Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика сферы социально-культурной деятельности




Лекция 1. Теоретические основы досуговой деятельности

План:

1. Общая характеристика сферы социально-культурной деятельности.

2. Социальная сущность досуга, его значение.

3. Социальные функции культурно-досуговой деятельности.

4. Принципы культурно-досуговой деятельности.

В разные исторические периоды социально - культурная деятельность на­зывалась:

- внешкольное образование (до 1920 г.);

- политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.);

- культурно-просветительская работа (с 1970 по 1990 г.);

- культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов);

- социально-культурная деятельность (с сер. 90-х годов).

До 90-х годов XX века культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. После путча деятельность культурно-досуговых учреждений была деполитизирована, деидеологизирована, т.е. стала свободной от партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, от­сюда и новое название - социально-культурная деятельность.

Социально-культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и само­реализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценно­стей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении про­блем семьи, детей, в решении проблем в историко - культурной, экологической, религиозной и других сферах, в создании благоприятной среды для социально - культурной деятельности и инициатив населения в сфере досуга. Знание соци­ально-культурной деятельности необходимо для совершенствования и улучше­ния культурно-досуговой сферы.

Культурно-досуговая деятельность - составная часть социально-культурной деятельности, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.).

Культурно-досуговую деятельность характеризует логическая взаимосвязь компонентов: целей, задач, содержания, технологии (форм, методов орга­низации, управления).

Теория культурно-досуговой деятельности - это система научных знаний, дающих целостное представление о закономерностях и сущностных связях культурно-структурных элементов в условиях досуга.

Теоретико - методологические и методические основы культурно - досуговой деятельности предполагают использование особого категориально - понятийного аппарата. Он включает следующие понятия: «свободное время», «досуг», «рекреация» и другие, которые либо идентифицируются, либо разли­чаются по своему значению между собой. Реализация функций культурно-досуговой деятельности, по мнению отечественных и зарубежных исследовате­лей, с созидательной целью может осуществляться для обеспечения:

- рекреации - восполнение психических сил, восстановления здоровья и духовно-творческого потенциала; компенсации - приобщения к тем личностно значимым социально куль­турным ценностям, потребность в которых не удовлетворяется существующей
профессиональной деятельностью и системой образования;

- социализации - освоение социального опыта, участие в общественных процессах и структурах социальной реабилитации и адаптации человека;

- самоактуализации - выявления и воплощения интересов и потребностей индивида, самовоспитание, личностного роста, определение индивидуальной «зоны свободного развития».

В общей системе культурно-досуговых учреждений особое место занимают ведущие учреждения клубного типа, в истории становления и развития которых отразились реалии современной общественной жизни: культурно-досуговые центры, дворцы, кинотеатры, цирк, планетарий, концертно - театральные организации, парки.

Основные направления деятельности культурно-досуговых учреждений: создание условий для формирования и удовлетворения культурных запросов и духовных потребностей, развития инициативы и реализации творческого по­тенциала различных категорий населения в сфере досуга.

Особое внимание в работе культурно-досуговых учреждений на совре­менном этапе уделяется возрождению национальных праздников, традицион­ной народной культуры, фольклора, промыслов и ремесел.

Традиционными и любимыми населением стали празднования Дней рож­дения городов, поселков, сел, деревень, улиц, общенациональных, общероссий­ских, профессиональных праздников и других событий, связанных с историко-культурными традициями территорий, трудовых коллективов, семей, персона­лий.

В связи с тем, что количество свободного времени у разных социальных групп разное, то становится актуальным использование в практике организации культурно-досуговой деятельности различных технологий: функциональных (отраслевых), социально дифференциальных. Первые содержат обширный «банк» технологических данных для отдельных видов культурно-досуговой деятельности в области информации, просвещения, активного отдыха, индуст­рии развлечений и т.д.

Вторые включают методические блоки организации досуга различных социальных групп (подростков, юношей, молодых семей, детей с ограничен­ными возможностями, пожилых людей и т.д.).

Культурно-просветительская работа также является частью социально-культурной деятельности, но, к сожалению, неэффективно используется в дея­тельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных универ­ситетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской рабо­ты).

Особенности социально-культурной деятельности:

- осуществляется в свободное время;

- отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и т.д.;

- характеризуется многообразием видов;

- в стране существует большое количество институтов, создающих условия для социально-культурной деятельности (музей, библиотека, клуб и т.д.).

Отличительные черты социально - культурной деятельности:

- гуманистический характер;

- культурологический характер;

- развивающий характер;

Функции социально - культурной деятельности:

- развивающая;

- информационно - просветительская;

- культурно - творческая;

- рекреационно - оздоровительная.

Деятельность культурно-досуговых учреждений в настоящее время орга­низуется на основе документа, вышедшего в 1992 году - «Основы законода­тельства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памят­ников, народное творчество, художественные промыслы, художественная лите­ратура, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности.

Разработка и внедрение социальных технологий в сфере культуры и досу­га связано с определенными сложностями. Эта сфера отличается динамизмом, многосубъективностью, разнообразием форм и направлений деятельности (ху­дожественной, научно-технической, спортивной и др.), синтетичностью ис­пользования различных видов искусства - театра, кино, музыки, живописи, функционированием субъектов культурно - досуговой деятельности (музеев, центров досуга и т.д.).

Особое значение приобретает подготовка профессионалов - специалистов по социальной работе, социальных педагогов как организаторов культурно-досуговой деятельности. Это требует знания теоретических основ социально - культурных процессов, выявления интересов и потребностей различных социальных групп, определения условий для создания благоприятной досуговой микросреды, практического владения различными социальными технологиями в сфере культуры и досуга, определение статуса и ролевых функций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.