КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика сферы социально-культурной деятельности
Лекция 1. Теоретические основы досуговой деятельности План: 1. Общая характеристика сферы социально-культурной деятельности. 2. Социальная сущность досуга, его значение. 3. Социальные функции культурно-досуговой деятельности. 4. Принципы культурно-досуговой деятельности. В разные исторические периоды социально - культурная деятельность называлась: - внешкольное образование (до 1920 г.); - политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.); - культурно-просветительская работа (с 1970 по 1990 г.); - культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов); - социально-культурная деятельность (с сер. 90-х годов). До 90-х годов XX века культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. После путча деятельность культурно-досуговых учреждений была деполитизирована, деидеологизирована, т.е. стала свободной от партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название - социально-культурная деятельность. Социально-культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко - культурной, экологической, религиозной и других сферах, в создании благоприятной среды для социально - культурной деятельности и инициатив населения в сфере досуга. Знание социально-культурной деятельности необходимо для совершенствования и улучшения культурно-досуговой сферы. Культурно-досуговая деятельность - составная часть социально-культурной деятельности, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.). Культурно-досуговую деятельность характеризует логическая взаимосвязь компонентов: целей, задач, содержания, технологии (форм, методов организации, управления). Теория культурно-досуговой деятельности - это система научных знаний, дающих целостное представление о закономерностях и сущностных связях культурно-структурных элементов в условиях досуга. Теоретико - методологические и методические основы культурно - досуговой деятельности предполагают использование особого категориально - понятийного аппарата. Он включает следующие понятия: «свободное время», «досуг», «рекреация» и другие, которые либо идентифицируются, либо различаются по своему значению между собой. Реализация функций культурно-досуговой деятельности, по мнению отечественных и зарубежных исследователей, с созидательной целью может осуществляться для обеспечения: - рекреации - восполнение психических сил, восстановления здоровья и духовно-творческого потенциала; компенсации - приобщения к тем личностно значимым социально культурным ценностям, потребность в которых не удовлетворяется существующей - социализации - освоение социального опыта, участие в общественных процессах и структурах социальной реабилитации и адаптации человека; - самоактуализации - выявления и воплощения интересов и потребностей индивида, самовоспитание, личностного роста, определение индивидуальной «зоны свободного развития». В общей системе культурно-досуговых учреждений особое место занимают ведущие учреждения клубного типа, в истории становления и развития которых отразились реалии современной общественной жизни: культурно-досуговые центры, дворцы, кинотеатры, цирк, планетарий, концертно - театральные организации, парки. Основные направления деятельности культурно-досуговых учреждений: создание условий для формирования и удовлетворения культурных запросов и духовных потребностей, развития инициативы и реализации творческого потенциала различных категорий населения в сфере досуга. Особое внимание в работе культурно-досуговых учреждений на современном этапе уделяется возрождению национальных праздников, традиционной народной культуры, фольклора, промыслов и ремесел. Традиционными и любимыми населением стали празднования Дней рождения городов, поселков, сел, деревень, улиц, общенациональных, общероссийских, профессиональных праздников и других событий, связанных с историко-культурными традициями территорий, трудовых коллективов, семей, персоналий. В связи с тем, что количество свободного времени у разных социальных групп разное, то становится актуальным использование в практике организации культурно-досуговой деятельности различных технологий: функциональных (отраслевых), социально дифференциальных. Первые содержат обширный «банк» технологических данных для отдельных видов культурно-досуговой деятельности в области информации, просвещения, активного отдыха, индустрии развлечений и т.д. Вторые включают методические блоки организации досуга различных социальных групп (подростков, юношей, молодых семей, детей с ограниченными возможностями, пожилых людей и т.д.). Культурно-просветительская работа также является частью социально-культурной деятельности, но, к сожалению, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы). Особенности социально-культурной деятельности: - осуществляется в свободное время; - отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и т.д.; - характеризуется многообразием видов; - в стране существует большое количество институтов, создающих условия для социально-культурной деятельности (музей, библиотека, клуб и т.д.). Отличительные черты социально - культурной деятельности: - гуманистический характер; - культурологический характер; - развивающий характер; Функции социально - культурной деятельности: - развивающая; - информационно - просветительская; - культурно - творческая; - рекреационно - оздоровительная. Деятельность культурно-досуговых учреждений в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году - «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности. Разработка и внедрение социальных технологий в сфере культуры и досуга связано с определенными сложностями. Эта сфера отличается динамизмом, многосубъективностью, разнообразием форм и направлений деятельности (художественной, научно-технической, спортивной и др.), синтетичностью использования различных видов искусства - театра, кино, музыки, живописи, функционированием субъектов культурно - досуговой деятельности (музеев, центров досуга и т.д.). Особое значение приобретает подготовка профессионалов - специалистов по социальной работе, социальных педагогов как организаторов культурно-досуговой деятельности. Это требует знания теоретических основ социально - культурных процессов, выявления интересов и потребностей различных социальных групп, определения условий для создания благоприятной досуговой микросреды, практического владения различными социальными технологиями в сфере культуры и досуга, определение статуса и ролевых функций.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |