КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Трудовые ресурсы Население в возрасте 15-72 лет
Рисунок 1- Трудовые ресурсы и население в возрасте, установленном для измерения экономической активности На рис. 1 показано, что категория граждан, составляющих трудовые ресурсы, не совпадает с категорией граждан в возрасте 15-72 лет. Во-первых, в число трудовых ресурсов не включают неработающих пенсионеров до 72 лет, неработающих подростков 15-16 лет и неработающих инвалидов в трудоспособном возрасте. Во-вторых, к населению в возрасте 15-72 лет не относят работающих пенсионеров старше 72 лет и работающих подростков младше 15 лет, которые входят в состав трудовых ресурсов. Трудоспособный возраст в каждой стране определяется законодательно (в США, России, Украине - 16-60 лет, в Канаде - 15-66, в Мексике и Португалии - 12-65). Во многих странах, особенно развивающихся, пенсионный возраст вообще не определен, поскольку отсутствует пенсионное обеспечение. В международной статистике трудоспособным принято считать население в возрасте от 15 до 65 лет. По статистике ООН трудоспособный контингент составляет приблизительно 65% населения мира. Независимо от целей использования трудовые ресурсы можно рассматривать как экономическую и планово-учетную категорию. Трудовые ресурсы предприятия - это максимальный объем однотипных трудовых функций, который может использовать предприятие в производственных целях при наличном составе наемных работников. При заданной продолжительности рабочего дня (или заданной норме труда) объем трудовых ресурсов характеризуется численностью наемных работников предприятия. В отечественной экономической литературе наряду с термином «трудовые ресурсы предприятия» используют термин «кадры», который подчеркивает однотипность, обезличенность, взаимозаменяемость работников в индустриальном производстве. Трудовые ресурсы как планово-учетная категория - население в трудоспособном возрасте, способное участвовать в трудовом процессе - как занятое так и не занятое в общественном производстве. Часть трудовых ресурсов, непосредственно привлеченная в общественное производство на данное время, составляет экономически активное (занятое) население. На него приходится в мире почти 3/4 трудовых ресурсов. Уровень экономической активности социальной группы - это отношение численности экономически активных представителей данной группы к ее общей численности. Обычно экономическую активность рассматривают в возрастных, половых (тендерных), возрастно-половых и региональных группах. Структура экономически активного населения описывается показателями, характеризующими его распределение по возрастным, половым, половозастным группам, по уровню образования, по регионам страны. Не задействован ная в общественном производстве часть трудовых ресурсов относится к безработным. Уровень безработицы изменяется во времени и неодинаков в разных странах. Он зависит от уровня развития экономики страны, характеризует в определенной степени уровень жизни населения и является одним из важных социально-экономических показателей. Согласно сложившейся статистической практике, трудовые ресурсы в России рассчитываются как сумма трех показателей (табл.1). 1. Трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте. Эта категория граждан состоит из мужчин в возрасте 16-60 лет и женщин в возрасте 16-55 лет за вычетом неработающих инвалидов I и II групп указанных возрастов. Иными словами, численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте рассчитывается как разность численности населения в трудоспособном возрасте и численности неработающих инвалидов в трудоспособном возрасте. 2. Работающие подростки. Эта категория граждан состоит из работающих подростков до 16 лет. Их численность весьма незначительна, и этой категорией часто пренебрегают при расчете численности трудовых ресурсов. 3. Работающие пенсионеры. Эта категория граждан состоит из работающих мужчин старше 60 лет и работающих женщин старше 55 лет, она довольно многочисленна и составляет 5-7 % численности трудовых ресурсов. Таблица 1- Динамика среднегодовой численности трудовых ресурсов России
По данным обследования населения по проблемам занятости, в I квартале 2012г. численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые и безработные) составила 74,8 млн. человек. Уровень экономической активности населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности экономически активного населения к общей численности населения данной возрастной группы) составил 67,4%.В численности экономически активного населения 69,9 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,9 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). По сравнению с I кварталом 2011г. численность занятого населения увеличилась на 0,5 млн. человек, или на 0,7%, численность безработных сократилась на 0,7 млн. человек, или на 13,3% (рис.2). Рисунок 2 - Численность экономически активного населения РФ, млн. чел В I квартале 2012г. численность безработных была ниже докризисного уровня февраля 2008г. на 0,4 млн.человек (на 8,3%), численность занятого населения превысила уровень февраля 2008г. на 0,6%. В среднем за 2011г. численность занятого населения превысила среднегодовые данные 2010г. на 0,9 млн.человек (на 1,3%). Численность безработных в этот период сократилась на 0,6 млн. человек, или на 10,9%. Уровень занятости населения (отношение численности занятых к общей численности населения в возрасте 15-72 лет) в I квартале 2012г. составил 63,0% и был соответственно на 0,4 и 2,0 процентных пункта выше, чем в I квартале 2011г.и 2010г., и на 0,9 процентного пункта выше, чем в докризисный период в феврале 2008 года (рис.3).
Рисунок 3 - Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет В среднем за 2011г. уровень занятости населения составил 63,8% и был выше, чем в среднем за 2010г. на 1,1 процентного пункта, а также превысил значение докризисного 2008г. на 0,4 процентного пункта. В I квартале 2012г. уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) составил 6,5% и был ниже, чем в I квартале 2011г. (на 1 процентный пункт) и I квартале 2010г. (на 2,3 процентного пункта), и ниже докризисного февраля 2008г. (на 0,6 процентного пункта), (рис.4).
Рисунок 4 -Уровень безработицы, по методологии МОТ без корректировки сезонных колебаний, в % от экономически активного населения РФ
В среднем за 2011г. уровень безработицы составил 6,6% и был ниже, чем в среднем за 2010г. и 2009г. (соответственно на 0,9 и 1,8 процентного пункта), но выше, чем в среднем за 2008г. (на 0,3 процентного пункта). Международные сравнения. В настоящее время уровень безработицы в России ниже, чем во Франции, США, Италии, Соединенном Королевстве (Великобритания), Швеции и выше, чем в Германии, Японии, Австрии (рис 5). Рисунок 5- Уровень безработицы в России и отдельных странах мира, в 2011году, в % от экономически активного населения
Формы занятости населения. В 2011г. наметилась устойчивая тенденция роста численности занятого населения и уровня занятости, которая отмечалась во всех периодах 2011г. и продолжилась в 2012 году. Анализ динамики численности и структуры занятого населения по формам занятости показывает, что рост занятости обеспечивал неформальный сектор экономики, где за период с 2010 по 2011гг. численность занятого населения возросла на 1,4 млн. человек, или на 13,7%,(рис. 6).
Рисунок 6- Динамика изменения форм занятости населения, млн. чел.
В 2011г. по сравнению с 2010г. численность работающих в организациях (юридических лицах) сократилась на 0,5 млн. человек (на 0,8%), в то же время численность работающих по найму у физических лиц и индивидуальных предпринимателей возросла на 1,1 млн. человек (на 18,1%), индивидуальных предпринимателей - на 172 тыс. (на 6%). К уровню 2008г. численность занятых (на основной работе) в неформальном секторе экономики в среднем за 2011г. была ниже на 1,0 млн. человек, или на 8,1%. При этом численность работающих (на основной работе) в организациях со статусом юридического лица, по данным обследований населения, превысила 2008г. на 0,8 млн. человек, или 1,4%. Вместе с тем, по отчетам организаций наблюдается снижение численности работников списочного состава. За период с 2008г. по 2011г. по сведениям организаций (включая организации малого предпринимательства) среднесписочная численность работников сократилась на 3,5 млн. человек, или на 7%. Экономическая активность населения по возрастным группам. В 2011г. средний возраст занятого населения составил 40 лет (в 2008г. - 39,6 года), безработных - 35,3 года (в 2008г. - 34,7 года). Занятые женщины в среднем на 1 год старше занятых мужчин: средний возраст занятых женщин составил в 2011г. 40,5 года, занятых мужчин - 39,5 года. В 2008г. средний возраст занятых женщин и мужчин отличался на 1,1 года и составлял соответственно 40,2 года и 39,1 года. Различия среднего возраста безработных женщин и безработных мужчин не столь значительны - только 0,3 года. В 2011г. средний возраст безработных женщин составил 35,4 года, безработных мужчин - 35,1 года. В 2008г. средний возраст безработных женщин и мужчин был одинаков и составлял 34,7 года. Молодежь в возрасте до 25 лет составляет в численности занятого населения 10,3%, в численности безработных - 26,6%, лица в возрасте 50 лет и старше - соответственно 25,3% и 18,2% (рис 7). За период с 2008 по 2011г. среди занятого населения сократилась доля лиц в возрасте 15-24 лет (на 1,9 процентного пункта) и 40-49 лет (на 1,8 процентного пункта), возросла доля лиц в возрасте 30-39 лет (на 0,9 процентного пункта), 50-59 лет. В составе безработных за этот период сократилась доля лиц в возрасте 15-19 лет (на 3,6 процентного пункта), 40-44 года (на 1,5 процентного пункта), 45-49 лет (на 0,3 процентного пункта); возросла доля лиц в возрасте 20-24 лет (на 0,7 процентного пункта), 25-29 лет (на 2,0 процентных пункта), 30-34 лет (на 1,1 процентного пункта), 50 лет и старше (на 1,7 процентного пункта) Рисунок 7 - Структура занятых и безработных по возрасту в 2011году, в % Самый высокий уровень занятости отмечается среди населения в возрасте 40-44 лет - в 2011г. 87,9%, в том числе среди городского населения - 90,1%, сельского населения - 81,7%. Уровень безработицы среди молодежи намного выше, чем в старших возрастах. В возрастной группе 15-19 лет уровень безработицы составил в среднем за 2011г. 31,0% (в том числе среди юношей - 28,6%, среди девушек - 34,8%), среди молодежи в возрасте 20-24 лет - 13,6% (среди юношей - 13,6%, среди девушек - 13,6%), (рис.8). Рисунок 8 - Уровень занятости и безработицы по возрастным группам в 2011году, в % При этом, среди городской молодежи в возрасте 15-19 лет, уровень безработицы выше, чем среди сельской (соответственно 33,0% и 28,6%). В возрастной группе 20-24 лет, ситуация иная - уровень безработицы среди сельского населения в 1,4 раза выше, чем среди городского (соответственно 12,3% и 16,9%), (рис.9). Рисунок 9.- Уровень безработицы по возрастным группам среди городского и сельского населения в 2011году, в % Среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы (в среднем) составил 15,5%, в том числе среди городского населения - 14,1%, среди сельского населения - 18,7%. За период 2011года уровень молодежной безработицы снизился по сравнению с предыдущим годом (на 0,9 процентного пункта), но все еще оставался выше уровня 2008года (на 1,4 процентного пункта). Данные обследования населения по проблемам занятости показывают, что высокий уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-24 лет определяется, главным образом, низкой долей занятых экономической деятельностью, так как в этом возрасте значительная часть молодежи обучается в образовательных учреждениях (рис 10). Рисунок 10- Экономическая активность молодежи по возрастным группам в 2011году, в % от населения соответствующего возраста (* Учтены студенты и учащиеся, не занятые в экономике и не ищущие работу) В 2011г. более 85% молодых людей в возрасте 15-19 лет обучались в образовательных учреждениях и классифицировались как экономически неактивные. Оплачиваемую работу имели только 8% населения данного возраста. Среди молодежи в возрасте 20-24 лет уровень занятости выше - 54,3%, так как доля обучающихся существенно ниже - 27%. На данную возрастную группу приходится основная часть выпускников учреждений профессионального образования, выходящих на рынок труда. По данным обследований населения по проблемам занятости, 57% занятого населения имеют высшее или среднее профессиональное образование (30% - высшее и 27% - среднее профессиональное). C 2000г. доля занятого населения с высшим профессиональным образованием увеличилась (на 4 процентных пункта), со средним профессиональным - сократилась (на 4 процентных пункта). Среди безработных специалисты с высшим или средним профессиональным образованием составляют 36% (рис.11). Рисунок 11 - Структура занятого населения и безработных по уровню образования в 2011году, в % Статистические данные показывают, что чем выше уровень образования, тем выше уровень занятости и ниже безработица. Так, в 2011г. уровень занятости среди населения с высшим профессиональным образованием составил 81,5%, уровень безработицы - 3,6%, тогда как со средним профессиональным образованием соответственно 73,7% и 5,1%, начальным профессиональным образованием - 73,2% и 6,7%. Существенно выше уровень безработицы и ниже уровень занятости среди населения, не имеющего профессионального образования - в среднем 41,9% и 11,5% соответственно (рис.12). Рисунок 12- Уровень занятости и уровень безработицы в группах населения по уровню образования в 2011году, в %. 1.2. КАЧЕСТВО ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.
Изменение характера труда в сторону технологически более сложного порождает проблему качества трудовых ресурсов. Ключевыми при этом являются вопросы здоровья, уровня образования и профессиональной подготовки. Именно эти проблемы рассматриваются ООН как основные при определении уровня развития человеческого потенциала (индекс человеческого развития), характеризующего качество жизни населения стран и регионов. При вычислении индекса человеческого развития учитывают ожидаемую продолжительность жизни, достигнутый уровень образования (письменности) и уровень жизни. Ожидаемая продолжительность жизни зависит от доступности медицинского обслуживания, доброкачественной воды, наличия санитарной защиты и калорийной пищи; уровень образования - это не только уровень письменности взрослого населения, но и количество студентов, то есть уровень будущей профессиональной подготовки, возможность получить высшее образование. Низкие показатели качества жизни в странах Африки южнее Сахары и странах Южной Азии свидетельствуют о значительных проблемах этих регионов не только сегодня, но и в будущем, а рост показателя человеческого развития в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, наоборот, - о значительных социально-экономических сдвигах в этих странах. При всех социально-экономических проблемах общественной перестройки в странах Центральной и Восточной Европы показатель развития человеческого потенциала здесь достаточно высок, что позволяет делать, оптимистический прогноз. В процессе планирования трудовых ресурсов проводятся: оценка наличных ресурсов; оценка будущих потребностей; разработка программы удовлетворения потребностей (например, на некоторых предприятиях США проводится регистрация трудовых навыков работников, регистрация количества работников, обладающих такими навыками). Человеческие ресурсы -персонал организации, характеризующийся достигнутыми уровнями компетенции, желаниями, мотивациями, устремлениями. Другими словами, ч еловеческие ресурсы = количество людей (людские ресурсы) + человеческий потенциал (компетенции, опыт, интеллект, способность к постоянному совершенствованию и развитию). Наряду с традиционными признаками, которые присущи элементам определяемой совокупности - кадрам, персоналу, рабочей силе, трудовым ресурсам, термин «человеческие ресурсы» включает способность к творчеству и потенциальные возможности всестороннего развития работников, общую культуру и нравственную надежность, определенный эффект кооперации и самоорганизации (коллективные формы организации труда и принятия решений, «кружки качества», «дух команды» и т.д.), совершенствование трудовых взаимоотношений, мотивацию, предприимчивость и др. Если строгое содержание терминов «кадры», «персонал», «трудовые ресурсы» отражает функциональный, технократический подход к работнику и соответствует концепции «экономического человека», то термин «человеческие ресурсы» является выражением личностного подхода и соответствует концепции «человека социального». По смыслу понятие «человеческие ресурсы» тесно связано и соотносится с такими понятиями, как «кадровый потенциал», «трудовой потенциал», «интеллектуальный потенциал», превосходя по объему каждое из них, взятое в отдельности. Функции управления развитием человеческих ресурсов реализуются через: 1) программы развития духовной культуры и системы общего образования; 2)совершенствование профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации кадров; 3) изменение содержания труда, форм его организации и мотивации; 4) рационализацию форм и методов подбора, оценки, аттестации и продвижения работников и т.д. Человеческие ресурсы как фактор экономической эффективности. Сегодня наряду с традиционным термином «экономическая эффективность» все чаще используют и понятие «социальная эффективность». Экономическая эффективность означает реализацию персоналом целей организации (производительность труда, рентабельность, высокая гибкость и адаптивность к непрерывно меняющейся среде) за счет экономичного использования ограниченных ресурсов. Социальная эффективность проявляется в степени достижения индивидуальных целей работников и характеризует удовлетворение ожиданий, желаний, потребностей и интересов сотрудников (оплата и содержание труда, возможность личностной самореализации, удовлетворенность общением в коллективе). Одним из наиболее эффективных методов стратегии активизации резервов человеческого ресурса выступают: - прямые инвестиции в рекреационный сектор организации; -создание социальной сферы – периферии хозяйственного комплекса в виде взаимосвязанной и координировано функционирующей сети домов отдыха, поликлиник, спортивных комплексов, детских садов, столовых и других объектов, направленных на укрепление здоровья, мотивации к труду, создания положительного социального микроклимата для работников организации. Следствием функционирования данной «социальной периферии» становится снижение текучести кадров; снижение случаев нарушения трудовой дисциплины, сокращается число социальных конфликтов в трудовом коллективе; конфликтов между трудовым коллективом и администрацией предприятия.
1.3 Человек: индивид, личность, индивидуальность Персонал организации обладает рядом психологических характеристик, которые следует учитывать руководителю при приеме на работу (определенные виды деятельности предъявляют требования к личностным параметрам людей) и в ежедневной деятельности. Индивид: отдельный представитель социальной группы, общества, народа. Человек с момента рождения - индивид, индивид - это не «один», а «один из» человеческого общества - синоним индивидуальности. Отсюда - индивидуальный подход к работе с персоналом, предполагающий учет особенностей каждого работника, выбор соответствующих форм и методов воздействия, стимулирования профессиональной деятельности, планирование карьеры и т.д. Индивидуум - человек, обладающий только ему свойственными характеристиками, как внешнего, так и внутреннего характера. Личность -общественное «лицо» конкретного человека, общественный образ людей, принадлежащих к какой-либо группе, классу и т.д. Это обобщенный образ, набор социально необходимых качеств, требуемых для выполнения специфических функций (например, личность воина). Свойства личности определяются с помощью многообразных личностных опросников, которые состоят из списка вопросов или суждений, диагностируют особенности характера, темперамента, межличностных отношений, мотивационную и эмоциональную сферу. Индивидуальность - (от лат. individuum - неделимое, особь) - совокупность характерных индивидуальных особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого, проявляется в чертах темперамента, характера. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают. Комплекс устойчивых компонентов личности составляют: темперамент, характер, способности, мотивация.
1.4. Структура личности: темперамент, характер, способности Темперамент - это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания и остающиеся почти неизменными в процессе всей жизни. Типы темпераментов: Флегматик. Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств; проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием. Холерик. Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается. Сангвиник. Живой, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно. Меланхолик. Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Темперамент проявляется: у холериков - бурными реакциями, открытостью, резкими сменами настроения, неустойчивостью и общей подвижностью, выраженной рациональностью; у флегматиков - медлительностью, устойчивостью, замкнутостью, слабым внешним выражением эмоциональных состояний, логичностью суждений; у меланхоликов - неустойчивостью, легкой ранимостью, необщительностью, склонностью глубоко и эмоционально переживать даже незначительные события; у сангвиников - подвижностью, склонностью к смене впечатлений, отзывчивостью, общительностью. Перечисленные типы темпераментов являются относительно устойчивыми и мало подвержены изменениям под влиянием среды и воспитания. Вместе с тем они не характеризуют содержательную сторону личности, ее мотивацию, ценности, потребности Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика - замкнутость и застенчивость; у флегматика - безразличие к людям, сухость; у сангвиника - поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика - поспешность решений. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным; тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие - другого. Личность - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек. Свойства личности: отличается самостоятельностью в поступках; способна нести ответственность и решать проблемы; контролирует поведение, обладает силой воли; способна изменяться с течением времени. Личность - это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Взаимосвязь: Личность индивид индивидуальность Индивид выражает общие свойства человека, как организма. Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер. Личность - результат процесса воспитания и самовоспитания. Личностью не рождаются, а становятся. Атрибуты личности: воля, свобода, разум. Типы личностей. К.Леонгард разработал концепцию «акцентуированных личностей», согласно которой основные черты личности, относящейся к различным психическим сферам (интересов и склонностей, чувств и воли, интеллектуальной), накладывают отпечаток на личность в целом. Личности, у которых какие-либо основные черты имеют высокую степень выраженности, названы К.Леонгардом акцентуированными - акцентуация всегда предполагает усиление степени определенной черты (например, честолюбия, чувства долга и т.д.). Причем у обычного человека наличие той или иной черты лишено напряженности в поведении и выражается в ровном и спокойном выполнении своих обязанностей (например, при наличии чувства долга и ответственности). В то же время у акцентуированной личности то же чувство долга, например, сопряжено с беспокойством, постоянными вопросами о том, достаточно ли самоотверженно он поступает. К.Леонгард выделяет десять основных типов акцентуированных личностей: 1. Демонстративная личность – представляет себя не такой, какая она на самом деле, а такой, какой она хотела бы быть. Эти люди одарены фантазией, избегают трудностей. Иногда их относят к слабохарактерным, на самом деле они являются истериками. 2. Возбудимая личность – часто производит впечатление примитивного человека, угрюма на вид, часто проявляет недовольство, раздражительность и импульсивность в поступках. Для таких людей характерна необузданная возбудимость со вспышками ярости. Они не умеют держать себя в руках. 3. Гипертимическая личность – легко распознается в обычной беседе. Основными особенностями ее являются разговорчивость и жизнерадостность, оптимизм. Умственная подвижность выражается мимикой. Изобретательна и богата идеями, но в семейном кругу бывает раздражительна. 4. Дистимическая личность – отличается застенчивостью, безрадостным видом, маловыразительной мимикой, пессимизмом, фиксацией на мрачных сторонах жизни. 5. Аффектно-экзальтированная личность – отличается избытком эмоциональных колебаний (то безудержно-отчаянны, то восторженно-блаженны), характерной чертой ее является эстетизм. 6. Застревающая личность – обнаруживает проявление эгоистических чувств (честолюбия, болезненной обидчивости); может принимать необдуманные решения, редко взвешивает свои поступки, оставаясь в эгоистическом кругу направленности интересов, которые ей ближе. 7. Педантичная личность – отличается инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний; часто проявляет альтруистические чувства (в частности, чрезмерное чувство долга). 8. Тревожно-боязливая личность – имеет повышенную наклонность к страхам, робости, пугливости. 9. Циклотимическая личность – характеризуется сменой поведений (то высокоактивны и оживлены, то застенчивы, пессимистичны, заторможены). 10. Эмотивная личность – чувствительна и впечатлительна, предельно жалостлива и мягкосердечна. Критерием ее поступков является чувство. Эмоционально возбудима, что указывает, однако, на горячий нрав (т.е. свойство, относящееся к сфере воли). Отличается особой чувствительностью и глубиной переживаний в области эмоций, порождаемых в сфере духовной жизни человека.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |