Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные подходы к формированию персонала

VIII. УПРАВЛЕНИЕ НАЙМОМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Под привлечением персонала понимают обеспечение потребности организации в персонале в количественном и качественном отношении.

Требования к «качеству» сотрудников определяются ролью и местом человека в системе управления и закреплены в нормативно-методических документах организации: внутрифирменных стандартах качества персонала, должностных инструкциях и др.

В настоящее время прием на работу рассматривается как спрос и предложение рабочей силы, при этом не только человек должен соответствовать должности, но и должность должна соответствовать человеку.

Методология оптимального соотнесения работников и рабочих мест называется профессиональным клирингом.

Идея профессионального клиринга заключается в том, чтобы:

- с одной стороны, каждый человек из множества профессий выбрал ту, которая для него более подходит, а из множества рабочих мест – то место, которое отвечает его способностям, знаниям, навыкам и желаниям;

-с другой стороны, предприятие получило работников, наиболее достойных и подходящих занимать существующие должности.

При таком подходе в равной степени удовлетворяются интересы обеих сторон. Для практической реализации идеи профессионального клиринга необходимо располагать профессиограммами профессий и рабочих мест, а также объективными методами оценки профессиональных и личных качеств человека для составления его профессиональной персонограммы

Профессиограмма – это ранговый список профессионально-значимых и личностных качеств сотрудника, необходимых для его эффективной работы (в данной должности).

Персонограмма – это ранговый список профессионально-значимых и личностных качеств конкретного человека.

На практике существует 2 основных подхода к привлечению персонала:

-покупка «готовых специалистов»,

- выбор потенциально сильных претендентов с нужными мотивами.

Если в профессиограмме должности более высокий ранг имеют профессиональные качества, то целесообразна «покупка» готовых специалистов, если личностные, то выбор потенциально сильных претендентов.

Факторы, влияющие на процесс найма персонала. Процесс найма персонала зависит от внутренней и внешней среды организации. Основные внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на процесс управления персоналом представлены на рис.30.

 

 

Рисунок 30- Факторы, оказывающие влияние на процесс управления персоналом организации

В таблице28 рассмотрено влияние основных факторов на процесс привлечения сотрудников в организацию.

Таблица 28- Стратегия развития организации

Стратегия развития организации Влияние на технологию привлечения сотрудников
Предпринимательская стратегия Поиск людей, способных идти на риск и доводить дело до конца. Прием на работу, в основном, молодых людей, новаторов, обладающих высоким потенциалом
Стратегия динамического роста Поиск «гибких», верных людей, способных рисковать. Подбор компетентных и беспристрастных сотрудников
Стратегия прибыльности Поиск сотрудников с узкой ориентацией на результат. Акцент на компетентность в области поставленных задач, экспертов в узкой области. Набор персонала, готового к выполнению своих обязанностей
Ликвидационная стратегия Набор сотрудников маловероятен из-за сокращения штатов. Возможность продвижения имеют те, кто обладает требуемыми навыками
Стратегия циклическая (круговорота) Поиск разносторонне развитых сотрудников

2. Тип совместной деятельности – это способ взаимодействия сотрудников в рамках коллективного решения задач. Различают совместно-взаимодействующий, совместно-последовательный, совместно-индивидуальный и совместно-творческий способы взаимодействия сотрудников при выполнении работы. В таблице 29 приведена общая характеристика типов совместной деятельности и их влияние на требования, предъявляемые к персоналу.

Таблица 29 - Общая характеристика типов совместной деятельности и их влияние на требования, предъявляемые к персоналу.

 

Тип совместной деятельности Общая характеристика Графическая модель Требования, предъявляемые к персоналу Примеры
1. Совместно- взаимодей- ствующий Обязательность участия каждого сотрудника в решении общей задачи. Интенсивность труда исполнителей примерно одинакова. Особенности деятельности сотрудников определяются руководителем (характер труда мало изменчив). Высокая ориентация на коллективные цели. Приверженность авторитету лидера. Ориентация на групповую нравственность. Традиционные способы поведения. Совместное передвижение тяжестей.
2. Совместно- последова- тельный Последовательное выполнение работы. Особенности деятельности сотрудников определяются спецификой технологического процесса. Высокая технологическая дисциплина. Конвейер, экспедиционная обработка документов.
3. Совместно-индивиду- альный Каждый исполнитель выполняет свой объем работы. Особенности деятельности сотрудников определяют ся индивидуальными особенностями и профессиональной позицией. Личное непосредственное взаимодействие может отсутствовать. Высокая инициативность, ориентация на результат и индивидуальные достижения. Независимый анализ разных аспектов одного и того же явления разными специалистами. Современные наукоемкие производства. Индивидуальная переноска тяжестей.
4. Совместно-творческий Особенности деятельности заключаются в возможности сотрудников работать в разных профессиональных позициях и выполнять разные коллективные роли в зависимости от стоящей задачи.   Ориентация на профессиональное развитие, самовыражение. Ориентация на сотрудничество специалистами разных областей. Гибкость, адаптация. Сфера науки и искусства.

 

3.Концепция управления персоналом определяет место и роль человека в общей системе управления и выдвигает требования к «качеству» сотрудников организации (табл. 30).

 

Таблица 30 - Общая характеристика требований к кандидатам на должность в соответствии с принятой концепцией управления персоналом в организации

Концепция управления персоналом Требования к кандидатам на должность
Экономическая (использования трудовых ресурсов) Профессиональные навыки
Организационная административная (управления персоналом) Профессиональные знания, опыт, профессиональные навыки, личные качества
Организационная социальная (управления человеческими ресурсами) Профессиональные знания, опыт, профессиональные навыки, личные качества, совместимость с коллективом
Гуманистическая (управления человеком) Требований нет

 

5. При формировании персонала, в зависимости от степени

открытости организации по отношению к внешней среде различают открытую и закрытую кадровую политику (табл. 31).

 

Таблица 31- Характеристика типов кадровой политики

Показатели Открытая кадровая политика Закрытая кадровая политика
Ориентация На внешний персонал На собственный персонал
Требования к персоналу Соответствующая квалификация, компетентность Личные качества, мобильность, адаптация
Условия применения Ситуация высокой конкуренции на рынке труда Ситуация дефицита рабочей силы, отсутствие притока работников
Область применения Новые организации, ориентированные на быстрый рост Организации, ориентированные на создание корпоративной культуры

5.Влияние стадии жизненного цикла организации и типа кадровой политики на процесс найма персонала (табл. 32).

Таблица 32- Влияние стадии жизненного цикла организации и типа кадровой политики организации на процесс найма персонала

Стадии жизненного цикла организации Кадровая политика
Открытый тип Закрытый тип
Формирование Привлечение перспективных профессионалов. Формирование требований к кандидатам. Создание банка кандидатов на работу Привлечение друзей, родственников и знакомых. Поиск перспективных студентов (выплата стипендии)
Развитие Активная политика привлечения профессионалов. Лизинг персонала Проведение внутрифирменных программ обучения. Планирование карьеры
Стабилизация (устойчивое функционирование) Набор эффективных менеджеров (управляющих) Использование совмещения, реализация программ обучения
Спад Установление контактов с фирмами по трудоустройству, консультирование персонала по вопросам профессиональной ориентации Поиск рабочих мест для перемещаемого персонала, переподготовка персонала
Реорганизация Поиск перспективных специалистов. Консультационная помощь персоналу Включение персонала в обсуждение перспектив развития организации, разработка программ частичной занятости

Во всех странах при приеме на работу существует запрещение дискриминации или оказания предпочтения по причинам:

- социального происхождения;

- религиозных убеждений;

- национальной принадлежности;

- пола;

- возраста;

- участия в политической и профсоюзной деятельности.

При приеме на работу в государственные, муниципальные учреждения, организации и на предприятия согласно КЗОТ РФ ЗАПРЕЩАЕТСЯ прием на работу служащих, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Подход к привлечению персонала на работу во многом зависит и от национальных традиций (табл. 33).

Таблица 33- Сравнительная характеристика подходов к привлечению персонала на работу во многом зависит от национальных традиций

США Германия Франция Япония Голландия
Ориентация на отдельную личность. Требование максимального соответствия работника критериям организации. Очень важны специальные знания, навыки, практический опыт. Если во время проверки претендента на рабочее место обнаружится, что он выходит за установленные рамки или не дотягивает до них, его обычно отвергают. Отличительные особенности: строгая дисциплина и строгий контроль, безусловное подчинение сотрудников руководителям. Внимание на биографию. Ориентация на отдельную личность. Требование максимального соответствия работника предъявляемым требованиям. Особое внимание на чувство профессионального долга, стремления к автономии. Ориентация на группу. Основное внимание на «моральное» состояние работников, т.к. отсутствие энтузиазма к работе и своей компании может привести к ее гибели. Уже имеющийся у нового сотрудника профессиональный опыт часто рассматривается как препятствие. Критерии при приеме на работу: качество образования (престижность вуза, личностный потенциал, личностные качества). Отличительные особенности: коллегиальные методы работы. Деловитость ценится выше, чем диплом; выдающиеся достижения значат больше, чем опыт. Особое внимание обращается на пунктуальность.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы расчета численности персонала | Кадровые технологии и основные этапы процесса найма персонала
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.