции   Функции, способствующие работоспособности объекта
Бесполезные функции   Излишние функции, не снижающие работоспособность объекта, но создающие избыточность и удо­рожающие объект
Вредные функции Функции, отрицательно влияющие на работоспособность объекта и его потребительскую стоимость, удорожающие объект

 

Работа по ФСА ведется в 7 этапов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.