Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы культурно-досуговой деятельности




Принцип - руководящая идея, основное исходное положение какой - либо теории или науки; в этическом плане - основное правило поведе­ния, деятельности. Принцип есть центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-то положения на все явления какой-либо деятельности. Под принципами досуговой деятельности принято пони­мать основные требования, которым следуют профессионалы в ее ор­ганизации.

Раскрытие и конкретизация принципов досуговой дея­тельности - это обоснование теоретических, социально - политических и организационных основ ее функционирования. Они составляют фунда­мент, на котором строится здание науки о культурно-досуговой дея­тельности. Знание и глубокое понимание принципов культурно-досуговой деятельности - необходимое условие правильной научной организации деятельности учреждений культуры.

Важнейшим принципом культурно-досуговой деятельности является ее неразрывная связь с жизнью, практическими задачами реформирования нашего общества. Основное содержание досуговой деятельности - возрождение духовного наследия предше­ствующих поколений, подготовка населения к решению социально-общественных, экономических и культурных задач. Действенность, кон­кретные, осязаемые результаты в повышении уровня культуры людей создают условия для развития их инициативы и самодеятельности, ро­ста самосознания.

Учреждения культуры чутко реагируют на события общественной жизни. Много нового и интересного появилось в последние годы в возрождении фольклорных традиций, праздников и обрядов.

Учреждения культуры придают широкой огласке, подвергают критике антиобщественные поступки, формируют соответствующее общественное мнение. В этих целях Дворцы, дома культуры, клубы исполь­зуют самые разнообразные средства, имеющиеся в их распоряжении.

Осуществление принципа связи досуговой деятельности с жизнью, с насущными общественными проблемами предполагает соблюдение ряда условий.

Первое - целенаправленность досуговой деятель­ности, выражающаяся в донесении до посетителей всего богатства культуры, общечеловеческих ценностей.

Второе - конкретность досуговой деятельности. Каждое учреждение культуры осуществляет свою деятельность в соци­уме, решая ежедневно присущие только ему задачи.

Третье - оперативность учреждений культуры. Не отставать от событий, успевать за жизнью, своевременно подмечать новое - ценное качество специалиста учреждения культуры. Очень важно вовремя ин­формировать людей о событиях в жизни страны и за рубежом и разъяс­нить их смысл, рассказать о принятых мерах социальной защиты насе­ления.

Четвертое - непрерывность процесса досуговой дея­тельности. Важна повседневная, настойчивая, систематически прово­димая работа: только так может быть достигнут желаемый результат.

Досуговая деятельность только тогда привлекает людей, вызывает у них стремление присутствовать на программах, когда они интересны, увлекательны. Каждое учреждение культуры призвано стать для человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знако­мыми, разумного проведения своего досуга. Только при наличии у насе­ления устойчивого интереса к культурно-досуговой деятельности про­блема аудитории в учреждениях культуры будет решена.

Для этого работникам учреждений необходимо знать настроения, интересы и духовные запросы людей, организовывать работу с учетом мотивированного выбора ими видов и форм досуговой дея­тельности.

Учреждения культуры располагают большим арсеналом различных выразительных средств, форм и методов деятельности. Специалисту важно овладеть ими, научиться творчески применять их. Искусство его и заключается в том, что он умеет из всего богатейшего арсенала средств, форм и методов выбрать такие, использование которых в каж­дом конкретном случае обеспечит наилучший результат.

Важнейшим принципом культурно-досуговой деятельности являет­ся дифференцированный подход к различным слоям населения. Этот принцип означает организацию досуговой деятельности с учетом специфических особенностей различных групп населения как одно из необходимых условий доходчивости и действенности досуговых программ.

Интересы и запросы различных возрастных групп на­селения существенно отличаются друг от друга. Поэтому очень важно при организации досуговой деятельности учитывать возраст­ные особенности населения.

Особенно внимательно следует продумывать содержание, формы и методы работы среди молодежи. Молодежь составляет более поло­вины всего взрослого населения страны, а среди посетителей учрежде­ний культуры она в подавляющем большинстве.

Серьезного отношения требует деятельность учреждений культуры среди пенсионеров. Это весьма благодарная аудитория. При правиль­ном определении содержания и соответствующих методах работы люди пожилого возраста могут стать постоянными посетителями, непосредственными участниками и активистами в подготовке и проведении культурно-досуговых программ, деятельными помощниками специалистов учреждений культуры. Во многих учреждениях культуры пенсионеры входят в состав общественных советов, являются организаторами, охотно делятся своим богатым жизненным опытом с молодежью.

Чтобы досуговую деятельность строить дифференциро­ванно, специалистам учреждений культуры следует всесторонне из­учать и знать свой социум, его особенности, нужды и запросы.

Одним из важных принципов культурно-досуговой деятельности является опора на самодеятельность людей. Этот принцип означает наличие в учреждениях культуры специально подготовленных, знающих и любящих свое дело профессионалов, умелых организаторов, пони­мающих необходимость опоры на актив, использования инициативы и самодеятельности людей, способных на деле создать условия для раз­вития активности населения.

Деятельность учреждения культуры направлена на людей и предполагает их активное участие в культурно-досуговых мероприятиях не только в качестве зрителей, но и организаторов. Учреждения культуры могут рассчитывать на успех только при условии, если будут тесно свя­заны с населением, опираться на него, развивать его инициативу и самодеятельность, вовлекать в культурно-досуговую деятельность.

Формы приобщения населения к деятельности учреждений культу­ры разнообразны: участие в общественных советах, в любительских объединениях и кружках, в коллективах художественной самодеятельности. Учителя, врачи, специалисты сельского хозяйства нередко вы­ступают в качестве руководителей коллективов художественной само­деятельности, организаторов или участников отдельных культурно - досуговых программ, преподавателей народных университетов, членов культурно - художественных и концертных бригад и т.д.

Социальная обусловленность культурно-досуговой деятельности позволит связать ее и с жизнедеятельностью отдельного индивида, с личностным смыслом его бытия. Поэтому принцип индивидуализации становится самостоятельным в досуговой деятельности, при­обретает важное значение в ее понимании. Именно на основе раскры­тия диалектики социального и индивидуального удается выявить смысл культурно - досуговой деятельности и органически заключить ее в си­стему восприятия жизни.

Процесс функционирования культурно-досуговой деятельности в этом плане можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Первая состоит в понимании личностью своей социальной сущности, а вторая - способствует выработке у нее индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которо­му она получает возможность самосовершенствования согласно соб­ственным природным задаткам и общественным потребностям. Инди­видуальный подход указывает и на такую важную черту культурно - досуговой деятельности, как его целостность.

Особенно ценным является принцип доступности в культурно - досуговой деятельности, который осуществляется на основе учета психологических особенностей личности и отдельных групп, их социально - демографических и социально - психологических особенностей. В то же самое время следует учитывать уровень развития способностей и мотивации личности.

Одним из принципов досуговой деятельности является принцип последовательности, когда осуществляется конкретизация общих целей культурно-досуговой деятельности, выстраивается ее си­стема, намечается ряд взаимосвязанных задач, обеспечивающих их достижение (то есть разрабатывается вся педагогическая система). Участие в досуговой деятельности - это особое психологиче­ское состояние человека, достигаемое в результате переключения с одного вида деятельности на другой (в активных его формах) или - от­ключения от деятельности (в пассивных: сон, лежание и другие формы "бездеятельного досуга"). Этот принцип учитывает характер занятий, а также подразделяет их по признакам возрастающей активности и само­стоятельности.

Оценка возможностей включения личности в ту или иную форму коллективного или индивидуально организованных занятий и выстраивание ближней, средней и дальней перспективы овладения более сложным и общественно ценными видами деятельности, позволяет выделить принцип системного подхода к решению досуговых задач. Например, задач формирований положительно воспитывающих видов занятий у различ­ных социально-демографических групп населения, борьбы с деструк­тивными занятиями, превращающими досуг в криминогенный фактор, и других задач перевоспитания. Выстраивание структуры занятий на основе рационального использования свободного времени позволяет поднять уровень социальной и индивидуальной активности людей. Улучшается система педагогического руководства процессом самовос­питания через формы досуговой деятельности, в индивиду­альных видах занятий происходит процесс перехода руководства в са­моруководство.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Каковы основные особенности и функции социально-культурной деятельности?

2. Что понимается под сущностью досуга и досуговой деятельности?

3. Охарактеризуйте основные социальные функции культурно-досуговой деятельности.

4. Охарактеризуйте основные принципы культурно-досуговой деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.