Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этносы в эпоху глобализации




Лекция 12

Культуры между собой сравнивать нельзя – нельзя говорить о более развитых культурах, это создает ненаучную модель анализа. П Сорокин: «Чем выше технологический прогресс в обществе, тем больше проблем в этической моральной сфере». На основании социологии Дюркгейма он показал, что самоубийство присуще высоко развитым обществам. В традиционных культурах практически нет самоубийств. Ключевое понятие – социальный дифференциал - фундаментальное различие наций (есть общества менее или более дифференцированные). 3 уровня социальных систем различают: в этноцентруме минимальный дифференциал (состояние гомеостаза), в лаоцентруме дифференциал увеличивается, в государстве наций он еще выше. Социальный дифференциал – различия внутри общества: между внешним и внутренним, между кастами, семьями, родами, полами и прочее. Чем сложнее общество, тем выше дифференциал. Чем меньше дифференциал, тем более интегральнее, целостнее общество. В этноцентруме целостное, всеобщее превосходит частное. На уровне лаоцентрума появляются дифференциация кастовая, отчужденные отношения, основная задача это объединить. В государстве наций люди разъединяются и становятся эгоцентрумами, дифференциация повышается, а интеграция уменьшается(почти пропадает). Общество, где действует индивидуальный актор гомоэкоермикус(представитель 3-го сословия, буржуа) со своим целеполагнием, индивидуальностью и так далее. Здесь уже задача интеграции не ставится социальным образом или как некое одно из политических целей на ряду с другими.

Нормативным типом нации является торговец, как постгероический тип. Это не крестьянин, а горожанин, буржуа, который представитель такого лакея рыцаря, который освобождается. В 19 веке смена лаоцентрума (героических рыцарей и крестьян) на государство наций (бывших лакеев рыцарей, т.е. пролетариев, торговцев, горожан). Марксисты писали: «На смену постгероической истории придет постпролетарская культура постбуржуазного типа городского характера». Пролетарий – обслуживающий персонаж буржуа, имеет городской характер. Должен быть полностью оторван от обчищающего ландшафта. По сути он максимально денационализированная, интернациональная, деэтнезированная социальная культура. Одной из версий постбуржуазной культуры был социалистический /коммунистический социум. Речь шла о переходе от государств-наций к пролетарскому интернационализму. К.Маркс считал Этноцентрум пещерным коммунизмом и этническим началом. Это конструкция, в которой должны исчезнуть не только этносы, но и нации(все предшествующие формы + народы и государства), должен быть один единый пролетарский коммунизм, отсюда сближение города и села и т.д. В конце 20 века цивилизация отвергла эту идею, стала развиваться система глобализма – глобального общества. Постбуржуазной эпохой стала глобалистская эпоха.

Нация состоит из совокупности эгоцентрумов. Нация – понятие политическое, гражданское. В 18 и 19 веках у теоретиков буржуазного общества И.Кант, Локк, Гоббс возникает концепция двух полюсов государства-нации: представляли общество наций как объединение людей (эгоцентрумов) в партию, фирму контрактного типа (где контракт – конституция), они образуют новую специфическую искусственную целостность(Левиафан). Здесь акцент падает именно на государство как продукт конституированный индивидуумом, но уже имеющей свое суверенное воплощение (этатистский полюс). Второе представление о гражданском обществе. То же самое представление о государстве-нации, но только увиденное с точки зрения нации как содержания государства. Эту позицию отстаивали Локк и Кант, говоря о том, что в государстве-нации мы должны делать акцент не на том контакте, которое эгоцентрумы заключают между собой, а на том, какова структура этого государства-нации и акцентировать свободу индивидуума. В рамках буржуазной социологии возникло 2 версии: хардкор(этатистская версия, государственная, национальная) и гражданского общества(софткор). (модели: этноцентрум(шаман) – лаоцентрум(делится на религию, государство и цивилизация) (герой – царь, пророк и философ)– государство-нация(буржуа)) Степень дифференциации растет. Государство нация может быть представлено в рамках гражданского общества или как нация. Возникла марксистская школа, которая считала, что дальше будет еще один этап – пролетариат, социалистическое общество/коммунизм.

Специфика глобализма – начинает определенным образом концептуализироваться и автоматизироваться гражданское общество. Возникает идея, что весь мир(все этноцентруму мира) представляет собой совокупность планетарных эгоцентрумов и возникает идее, а не заключить ли этим эгоцентрумам не частный контракт, который все еще связан с предшествующими этапами, а глобальный общий контракт и не создать ли им мировое общество(глобальное общество). United Colors of Benetton – это не просто реклама…..)))))это социологический концепт глобализации. Если мы признаем за всеми гражданами земли права человека – отсюда идеология прав человека становится главной во всем мире. Смысл идеологии прав человека – мы имеем дело с эгоцентрумами, а не с этноцентрумами и лаоцентрумами, не с конфессиями и т.д. Права целовека=глобализация)))) Связан с идеей позитивной оценки дифференциации – идеология, которая оценивает рост социального дифференциала с моральным знаком +. Чем более дифференцировано общество, тем более оно является хорошим. С точки зрения запада: тот, кто признает эгоцентрум, гражданское общество и права человека, является человеком.

Глобализм(подитог): идея того, что можно и нужно построить национально единое государство(world state), единое общество, единый мир с единым мировым правительством и т.д.

На практике эти процессы (создание единого мира) стали бурно начинаться с 90-х годов. Однополярный мир – центром и парадигмой является наиболее дифференцированное общество, наиболее гражданское общество США. По их логике(США и глобального запада или богатый север) на западе система гражданского общества и соблюдение прав человека построено более отлажено, чем во всем остальном мире. Сопровождается техническим процессом (моб телефоны, интернет и т.д.). Каждый предмет западной цивилизации глубоко идеологичен (Бодрийар), несет в себе предмет рекламы. Те этносы, в которых сложилась максимально дифференцированное общество(демократическое, гражданское) – западные, европейские общества, белое население, европейское и американское. В проекте о правах человеке не присутствует дифференциация, но на практике она есть. Присутствуют богатые белые и менее богатые(менее дифференцированные) цветные – глобальный(бедный) юг. Более половины земли не пользуются техническими средствами (телефонами). Статистику показывает проф Уткин. Большая часть земли стоит на стадии этноцентрума или лаоцентрмуа. Хантингтон ("Столкновение цивилизаций") вопреки Фукуяме(утверждал, что мы уже полностью перешли к гражданскому, глобальному обществу) говорит, что еще остались цивилизации лаоцентрума и они входят в противостояние, есть пережитки. Хантингтон считал, что мы только движемся к глобализму и есть еще много препятствий, которые надо преодолеть. Возникает диспропорция(этническая) между белыми и примкнувшими к ним и цветными…Возникают 2 зоны: богаты север(зона ядра) и бедный юг(зона глобальной периферии). Некоторые марксисты говорят о новой версии пролетаризации(прошлая не удалась) – противостояние периферии мирового пролетариата, который приобретает этнический характер и противостояние глобальной буржуазии, который тоже приобретает этнический характер. Марксисты предлагают не белым жителям периферии восстать против чуждых им моделей глобального белого мира и дать войну. Бедный юг – менее дифференцированное общество, общество с меньшим дифференциалом(они менее развиты), сохраняется и этноцентрум и лаоцентрум, цивилизация, сохраняется религия, традиционное государство. государство-нация.

Очень интересны процессы демографии: естественные(рождение и смертность), миграционные и социальные(изменение соц статуса). Этнодемография – конкретизирует объект своего исследования. Это не просто население, но процессы, которые связаны с этносом. В 2007 году более 51% населения было урбанизировано(перевес гражданского населения над сельским) – повышение глобального дифференциала в мире. Демографический переход – по мере увеличения дифференциала общества на определенном этапе дифференциации происходит падение детской смертности и продление жизни. 1 этап демографического перехода – резкое увеличение населения. Именно с этим мы имеем дело сейчас. 2 этап – урбанизация сельского населения(много рабочих рук и голодных ртов из-за роста населения – идут в города на заработки). Люди, которые идут на заработки, не могут социализироваться в рамках этноцентрума(находится в деревне), они ищут себя где-то за пределами этноцентрума, становясь девиантами, изгоями с т.з. этноцентрума. В городе происходит переход от большой семьи(деревенской семьи) к нуклеарной. Город по числу населения увеличивается мендленнее деревень вследствие нуклеарноси.

Бедный Юг, несмотря на то, что он отстает от богатого севера, получает от богатого севера определенные технологии более диффеенцированных лекарств, соц условий, гуманитарную помощь – страшный образом плодится. На Юге демографический взрыв, на севере спад. Возникает демографический баланс – цветные едут на север, что уравновешивает. Существует возможность перенаселения территориального пространства земли – начнется борьба за ресурсы. В течение нескольких десятилетий этнический состав севера изменится.

Концепция толерантности

Тесно связано с идеологией прав человека и созданием глобального общества. Соц смысл – идея полного изживание этноцентрума, попытка выкорчевать корни этноцентрума с его разделением на своих и чужих(что порождает не толерантность). При переходе к гражданскому обществу мы должны перейти к такой модели, когда от этноцентрума не остается ничего. Потому что "своим" является не группа людей, а ты сам, твое эго. Толерантность – это идея сведения границы своего до самого себя – уничтожение всякой формы коллективной идентичности. Любой другой человек есть просто другое "я", эго – к нему надо относиться толерантно, то есть не обязательно его любить, надо его терпеть. Понятие толерантности – это переход от нострума(группа) к myself(я).(американцы на доске вывешивают history of myself). Это не улучшение отношения одного коллектива к другому, а идея отказа от любой формы коллективной идентичности. Идея толерантности – идея доведенного до своего конца(пика) дифференциация. (для воды можно сказать, что есть инопланетянская толерантность(космическая)))))))

Есть концепция, которая говорит, что дифференциация не заканчивается глобальным обществом. Социологи сейчас думают, можно ли продлить дифференциацию дальше. Индивидуум – это неделимость(атом). В 20 веке обнаружили субатомарное явление – атом стал делимым(протоны, электроны). Неделимость в физике оказалась делимой. Постчеловек – описывается как киборг, мутант, клон или виртуальное я. Ин-это отрицание, дивидуум – делимость - индивидуум-неделимый. Поэтому человек следующего этапа будет дивидуум – делимый. Это существо можно назвать эксцентрумом – то, что гравитирует вокруг собственного центрума. С этим связаны постмодернистские концепции: "тело без органов" и "импириум" т.д. Панк мода, татуировки и т.д. – первые признаки телесной трансформации. В будущем нам необходимо тело, которое не подвластно принуждению. Задача постлюдей не работать, не вступать в брак – избежать системы эксплуатации. Негри и Харт авторы "импирииума" – теоретики антиглобализма. Кентавры, русалки, генная инженерия….Улучшение свойств человека. Существуют технические, юридические, моральные и другие блокаторы перехода к постчеловеку. Еврокомиссия накладывает строжайшие ограничения на производство искусственным образом человеческих особей.

Слои(этноцентрум, лаоцентрум и т.д.) при развитии(прогрессе) уходят все глубже в бессознаельное, в низшие слои социума, то есть сохраняются. Общество меняется, но оно сохраняет определенный пласты.

(слева стрелка – ось дифференциала)

Структура этносоциальная Антропологический тип Тип общества в целом
1. Эксцентрум(максимально дифференцируемо) Дивидуум, постчеловек, киборг и т.д. Постобщество, Виртуальное общество(сообщество ЖЖ юзеров)
2. Гражданское общество, состоящие из эгоцентрумов Индивид или права человека Глобальный
3. (Социализм) – не получилось, девиация Пролетарий, постбуржуа Социалистическое
4. Нация, эгоцентрум(в государстве), Левиафан Буржуа Современное общество в соц понимании
5. Народ, Лаоцентрум Герой(царь, пророк, философ) Традиционное общество(традиционное государство, религия и цивилизация)
6. Этноцентрум(менее всех дифференцирован) Шаман Община, архаика, оседлая деревня, Весь – оседлое поселение этноцентрума

 

 

Как этнос участвует в эпоху глобализации

Этнос – не правовая конструкция. Первые идеи придания этносу правовой силы появились в 80-90 годах в документах комиссии по правам человека. Зачем это было нужно: 1.чтобы противодействовать дифференциации по этническому принципу в мире полного смешения. Приложение к теории толерантности, чтобы исключить апартеид(сегригации и дискриминации) по этническому признаку. Этнос как коллективная идентичность не признавался. Он признавался как то, что не должно было быть препятствием для толерантного контакта эгоцентрумов. 2.Так как глобальное общество представляет собой переход от нации к эгоцентрумам – нация всегда основана на этноциде. Чтобы разрушить национальные границы и создать глобально общество как временная мера – обращение к этносу, чтобы он помог глобальному обществу прагматически разрушить нацию. Этнос – инструментальный момент, но дальше полагается, что он не долго просуществует и на след этапе интегрируется в эгоцентрумы.

Идеи о возвращении к этническому обществу(фолк обществу) тесно связано с вампиризмом(те, кого давно похоронили))))

Этнопарк, этносимулякр – создаются во многих странах сейчас – приблизительно зоопарк. Это парк, к котором вместо животных находится этнос. Форма "доставания" экзотических существ и помещение их за стекло на всеобщее обозрение с отрывом от их естественного ландшафта. Многие животные, которые живут в зоопарке, не ведут себя естественно(не рожают детей и т.д.). Этнопарк, этносимулятор – по сути модель возвращения этноса как экзотического протодна. Так как он сам по себе опасен(этнос) как лев, его сажают в клетку, окружают проволокой.

Инструменталистская парадигма(говорили в начале) – о том, как этносы могут использовать самих себя в некоторых сложных комплексных дифференцированных обществах. Допустим: Армяне в современной России. Формально никаких Армян в РФ нет, юридически они записаны как граждане РФ. Но тем не менее они представляют собой этнос, который живет в рамках государства, где номинально существуют только граждане, эгоцентруму. Будучи этнической группой они могут совершенно спокойно заниматься взаимной поддержкой, потому что они могу проявлять этнические свойства совершенно безболезненно в рамках эгоцентрума, потому что эгоцентрум этих связей не видит. Они этнически чувствуют себя системой, но юридически они представляются как отдельные атомы. Знанецкий рассматривал типичную ситуацию поляков в Америке. Польские крестьяне были официально американцами, но вели себя именно как польские крестьяне.

Инструменталистское понимание этноса – когда этнос в государстве-нации считается уже преодоленным, но на самом деле он выступает как остаток, то у него появляется новая степень свободы. Формирует этносеть - социологическое определение этнологического фактора как инструменталистского фактора, который объясняет сущность процесса. С правовой точки зрения, мы имеем дело с гражданами, а с этнической – с армянами, поляками и т.д. Юридически это нигде и никак не учитывается.

Этносеть – та социальная сеть, в которой определенные социальные процессы имеют большую степень проводимости, чем там, где ее нет. Инструменталистская теория изучает, как действует этносеть. Примеры этносети: 1.взаимопомощи – при устройстве на работу и т.д.(повышение социального статуса); 2.Этномафия – организация преступного сообщества на фоне этнических связей; 3.Огранизация лоббистских структур в политике в пользу той или иной этнической группы или национального государства(если речь идет о этносе, которые является меньшинством и имеет свое нац государство); 4. Организация экономических структур с доминацией конкретного этноса или создание этнокапитала(страны юго-восточной Азии, Китайский капитал); 5.Паразитический симбиоз – Широкогоров с основным ядерным этносом в форме политической элиты.

 

 

Лекция 13

Этносоциальная структура современной России(РФ)

Современное российское общество с точки зрения этносоциологического анализа м.б. рассмотрено двояко: в динамической перспективе (в диахронической перспективе) или в статической, структурной и синхронической структуре. Диахроническая – разное время, синхроническая – одно.

Диахроническая:

1 этап: Этноцентрум – находится до киевского периода. Славянские, финоугорские, немногт тюркские представляют собой существование в том замкнутом мире, в котором до сих пор живут некоторые народности(тунгусы, арачоны). Такие этноцентрумы находятся за пределами истории, доисторические. О них мы имеем только возможность реконструкции посредством сказок, мифов. Они были бесписьменными, поэтому не оставили за собой никаких источников.

2 этап: Киевский период – лаоцентрум. Появляется народ из нескольких этносов, появляется дифференциация. Народ создает традиционное государство(империя). Народ принимает монотеистическую религию(православие, христианство). Но специфической цивилизации, философии, культуры в том виде, как например греческая культура, китайская или индийская, мы в полном смысле не создаем. Некая смутность и размытость нашей цивилизации на ранних стадиях развития. Легитимность данного государства в той или иной форме длится аж до 17 века. Так как традиционное можем увидеть сохранение этноцентрумов.

В эпоху 18-19 веков начинают проникать в наше общество через подражание западным культурам элементы государства-нации. Развитие буржуазных отношений: растут города - увеличивается количество среднего класса. Процессы формирования капиталистического общества в России в 18 веке затрагивает очень незначительный процент всего населения. Вплоть до 17 века доминирует принцип лаоцентрума+сохраняются некоторые этноцентрумы. Затем, не доведя процесс создания государства-нации(мы были аграрной страной)………деревня представляла собой основное место проживания населения, основной экономический прибыль. Элементы государства-нации были, он нации не было создано. ДО сих пор нет нации русских, потому что процесс создания данного государств не был завершен. Должны были пройти несколько этапов: феодализация, постфеодализация, рост буржуазии, урбанизация и приволирование индустриального капиталистического развития экономического сектора над аграрным. У нас не произошло. В революцию 1917 года мы вступили как традиционное общество с элементами национально-буржуазного строя. Приходит эпоха социализма, который утверждает постбуржуазного, пролетарского, городского населения, который берется за норматив. Специфика: противоречие номинальной теоретической доминации пролетариата и реальным крестьянским(подавляющим большинством) населением. Было страшное давление на деревню. Произошел конфликт между номинальной, нормативной моделью пролетарского общества и реальной моделью общества традиционного, аграрного. Это является социологической проблемой советского общества. Социологический дуализм. Археомодерн - социологический термин, который показывает, что сверху мы имеем дело с нормативно модернистическим обществом, а по сути с обществом архаическим(вроде как ввел Дугин). Чечня: если бы мы построили нацию, то никакой проблемы бы не было.

Современный период – вторая попытка создания государства-нации. Социалистическое общество рухнуло и попытка построения капитализма. РФ - возникла на развалинах СССР. В 90-х годах обнаружили, что у нас есть чеченцы, башкиры, татары, якуты, которые считают себя нацией…..Опять возникает археомодерн, когда у нас построено общество, у нас есть российская нация, но опирается на общество, которое в значительной степени продолжает сохранять многие этноцентрические черты, продолжает сохранять аграрную психологию(среди жителей города) и поэтому представляет собой нечто иное.

3 этап: Политэтническая структура(присутствовала в 90-е годы)-признак традиционного государства. Параллельно идет процесс глобализации - переход от государства-нации к гражданскому обществу или мировому государству. Россия так или иначе в этот процесс втянута. Поэтому государство-нация, находясь только в строительстве(организации, укреплении) пытаются выстроить централизацию буржуазного типа, пытаются создать российскую гражданскую нацию, основанную на принципе гражданства. Российская гражданская нация номинально существует, фактически она находится в стадии становления. Но это еще не конец, нас поджидает еще глобальное общество, которое исходит из того, что Россия уже стала государством –нацией, что она уже породила тип эгоцентрума(буржуа) – преглашают войти в глобальное эгосообщество(через интернет, униформизация, глобализация и т.д.). Трахтенберг и многие актеры – следующий этап, эксцентрум, горизонт постглобалистского процесса.

Наше состояние - незавершенную вторую попытку построения государства-нации при активном вовлечении в процесс глобализма(следующий этап) с зарей постчеловеческого превращения. Параллельно диахронической картине мы на разных этапах встречались с сохранением предшествующих стадий – говорит о том, что мы можем выстроить картину современного российского общества с точки зрения синхронической(одновременной). Воздействие археомодерна(социализма), традиционного государства, лаоцентрума, этноцентрум и др. малый этноцентрумов. Современная социальная модель может быть рассмотрена синхронически. То, что диахромически мы рассматриваем как отдельные этапы(стадии) в синхронической модели видим, как уровни(пласты) существуют синхронически. В западно-европейском обществе синхрническая сторона более слабо выражена, нежли в нашем обществе. Там динамическая состовляющая идут более последоватльно(когда рождается государство-нация происходит урбанизация, политизация, происходит реальная буржуазная революция). Традиционного в нашем обществе намного больше, чем нормативно должно быть – полиэтническая деревня.

Синхроническая: гораздо более компетентна для анализа нашего общества, чем западного. Народ с лаоцентризмом считает, что мы самые лучшие, а против нас, русских, постоянно плетут интриги. Есть представители глобального сообщества – критикуют государство-нацию как архаическую. Каждому из 3-х уровней подходит субъект.

В конституции написано, что наше государство создано многонациональным российским народом. Многонациональный = многоэтничный(полиэтничный). Многонациональный российский народ представляет собой полиэтнический лаоцентрум, в котором несколько этносов – великоросский, чеченский, башкирский и др. Государство у нас формально не традиционное, а по сути традиционное. РФ – состоит из двух типов субъектов: обычных территориальных(области, края) и национальных. Федерация – принцип субсидиарности – решения, касающиеся локальных проблем принимаются на локальном уровне, а на глобальный уровень(центра) выносятся только те проблемы, которые не могут быть решены самостоятельно. На ряду таких образований появляются национальные, которые говорят о суверенитете и мы государство. 90-е годы – парад суверинитетов, противопоставляют себя центру. Намечается полигосударственная система. Чечня говорят: мы часть многонационального государства, значим мы-нация, значит мы суверенны, если мы суверенны, то может либо остаться в составе, но можем и выйти. Бауер(сторона Путина) и Кауцкий(сторона Дудаева) – нация=государство, поэтому легко находят общий язык с западом. Единственное понятие нации. Чечены трактуют свою национальность как нацию, а нацию как государство. Путин говорит: нацию надо толковать исключительно этнически, поэтому многонациональный российский народ состоит из этносов, а если национальное есть этническое, то ни о каком суверенитете быть не может. Надо демонтировать национальные субъекты. Создание 7-ми федеральных округов – они не конституционные, но по факту созданы, чтобы предотвратить распад российской федерации по национальному признаку. Речь идет о денационализауии нац республик и переход от смешанной федерации(территориальная и национальная) к чисто территориальной с признанием полиэтнической структурой.

Путин склоняется к тому, чтобы сохранить территориальную целостность – демонтировать внутри нее квазигосударственных образований(наций). Он теоретически может сделать 2 выбора – а)речь идет о создании российской нации(будем уничтожать другие этносы – геноцид) Тишков и либералы и б)сохранить полиэтническую структуру(все равно надо демонтировать национальные образования через преданию этноса самостоятельности прав и свобод, но только без политической организации в форме национальной республики). Это(б) модель традиционного государства, шаг назад. По сравнению с европейцами мы очень гуманны по отношению к этносам(выступают консерваторы).

Национализм РФ и его типы

1. малый национализм, этнический. Н в случае этносов представляет собой искусственную конструкцию – не этнический процесс, а политический. Имеет всегда конструктивистскую природу(Тишков) – идея осмысления этноса как нации является искусственным делом элиты, этнос себя в естественном состоянии как нация не воспринимает, в нем идут этнические процессы и трения, но они не поднимаются к политическому уровню(типа депортаций). Национализмом этнический конфликт становится в момент предания требованиям политический характер. Национальное – политическое, если о этническом, то о фактическом. Этнос не имеет строго политическог значения. а). Радикальный сепаратизм и требование сувеенитета – выход из состава РФ и создание конфедерации(Татары требовали в начале 90-х годов + чеченцы). Радикальный сепаратизм – основанный на этническом чувстве искусственный политический проект. б). Умеренный сепаратизм – повышение автономии от центра и укрепление национал-федерализма(придание республикам все большего политического значения). в). Этноконфессионльное движение – религиозная самостоятельность. Политическая манипуляция религией: повышение конфессионального значения той или иной конфессии и привязанные к определенным этносам.+ Создание новых образований на этнической почве. г).Попытка создания моноэтнических наций.

2. Русский национализм. а)продолжение русификации и деэтнизации – отмена национальных республик и введение губерний, создание политических привилегий на этнической основе(национальное представительство).б) создание на основе россов(этнических малороссов и великороссов и белорусов) особой нации – русской нации. Республика Русь. Представители данного направления критикуют и традиционное государство и государство-нацию и советский строй. Требуют выслать всех не русских и создать русскую нацию. Эта идея поддерживается молодежью. в)русский империализм – 2 формы: эрридинтистскую(соединение всех русских, живущих заграницей) и объединение всех в новом сверхнациональном государстве(русский мир или евразийский союз). г)Этатизм(патриотизм) – мобилизация этноса для укрепления державы(от внутр и внешн врагов), не имеет этнической модели. д)Экономический национализм-требование проведения экономической политики в целях национальной экономики(Фридрих фон лист, Витте) – не связан с этносом вообще, а только с государством-нацией и ее экономической состовляющей. Форма выражения – экономическая экспансия или утверждение России великой энергетической державой. е)Православный национализм – требование соединения церкви с государством и рассмотерние России как оплота мирового православия. Имеет четко выраженный конфессиональный характер. Отсутствует этнический фактор. ж)общеевразийский национализм(князь трубецкой) – разновидность имперского национализма. Речь идет о том, что надо создать полиэтническую систему этносов, объединенных и интегрированных на территории постсоветского пространства. Архаика+обращение к постмодерну.

Этномиграционные поцессы

Традиционно в России миграция происходила в 2-х направлениях – из деревень в крупные мегаполисы и миграция из крупный мегаполисов на переферию. В Европе преобладали центростремительнеые тенденции, в отличие от нас. В советские времена – народ приезжал в города за образованием, а потом отправлялся на целену или на бан или на север(освоение территорий). Этот порцесс надломился только в 60-е годы 20го века. Фундаментальный отток из деревень. Спад рождаемости. Тех, кого город выпинывал, стали оседать в близлежайших местах(особые зоны стали образовываться полугородского, полудеревенского толка). Первый элемент изменения миграции. Спад рождаемости среди ядерного этноса. Одновременно возникли новые модели миграции – на северном кавказе происходила первая стадия перехода – демографический бум – огромная волна мигрантов в города. Диспропорция. Происходит наложение юридической модели(пример с кавказцем) и этносоциологических процессов.

Второй тип этномиграционных процессов – миграция этносов, имеющих свою национальнцю государственность за пределами РФ в СНГ(Азербайджан, Армения и т.д.). Ситуация имеет юридический характер: например получение нашего гражданства азербайджанца. Диаспора не является юридическим термином.

Третий – когда приезжает этнос за пределами СНГ(Китайцы).Получив гражданство становится частью российской нации……….Появляется этносоциологическая проблема – миллионы китайцев, которые не китайцы(получили наше гражданство)……Миграция – динамическое изменение этнического баланса, которая порождает феноменологическую социологическую проблему. Проблема современного российского гражданского общества – проблема существование этноса, где его нормативно нет. Этнос есть, но его нет.

Страны СНГ – кусочки, отвалившиеся от нас. Там строятся свои государства-нации, которые строятся более безболезненно, чем наша. Так как они менее этнически дифференцированы.(либо жесткое подавлнеи). В каждом из них происходят процессы этноцида(Украина). Древние Укры – новая Украина. Казахстан – берет Евразийскую модель(40%рус). Формируется за счет создания искусственно общности этносов. Начались сразу с 90-х годов. Грузия – конфликт с Осетией и Абхазией. Хотели осуществить геноцид. Киргизия – две этнические группы(южные и северные)…два разных культурных типа. Таджик – этноконфессиональный конфликт. Карабах – чисто армянская…..вроде как(но считают территорией Азербайджана). Молдавия – Приднестровье и гагаузия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.