Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные функции культурно-досуговой деятельности




Поскольку досуговая деятельность носит многосторон­ний характер, соответствующий разнообразию потребностей интересов и запросов членов общества, то ее социальные функции определяются социальным назначением, структурой общества.

В переводе с латинского языка слово «функция» означает обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Назначение досуговой деятельности состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, оказывающего прямое воздействие на его жизнь, на все виды деятельности.

Одной из главных функций досуговой деятельности является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную, а не выдуман­ную жизнь.

Естественно, что социальные функции досуговой дея­тельности определяются учеными по-разному. Большинство ученых трактуют социальные функции досуговой деятельности таким образом:

1. производство новых знаний, норм, ценностей, ориентации и значений;

2. накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений;

3. воспроизводство духовного про­цесса через поддержание преемственности;

4. коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;

5. социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредован­ных культурными компонентами, социализацию общества;

6. рекреаци­онная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфе­ре.

Одной из ведущих функций досуговой деятельности яв­ляется рекреационная. Она способна снять производственное утомле­ние, восстановить утраченные силы. Здесь решается главная задача - психологическая разрядка и отдых.

Следующая функция, тесно пере­плетающаяся с предыдущей, гедонистическая (наслаждение, удо­вольствие). Если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для посетителей, а вместе с этим и долю самой полезности.

Отвечая нормам культуры, человек включается в общественную жизнь, постепенно поднимаясь к высшим формам поведения, а досуговая деятельность как раз и выполняет функцию регулятора социальных отношений между людьми. Усваивая культуру, идя от норм к образцу, человек готовит себя для творческого самоутверждения.

Досуговая деятельность обладает функцией разрядки напряжения.Она формирует и обеспечивает условия для проведения досуга, для отдыха и развлечения людей.

Потребность в совместном переживании значимых событий общественной (отчасти и личной) жизни, в публичном и ярком проявлении социальных чувств обеспечивают праздники, которые призваны стимулировать их формирование, актуализировать, облагораживать и эстети­зировать внешние формы их проявления.

Социальные функции досуговой деятельности таковы, что для их осуществления вовлекаются значительные группы людей: организаторы культурно - досуговых программ, активисты, члены различ­ных кружков, любительских объединений и клубов по интересам, сами зрители. Оказывая влияние на внутренний мир и образ действий боль­шого количества людей, досуговая деятельность влияет тем самым и на окружающую действительность, становится важным звеном социальной жизни. При этом формирующее воздействие досуговой деятельности следует специально организовывать, вести по определенно разработанной программе людьми, имеющими профес­сиональную подготовку. Современный специалист учреждения культуры - это высокопрофессиональный организатор досуга.

Быть специалистом досуговой деятельности - значит овладеть знаниями, умениями и навыками использования средств эмо­ционального воздействия, сочетания просвещения с отдыхом и развле­чениями. Но особенно важным является умение организовать тесную взаимосвязь двух встречных потоков в процессе деятельности учреж­дений культуры. С одной стороны, это деятельность штатных работни­ков учреждений культуры (профессионалов) и людей, специально под­готовленных и выступающих в качестве просветителей и воспитателей, а с другой стороны, это деятельность населения, которая, в свою оче­редь, имеет двоякую природу. С одной стороны, это деятельность са­мопроизвольная, спонтанная, возникающая без прямых побуждений со стороны организаторов. С другой, - это деятельность ответная, заранее подготовленный результат усилий профессионалов и их помощников-активистов.

Умение стимулировать, направлять деятельность людей в учреждениях культуры, вовремя замечать и подхватывать их полезную инициативу, пробудить заинтересованность населения общественно полезными видами деятельности - основа профессионального ма­стерства.

Социальные функции культурно-досуговой деятельности следует подразделять на три уровня: федеральный, региональный и местный. На федеральном это:

- законодательное обеспечение условий для творческой деятельности в учреждениях культуры;

- защита национальной культуры и языка при расширяющихся международных контактах;

- создание возможностей для вовлечения различных слоев населе­ния, особенно детей и юношества, в творчески активную жизнь;

- противостояние негативному воздействию коммерциализации в
сфере культуры.

На региональном уровне:

- создание условий административной децентрализации в сфере
культуры;

- обеспечение развития региональных культур и сохранения куль­
туры прошлого;

- налаживание взаимодействия и взаимопонимания между различными культурными группами региона.

На местном уровне:

- развитие общественной эстетически организованной среды;

- активизация местной культурной жизни, усиление местной самодеятельности и локального своеобразия;

- создание условий для совершенствования деятельности учреждений культуры;

- развертывание системы домашнего досуга.

По содержанию досуговую деятельность подразделяют на: познавательную, ценностно - ориентированную, практически-преобразующую, творческую.

Познавательная деятельность характеризуется усвоением ин­формации и получением нового знания в результате участия в дискус­сии, кружковых занятиях, тематических вечерах, лекциях, обрядах, ри­туалах и т. д.

Ценностно - ориентированная деятельность позволяет приобре­тать, закреплять или видоизменять свое отношение к окружающему миру, оценку общественных явлений, собственных и чужих поступков.

Практически - преобразующая деятельность всегда направлена на созидание и преобразование личности на основе практических ре­альных действий.

Творческое начало присуще всем видам и формам досуговой деятельности, оно носит всепроникающий характер. В то же время творческая деятельность носит и автономный характер, когда она непосредственно связана с искусством.

Социальные функции имеют свою внутреннюю структуру. Они подразделяются на целевые организационно - методические функции; на функции - средства; функции, согласованные с функциональными потребностями людей в культурно-досуговой деятельности и обеспечивающие непосредственное педагогическое управление деятельностью учреждения культуры - функции - условия.

Осуществление социальных функций в условиях домашнего досуга происходит на основе удовлетворения разнообразных потребностей и интересов личности и предусматривает максимально разностороннее развитие ее активности.

Социальные функции, обладающие большим общественным значением, представляют собой целевые функции. Через них конкретизируется высшее назначение учреждения культуры. Осуществление именно этих функций в наибольшей мере способствует становлению учреждения культуры как важного общественного центра предприятия, населенного пункта, микрорайона, предприятия, учреждения.

Практическая деятельность учреждения культуры строится по направлениям работы, при этом используются различные средства достижения цели. Исходя из этого можно назвать функции: направления и средств. Осуществляя эти функции учреждение культуры выполняет свое общественное предназначение. Этот процесс - не что иное, как осуществление определенным образом упорядоченных культурно - досуговых программ, создаваемых по определенной тематике, с глубо­ким общественнозначимым содержанием.

Выполняя ту или иную функцию, учреждение культуры во-первых, выступает как пространственно-организационная база, информационно-просветительной, художественно-публицистической, и культурно-развлекательной деятельности. Во-вторых, организует и проводит воспитательно - просветительные акции по инициативе и при участии актива, членов клубных объединений. В содержательном отношении именно эта отрасль деятельности учреждения культуры наиболее многопланова и содержательно насыщенна.

В определенном смысле функции можно назвать «первичными», ибо само учреждение культуры возникает для удовлетворения потребностей людей в определенных занятиях на досуге и для целенаправленного руководства насыщением и развитием таких потребностей.

Потребность людей в межличностном общении в процессе культурно-досуговой деятельности обуславливает существование коммуникативной функции. Система форм, видов и уровней общения настолько разнообразна, что следует вывести эту дефиницию за рамки функции, ибо она является не функцией, а основанием для всех функций куль­турно-досуговой деятельности.

Итак, все социальные функции культурно-досуговой деятельности составляют единое целое и постоянно реализуются в практической ра­боте. Забвение или недооценка той или иной функции ведет к приниже­нию роли учреждения культуры, к сужению сферы его влияния на раз­витие личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 9586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.