Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примордиализм в этносоциологии




Направления в этносоциологии

Этносоциология различает три подхода к дисциплине – примордиализм, конструктивизм и инструментализм. Это три различных вектора исследования, которые, в целом, не противоречат друг другу и изучают этнос в различных его аспектах параллельно.

Примордиальный подход подразумевает, что этнос – это изначальное органическое социальное образование, которое накладывает на человека основную структуру мировосприятия. Существует даже понятие homo etnicus, человек этнический. Стоит отметить, что эта ветвь этносоциологии является самой распространенной в дисциплине и сам курс «Этносоциология» в МГУ имени М.В. Ломоносова ведется именно с данных позиций.

Этнос также понимают, как искусственно созданное социальное образование. Такой подход называют конструктивистским. Этносоциологи-конструктивисты считают, что этнос появляется в ходе политической, экономической и культурной консолидации интеллигенции и элит для решения конкретных исторических задач. И хотя эта точка зрения противоречит примордиальному подходу, о котором было упомянуто выше, такие процессы имеют место быть, особенно в современном мире. Этносоциологи -примордиалисты подозревают конструктивистов в том, что они путают понятие этноса с нацией, которая имеет политическое, экономическое и юридическое содержание. Нации, как политические образования, безусловно, создаются искусственно преимущественно в буржуазных обществах, когда исчезает качественных подход к социуму и люди становятся индивидуумами.

И, наконец, существует инструменталистский подход, согласно которому этнос рассматривается, как средство для повышения социального статуса, некая антропологическая особенность, которая изучается в рамках современного глобализированного общества. Этносоциологи-инструменталисты изучают то, как ведет себя и чем отличается представитель того или иного этноса, какой вклад это отличие вносит в экономику, политику, культуру и как он адаптируется к демократии и правам человека. В свою очередь этносоциологи-примордиалисты ставят в укор инструменталистам точку зрения, что американское и шире все глобалистское общество считается чем-то преодолевшим этничность. Примордиальная точка зрения настаивает на том, что любое общество этнично, как далеко бы оно не ушло от своих корней.

Среди ранних этносоциологов-примордиалистов известны Иоганн Готфрид Гердер и Иоганн Готлиб Фихте. Первому принадлежит известная фраза о том, что «народы – это мысли бога», соответственно какая-то одна мысль не может быть редуцирована какой-то другой. Фихте в свою очередь привнес идею образования народа через семью

В “Идеях к философии истории человечества” (1784-1792 гг.) он пишет:

“Природа воспитывает людей семьями, и самое естественное государство – такое, в котором живет один народ, с одним присущим ему характером… ведь народ – такое же естественное растение, как и семья, только у семьи меньше ветвей. Итак, кажется, ничто так не противно целям правления, как неестественный рост государства, хаотическое смешение разных человеческих пород и племен под одним скипетром”.

Фихте сочетал пафос свободы, прогресса и революции с идеями этничности.

В примордиализме существует два направления – культурное и биосоциальное.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.