Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История русских




Она начинается, как мы уже говорили, что славяне – это народ реки. Центр нашего этногенеза. Где жили наши поляке? Где стоит город Киев? В центре реки Днепр, где внизу – соленое Черное море, вверху – Север. Киев и поляне, живущие в центре реки Днепр (Днепр был священной рекой индоевропейцев, скифов и сорматов, называлась ДОН). Самим древним пластом славянского язычества является поклонение упырям и русалкам. Упырь – тот, что пьет кровь предков, чтобы возвратиться. На самом деле, мы опять имеем дело в вампиризме и упыризме с круговращением душ.

Можно предположить, что этноцентрум, с которого стартует славянский этногенез расположен в сфере расселения полян в центре Днепра, и Днепр является той священной рекой, которая совпадает с этим этноцентрумом, с его моделью.

С точки зрения самосознания дальнейших уже более сложных концептуальных структур, это – имеет огромное значение, поскольку является той матрицей, с которой связано дальнейшее развитие дальнейшего самосознания и этногенеза.

У эвенков внизу расположены пороги ада, семь демонов ада. Точно также осмыслялись пороги Днепра, которые были созданы, согласно мировоззрению древних славян (…). И море названо у нас Черным.

По такой же аналогии можно осмыслять и Оку, и Дунай, и Дон и Волхов (волх -шаман).

Кто были предки славян? Есть несколько историй и несколько версий. Самая древняя версия, ее частично принимает Гумилев, а высказана она Рыбаковым, относительно того, что русские были скифы. Есть версия, что под «сколотами» (1 из племени скифов) понимаются живущие в лесостепной зоне и занимающиеся земледелием вдоль рек, предки славян.

Очевидно, что предки славян – это в основном землепашцы, представлены, скорее всего в скандинавских энтах – в них существуют горные воинственные асы, которые представляют типичных кочевников-воинов, т.е. типичных аланов, совроматов, туранцев, готов, вандалов и тихие добрые, но очень мощные ваны – колдуют, производят своими чарами разные священные предметы и которые сосуществуют, а иногда и враждуют с асами. Асы и ваны – вполне возможно протосоциологическая модель разделения индоевропейских кочевников и славянских землепашцев, которые платили этим кочевникам дань.

Славяне, поляне и другие племена: вятичи, кривичи, сибиряне, уличи, и т.д., которые жили вокруг – иногда они смешивались с тюркскими, протоосетинскими, аланскими племенами (северяне, например, которые жили вокруг Чернигова – это потомки смешанного славянско-тюркского населения).

Землепашество составляло главное занятие древних славян протоисторического периода, но землепашество – это следующий уровень, нежели охота и собирательство. Это очень принципиально. Когда славяне появляются в истории, они появляются как землепашцы, живущие общинами. Кем они были до этого, есть очень много разных версий, но вообще это – загадка. Как только мы встречаем русских в истории, мы видим общины типа «задруги» - форма общин родовой и соседской. Эти задруги были также в Польше, в Сербии. Многие социологи рассматривают «задругу» как особый тип славянского общежития, где родовые и соседские принципы перемешиваются между собой.

Россию называли скандинавы раннего периода перед Киевской государственностью Гардарикой, т.е. страной городов.

Существует множество, по тем временам, крупных центров, Киев – 1 из крупнейших центров, судя по всего, население его было около 10000, когда в Лондоне – максимум 2000. вообще развитие славян и славянского мира представляло собой достаточно развитые городские условия, в те время это был некий центр мировой торговли. Мощная развитая капиталистическая цивилизация, основанная на самоуправлении городов. Каждый из которых управляется вечем. Вечевая форма, можно назвать ее Политией (Аристотель) – управление большинства.

Кому подчиняются города и крестьянские общины? До киевского периода они подчиняются кому-то другому, чаще всего хазарам (изначально были индоевропейским народом, степная, довольно жесткая империя). Большинство этих городов платили дань хазарам. Самостоятельности не было.

Этническая система древнего докиевского русского общества – совокупность этноцентров. Было несколько этноцентров, и в зависимости от того, на каком этноцентруме мы бы сосредоточились, оттого и зависит будущая история Руси.

Главный этноцентрум - поляне и главный центр Руси – Киев.

Тот этноцентрум, который лежит в основе российского этногенеза – киевский этноцентрум. Священная река Днепр и великая столица, мать городов русских, Киев. Именно поляне стали главным энергетическим концептуальным центром будущей России.

Этноним «русские» связана с призванием Рюрика, чтобы он защищал Новгород. (посмотреть в инете!!!!!!).

1 версия – норманнская теория. Этноним «русские» первоначально встречается в отношении политической системы доле варяжской (так называемая, норманнская теория, что Русью назывались племена, этническое самоназвание норвежцев, к которым относились Рюрик и его потомки).

2 версия: русскими стали называть по имени роксоланов, знать тмутараканского княжества, состоящее, преимущественно, из аланов и совроматов и, частично, из славян. Этой теории придерживается Гумилев и Вернадский.

3 версия: Русь – собственно славянское название, которое стало расширяться по своему значению и объему позже.

Скорее всего, Русь – изначально представляло собой политическую систему жесткой государственности, основанная на киевско-полянском ореоле. Самое узкое понятие - политическо-социальное понятие, а не этническое!

Скорее всего, речь идет не о племени! Политический смысл.

Русское государство. Сразу после Игоря приходит Святослав, который, по сути дела, создает гигантскую русскую империю, доходя до северного Кавказа. Судя по всему, элита киевской Руси – элита воинов - агрессивных пассионарных кочевников, т.е. асов, но никак не ванов.

Слово Русь изначально означало ответом на вопрос: «ЧЕЙ?». Русский – это тот, который платил Руси дань. В истории русской государственности мы видим 2 социологические категории: асы и ваны.

Большинство населения было занято с/х аж до 30 гг 20 в.. крестьянство составляло основу русского народа.

Вывод: этнические начала связаны с крестьянским бытом, которые мы встречаем еще до начала Киевской государственности, так или иначе должны были сохраниться и до нашего времени, составляя этноцентрум, выстроенный на базе интеграции различных славянских и неславянских сельских групп и сельского населения (…). С этнической точки зрения именно мировоззрение полян или других славян легло в этническую основу, основу нашей национальной психологии. Над этой национальной психологией была надстройка, привнесенная элитами государства, из которой быстро обрусели, заговорили по-русски, но сохранили свою социологическую особенность.

Эта социологическая особенность элит воплотилось в княжеском начале, в Рюриковской династии, где князей становилось все больше и больше, дружин также это было боярство. Княжеские дома сами росли, и постепенно политическая система государственности наполнилась князьями, потомками этих алогенных устроителей Руси и их дружинами.

Дуализм между государством и народом сохраняется на всех этапах русской истории.

Итак, русские на первом этапе называются «киевский народ». Этот народ объединен политической и социально-политической моделью княжеской государственности.

Дальше происходит следующее. Большое кол-во княжеских элит начинают дробить территорию уже нового русского этноцентрума. (киевкий период – былинный период).

В этот момент творится народ. Когда русские начали платить дань своим князьям – это была большая трагедия.

Принятие христианства. Рыбаков выделяет 3 уровня язычества славян:

1) Поклонение упырям и русалкам

2) Род и роженицы (?)

3) Реформа Владимира.

Когда святой Владимир равноапостольный «красно солнышко» принимает христианство, он сбрасывает Пирона (?) в воду. Но там ему и место, в этой реке. Но далее народ идет туда принимать святое крещение. Русь крестили в Днепре, которая явно не ассоциировалась у полян с Иорданом, знать про нее они просто не могли. В этноцентрической картине нет Иордана. Русские крестились в своей реке, в своем роде, в своих русалках, в своих упырях. Явно, что от массы народа того периода требовать понимания христианства просто было невозможно и, если они пошли креститься, либо они ничего не имели(???!), либо они возвращались к своим, поэтому пошли креститься.

Элита, естественно, понимает о чем говорит христианство. Явно, что сама русская элита понимает, что оно делало, когда оно принимало христианство. И оно осмысляет, но явно, что большинство народа до христианства дозреет очень и очень нескоро и, принимая его, оно принимает что-то другое, что называется в истории русской религии – двоеверие, которое представляет собой перетолкование христианской традиции в рамках своего этноцентрума. Поэтому с точки зрения понимания структуры мифологического сознания древних славян надо обращаться через то, как русский этноцентрум перетолковывал христианство. И тут мы увидим по-настоящему то, чем была наша мифология в дохристианские времена.

Русский этнос организовался в виде христианства (?) и стал мощно объединять все вокруг себя. В этот момент происходит то, что можно назвать созданием народа.

Здесь этносы переходят в народ, но кто-то является ядрами этноса. Кто? С точки зрения этносоциологии – поляне.

Благодаря увеличению княжества Руси этноцентрум начинает делиться по новой: не столько на города и не столько на племена, сколько на удельные княжетсва. Удельные княжества – это новая политическая организация. Новая конфигурация Руси, но уже разделяется нечто подобное единому новому этносу, которое уже представляет собой русский народ. В 12-13 в..

Заканчивается цикл феодальной раздробленности. Важно: киевский этнос, представлявший собой нечто единое, делится на 2 части.

Формируется 2 этнических направления:1) великороссы (новая этническая группа) – разделены культурной гранцей и 2) белорусы (относятся больше к северо-западу) и малороссы – часть смешанного киевского народа, исповедующие православие.

13-15 в.Здесь возникает следующий этапам этногенеза – новый этнос и новые социальные уклады. В восточном этносе доминирует азиатский деспотизм, слабое вече.

15-17 век – московское царство. Москва усилилась и создала собственное независимое государство. Возникает новая модель. И тут государство создается великороссами. Они создают московскую Руль, поляне – КИЕВСКУЮ!!!!!

Новый тип государственности. Московское царство начинает подниматься. Видим, как великороссы постепенно перенимают миссию у монгол. Русские князья, вдохновляясь монгольской кочевой этикой, гонят новых ванов (русские московские великие князья).

В 17 веке московское царство начинает отвоевывать уже и 2 часть нашей древней Руси, освобождая белорусов и т.д..

От московской Руси до Санкт-Петербургской Руси, приблизительно, эти процессы и продолжались. Великороссы были и остаются ядром российской государственности. Является базовым этносом и по сегодняшний день.

Какие другие этнические группы повлияли:

На первом этапе – балтийские племена и финоугры в огромном количестве.

Вторая мощнейшая волна – тюрки

Кавкасионы незначительно вошли в русский этнос, в основном уже в советские поздние времена.

Как шли этносоциологические процессы в СССР!

МЫ с этнической точки зрения ВЕЛИКОРОССЫ!!!!!!!!!!!!

Национальность. это понятие возникло из немецкого языка из спора 2 персонажей Отто Бауэра и Карла Ка́утского (?).

Это 2 социал-демократа, коммуниста 1 австрийский, другой – немецкий. Они спорили о том, как понимать нацию. Каутский утверждал, что нация – это чисто политическое образование, «как у всех». Бауэр включил в название «националитетом» культурную принадлежность, ввел этнический элемент. Таким образом, национальность в этом споре стало звучать либо «как у всех» - политически, либо как смесь этноса с нацией, такой этнос, который еще не стал нацией, но вот-вот станет, например, Венгрия.

Бауэр зафиксировал такое частное значение, Ленин его подхватил и противопоставил 2 типа: национальное государство (государство Каутского) и государство национальностей (государство Бауэра). И эту модель Ленин применил к российской ситуации. Этносы, которые проживают на российской империи должны получить политическую независимость и создать свои нации (уже в Каустовском смысле). Потом пришел Сталин. И он решил также все это сохранить, но надо создать социалистическое государство, где все будут тихо сидеть и слушаться.

Самое страшное, что из этого спора мы получили наш сегодняшний термин «национальность», которое сейчас у нас есть в конституции. Мы говорим о многонациональном народе, предполагая «многоэтнический». Но говоря, что мы имеем дело не с этносом, а с национальность, мы говорим: «многогосударственный российский народ».

Советская система держала этносы за счет диктатуры. После того, как все рухнуло, термин «национальность» остался, и они потребовали независимость и стали полноценными национальными государствами. Кто стал? ВСЕ РЕСПУБЛИКИ, КРОМЕ РФ!!! Которая сохранила в своем урезанном аспекте ту же самую двусмысленность: опять многонациональности, опять много различных типов культур и, опять же, это страшное слово Каутского и Бауэра «националитет».

Когда распался советский союз, части единого государства, населенного этнически совершенно не по границам тех административных единиц, которые представляли собой республики (потому что на самом деле на территории Украины жило несколько этнических групп (восточные украинцы и крымчане – это просто великороссы, новороссийцы - казаке)), получили право создавать свое государство нации.. Эти части советской республики, будучи названными национальными образованиями, они получили право создавать свое государство нации. Найти свой этноцентрум и дальше верстать свою политическую национальность через подавление этнических меньшинств.

Дальше в 90 году провозгласили суверенитет и выход, по сути дела, став РФ большинство национальных республик: и Чечня, и Якутия, и Татарстан, и Удмуртия, и Адыгея, и Коми (множество других) – они приняли постановление о суверенитете. Суверенитет – это свойство НАЦИИ, это политическое понятие. Когда в 1 и той же стране существует несколько наций, которые провозглашают свой политический суверенитет, эта страна не может считаться единой, интегрированной.!!!! В 90 году Якутия, республика Саха, провозгласив государственный суверенитет, провозгласила сил собственных и до 93 года другими представителями РФ, не проживающих в республике Саха без визы проехать не могли!!!!

Это национальная модель создала немедленно государство.

Путин начал сворачивать проблему путаницы между этносом и национальностью, признавая право этносов, он стал десуверенизировать эти национальные образования. В этом заключается 1 из самых важнейших изменений в балансе между этносом и нацией.

Он провозгласил, что нация 1 – российская, все остальные этносы – это территориальные образования.

Путин приказал убрать понятие «суверенитета» из конституции национальных республик в 2002 году. Но Татарстан принял только в 2009!!! Только сейчас мы ликвидируем очаги сепаратистской суверенной государственности с территории РФ и то еще не до конца.

Дальнейшие перспективы. Из этой истории этногенеза русского народа, великороссов, следует:

Что белорусы и украинцы являются с нами единым целым, поэтому это разделение политическое к добру не приведет, рано или поздно по этническому аспекту граница хрустнет.

Народы, которые проживают на территории РФ, которые не русские, интегрировались давно в общую систему государственности. Они спокойно могут продолжить развитие своей этнической самобытности, но только до 1 порога, до порога осознания себя нацией.

Мы остаемся великоросским этносом или этносом другим, которым так или иначе с великороссами свою судьбу связало. И вот этот процесс, который с 1 стороны кажется в прошлом, на самом деле не закончен, потому что этносы живут, развиваются или умирают. И если наш этнос, великоросский, ему не суждено дальше жить и идти по своему естественному историческому пути, то в перспективе нас может ждать распад, в том числе распад самой России, распад русского народа и нашего общества, нашего гос-ва. Это очень серьезная вещь.

 

Этноцентрум и gegentypus: конспект лекции №8

10.11.2009

Социолог Макс Вебер, характеризуя основные элементы устройства этноса, говорит о таком понятии как Folk society (FS). FS является своего рода ядром этноса, и в своим изначальных вариантах строится вокруг небольшой общности людей, которые знают друг друга в лицо и вся их жизнь связана между собой. Типичную FS можно увидеть в малых и примитивных племенах или крестьянских анклавах. Вебер отмечает, что по мере развития общества, FS продолжает функционировать как его ядро. Его функциональность и структура существенным образом сказываются на настоящем и будущем общества. О ядерной структуре этноса писал также Вильгельм Мюльман. Он называл ее «этноцентрумом». Этноцентрум, по Мюльману, это та точка, с позиции которой этнос осмысляет себя в пространстве. К примеру, у евреев – это Израиль.

Этноцентрум для представителя его этноса всегда является центром мира, вокруг которого разворачивается динамика истории. При этом то, что существует независимо от этого этноцентрума, является периферией и окрашивается негативными стереотипами. В частности именно так определяется тот, кто является человеком, а кто нет. В данном случае «не человек» демонизируется и становится типичным представителем темных, деструктивных начал.

Вместе с тем периферия обладает не менее важным значением, чем этноцентрум – вокруг взаимоотношений с центром и разворачивается вся динамика жизни этноса.

Важно отметить, что если этноцентрум мигрирует в физическом пространстве, то он переносится на новое место не меняя структуру своей внутренней организации.

Существует три типа взаимоотношений общества с природой.

1) Этнос-природа

Этот тип подразумевает прямое взаимоотношение этноса с природой и характерен для общин собирателей и охотников. Этноцентрум отождествляется с дикой природой. Многочисленным примерами здесь могут служить русские сказки, в которых главными персонажами являются животные.

2) Этнос – Культура – Природа

Такой тип общины характерен частичной прирученностью природы. Облагораживаются поля, появляются домашние животные. Существование этноса здесь осуществляется за счет этой окультуренной части природы и этноцентрум начинает выражаться в различных культах плодородия или того, что ему способствует.

3) Этнос – Культура – Культура

В данном случае природа находится в полном подчинении. Фердинанд Тённис писал, что именно такой тип перестает быть общиной и становится обществом.

Различают также подвижные и неподвижные этноцентрумы. Речь идет о кочевых и оседлых культурах. Кочевые культуры трансграничны, живут разведением скота и зачастую захватом оседлых племен или их материальных благ. Именно кочевым культурам принадлежит изобретение государства, как механизма контроля или подавления оседлых, неподвижных этноцентрумов. Кочевым этноцентрумом можно считать также корабль. В геополитике его считают источником создания цивилизации моря, особой кочевой культуры, которая, несмотря на многие сходства, принципиально отлична от своих сухопутных аналогов. Об этом можно прочитать у таких социологов как Людвиг Гумплович, Фридрих Ратцель, Стивен Оппенгеймер.

Принципиальным моментом в рассмотрении этноцентрума является особое восприятие времени. Оно является сугубо этнической категорией, поскольку именно этноцентрум диктует то, какие события в жизни этноса стоит учитывать и какие из них повлияют на его судьбу. В большинстве случаев время воспринимается циклично. С этим связывают процесс деторождения, который считается ритуалом нового воплощения умерших предков, перерождающихся во вновь появляющихся детях. Время воспринимается как замкнутый цикл, цепочка перерождений. С этим в частности, связана традиция подбора имен для детей в соответствие с почившими предками, дедами и бабками.

В такой ситуации время также становится эротической конструкцией, которая порождает гендерную динамику взаимоотношений внутри этноса. Размножение – это ритуал воспроизводства душ, сакральная акция. Именно поэтому во всех культурах брак заключает шаман, который помогает вращаться колесу времени, знает о его циклах. Его главная задача – поддержка равновесия.

Здесь весьма актуальным является понятие «ноэма», которое ввел немецкий философ Эдмунд Гуссерль. Подвергая критике научную эйфорию, которая была свойственна западному обществу в 19 веке, он заявил, что все ее конструкты есть плод специфических установок сознания. Если считать, что сознание глубоко этнично, как это делает этносоциология, то матрицу этноса, специфику его восприятия и проявления его восприятия можно назвать совокупностью этих ноэм.

Одной из таких ноэм является понятие пола и его проявлений. С этносоциологической точки зрения пол не является анатомическим явлением, и представляет из себя продукт философской операции разделения и соединения. Гендер – это краеугольный камень всех проявлений этноса.

В соответствие с ландшафтом существуют различные формы гендерного распределения.

К примеру, среды кочевых, степных этносов более всего распространены мускулинойдные типы культур. Мужское в них доминирует. Это связано с тем, что кочевник постоянно воюет и передвигается. Это приводит к постоянно дефициту женского, поэтому одной из центральных задач постоянных набегов на оседлые племена кочевник видит похищение женщин.

Оседлые земледельческие этносы характерны своим сбалансированным гендерным проявлением. Такой тип равноправия мужского и женского еще называют андрогинным. Социологи считают русских ярко выраженным андрогинным типом, которые мускулинойдные культуры часто принимают за феминойдность.

Этносы, у которых распространены охота и собирательство, считают носителями феминойдных культур. Сюда можно отнести финно-угров. Вместе с тем среди таких народов деление все же происходит – к примеру охотятся мужчины, а собирательством занимаются женщины.

Принципиальным является то, что этнос является носителем сакрального. Он остается таковым, даже если принимает извне какое-то религиозное учение. Религия накладывается на сакральное понимание этноса и этноцентрум аффектирует содержание религии. Как пример, здесь можно привести то, как на практике проявляются различия между православиями русским и осетинским.

Западные этносоциологи ввели такое понятие как масштабирование этноса. Они различают такие понятие как банда, клан, фратрия, племя и народ. Существуют также различные подходы к иерархизации этносов.

К примеру, если описать четыре состояния этноса:

1) Охотники-собиратели

2) землепашцы

3) скотоводы – кочевники

4) государство

То можно выделить три подхода к их иерархии

1. Прогрессивный подход. Он характерен линейной точкой зрения на развитие этносов. От состояния 1 общество идет к состоянию 4, от недоразвитого к развитому и сверх развитому.

Прогрессивным подходом отличаются эволюционистские, расистские и коммунистические общественные модели.

2. Вильгель Мюльман и Франц Боас утверждали, что иерархизация этносов принципиально невозможно, поскольку сама по себе идея прогресса и развитости сугубо этнична и у так называемых «примитивных» культур есть свои сценарии исторического процесса, которые не обязательно должны совпадать с западными.

3. В современном обществе также существует точка зрения, противоположная прогрессистской. Она принимает ту же иерархию только с обратным знаком, считая, что на самом деле развитие обернулось для человечества деградацией, которую следует повернуть вспять. Такой точкой зрения отличается идеология экологизма.

В любом этносе помимо периферии существует понятие «другого». Есть «мы» и есть «они». Понятие «мы» происходит от мифа от общем происхождении, которое этносоциологи называют Discendenz. Существует также понятие общего генетического происхождения – Lineage, которое используют расологи.

Мы и они есть всегда. Этнос всегда знает какой-то другой этнос. Мы и они группа.

Discendenz – происхождение. Миф и самоидентификация с общим происхождением.

Lineage – генетическое происхождение, которое в этносоциологии не имеет никакого отношения.

Различать общее этническое и генетическое принципиально важно, поскольку в последнее время эти понятия часто путают. Вера в общее происхождение совсем не тоже самое, что биологическое происхождение от одних и тех же людей.

Для того, чтобы различать эти понятия этносоциологи вводят понятие А-раса (общее генетическое происхождение) и Б-раса (общее этническое происхождение).

К примеру, несмотря на все расологические концепции Третьего Рейха, его лидер Адольф Гитлер считал себя высоким голубоглазым блондином, что говорит о его ориентации на Б-расу.

А – раса и Б – раса (генетика и социология)

Второй этноцентрум для этноса всегда является его противоположностью. Он всегда предстает как перевернутый мир, где все ровно с точностью до наоборот. Такой перевернутый по отношению к определенному этносу этноцентрум называют Gegentypus.

Между этносами существует многочисленные типы взаимоотношений:

Комменсиализм - два этноса существуют параллельно друг с другом, не вмешиваясь в дела друг друга.

Симбиоз- сосуществование и взаимодействие двух этносов.

Паразитизм – использование одного этноса другим этносом без пользы для первого.

Ассимиляция – включение одного этноса другим с последующим растворением первого.

Этноцид – крайняя форма ассимиляции, когда представители одного этноса физически уничтожают представителей другого.

Колонизация – покорение этноса и превращение его членов в рабов.

Патронат и клиент – одна из форм симбиоза только с иерархией. Один более развитый этнос снабжает менее развитый культурными или материальными благами.

 

 

Этнические девиации и внутренняя динамика: конспект лекции №9

16.11.2009

Внутренняя этническая динамика в большинстве случаев находится в гомеостазе, уравновешенном самодостаточном состоянии. Этот гомеостаз подразумевает легкие демографические флуктуация и рост культурного уровня, которые в целом не затрагивают структуры этноса. В свою очередь более интенсивная этническая динамика связана с тем, что у всех этносов, так или иначе, существуют соседи. В этом отношении разделяют динамики межэтнических и внутриэтнических отношений, которые связаны между собой. Если растет динамика внутри этноса, то растет и динамика этногенеза.

 

По словам питерского философа Александра Секацкого, каждый индивид, ассоциируясь с вневременными социологическими константами, совершает постоянную непрерывную работу по сохранению состоящих из них структур, одной из которых является этнос. Поэтому социализация в нем происходит постоянно, от рождения до смерти. Даже похороны считаются социализацией покойного, связыванием его с потусторонней социальностью. Это чрезвычайно важно, поскольку, как уже говорилось в предыдущих лекциях, динамика деторождения напрямую зависит от процесса смерти и циркуляции душ.

Стоит отметить, что социализацию в этносах проходят не только люди, но также животные, растения, рыбы и даже природные явления. Таким образом персонифицируется природа. Существуют также операции инклюзии, то есть принятие в члены этноса представителей иных народностей. В этом случае вступающий должен признать предков своего нового этноса своими.

Важным явлением в жизни этноса также являются отрицательные социальные обряды, эксклюзии, которые подразумевают под собой изгнание маргинальных элементов. Лишением статуса члена племени или даже человека также наказывают тех, кто отказался от этносоциализации или по каким-то причинам не может в них принять полноценного участия.

Вместе с тем определенные виды девиаций все же допускаются и иногда их носители занимают центральные места в этносе. Как пример, шаман, который умеет разговаривать с животными, духами и растениями. В племени его не считают человеком, однако он носит ярко выраженные не основные социальные функции. Среди наиболее известных девиантов, ставших в главе этнической иерархии можно назвать Чингизхана, который боялся собак, что среди монголов считалось уродством.

Как отмечалось ранее, структура мышления любого человека всегда этнична. То есть именно из специфики этнических культурных конструкций происходит две основные операции мышления - различение и объединение. Предельной формой операции объединения являются кататонические и эпилептойдно глишройдные симптомы. Напротив, предельной формой операции разделения называют какотаназию или внезапную, непредусмотренную этническими структурами смерть. Такая смерть выбрасывает человека из этнического цикла. Именно эта операция лежит в основе понятия абсолютного иного, «другого», которое считают абсолютным злом. Столкновение с таким иным ведет к разбиванию этнических сетей и моделей. Носителями какотаназии обычно считают враждебные этносы.

Наличие такого элемента в этническом сознании приводит к созданию структур противодействия, воинских союзов. Примечательно, что член такого союза сам становится представителем «иного», поскольку его существование становится обусловленным наличием этого «иного» и сам он несет какотаназию для других этносов. Убивая врагов, он выбивает их из этносоциального цикла, поскольку на войне нарушаются его законы: разрушаются сакральные сооружения, убитых не хоронят согласно ритуалу, а пленные становятся частью другого племени. Таким образом, сохранить гармонию от разрушения, этнос фактически сам неизбежно ее разрушает.

Стоит отметить, что пленный и раб в этнической иерархии обычно считается низшим, чем животные или вещи. Это нечто, не имеющее сакрального, описанного этносоциальными структурами статуса. Таким образом, гармоническое существование этноса после войны нарушается, появляются низшие и высшие. Это приносит кризис равновесным состоянием этноса, в котором изначально причины для изменения структур не предусмотрены.

Принципиальным моментом является различие между воином и шаманом. Если воин является представителем какотаназии, «злой смерти», то шаман являет собой «добрую смерть», эвтаназию, то есть он отправляет душу по циклу с тем, чтобы она позже вернулась в потомках. Если шаман является хранителем этнического равновесия, то войны постоянно это равновесие нарушают. Соответственно рост динамики внутри этноса связан именно с проектами воинских элит.

Эти проблемы изучали такие мыслители как Фридрих Ратцель, Людвиг Гумплович, Вильгельм Шмит, Стивен Оппенгеймер и другие.

Они считали, что государство является проектом воинского союза, которые является антитезой традиционных этнических структур. При этом отмечается, что зачастую, если не всегда, эти воинские союзы имеют инородное происхождение. Это объясняется тем, что в мирное время члены воинских союзов в виду своей девиантной природы не могут вести обыденный гармоничный образ жизни, поэтому они часто уходят или изгоняются из этноса. Так возникают кочевые племена, банды, которые в случае военных успехов создают орган подавления, называемый государством.

Таким образом, война является источником этногенеза. Именно в ее ходе одни этносы исчезают, другие ассимилируются, третьи растут и развиваются. При этом в рамках военной организации рождается такое явление как власть, структуры доминирования, которые нарушают баланс в этнических структурах. Устройство этой власти проиллюстрировал Гегель своими знаменитыми рассуждениями о господине и рабе. По его мнению, господин в отличие от раба не боится смотреть смерти в глаза.

Военный союз захватывает рабов, которых тоже гонят на войну. Они в свою очередь тоже захватывают рабов. Так идет этногенез. Происходит резкая интеграция, рост демографии, развитие культура, повышается этническая мобильность. На сегодняшний день все существующие этноса являются результатом процессов этногенеза.

Учитель Гумилева Сергей Широкогоров говорит о различной этнической взаимодополняемости или о комплиментарности и некомплиментарности. Как пример, комплиментарными оказались монгольские степняки и лесные русские. В свою очередь некоторые кочевые народы не всегда могут быть комплиментарными.

Комплиментарность в ходе истории может привести к созданию полиэтнических общество, которые тоже имеют несколько видов. К примеру, Ксенией называется совокупность нескольких несмешивающихся народов, Химерой – межэтнический паразитизм и Империя, как политологическое понятие.

В рамках полиэтнического общества могут существовать также «отступающие этносы», то есть те, которые пытаются препятствовать ассимиляции.

 

 

Народ и его структуры: конспект лекции №10

24.11.2009

 

В современном мире понятие «народ» использует в довольно широком смысле, что неизбежно вызывает путаницу, как среди гражданских, так и в научной среде. Западные ученые довольно точно определяют народ, как высоко дифференцированный этнос. Обо всем по порядку. Безусловно, стоит считать, что в основании народа всегда лежит этнос. Однако, этнос в чистом гомеостатическом виде, без сильных флуктуаций еще не является народом. Именно рост этих флуктуаций и неизбежный переход в связи с этим к этногенезу и делает этнос народом.

Этнос сам по себе с социологической точки зрения является самодостаточным явлением, все небольшие девиации восстанавливаются шаманом. При помощи мифа он обеспечивает равновесие и гомеостаз. Однако, все меняется, когда этнос сталкивается с представителями иных этноцентрумов, то есть то, что было на его периферии вторгается в его центр. Даже если это вторжение быстро «латается» шаманом, подозрение о том, что он не может защитить членов этноса «здесь и сейчас» приводит к созданию военных союзов, задача которых пресекать «нарушителей спокойствия». Именно с создания воинских союзов, если вторжение что-то оставляет от этноса, начинаются процессы этногенеза. Собственно сам воинский союз, как реакция на нарушение гомеостаза, уже является продуктом межэтнического взаимодействия и, продолжая активно функционировать, наращивает это взаимодействие вне зависимости от степени его агрессивности.

Именно на этой стадии и появляется народ, как разомкнутый этноцентрум. Если этническая темпоральность носила циклический характер, то народ живет уже в линейном времени, поскольку размыкается и временной цикл. Возникает история народа – его (райское) прошлое, настоящее и (неизвестное) будущее, которое при хаотически развивающемся этногенезе становится туманным и рисуется в негативных тонах, что в свою очередь предполагает подготовку к нему. Возникают новые условия – довольно сомнительное будущее и пространство, которое надо постоянно отстаивать. Роль военных союзов резко возрастает. В свою очередь негативные ожидания неизбежно двигают военные союзы к идее упреждения нападений, что выливается в самостоятельные боевые инициативы с обязательным нарушением гомеостаза других этноцентрумов. В разомкнутом этносе происходит резкая девальвация мифа и роли шамана, поскольку он уже не может поддерживать равновесие и циркуляцию душ.

Можно сказать, что народ – это травматическое состояние этноса, в который вбросили катастрофу. Вся его прежняя инфраструктура стремительно нарушается. Именно в такой ситуации, когда к тому же время не обещает никаких позитивных перспектив, возникают монотеистические традиции с их идеей о трансцендентном. Это стартовый момент для перехода культуры к более дифференцированному состоянию. Если миф этноса всегда был имманентен, то народ напротив движим трансцендентными картинами.

Это ведет народ к резкому накопительному росту демографических, культурных и экономических показателей. В свою очередь войны привносят социальную стратификацию. Стоит отметить, что в этносе, несмотря на наличие шаманом и старейшин, она категорически отсутствовала, соблюдалось равенство. Начинается стратификация, как уже отмечалось в предыдущих лекциях, с захвата рабов, которые не становятся членами племени и находятся в подчиненном состоянии. То есть вслед за рабами неизбежно появляются господа, которые начинают транслировать свое господство и на остальных, в том числе и членов своего этноса. Таким образом, рабы и войны – это основные зачинщики процессов этногенеза и перехода от этноса к народу.

Если в этносе в центре внимания шаман, то в народе – герой. У шамана функция ритуально восстанавливать равновесие. В свою очередь герой несет сугубо деструктивную функцию, находясь одной ногой в этноцентруме, а другой на периферии, где он находится в постоянном рискованном столкновении с иным. Герой в любом случае нарушает гомеостаз, поскольку, если он проигрывает в битве с иным, то приходят захватчики, а если выигрывает, то он сам их приводит в качестве рабов и материальных благ, которые принадлежали иным этносам. В такой ситуации возникают фигуры двойственных богов, трикстеров, таких как, к примеру, Гермес, Прометей, а у индейцев ворон и койот.

Народ – это невротическая категория. Он постоянно ощущает себя носителем катастрофы, нарушенного равновесия и стремится его восстановить, что дополнительно стимулируется линейным не особенно перспективным временем. При этом, чем больше народ стремится излечить себя, тем больше он становится болен, постоянно повышая динамику невроза.

Стоит отметить, что сам по себе этнос в народе продолжает наличествовать. Однако теперь он не занимает центрального места в жизни общества. Таким образом, возникает два пласта в виде народных амбиций и этнического наследия. В такой ситуации появляется феномен двоевластия – шамана и война. Эти две власти находятся в постоянном противостоянии. Именно поэтому в какой-то момент доминация воинского, государственнического начала приводит к явлению секуляризма и светскости.

Вместе со статусом «народ» к этносу приходят государство, религия, цивилизация. Социум приобретает высокую степень дифференциации.

Государство пытается насильственным путем через законы и нормативы закрепить равновесие, которое, однако, как мы уже показали, принципиально невозможно. Именно поэтому истории всех государств, так или иначе, связаны с насилием. Самыми яркими примерами здесь являются государства Европы и Россия. При этом стоит отметить, что насилие это связано с невротически навязчивой внутренней мобилизацией перед гипотетическим внешним вторжением. Таким образом, система государственного управления – это фактически теория вторжений, которая отражается на социальном устройстве народа, что является насилием для этноса, из которого он происходит.

Феномен религии, свойственный народу, всегда отличается высоким уровнем абстракции. Зачастую ее представители считаются «рабами» бесконечно далекого господина, чего никогда не было в имманентных мифах этноса. Все религии характерны травматическим представлением о реальности, которая разворачивается в рамках эсхатологогического сценария. При этом его финалом должно стать возвращение к этноцентруму и восстановлению внутреннего равновесия народа.

И в свою очередь цивилизация является следствием высокодифференцированной культуры, в которой сильно развита социальная стратификация. Поэтому ключевой ролью в цивилизации обладает элита, которая в этой связи отделена от народа крупным зазором. Классическими примерами здесь принято считать греческую цивилизацию, римскую и монгольскую империи.

 

Лекция 11

Нация и статус нации в этносоциологии

Мы говорили на прошлом занятии, какие формы созидает народ. Различные модели, когда этнос уходит от состояния гомеостаза, входит в этногенез, появляется такое явления как народ и народ творит 3 главные формы, которые исторически фиксируются: государство, религия и цивилизация. Они могут совпадать, могут создать все три, могут по очереди, м.б. две – всякий раз происходит по разному. Наиболее типичной формой творения народа является государство. Они бывают 2-х типов: традиционное государство и национальное(государство – нация).Говорят в обобщенном виде. В рамках традиционного государства существуют различные формы, различные особые образования, но для нас имеет значение не то, какие бывают разновидности традиционных государств, а то, в чем различие между традиционным государством и государством – нацией.

Большинство традиционных государств сохраняют полиэтнический характер, оно имеет структуру примерно такую же, какую имеет народ. Есть ядерный этнос(этноцентрум), есть несколько периферийных этносов, есть государственная элита - воинская или социальная верхушка. Практически всегда имеет другую социальную идентичность нежели массы, что позволяет создать такие теории, как у Гумпловича "теория элогенных(чужеродных) элит", социальная дифференциация сохраняется, элиты в любом государстве ведут себя иначе(некоторые социологи считают, что эта "инаковость" имеет связь с изначальной этнической разнородностью), чем массы. Всегда было, что правящими элитами становятся инородческие элементы(если все-таки наши, то говорят на других языках: французский, английский и т.д.). Традиционное государство по сути имеет почти всегда свойство и характер империи – максимальный масштаб традиционного государства, который сохраняет это этническое многообразие(отличается от государства своим масштабом). Империя может заключать в себе не только этнос, но и государственные образования(царь Ирод, входило в римскую империю, но оно было автономно). Империя – максимальная форма традиционного государства(по обмену, объему, по сохранению самостоятельных царств). Как правило процессы этногенеза в традиционном государстве протекают самостоятельно: политика конечно влияет, но нет задач изменять этническую структуру. Народу в общем-то безразлична этническая структура. Свойство традиционного государства – в нем этнос сохраняется.

Государство – нация - это такая форма государства, которая по основным параметрам противостоит традиционному государству. Национальные государства типичны для нового времени(эпоха с 16-17 века, модерна), знаменует переход к новым культурным алгоритмам, отрицающим парадигму традиционного общества(государства). В социологии есть понятия традиционное общество и современное общество(общество модерна). Традиц общество – все самые разнообразные типы обществ, которые сущ и существовали до 17 века и продолжают существовать вне Европы. Современные общ – стали складывать в Европе начиная с 17 века по наше время. Ангола – в 21 веке традиционное общество, Африка, Латинская Америка – тоже(социологическое понятие). Современное государство – национальное государство. Во франц языке – эта-насион(гос-нация). Государства – нации формируются на месте, которое занимали традиционные общества и государства.

Государство – нация - это явление европейское(возникло в Европе и стало оттуда распространяться), явление современное. Государство – нация - такое государства, в котором наличинствует суверинитет(носителем которого является верховный носитель или верховный орган), единство экономического механизма(национальное разделение труда), фиксированные строго международные границы(наличие юридических границ, представляют собой линию(при традиционном государстве представляют собой зоны)), фиксированный государственный язык(юридически обязателен: только на этом языке можно вести деловую переписку и вообще все дела, в публичной сфере), строго определен принцип единоличного гражданства(существует во всех типах государств-наций, гражданство дается на строго индивидуальной основе), нормативным социальным типом государства является третье сословие(государство – нация - есть буржуазное явление).

Первый случай: По сути дела нация и государство – одно и тоже("лига наций" – "лига государств"). В современном языке, когда мы говорим о государстве, то подразумеваем государство – нацию. Когда мы говорим о нации, мы понимаем сплошь и рядом государство. (современность кончилась, сейчас постсовременное общество). Когда мы рассматриваем современность с 17-20 век, то мы можем говорить о данных понятиях как синонимах.

Второй случай: Имеется в виду, что государство – форма, а нация - содержание национального государства(государства – нации). Нация – специфическое общество, полностью политизированное и являющееся неотъемлемым коррелятом современного государства. Между государством и нацией существует единство формы и содержания.

Нация есть понятие(в обоих случаях) является понятием политическим, оно всегда связано с государством как носителем полиса(политическое). Поэтому гражданин как член нации(состоит из граждан) это тоже изначально политическое понятие. Гражданин – индивидуум обладает политическим статусом, закрепленным в государственно – правовой модели. Член нации подчинен государственному законодательству: военной службе, в вопросах культуры, образования и языка. Гражданин, подчиненный праву, непосредственно участвует в жизни государства. А подчинение в вопросах культуры, образования и языка можно отнести к нации. Гражданин является частичкой государства – нации и подлежит основным моделям государства – нации(правильный ответ). Различая государство и нацию как форму и содержание, мы можем различить то, как гражданин относится более к государству через правовую сферу, более к нации через культурно-образовательные школы. В данном разделении присутствует огромное различие по сравнению с традиционным государством, состоящему из элиты и этноса. Что общего между гражданином государства-нации и массой в традиционном государстве: человек массы и гражданин тоже подчиняются законам государства, также должен принимать участие в военной службе(или взнос), подчиняется власти государственной машины. Отношение гражданина нации не сильно отличается от отношений в традиционном государстве. Новизна понятия гражданина – он подчиняется культурно-образовательно языковым образом государству(общеобязательный правовой характер). В традиционном государстве сохраняется этническая, культурная, религиозная и языковая самобытность(в этом нет). Государство(в государстве нации) берет на себя заботу о культурной идентичности гражданина. Поэтому государство-нация несет в себе тотальное измерение и когда это признается в социалистических и коммунистический и когда это не признается в случае либеральных. В государстве-нации появляется новый субъект участника этого государства. В государстве-нации существует общий стандарт гражданинка, его нормативный образ является общим для всех и правовым образом закрепленным. Право определяет практически все стороны жизни гражданина, включая культуру.

Там, где заканчивается одно национальное государство начинается другое. Статус границ между ними оговаривается международными трактатами. Если между государствами существует этнос, то он будет правовым образом считаться гражданами той страны, на территории которой они находятся(немцы и французы). Происходит национализация. Нация представляет собой в значительной степени искусственный процесс. Когда начинают образовываться данный тип государства, то этносы, находящиеся на его территории начинают постепенно целенаправленно ассимилироваться(носит правовой характер). Во Франции существовало 100 этносов….сейчас еле-еле остались одни бритонцы и баски(их язык почти исчез). Государство-нация связано с усилением значения городов(полис и урбс(урбанизация), по мере перехода к политическому сообществу, мы переходим к сообществу городскому. Государство – нация - это огромный город, полис. Экономически государство –нация сопряжено с экономической индустриализацией – традиционное производство, проистекающее от городских ремесел, но не от крестьянского труда(второй сектор экономики). Исторически в формировании государств - нация мы видим – политизацию, урбанизацию и индустриализацию(необходимые элементы).

Нации возникли в период развития буржуазных отношений и это было связано с трансляцией центра власти от феодальных элит к представителям третьего сословия(горожанам). Первые теории государства – нации были сформулированы такими философами как Томас Гоббс, который развил идею Левиафана(государство, которое будет предотвращать войну всех против всех; некое средство для установление искусственного контроля), Николо Макиавелли, который обосновывал создание государств на разрозненной на то время Италии, и Жана Бадэна, теоретика суверенитета, который сформулировал идею о том, что государство отныне должно иметь цели империи, государство -- рационально оформленная конструкция.

В 1648 году после заключения Вестфальского мира(после окончания 30-летней войны) субъектами отношений были признаны государства – нации(длится до конца 20 века, столько сколько длится современность).

Нация и Миссия

Традиционное государство обладает определенной миссией(снятия травмы). Всякое государство и особенно империя является священным образованием, имеющее такой целительский характер. Миссия – соединить различное, чтобы снять внутреннюю травму этногенеза. Чрезвычайно важно, что на момент организации государств – наций речь идет об отвержении каких-либо миссий. Теоретики на вопрос, зачем нужно государство отвечают – без него будет хуже. Но на самом деле оно ни за чем не нужно. Возникает концепция "ночного сторожа". Гоббс в своем Левиафане описывает, что государство – это зло, но если его не будет, то люди поубивают друг друга, потому что "человек человеку волк".Чтобы не случилось войны "всех против всех", нужно ограничить и создать искусственным образом государство. Бадэн, будучи протестантом в католической франции, отбрасывает римскую католическую идею империи(всегда есть священная цель-препятствие приходу дьявола в мир) и выстраивает государства, не имеющую никакой миссии и представляющее собой некое договорное начало. Макиавелли – государство-нация - рациональное явление, которое стремиться максимальным образом стремиться отбросить сакральные(иррациональные) задачи. Государство-нация по определению не ставит перед собой никакой задачи. Позже Руссо создаст теорию "контрактного государства" – оно создается по принципу фирмы, когда люди соглашаются объединить свои силы, ресурсы, распределить роли, для того, чтобы лучше добиваться каких-либо материальных целей. Как только эти цели достигнуты, можно распустить эту фирму и создать новое предприятие. Государства – нации несут в себе эту контрактную основу, для коллективной защиты и в любой момент контракт может быть пересмотрен. Конституция – закрепление условия договора между государством и нацией.

Социоантропологический тип, стоящий основе нации

В основе энтроцентрума стоит шаман, который занимается обеспечением внутренних этносоциальных процессов, следит за балансом иравновесием. Классическая фигура этноса в гомеостазе. Когда этнос сталкивается с другим, то есть вступает в этногенетический процесс и переходит в состояние народа появляется вторая фигура, которая является фигурой героя. Шамана сменяет герой. Но шаман никуда не девается, сохраняется в виде жречества(существует до сих пор). В основе государства лежит нормативная личность героя. Государство традиционное является всегда героического типа(в техническом типа): оно делается героем, им же возглавляется и т.д. В этносе нормативной фигурой является шаман, в народе и в созданном им государстве является герой. Зомбарт – в антропологическом центре государства – нации находится фигура торговца(хендлер). Гражданин – житель города, явление урбанистическое, политическое, буржуа(бург – немецкое город). Буржуа – гаражанин – гражданин. Буржуа – центр государства – нации и нормативная фигура всей нации. Нация – явление буржуазное, капиталистическое. Буржуа – когда заканчивается феодальный строй фигура героя подвергается дискредитации, то взор народа спускается вниз….можно было бы ожидать, что это приведет нас к спуску в этнос, поэтому в нации есть много этнических элементов. Это не возврат к этносу. Буржуа стремится встать на сторону феодалов. У буржуа гораздо сильнее этнически связи(но существенно ослаблены). Буржуа – это полумещанин и полуфеодал. Буржуа не возвращает нас к шаманству, это постгероическая личность и социальный тип. Буржуа – человек народа, имитирующий элиту, гибрид. Кожев А. – развивал концепцию Гегеля о господине и рабе: рабом делает раба его нежелание смотреть в лицо злой смерти, а господином делает господина наоборот возможность бесстрашия, смерти господин не побеждает, зато получает себе раба. Кожев – предлагает заменить эти фигуры на фигуру гражданина, который является синтезом господина и раба – очень трусливый господин и довольно храбрый раб. Нация нормативно состоит из вот таких вот существ – у них рождается своя сфера деятельности – экономика, где с одной стороны нужно оказать давление, а с другой стороны уметь уступать(система договоров). Буржуазия – носители распыленного героизма. Они тоже имеют дело со смертью, но имеет дело с индивидуальной смертью. Герой несет за собой гигантскую энергию всего социума, имеет всегда социальное значение, а буржуа не имеет никакого социального значения.

Эгоцентрум – мир буржуа, как бы этнос и народ только микроскопически сузившиеся до уроня лавочки, ларька)Эгоц.-один гражданин, который сам по себе мир. Проблемы смерти перестает быть родовой или центральной, а индивидуальная. Экзистенциализм – осмысляет эгоцентрум и его личную смертность, что и стало в основе буржуазной культуры.

Отношение нации к этносу

Нация представляет собой вторую производную от этноса(первая производная народ) и первая производная от народа. Необходимо применить метод конструктивизма – нация отличие от этноса всегда создается искусственным способом. Государство-нация – некое контрактное начинание, механическое явление. Этнос – органическое, на уровне народа – смешанное, на уровне нации – механическое. Нации не рождаются, не появляются сами по себе, обычно их создают элиты. Этнос в народе не исчезает, а трансформируется(уходит на второй план), представляет большинство, лишь небольшая часть входит в этногенез и начинает двигаться. Этнос остается оседлым, в народе найдем этнос. Нация претендует на полную замену собой этноса. С правовой точки зрения, "там где есть нация, там нет этноса". "Нация – механический дубль живого существа". Этносоциолог – это тот, кто способен выделить пласты: государственный уровень, народный уровень и этнический. В нации этнос существует на уровне бессознательного. Этнос живет в условиях этноцентрума. Народ живет в условиях лаоцентрума(большая и открытая система). Нация живет в эгоцентруме(одна точка стражающего и работуещего буржуа).

Национализм

Национализм – это есть искусственное возвышение значения национальной общности в политических целях. В некоторых случаях говорят о государстве нейтрально, в некоторых случаях говорят – государство-нация - высшая ценность, наш национальный дух является абсолютным приоритетом. Когда говорят "ура" государству-нации, то это является национализмом. Национализм фундаментально отличается от этнизма тем, что он всегда носит политический характер, искусственный характер и концептуально рациональный характер(департация или запрет каким-то этническим меньшинствам, создание политической партии), связанная с государством. В русском языке есть 3 слова: этнизм, народничество и национализм. Этнизм – хороводы, обрядовые пляски шаманов. Народничество – угрюмый интеллигент, герой, который идет в деревню вещать народу, что все плохо. Народничество – это не сам народ как таковой, а желание вывести его из спячки, заставить действовать. С точки зрения этноцентрума(народа) сумасшедшим является народничество, с точки зрения народничества – народ(этноцентрум). Национализм – агрессивные люди(политическая форма). Имеет в себе много от этноцентрума(злая смерть). Национализм питается экономической, прагматической, рациональной стратегией: выгнать эмигрантов, чтобы занять их рабочие места, напасть на лругую страну, чтобы отхватить ее экономические территории. Питаясь этническими энергиями Н их инструментализирует. Н – явление буржуазное, рациональное, политическое, прагматическое.

Разновидности национализма

1.Патриотизм – мобилизация всех граждан нации для защиты государства от внешней агрессии или для нападения на внешнего врага. Всегда говорится "защита", но чаще всего он подразумевает "нападение". Крайней формой патриотизма можно назвать а) ксенофобию – ненависть к другому. Она заложена и в этноцентруме, но там не несет политического значения. б) Шевинизм – "все для франции, никому кроме франции". Насмешливое описание недалекого патриота. Чрезмерный патриотизм. В некоторых случаях патриотизм обращен вовнутрь, против "пятой колонны". Концепция "предателей наци", теория "ножа в спину" – часто проявляется во время воин за передел земель(зон влияния). Когда все плохо, то говорят, что в тылу сидит "пятая колонна". Патриотизм как правило связан с государством но и нацией тоже.

2.Национализм этнического ядра(большой Н) – форма самосознания в рамках государства – нации тех, кто уже достаточно национализировался(большого этноса) по отношению к этническим меньшинствам, которые оказались в государстве - нации, но еще не достаточно национализированы. Стремление их национализировать, изгнать, переселить, требование ассимиляции(чтобы были неотличимы от других граждан). Чтобы все говорили правильно писали правильно и также правильно выглядели. Но этого добиться очень сложно, поэтому это бесит представителей большинства. Крайней формой большого национализма является а )апартеид (от слова разделенный) – когда представители доминирующей нации живут отдельно от тех, кто еще недостаточно национализировался или вообще запрещают им национализироваться(Израиль по отношению в Палестинцам, США по отношению к индейцам). б) Дескриминация – форма проявления большого национализма, которая предписывает определенным этническим группам в рамках нации платить доп налоги, ограничение доступа в некоторые регионы, черта оседлости.

3.Национализм малых этносов(малый Н) – организация этноса в политические конструкции для того, чтобы потребовать выхода(или полномочий внутри государства) для образования нового политического государства – нации. Крайняя форма – сепаратизм. Имеет всегда политический характер и его цель – создание нового(или существовавшего ранее) государства-нации. Так как государства-нации появились недавно, то всякое обращение к древности носит сомнительный характер. Украина – существование раньше отдельной – миф.

3.Ирредентизм – форма национализма, которая апперирует к собранию членов общего этноса в одном государстве(воссоединение всех сопредельных этнических земель народа). Пр: немцы перед 2-ой мировой "воссоединялись" с немцами, которые живут как на территории Германии, так и на территории Австрии, Чехии, Италии и так далее. Ирредентизм – идея отождествления этнической близости с принадлежностью к общей нации и стремление собрать всех в одном государстве – форма национализма, а не этнизма. В России нет….

4.Этнические чистки – выселение или уничтожение представителей какой-то этнической группы для беспрепятственной политической организации государства. Эт ч – осуществляются ради политических целей. Пр: сербы(распад Югославии)

5.Геноцид – сознательное уничтожение социальных групп по признаку этнической принадлежности. Отличие - речь идет не о выселении, а о сознательном уничтожении.

6.Коллониализм – захват государством территорий вместе с населением на основании культурного или силового превосходства над ними с превращением этих территорий в колонии, подчиненных метрополии(нация захватчик). Связан в Европе с созданием государств- наций. Колониализм – в эпоху открытия мира после поездок Колумба, совпадает с созданием государств-наций. Современное явление. Общество модерна. В основе экономические интересы. В основе К всегда сделка(обманка). Англосаксы – апартеид, евромейцы(испанцы)-смешались.

7. Национально освободительная борьба – борьба этнических групп против колониальных сил. Цель - создание политического государства-нации. Искусственная вещь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.161 сек.