Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система управления




 

Объект управления:

На уровнегосударства:

доходы бюджетов и ВФ

Расходы

Инвестиции

Государственный долг

И т.д.

На уровнепредприятия:

Активы

Капитал

Инвестиции

Денежные потоки

Прибыль

И т.д.

 

Субъект управления:

На уровнегосударства- государственные органы и министерства

На уровнефирмы- финансовые службы

 

Цель определяется финансовой политикой.

Результат.

 

Финансовый механизм - совокупность методов, рычагов правового, нормативного и информационного обеспечения.

 

Финансовые методы - совокупность приемов, операций преобразования объекта управления для достижения целей финансовой политики. Виды:

По способ увоздействия на объект

Методы прямого управления(планирование, методы формирования и использования денежных фондов)

Методы регулирования(налоговые, таможенные, использования санкций, льгот, нормативов)

По экономическомуназначению

Кредитование

Инвестирование

Страхование

Рефинансировнаие

Эмиссия ценныхбумаг

По функциональному признаку

Планирование

Методы организации финансовой работы

Методы контроля

 

Инструменты (финансовые рычаги) - показатели, участвовавшие в управлении финансам и средства, которыми можно привести финансовые процессы в действие:

ВВП, СОП, НД

Выручка, прибыль

Курсы валют, ценныхбумаг

Ценные бумаги

Ставки кредитования

 

Правовое обеспечение:

Конституция, Кодексы и ЗаконыРФ

Указы Президента РФ

Постановления Правительства ит.д.

 

Нормативном обеспечение:

Устав предприятия

Внутренние положения, регламентирующие финансовую работу предприятия

Нормы, нормативы, тарифы

 

Информационное обеспечение:

Внутреннее. Учетная информация.

Внешнее. Общеэкономическая информация(прогнозы), информация финансовы хрынков. Политическая информация.

 

2 вопрос.

Проблема — равнозначные понятия финансового управления и финансового менеджмента. 2 подхода:

Тождественные понятия

Разные понятия. Разные школы.

 

С точки зрения классической школы чаще всего рассматривается управление финансами с функциональной точки зрения, тоесть рассматривается процесс планирования финансов, организации финансовой работы и финансовый контроль. Некоторые авторы считают, что управление финансами включает финансовый анализ и учет. Функции:

Планирование. Оценка состояния финансов, выявление возможности увеличения финансовых ресурсов и их сбалансированности и пропорциональности.

Финансовому планированию предшествует финансовое прогнозирование- предвидение возможного финансового положения и обоснование перспективных финансовых показателей. В свою очередь планирование разделяется на стратегическое, среднесрочное и оперативное. Организация финансовой работы осуществляется при помощи экономических методов, основанных на материальной заинтересованности персонала, и административно-распределительных методов.

Финансовый контроль- этопроцесс, который обеспечивает сопоставление поставленных целей и достигнутого результата

Финансовый менеджмент:

Особая философия управления финансами

Гибкая система управления денежными потоками в условиях неопределенности финансов. Он предполагает новых финансовых инструментов, новых информационных технологий в условиях изменения внутренней и внешней среды.

 

Финансовый менеджмент включает:

Управление операционной деятельностью(минимизация издержек, планирование прибыли, управление выручкой)

Управление доходностью и рисками финансовых активов(ценных бумаг и производных финансовых инструментов)

Управление прибылью и рентабельностью капитала

Управление основным капиталом

Управление реальными инвестициями и проектами

Управление портфелем финансовых активов(нафинансовомрынке)

Управление оборотным икапиталом

Управление денежными потоками(стабильность, платежеспособностьпредприятия)

Налоговый менеджмент(оптимизацияналоговогобременииналоговыхплатежей)

Управление поглощениями и слияниями(впроцессереорганизациипредприятия)

 

3 вопрос.

Этапы планирования:

Анализ сложившейся экономической ситуации, достигнутых результатов. В классической школе анализ- метод и этап контроля, но на основе анализа можно сделать прогноз финансового состояния объекта.

Прогнозирование

Составление планов. Непосредственный этап.

Контроль и корректирвка

 

Методы планирования:

Метод экстраполяции

Нормативный

Балансовый

Экономико-математические

 

Виды финансовых планов:

По срокамисполнения

Оперативно-календарные

Текущие

Среднесрочные

Долгосрочные

По уровнямпланирования

Индивидуальные

Консолидированные (субъектнаходитсявиерархии)

Сводные (совокупностьплановсубъектоводногоуровня)

По формам

Смета

Баланс доходов и расходов(кассовый план исполнения бюджета, планируемые бюджетные средства и направления их использования)

Финансовый план предприятий

Бизнес-план

Бюджет

Сводный финансовый баланс страны. Документ, который характеризует объеми использование всех финансовых ресурсов, вт.ч. И финансового сектора в стране. Составляется при разработке прогноза социально-экономического развития и бюджетного проекта.

По характеру

Рекомендательные

Директивные (обязательныекисполнению). Например, бюджетобласти.

 

Среднесрочный финансовый план территории - финансовый план субъекта РФ или муниципального образования, в котором отращены основные показатели бюджета на 2 года, следующие за годом, на котором планируется бюджет. Составляется план, если субъект РФ или муниципальное образование принимает бюджетна 1 год. Показатели носят индикативный характер(необязательны к исполнению) и могут быть изменения при разработке бюджета на следующие годы.

 

Смета бюджетной организации - финансовый план, который используется в бюджетной сфере бюджетными учреждениями и населенными пунктами, вторые не являются муниципальными образованиями. Определяет общую сумму поступлений от вышестоящего распределителя средств, и в нем подробно расписываются все расходы, закрепленные за бюджетным учреждением или населенным пунктом. Расходы определяются по государственным и муниципальным нормам. Смета утверждается вышестоящим распорядителем бюджетных средств и экземпляр утвержденной сметы в обязательном порядке передается в Федеральное Казначейство в целях контроля за использованием бюджетных средств.

 

Финансовый план предприятия - разрабатывается в произвольной форме самим предприятием. Обычно составляется в виде баланса. Особая форма- бизнес-план, составляется в двухслучаях: для получения финансовых ресурсов и для составления подробного плана предпринимательской деятельности.

 

Бюджет — план на определенный период для достижения целей финансовой политики.

Бюджетирование — непрерывная процедура составления и исполнения бюджета. Итогом бюджетирования являются 3 основные формы: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс. Операционные бюджеты- бюджеты продаж, производства и тд.

Бюджетирование в полном объеме применимо при двух условиях:

Выделение центров ответственности

Соответствующий финансовый учет(по международным стандартам)

 

Планирование на макро-уровне:

1.Анализ сложившейся экономической ситуации(МЭР)

2.Разработка сценарных условий и прогноза социально-экономического развития страны минимум в двух вариантах (оптимистический и пессимистический; обычно3 варианта; правительство выбирает 1 вариант). Сценарные условия - прогнозируются цена на нефть, темпы роста ВВП и инфляции. Прогноз - прогнозируются укрупненные показатели, на основе которых можно рассчитать доходы федерального бюджета, расходы по основным функциям.

3.Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ.

4.Составление проекта Закона РФ "О федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановыйпериод".

Бюджет принимается ГД РФ.

5.Исполнение бюджета

6.Корректировка показателей бюджета

7.Контроль за исполнением бюджета

 

При планировании на макро-уровне используется новый метод- бюджетирование, ориентированное на результат (БОР). Этот метод предполагает, что планируются расходы по долгосрочным целевым программам.

 

Долгосрочные целевые программы:

Федеральные

Ведомственные

Используется программно-целевое планирование в процессе бюджетирования, ориентированного на результат.

У каждой программыесть паспорт. Он включает:

Срок действия

Ответственное министерство

Цель

Задачи

Основные количественные показатели(индикаторы)

Обоснование финансирования

 

Инструментом БОР являются ДРОНДЫ (доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования). Составляются ежегодно, и по ним можно определить, как идет финансирование программы и насколько оно эффективно.

Особо значимы ефедеральные программы объединяются в национальные проекты (здравоохранение, образование, жилье, сельскоехозяйство).

 

4 вопрос.

В большинстве учебников финансовый контроль рассматривается как деятельность государства.

Финансовый контроль - деятельность специальных органов и их работников по проверке законности и экономической целесообразности совершения финансовых операций (ФАприПравительствеРФ). Включает проверку:

Соблюдение требований законодательства в финансовой сфере

Исполнение обязательств перед государством(бюджетом)

Финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятия.

 

Цель финансового контроля- обеспечение бесперебойного, рационального функционирования государства и организаций.

 

Задачи финансового контроля:

Обеспечение бюджетного, налогового и валютного законодательства

Правильность ведения бухгалтерского учета

Обеспечение взаимных обязательств между хозяйствующими субъектами

Выявление резервов роста финансовых ресурсов

 

Принципы финансового контроля:

Законность

Ответственность задостоверность информации, за соблюдени езаконов

Объективность

Системность

 

Виды финансового контроля по субъектам финансового контроля:

Общегосударственный

Президентский (КонтрольноеуправлениеПрезидентаРФ)

Представительных органов власти(Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, Счетная Палата)

Исполнительных органов власти(ПравительствоРФ)

Ведомственный (ФНС, ФСФР, ЦБРФ, Департамент страхового надзора Минфина Рф, Федеральное казначейство)

Негосударственный

Внутрихозяйственный

Независимый (аудиторский)

Общественный

По видамдеятельности:

Бюджетный

Налоговый

Таможенный

Банковский

Страховой

Валютный

В области РЦБ

По характеру материалов

Документальный

Формальная проверка(наличие исправлений)

Юридическая проверка(соответствие законодательству)

Арифметическая проверка

Встречная проверка

Фактический

Инвентаризация

Экспертная оценка качества

Лабораторный анализ

 

Разновидности финансового контроля:

Полный (подробный)

Частичный

Комплексный

Тематический

Сплошной

Выборочный

 

Формы финансовогоконтроля:

По обязательности:

Обязательный (в силу закона)

Инициативный, по решению субъекта

По срокам проведения

Предварительный

Текущий

Последующий

Постоянный

Периодический

Методы финансовогоконтроля:

Проверка

Обследование

Надзор

Анализ

Наблюдение (мониторинг)

Ревизия

Анализ финансовой деятельности

 

 

Тема 5. Бюджет в системе государственных и муниципальных финансов.

Понятие бюджета. Его признаки и основные характеристики

Принципы формированиябюджетов

Доходы бюджета

Налоговые отношения как часть бюджетных отношений

Расходы бюджета

Дефицит и профицит бюджета

 

1 вопрос.

Признаки бюджета:

Система экономических отношений(одним из субъектов обязательно является государство или его орган)

Централизованный денежный фонд

Финансовый план государства

Закон

Политический документ

Источник информации

 

Классификации бюджетов:

По уровням бюджетной системы

1.Федеральный

2.83 субъектаРФ, вт.ч. Бюджеты республик, краев, областей, АО, городов ФЗ

3.Местные бюджеты, вт.ч. Бюджеты муниципальных краев, городских округов(с точки зрения бюджетного законодательства, например Омск, Томскит.д.)

По срокам действия

Текущий (текущего года)

Очередной (следующий за текущим)

Планового периода(двух лет следующих за текущим

С точкизрения исполнения и анализа

Собственные (принимаются и исполняются)

Консолидированные (свод бюджетов на данной территории без учета межбюджетных трансфертов)

Расширенные (сумма бюджетов одного уровня бюджетной системы, сумма федерального бюджета и внебюджетных фондов)

 

Правила определения собственных и консолидированных бюджетов.

Всегда собственными являются:

Бюджеты городских округов

Бюджеты поселений.

Бюджеты страны, субъектов и муниципальных районов бывают собственными и консолидированными. Если перед словом бжджет стоит прилагательное "областной, районный" итд, то это собственный бюджет, а если нет, то он консолидированный.

 

Основные характеристики бюджета.

К дополнительным основным характеристикам бюджета в 2011 году относят верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга. Для бюджета омска и омской области н епредусмотрены дополнительные характеристики.

 

2 вопрос.

Бюджеты формируются и исполняются по принципам, закрепленных в бюджетном кодексе:

1.Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов(ст. 32)

2.Принцип сбалансированности бюджета (ст. 33). Р= Д или Р= Д+ (ИФД- выплаты по государственном удолгу). Принцип не предполагает наличия профицита, однако с 2001 по 2009 бюджет планировался и исполнялся с профицитом.

3.Принцип результативности и эффективности. 2 варианта действия: необходимо достигать результаты при экономии бюджетных средств или же с эффективным использованием запланированных бюджетных средств.

4.Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов(ст. 35). Расходы бюджета не могут быть увязаны с конкретными источниками доходов или ИФД. Исключения: субвенциии субсидии, целевые иностранные кредиты.

5.Принцип прозрачности и открытости. В СМИ публикуются бюджеты, отчеты об их исполнении, проекты бюджетов, освещаются от принятия бюджетов, показатели бюджетов должны быть сопоставимы с прошлыми периодами, и перечень показателей должен быть стабилен. Исключения: в федеральном бюджете могут планироваться секретные статьи, неподлежащие раскрытию.

6.Принцип достоверности бюджета (ст. 37). Показатели прогноза для расчета доходов и расходов должны быть надежны, достоверны.

7.Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств(ст. 38). Конкретный получатель.

8.Принцип подведомственности расходов. В бюджетной системе существуют главные распорядители и просто распорядители и бюджетополучатели. Бюджетополучатель может получить денежные средства в ходе распределения только от одного распорядителя.

9.Принцип единства кассы. Главные распределители, просто распределители и бюджетополучатели открывают свои бюджетные счета в федеральном казначействе. Единый счет в центральном банке, и на него зачисляются все доходы бюджета и с этого счета осуществляются все расходы бюджетов.

 

3 вопрос.

доходы - денежные средства, которые в безвозвратном порядке поступают в соответствующие бюджеты. При этом доходы могут быть однонаправленными безвозмездными(налоговыми) и полученными от экономической деятельности государства(неналоговыми).

Финансовые ресурсы, поступающие в бюджет(методика МВФ), делятся на:

доходы

Текущие

Капитальные

Официальные трансферты

Поступления (кредиты)

 

В международной практике официальные трансферты и поступления рассматриваются как ИФД.

В России финансовые ресурсы, поступающие в бюджет, подразделяются на:

доходы

ИФД

 

Классификация доходов.

Экономическая

Налоговые — налоги и сборы, а также штрафы и пени по налогам, зачисляемые в соответствующий бюджет

Неналоговые — доходы от экономической деятельности государства и доходы от использования имущества

Безвозмездные поступления: дотации (денежные средства от другого бюджета без определения цели их использования), субсидии (денежные средства целевого характера отдругих бюджетов на совместное финансирования расходов) и субвенции (денежные средства от другого бюджета в месте сполномочиями по их использованию).

Безвозмездные поступления от физических, юридических лиц других государств

Бюджетная (официальная императивная классификация- группировка доходов с присвоением специальных кодов; используется при планировании и исполнении бюджетов). Все доходы делятся на 2 группы:

доходы(налоговые, неналоговые). Подгруппы, подстатьи и элементы доходов. По 20-тизначному коду бюджетных классификаций доходов можно определить, кто администрирует данный доход, что это за вид дохода. Если доход налоговый, то определяется: это либо основной платеж, либо пени, либо штраф. Можно определить, в какой бюджет зачисляется доход и какого его экономическое назначение.

Безвозмездные поступления

Нефтегазовые иненефтегазовые

Нефтегазовые — налог над обычу полезных ископаемых(нефт и игаза) и вывозные таможенные пошлины на нефть, газ и их производные.

Ненефтегазовые — все остальные

Собственные доходы и субвенции

 

Налоговые доходы бюджета.

Налоговые доходы определяются налоговым кодексом.

 

Федеральные налоги - налоги, которые установлены налоговым кодексом и обязательны к уплате(взыманию) на всей территории РФ по одинаковым правилам. Не требует дополнительного введения вдействие. Примеры:

НДС

Налог наприбыль организаций

НДФЛ

Акцизы

НДПИ

Водный налог

Госпошлины

 

Региональные налоги (определяются налоговым кодексом, вводятся в действие на территории каждого субъекта РФ в отдельности законом об этом налоге, при этом уточняются ставки, вводятся льготы и сроки уплаты):

Налог на имущество организаций

Транспортный налог

Налог на игорный бизнес

 

Местные налоги (определяются налоговым кодексом, вводятся соответствующим документом):

Земельный налог

Налог на имущество физических лиц

 

Федеральные налоги являются обязательными, а региональные и местные относятся к факультативным.

Кроме налогов и сборов налоговый кодекс предусматривает специальный налоговый режим, который позволяет одним платежом заменить несколько платежей(например, упрощенная системаи ЕНВД).

 

Неналоговые доходы:

1.доходы от внешнеэкономической деятельности государства

Таможенные пошлины и сборы

доходы от реализации на экспорт низкообогащенного урана

2.доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Дивиденды поакциям

Проценты по бюджетным кредитам

Арендная плата

Часть прибыли государственных и муниципальных предприятий

Часть прибыли ЦБ(для федерального бюджета)

3.Платежи при пользовании природными ресурсами

4.доходы от платных услуг государства

5.доходы от продажи государственного и муниципального имущества, кроме акций

6.Административные платеж и исборы, а также штрафы, не связанныес налогами

У местных бюджетов средства самовложений граждан- денежные средства, которые каждый гражданин, проживающий на территории муниципального образования, должен уплатить в бюджет муниципального образования согласно решению, принятому на сходе граждан. При этом могут быть освобождены отдельные категории граждан(например, инвалиды), но неболее1/3 граждан.

 

4 вопрос.

В узком смысле налоговая система- система налогов и сборов, а в широком - Налоговая система:

Система налогов и сборов

Система налоговых органов

Принципы налогообложения

Принципы налоговой политики

Порядок распределения налогов по уровням бюджетной системы

Порядок, формы и методы налогового контроля

 

Экономические принципы налогообложения:

Справедливости (каждый должен платить)

Соразмерности (соразмерно своим доходам)

Максимального учета интересов и возможностей налогоплательщика

Экономичности (эффективности) (объем собранных налогов должен быть больше затрат на их сбор)

 

Юридические принципы налогообложения:

Равного налогового бремени

Установления налогов законами

Отрицания обратной силы налоговых законов

Приоритета налогового законодательства

Однократности взимания налогов

Сочетания интересов государства и налогоплательщиков

 

Принципы налоговой политики:

Снижение налогового бремени

Снижение количества налогов

Улучшение условий уплаты налогов

Увеличение собираемости налогов

 

Порядок распределения налогов по уровням бюджетной системы.

Определяется бюджетным кодексом за исключением налога на прибыль, который распределяется налоговым кодексом.

Распределение означает, что налогоплательщик платит налог одним платежом, а казначейство зачисляет полностью налог или частичн осразу в тот бюджет, в который этот налог предназначен.

Например, НДС - налог федеральный, полностью в федеральный бюджет. НДФЛ - тоже федеральный, 30% в местные бюджеты, 20% в бюджеты муниципальны храйонов. Налог на прибыль состоитиз 2 частей- 2% в федеральный бюджети 18% в бюджет субъекта федераций. Транспортный налог - 100% региональный бюджет. Налог на землю - 100% местные бюджеты.

 

Налоговый кодекс при установлении налога определяет основные элементы налогообложения:

Объект налогообложения

Налоговая база

Налоговый период

Налоговая ставка

Порядок исчисления налога

Порядок и сроки уплаты налога

 

У налогового контроля есть специфика:

К формам и методам налогового контроля относятся налоговые проверки. Они бывают:

Камеральными (проверяются документы о деятельности налогоплательщика)

Выездные (документы проверяются у налогоплательщика на месте)

Особенным методом является получение объяснений налогоплательщиков

Проверка данных учета и отчетности

Осмотр помещений и территорий, которые используются для излечения дохода, прибыли

5 вопрос.

Классификация бюджетных расходов:

Трансфертные — безвозмездные и трансформационные(возмездные)

Не процентные и процентные(проценты по кредитам и займам)

Налоговые (упущенная выгода государства в результате введения льгот, рассрочеки отсрочек по налогам) и неналоговые

Текущие и капитальные

 

В расходной части бюджетов процентные расходы с 2011 года выделены в раздел"Обслуживание государственного или муниципального долга". Основная сумма долга рефинансируется.

 

Бюджетная классификация расходов.

Делит все расходы на разделы(функции государства). Таких разделов 14:

Общегосударственные вопросы

Национальная оборона

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Национальная экономика

ЖКХ

Охрана окружающей среды

Образование

Культура, кинематография

Здравоохранение

Социальная политика

Физическая культура и спорт

СМИ

Обслуживание государственного и муниципального долга

Межбюджетные трансферты

Каждый раздел делится на подразделы(около 100), целевые статьи или программы и виды расходов.

 

На основе бюджетной классификации расходов формируются коды для каждого вида расходов, по которым можно определить не только функцию и вид расходов, но и их экономическое значение и администратора(министерства, службы, агентства).

 

Формирование расходов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами - обязательства бюджетов предоставить денежные средства физическим, юридическим лицам, другим бюджетам и государствам. Они вытекают из законов, и тогда они будут называться публичными расходными обязательствами, или могут вытекать из заключенных договоров и контрактов(обязательства гражданско-правового характера). Та часть расходных обязательств, которая будет направлена в бюджет, называется бюджетными обязательствами. В идеале бюджетные обязательства равны расходным обязательствам, на практике они меньше. Эта разница называется "расходные обязательства по нефинансируемым мандатам".

 

Расходование бюджетных средствосуществляется в форме ассигнований (ст. 69 БК).

 

6 вопрос.

Существование дефицита- это дискуссионный вопрос. С классической точки зрения это отрицательное явление, все бюджеты должны быть сбалансированы. Кейнсианское представление: дефицит- активный инструмент бюджетной политики, сбалансированный бюджет должен быть в ходе экономического цикла.

В России в первое десятилетие 20 века были выделены дефицит бюджета и не нефтегазовый дефицит.

 

Дефицит бюджета - разница между общей суммой доходов и расходов. Он может быть:

Запланированным или выявленным(пофакту)

Текущий дефицит(кассовый разрыв)

 

Ненефтегазовый дефицит (ННД) разница между расходами и доходами, из которых вычли нефтегазовые доходы.

 

Источники финансирования дефицита бюджета:

Инфляционные

Бумажно-денежная эмиссия(запрещена после 2000 года)

Кредиты ЦБ правительству(запрещены после 2000 года)

Продажа Центральному Банку ГЦБ при их первичном размещении

Неинфляционные

Внутренние

Кредиты от КО

Государственные (муниципальные) ценные бумаги

Бюджетные кредиты

Поступления от продажи акцийи долейв УК предприятий

Поступления от продажи государственных запасов драгоценных металлов и камней

Остатки насчетах

Внешние

ГЦБ в иностранной валюте

Кредиты правительств и ностранных государств, международных финансовых организаций, и ностранных юридических лиц

Остатки насчетах

 

Внутренние источники могут использовать все бюджеты, а внешние только федерация и субъекты РФ.

 

ННД может финансироваться за счет:

Нефтегазовых трансфертов

Обычных ИФД

 

Профицит появился в федеральном бюджете в конце 2000 года. С 2001 по 2002 год за счет профицита формировался финансовый резерв- механизмза щиты федерального бюджета от изменений мировых цен на нефть. В 2003 году финансовый резерв преобразовался в стабилизационный фонд, который существовал до конца 2007 года. Он использовался для замещения ИФД и для досрочного погашения государственного внешне годолга. В2008 году стабилизационный фонд преобразовался в 2 фонда: резервный и фонд национального благосостояния. Резервный фонд используется для нефтегазового трансферта в случае недостаточно при нефтегазовых доходов.

 

Нужно отличать резервные фонды в составе общегосударственных вопросов(используются для предупреждения и ликвидации ЧС и при возмещении вреда, причиненного государством гражданам при пресечении террористических актов) от Резервного фонда.

Ненефтегазовый дефицит РФ и дефицит РФ.

ННД бюджета финансируется зас чет нефтегазовых трансфертов и обычных ИФД. В бюджетном кодексе предусмотрены определенные величины ННД бюджета- 4,7% ВВП, и предельная величина нефтегазовых трансфертов для финансирования ННД- 3,7%, а 1% - обычные ИФД.

 

Нефтегазовый трансферт состоит либо из части нефтегазовых доходов(остальная часть на формирование Резервного Фонда и ФНБ). Такая ситуация возникает, если общая сумма расходов федерального бюджета равна доходам или меньше. Если нефтегазовых доходов не хватает для финансирования вобъеме 3,7% ВВП, то в дополнение используются средства резервного фонда.

 

За счет нефтегазовых доходов формируются:

Нефтегазовый трансферт(3,7% ВВП)

Резервный фонд(10% ВВП мах)

Фонд НациональногоБлагосостояния

 

Механизм финансирования ННД приостановлен в использовании с 2011 до 2015 года. Сейчас используются обычные механизмы финансирования дефицита, однако на период моратория разрешено использовать средства резервного фонда.

 

Резервный фонд: на1 июня 2011 года 745 млрдрублей.

ФНБ формировался за счет нефтегазовых доходов и за счет доходов от управления фондом. Цель- софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан и обеспечение устойчивости механизму пенсионного обеспечения. На 1 августа 2,6 трлн рублей.

 

Управление фондами осуществляет Минфин. Основная цель - сохранность и стабильность доходов от размещения в долгосрочной перспективе. Для сохранности и получения доходов средства фондовразмещаются в следующие финансовые инструменты:

Долговые обязательства иностранных государств(от50% до100%)

Долговые обязательства иностранных государственных агентств и ЦБ(до30%)

Долговые обязательства международных финансовых организаций(до15%)

Иностранную валюту(депозиты в иностранных банками КО) (до30%)

По факту в 2008 году:

Долговые обязательства иностранных государств(80%)

Долговые обязательства иностранных государственных агентств и ЦБ(15%)

Долговые обязательства международных финансовых организаций(до5%)

Иностранную валюту(депозиты в иностранных банкам и КО) (0%)

 

Тема 6. БюджетнаясистемаибюджетноеустройствоРФ.

Бюджетная системаимоделиеепостроения. БюджетноеустройствоРФ

Принципы построениябюджетнойсистемыРФ

Межбюджетные отношения

Межбюджетные трансферты

 

1 вопрос.

Существует несколькомоделейпостроениябюджетныхсистем:

Двухуровневая (центральныйбюджетиместныебюджеты)

Многоуровневая.

 

Считается чтовРоссии3-хуровневуюсистему, однакопосле2005 годаонастала 4-хуровневой: федеральныйбюджетибюджетыгосударственныхВФ, бюджетысубъектовРФитерриториальныеВФ, бюджетымуниципальныхрайонов, городскихокругов, бюджетывнутригородскихмуниципальныхобразованийг. МосквыиСанкт-Петербурга, бюджетыпоселений. Закаждымуровнемзакрепляетсяпредметведенияиправаиобязанности.

 

Бюджетное устройство - этопонятиеконкретное, котороевключаетвсебябюджетнуюсистему, принципыпостроениябюджетнойсистемыиееособенности. ТерриториальноеустройствоопределяетсяКонституциейРФ.

 

Особенности бюджетной системы РФ:

Количество Субъектовфедерацииуменьшается, субъектыукрупняются

Калининградская областьотделенаоттерриторииРФ, поэтомуэтотерриториальноеудалениеприноситдополнительныерасходынаподдержаниесвязи. ЗАТОБайконурнаходитсянатерриториииностранногогосударства.

Россия являетсячленомконфедерации(СНГ, Евразийскийсоюз), ионаучаствуеттамсвоимичленскимивзносами.

 

Бюджетную системуибюджетноеустройствохарактеризует2 понятия- собственный и консолидированный бюджет. Различают структуру консолидированногобюджетаиего количественную оценку.

 

Консолидированный бюджет РФ включаетвсебя:

Федеральный бюджет

83 консолидированныхбюджетасубъектовРФ

Консолидированные бюджеты субъектов включают:

Собственный бюджетсубъектаРФ

Бюджет городскогоокруга

Консолидированные бюджетымуниципальныхрайонов:

Собственный бюджетмуниципальногорайона

Бюджеты городскихисельскихпоселений

 

Омская область:

Областной бюджетОмскойобласти(2 уровень)

Бюджет городаОмска(3 уровень)

32 консолидированныхбюджетамуниципальныхрайонов

Бюджет Калачинска(3 уровень)

Бюджет деревеньипоселений(4 уровень)

 

При количественной оценкеконсолидированныхбюджетоввычитаютмежбюджетныетрансфертыдляликвидацииповторногосчета. 6 статьябюджетногокодекса.

 

2 вопрос.

Принципы построения бюджетнойсистемыРФ:

Принцип единства. Статья29 БК. ЕдинаяКонституция, единаязаконодательнаябаза, единоеэкономическоепространствоиединаябюджетная классификация, позволяющаяпланироватьиисполнятьбюджетывединойформепоединымправилам, иэтаклассификацияпозволяетденежнымпотокамсвободноперемещатьсявпределахбюджетнойсистемы. Включаетвсебя 4 классификации:

Бюджетная классификациядоходов, котораяделитвседоходына2 группы, потомнаподгруппы, статьиит.д.

Классификация расходов, котораяделитвсерасходынаразделы, подразделы, целевыестатьиивиды

Классификация ИФДбюджета, котораяделитихнавнутренниеивнешние

Классификация операцийсекторагосударственногоуправления, котораяотражаетэкономическоесодержаниедоходов, расходовфинансовыхактивовиобязательств, связываютвединоецелоевсебюджетныеклассификациииявляются"мостом" кбюджетномупланусчетов

Принцип разграничения доходов, расходовиИФДмеждубюджетамибюджетнойсистемы. Статья30 БК.

доходы закрепляютсязабюджетамибюджетнымкодексом(исключение- налогнаприбыль, закрепляетсяналоговымкодексом).

Расходы: закаждымбюджетомзакрепляетсялибо функция/подфункция расходов(например, закаждымбюджетомзакрепляетсяфункцияобслуживаниясобственногодолга, подфункциядляфедеральногобюджета- ядерно-арсенальныйкомплекс; резервныефондыбюджетов), либо совместные расходы. Закреплениепроисходитисходяизареалараспространенияипотреблениягосударственныхимуниципальныхуслуг, т.е. прираспределенииизакреплениирасходовопределяется, ктопользуетсяэтимиуслугами. Например, еслипользователямиявляютсяжителимуниципальногорайона, торасходызакрепляютсязабюджетоммуниципальногорайона.

ИФД: осуществляетсянаосновеследующихправил: внутреннимиисточникамимогутпользоватьсявсебюджеты, внешними- толькофедерацияисубъектыфедерации. ПриэтомсубъектыфедерациимогутвыпускатьтолькоГЦБвиностраннойвалюте. Каждыйбюджет, каждыйсубъектбюджетнойсистемыопределяетисточникисамостоятельноиобслуживаетсвойдолгзасчетсвоейказны. Казна- совокупностьвсехдоходовиимущества, закрепленногозаданнымуровнемвласти.

Принцип самостоятельности бюджетов.

В рамкахдействующегозаконодательствасамостоятельнообеспечиваетсякаждыйсубъект, сбалансированностьбюджетаобеспечиваетсябюджетнымпроцессом, самостоятельноустанавливаютсядоходыинаваленырасходов.

Расходные полномочиядругогоуровняисполняютсязасчетсубвенций.

Запрещено финансироватьрасходыодновременнозасчетдвухилинесколькихбюджетов

3 вопрос.

2 типа междбюджетныхотношений:

Конкурентная модель. Высокаястепеньсамостоятельностинижестоящихбюджетов, относительнаянезависимостьотцентральногобюджета. США, Канада, Австралия..

Кооперативная модель. Нижестоящиебюджетызависимыотвышестоящего. Значительнуюдолюзанимаетфинансоваяпомощьотвышестоящихбюджетов. Франция, Греция, Италия, Германия, Россия.

 

В Россиихарактерна ассимитричность межбюджетныхотношений. Различают:

Вертикальную. Доперераспределенияприпомощидотаций, субсидийисубвенцийвфедеральномбюджетеконцентрируютсядоходы, авнижестоящихрасходы. Например, в2011 50% доходовконцентрируютсявфедеральномбюджете, 35,4% вбюджетахсубъектахи14,6% востальных. Дляпреодоленияассимитричноститребуетсявыравниваниевформесубвенцийисубсидий.

Горизонтальную. В83 субъектахРФсуществуетразницавбюджетнойобеспеченности- вденежномвыраженииобъемегосударственныхимуниципальныхуслуг, приходящихсянаодногожителязасчетсредствопределенногобюджета. 2011: областнойбюджетОмскойобласти: 47,5 млрдрублей, расходы48,9 млрд; г. Москва: доходы1 300 млрдирасходы1 547 млрд. РазницамеждусубъектамиРФв6 развсреднемпобюджетнойобеспеченности. Выравниваетэтуассимитричностьдотации.

 

4 вопрос.

В общемдотации, субсидииисубвенцииявляютсяформамимежбюджетныхтрансфертов. Естьмежбюджетныетрансфертыбезособойформы.

 

С точкизрения движения межбюджетных трансфертов различают:

Прямые - денежныесредства, поступающиеизвышестоящегобюджетавнижестоящий. Подавляющеебольшинство.

Отрицательные - изнижестоящеговвышестоящийбюджет. Немассовыйхарактер. Избюджетовпоселениймогутпередаватьсясредствавбюджетымуниципальныхрайоноввдвухслучаях:

Если бюджетнаяобеспеченностьвбюджетепоселенияв2 иболееразпревышаетсреднююобеспеченностьпомуниципальномурайону, излишкипередаютсявмуниципальныйрайондлядальнейшейпередачивпользуболее"бедных" поселений.

Если представительныеорганымуниципальногорайонаформируютсяизчисладепутатовпредставительныхоргановпоселений, токаждоепоселениепередаетотрицательнымтрансфертомвбюджетмуниципальногорайонаденежныесредствадлявыполненияфункцийпредставительногоорганавласти.

 

Дотации.

Денежные средстваотдругогобюджетабезопределенияцелиихиспользованиянабезвозмезднойоснове.

 

Вышестоящий бюджетнеопределяет, накакиецелибудутизрасходованысредства, ноопределяет, какомусубъектуискольконужновыделитьвсоответствующемгоду.

 

69 из83 субъектовполучаютдотации.

 

Для определения получателей и суммы дотацийвысчитываетсясредняябюджетнаяобеспеченностьпосубъектамРФ. Отбрасываются10 самыхобеспеченныхисамыхбедных, ипооставшимсявысчитываетсясредняявеличина.

Каждый субъектрассчитываетсвоюобеспеченность. Утехсубъектов, укоторыхбюджетнаяобеспеченностьнижесредней, называютсяреципиентамидотаций, аукогоравнаилибольшесредней, тоониявляютсядонорами.

Реципиенты получаютдотации, которыевыравниваютбюджетнуюобеспеченностьдосредней.

В федеральномбюджетевседотацииконцентрируютсявцелевойстатьерасходовФондфинансовойподдержисубъектовРФ.

 

Субсидии. Бюджет-получательопределяетцелевоенаправлениеиспользованиясвоихсредствисуммунедостающихсредств. Вышестоящийбюджетпередаетнижестоящемунедостающемусредствацелевогохарактера.

Для финансированиясубсидийфедеральнымбюджетомсоздаетсяфондсофинансированиярасходов.

 

Субвенции. Денежныесредства, передаваемыевместесполномочиямипоихиспользованию. ОбразуетсяФедеральныйфондкомпенсаций(нефонд, ацелевыестатьирасходов). Пример: средстванаобеспечениежильеминвалидоввойны, выплатыдонорам, субвенциинаукоградам(Королев, Кольцово), субвенциимоногородам(городсоднимпредприятием, обеспечивающимрабочимиместамипрактическивсенаселение; 335 городов, например, Тольятти).

 

Кроме этогосуществуютмежбюджетныетрансферты поощрительного характера. Разв3 года8 субъектовРФполучаюттакойтрансфертнаразвитиефинансовсубъекта. Условия получения:

Выполнение показателейбюджетного кодексаипоказателейкачествауправлениябюджетами. Минфинразрабатываетсистемуэтихпоказателей, покоторымосуществляетмониторингсубъектов. Например: предельныйобъемдолгасубъектаРФ; кредиторскаязадолженностьповыплатезаработнойплатынатерриториисубъекта.

Выполнение Кодексалучшейпрактики- документаМеждународногобанкареконструкциииразвития, гдесобранылучшиепрактикиразныхстранпоуправлениюбюджетом. ОннаходитсянасайтеМинфинаирекомендованкиспользованиюсубъектамимуниципальнымобразованиям. Примеры:

Абсолютный балансбюджета. Еслиондефицитный, тозаемныесредствадолжныидтинаинвестиционныепрограммы, аненатекущиерасходыилирефинансированиедолга.

Кассовые разрывынедопускаются

Бюджетная отчетностьподлежитнезависимойпроверке

 

Межбюджетные трансферты для внебюджетных фондов.

Все ВФполучаютмежбюджетныетрансфертынастрахованиенеработающегонаселения.

 

Тема 7. Государственныйимуниципальныйкредит.

Понятие гимк

Государственный имуниципальныйдолг

Государственный внешнийивнутреннийдолгРФ, составиструктура

1 вопрос.

Гимк - экономическиеотношениянаосновевозвратности, срочностииплатности, вкоторомгосударствоилимунициплаьльноеобразованиеможетвыступатьгарантом, кредиторомилизаемщиком.

Особенности:

Регламентируется бюджетнымкодексом

Существует вденежнойисмешаннойформах

Применяется дляформированияииспользованияцентрализованныхфондов

кредитявляетсяисточникомфинансовыхресурсовбюджета, нокдоходамнеотносится

 

Функции:

Функция финансов

Специфические функции(например, замещениереальныхденегкредитными)

 

Роль гимк:

Обеспечивает перераспределениефинансовыхресурсоввнутристраныимеждустранами

Дает неинфляционныеИФД

Позволяет регулироватьденежнуюмассу

Расширяет границымеждународнойторговли

Способствует решениюпрограммструктурнойперестройкиэкономикивусловияхнехваткидоходовбюджета

 

Государство как кредитор.

Выступает науровнефедерации.

Государственный кредитявляетсяформоймеждународногосотрудничестваивзаимопомощи.

 

Виды кредитовРФ

Финансовые кредиты(кредитывденежнойформе)

Нефинансовые кредиты(кредитынаинвестиционныецели)

Связанные кредиты(закупкатоваровиуслугвРоссии)

 

Кредитование намеждународномрынкепроисходитпутем покупки долговых ЦБ иностранныхгосударствнапервичномрынке. ВрезультатепроисходитвозникновениедолгаиностранныхгосударствиюридическихлицпередРФ.

 

Основные должники РФ: странысевернойАфрики, Афганистан, Италия. С2007 годаРоссияучаствуетвпрограммесписаниядолговбеднейшимстранам. Определены16 беднейшихстран. С2007 по2017 годРоссиядолжнасписать$12 млрд. ТакжесуществуетдолгчленовСНГ.

 

Внутри страны государствоимуниципальныеобразованиявыступаюткредиторамивслучаенедостаточностибюджетныхсредствдляфинансирования:

Целевых инвестиционныхпрограмм. Кредитывыдаютсяпредприятиямнаконкурснойосновеподпроцент1/3-1/2 ставкирефинансированияЦентральногоБанка.

Социально значимыхотраслей(сезонныебюджетысельскохозяйственныхорганизацийиорганизациирайоновкрайнегосевера)

Дефицитов нижестоящихбюджетов

 

Государство как гарант.

Государственные (муниципальные) гарантии- способобеспечениягражданско-правовыхобязательстввсилучего: РФСубъектРФилимуниципальноеобразованиедаетписьменноеобязательствоотвечатьзаисполениеобязательстваюридическимлицом-принципаломпередкредиторамиэтойорганизации- коммерческимибанками.

 

Причина - недостаточностьсредствнапрямоефинансированиеиликредитованиеюридическихлиц. ЮридическиелицаполучаютгарантиинаконкурснойосновепокредитамКБ, ноневсемогутучаствоватьвконкурсе. Гарантиипокредитаммогутбытьвыданы:

Предприятиям оборонногокомплекса

Предприятиям осуществляющиминвестиционныйпроект

Корпорации нанотехнологий

Агентству поипотечномужилищномукредитованию

 

Гарантии государства делятсяна:

Гарантии, предусматривающиерегрессноетребованиекпринципалу

Гарантии безрегрессноготребования

Финансируются засчетИФД

Финансируются засчетрасходнойчастибюджета

 

Гарантию предоставляетисполнительныйоргангосударственнойвласти(местногосамоуправления). При регрессном требовании: онбереткредит, погашаеткредитзапринципала, предприятиевозвращаетденьгивбюджет, иисполнительныйорганпогашаеткредит. Без регрессного требования: государствопростопогашаеткредитзапринципалаизрасходнойчасти.

 

Государство как заемщик.

Причины, покоторымгосударствовыступаетзаемщиком:

Наличие кассовыхразрывоввисполнениибюджетов

Планирование дефицитабюджетов, связанноесухудшениемэкономическойобстановки, различиемэкономического, финансовогоиналоговогопотенциалатерриторий

Рефинансирование основнойсуммыгосудасрственного(муниципального) долга

Финансирование целевыхпрограммврамкахмеждународногосотрудничествасиностраннымигосударствамиимеждународнымифинансовымиорганизациями

Необходимость сохранностипенсионныхнакопленийграждан

 

Заимствования происходятв форме:

Кредитов (договор, соглашение). Считаетсяархаичной.

Эмиссии долговыхценныхбумаг, выпускаемыхотлицагосударства, субъектаРФилимуниципальногообразования

 

Различия в гимк:

Уровень власти, использующийкредит

Предельные срокизаимствования(длягосударстваисубъектов- 30 лет, длямуниципальныхобразований- 10 лет)

Источники заимствований

 

2 вопрос.

Виды задолженностей государства:

Финансовая - покредитамизаймам

Вероятностная - повыданнымгарантиям

Административная - понефинансированнымрасходам

 

Не всевозникающиезадолженностиобразуютвРФгосударственныйдолг. Административная задолженность необразуетгосударственныйдолг, потомучтоприневыполненииплановподоходамгосударственнаяДумадолжнаприменитьмеханизм секвестра, тоестьсократитьвсерасходыпропорциональнопроцентаневыполненияплановподоходам. Применялсятольков1997 году.

Вероятностная задолженностьучитываетсятолькос2003 года.

 

Формы государственного(муниципального) долга:

Кредитные соглашенияидоговоры

Государственные займы, осуществляемыепутемвыпускаценныхбумаг

Договоры опредоставлениигосударственныхгарантий

 

Классификация государственного(муниципального) долга:

По составу

Основная сумма

Проценты подолгу

С точкизренияпроцессапогашения

Капитальный (всяосновнаясуммаипроцентыподолгу)

Текущий (то, чтопогашаетсявтекущемгоду)

По срокам

Краткосрочный (<1 года)

Среднесрочный (от1 до5 лет)

Долгосрочный (более5 лет)

По местонахождениюзаемщика

Внутренний

Внешний

 

Отношение государственногодолгакВВП:

Рекомендуемый норматив- неболее60% кВВП

В РФв2010 году- около10%

 

Есть международная и российская (Минфин) методика определениявнутреннегоивнешнегодолга. К внешнему долгу относят:

В международнойпрактике

Долг переднерезидентами

В РФ

Долг в иностранной валюте (кромедолгасубъектовРФиМОпоиностраннымкредитамвиностраннойвалюте). СубъектыРФ, выполняющиеКодекслучшейпрактики, могутполучитьотмеждународныйорганизацийцелевойиностранныйкредитвиностраннойвалюте. Таккаквбюджетнойсистемеестьпринципподведомственностирасходов, этотцелевойкредитполучаетРФ, образуетсявнешнийдолг, азатемэтоткредитпередаетсясубъекту, укоторогообразуетсявнутреннийдолгпередРФпоцелевомуиностранномукредитувиностраннойвалюте.

ЦБ РФ используетсвоюметодикудляопределениявнешнегодолга. Основойявляетсямеждународнаяметодика, т.е. ЦБвключаетвовнешнийдолгдолгпереднерезидентами, атакжезадолженностьбанковскойсистемыпокредитамидолговымЦБпереднерезидентамиизадолженностьпредприятийнефинансовогосектораподолговымценнымбумагамифинансовомулизингупереднерезидентами.

Внутренний долг:

В международнойпрактике

Долг передрезидентами

В РФ

Долг врублях+ долгсубъектовРФиМОпоиностраннымцелевымкредитамвиностраннойвалюте

 

Управление внешним долгом. ПроблемыуправлениявРоссии:

Создание системыуправлениявообще

Проблема минимизациистоимостидолга(внутренниекредитыдорожевнешних)

Урегулирование долговбывшегоСССР(до2007)

 

Цели управления:

Сохранение безопасностистраны

Сокращение стоимостиобслуживаниядолга

Обеспечение исполненияобязательстввполномобъеме

 

Органы управления государственнымдолгом:

Президент иФедеральноесобрание(устанавливаютосновныеприоритетыбюджетнойполитики, иФСустанавливаетверхнийпределзаимствований)

Правительство РФ(определяеторганизационныеосновыуправлениядолгом: устанавливаетисточники, параметрызаимствований)

Минфин

ЦБ РФ(обслуживаетгосударственныйдолг, непосредственноразмещатьценныебумаги, которыеотименигосударствавыпускаетМинфин, обеспечиваетобращениеценныхбумаг, выплачиваетдоходыпоним, организовыватьпогашениеГЦБ)

 

Обслуживание государственногодолга:

Надлежащее

Выплата процентов(планируетсяврасходах, раздел"Обслуживанеигосударственногодолга")

Погашение основнойсуммыдолга

Стерилизация засчетдоходов

Рефинансирование

Ненадлежащее

Технический дефолт(задержкавыплатна7 рабочихдней)

Полный иличастичныйдефолт(одностороннийотказзаемщикаотвыполнениясвоихобязательств)

Урегулирование (переговорымеждукредиторомизаемщикомобизмененииусловийобслуживаниядолга)

Реструктуризация (погашениедолговыхобязательствсодновременнымпринятиемзаемщикомнасебяновыхдолговыхобязательствватойжесуммелибососписаниемчастидолга; приэтомменяютсяосновныеусловияобслуживания: номиналценнойбумаги, проценты, срокобращенияипогашения)

 

Формы реструктуризации:

Конвертация (обменстарыхценныхбумагнановые)

Консолидация (заменакраткосрочныхобязательствнасреднеидолгосрочные)

Унификация (заменанесколькихвыпусковценныхбумагодним)

В РФвсетриформыиспользуютсяодновременно(новация).

 

Реструктуризация долгаможетбыть:

Добровольной

Обязательной

Принудительной

 

В августе1998 годаПравительствообъявилодефолтпо38 выпускамГКО(государственныекраткосрочныебезкупонныеоблигации). Онивыпускалисьс1993 по2004 год. ИхпрообразомбыликазначейскиеобязательстваСША. Выпускалисьвбездокументальнойформеввидезаписейнасчетах. Номинал- 1000 рублей, доходомбылдисконт(размещалисьпоценениженоминала). До1998 годадоходностьпоГКОбыласамойвысокойвстранепофинансовыминструментам(до300% годовых). ВСШАтакаяпирамидасуществуетдесяткилетинерушится, авРоссиибылонарушеноосновноеправило: доходностьпоГЦБкакпосамымнадежнымценнымбумагамдолжнабытьсамойнизкой.

 

3 вопрос.

Внешний долг(пометодикеМинфина) снижается. С1992 по2006 включалвсебядолгСоветскогоСоюза.

 

Лондонский клуб - объединениекоммерческихбанков-кредиторов, созданноедляпереговоровсофициальнымизаемщиками. Созданв1976 годупоповодудолговЗаира.

Парижский клуб - объединениестран-кредиторов(Австралия, Австрия, Бельгия, Испания, Италия, Германия, Дания, Нидерланды, Россия, США, Финляндия, Франция, Канада, Швейцария, Швеция, Ирландия, Норвегия, Японияит.д.). Созданв1956 годудляобсужденияиурегулированияпроблемзадолженностиподолгамАргентины. Россия- членПарижскогоклубас1997 года. В2006-2007 годахвсвязисучастиемРоссиивпрограммысписаниядолговбеднейшимстранамПарижскийклубразрешилпогаситьдосрочнодолгимеждучленамиклубов.

 

Структура внутреннего долгаРФ:

Долг поГЦБ- 86,1%

Долг покредитамКБ- 2,5%

Выданные гарантии- 11,4%

 

Особенности государственногодолгасубъектаРФ:

Образует внешнийиливнутреннийдолг

Внешний долгобразуетценныебумагисубъектаРФ, выпущенные

 

Особенности муниципальногодолга:

Образуется тольковнутреннийдолг. Внешнийдолгнауровнемуниципальногообразования.

В составевнутреннегодолгавходятцелевыеиностранныекретины

 

Тема 9. Внебюджетныефонды.

Понятие внебюджетныхфондовицелевыхбюджетныхфондов.

Пенсионная реформавРФиПенсионныйфондРФ

Фонд социальногострахования

Фонды обязательногомедицинскогострахования

Страхование вобластизанятости

 

1 вопрос.

Социальные внебюджетные фонды:

Формируются науровнегосударства

Обеспечивают конституционныеправаграждан

Являются страховщикамипообязательномусоциальномустрахованию

Являются юридическимилицами

Являются специализированнымифинансово-кредитнымиучреждениями

Регулируются БКРФ

 

Внебюджетные фонды:

Пенсионный фонд, ПФ

Фонд социальногострахования, ФСС

Фонды обязательногомедицинскогострахования, втомчисле:

Федеральный

Территориальный

 

Внебюджетные фондасоциальногоназначениявходятв бюджет расширенного Правительства РФ. Внебюджетныефондынеформируютсяс2000 года.

 

Целевые бюджетные фонды - фонды, которыеобразуютсявнутрибюджетаиихпризнакомявляетсяналичиеобособленныхдоходовицелевыхрасходоввбюджете. Приэтомвдоходнойчастидоходыобъединяютсяподназваниемдоходатаково-тофонда, аврасходнойчастиуказываетсяфондтакой-то. С2000 годавсецелевыебюджетныефондыбылиупразднены. Целевыерасходы.

 

С 2010 отменилиЕСН. Основные источники доходов ВФ:

Страховые взносы наобязательноесоциальноестрахование. Платитработодатель. 34% кначисленномувознаграждению: 26% вПФ, 5,1% намедицинскоестрахование, втомчисле2,1% вФФОМС, 3,0% вТФОМС, 2,9% вФСС.

Межбюджетные трансферты. Передаютсянастрахованиенеработающегонаселения.

доходыотфинансовыхопераций.

 

Следует различать государственное социальное страхование - обязательноестрахованиежизниздоровьяотдельныхкатегорийграждан: президента, военнослужащих, сотрудниковполиции, таможенныхорганов, налоговыхорганов, судей, работниковпротивопожарнойслужбы. ЗасчетсредствФедеральногоБюджета.

 

Следует различать обязательное социальное страхование - частьгосударственнойсистемысоциальнойзащитыгражданотвозможногоизмененияматериальногои/илисоциальногоположения, втомчислепонезависящимотнихобстоятельствам.

Виды социальных рисков:

Заболевания

Временная нетрудоспособность

Трудовое увечье

Материнства

Инвалидность

Наступление старости

Потеря кормильца

Признание безработным

Смерть застрахованноголицаилинетрудоспособныхчленовегосемьи, находящихсянаегоиждивении

 

Участники обязательногосоциальногострахования:

Страхователи - предприятия, организациииучреждения, ораныисполнительнойвласти. Платятстраховыевзносы.

Страховщики - внебюджетныефонды

Застрахованные лица- гражданеРФ

 

Государственная социальная помощь - предоставлениемалоимущимгражданамсоциальныхпособий, субсидий, социальныхуслуг. Цель - поддержаниеуровняжизнималоимущихграждан, доходкоторыхнижевеличиныпрожиточногоминимума.

Формы:

Ежемесячное пособиенаребенкаот1,5 до16 (18) лет

Государственные социальныестипендии

Субсидии наоплатуЖКХ

Набор социальныхуслуг

Дополнительная бесплатнаямедицинскаяпомощь, обеспечениенеобходимымилекарствами

Бесплатный проезднапригородномжелезнодорожномтранспорте

 

2 вопрос.

ПФ включает:

Центральные органыПФ

Территориальные органыПФ

 

Функции ПФ:

Учет страховыхсредств, поступающихпообязательномупенсионномустрахованию

Персонифицированный учетсведенийозастрахованныхлицах

Назначение ивыплатапенсий

Назначение иреализациясоциальныхвыплатотдельнымкатегориямграждан: ветеранам, инвалидамитд.

Выдача сертификатовнаполучениематеринского(семейного) капитала

Управление средствамипенсионнойсистемы

Реализация Программыгосударственногософинансированияпенсий

Расходы ПФРФ:

Выплата пенсий

Доставка пенсий

Социальное пособиенапогребениеумершихпенсионеров

Обслуживание ивыплатаматеринскогокапитала

Размещение средствпенсионныхнакоплений

Содержание аппаратафонда

 

Пенсионная реформа вРФ: переходотсистемы, основаннойнапринципесолидарностипоколенийксмешаннойсистеме.

 

Пенсии вРФ:

Трудовые

По старости. Условиеполучения- наличиепятилетстраховогостажаидостижениепенсионноговозраста. Состоитиздвухчастей: страховойинакопительной. Работодательплатит26% отвознаграждения, длягражданс1967 годарождения8% наформированиестраховойпенсии, 6% нанакопительную.

По потерекормильца

По инвалидности

Государственные

За выслугулет

По старости

По потерекормильца

По инвалидности

Социальные

 

Страховая часть состоитиз:

Фиксированной части(базоваячасть- Б). Одинаковадлявсех: 2562, 2723,41 рубля

Переменной части(пенсионныйкапитал- ПК)

СЧ=Б+ПК/Т(Т- времядожития)

 

Накопительная часть:

Накопительный капитал/228 месяцев.

Ей можноуправлять. Варианты управления:

Ничего неделать. ТогдаПФавтоматическидлясохранениянакопительнойчастиотинфляциипереедетденьгивуправляющуюкомпаниюВнешэкономбанк, которыйвложитнакоплениягражданврасширенныйинвестиционныйпортфель.

Перевести накоплениявИнвестиционныйпортфельГЦБВнешэкономбанка(ГЦБРФ, корпоративныеоблигациироссийскихэмитентов) (с2003 года).

Перевести накопленияводнуизуправляющихкомпаний, победившихвконкурсе, организованномМинфиномРФ(с2003 года). Портфелиразные, вкладываютещеивоблигациизарубежныхэмитентов.

Перевести накоплениявнегосударственныйпенсионныйфонд(с2004 года).

 

Программа софинансирования пенсий:

Гражданин добровольноперечисляетнанакопительнуючастьот2 до12 тысячрублейвгод

Государство изФонданациональногоблагосостоянияперечислениетакуюжесуммунасчетгражданина

Средства передаютсяпонаследству

 

Валоризация:

Переоценка пенсионныхправ

Прибавка 10% застажработыдо2002 г.

Прибавка по1% закаждыйгодстажа, выработанногодо1991 года

Если угражданинаимеетсяминимальныйстраховойстаж5 летионполучаетинвалидностьдонаступленияпенсионноговозраста, емуопределяетсятрудоваяпенсияпоинвалидности. Аеслионумирает, тоегоиждивенцыимеютправонапособиепопотерекормильца.

 

Право на пенсию по государственному пенсионномуобеспечению:

Федеральные государственныеслужащие

Военнослужащие

Участник ВОВ

Граждане, награжденныезнакомЖителюблокадногоЛенинграда

Граждане, пострадавшиеврезультатерадиационныхилитехногенныхкатастроф

Космонавты

Работники летно-испытательногосостава

Нетрудоспособные граждане

 

Государственные пенсии:

Пенсия завыслугулет. 1,2,6,7. Условияполучения: достижениепенсионноговозраста, стажработывгосударственныхорганах. Ограничения: суммазавыслугулетплюсстраховаячастьнеболее75% зарплатыгосслужащего.

Пенсия постарости. 5. Еслиунегоестьистраховойстаж, тоондолженвыбратьоднупенсию.

Пенсия поинвалидности. 2,3,5,6.

Пенсия послучаюпотерикормильца. 2,5,6,7.

Социальная пенсия. 8 играждане, неимеющиеправонинаоднудругуюпенсию. Условияполучения: достижениедляженщин60 лет, длямужчин65 лет. Позаконуравнафиксированнойчастистраховойпенсии.

 

Для техпенсионеров, укоторыхпенсиименьшепрожиточногоминимума, установленноговсубъектеРФ, предусмотренысоциальныедоплатыдопрожиточногоминимума. Источники доплат: еслипрожиточныйминимумвсубъектефедерациинижеилиравенпрожиточномуминимумуРФ, тодоплатакпенсиипроисходитзасчетфедеральногобюджета, есливыше, тоизсредствсубъекта.

 

Материнский (семейный) капитал. С2007 года.

Право наполучениепредоставляетсятолькоодинраз

Ежегодно индексируетсягосударством. В2007 250000 рублей, в2011 - 365698 рублей.

Средства могут направляться:

На приобретение(строительство) жилья

На получениеобразованиеребенком

Формирование накопительнойчаститрудовойпенсиидляженщин

 

3 вопрос.

Функция - обеспечениегосударственнойполитикивобластиобязательногосоциальногострахования.

 

Расходы ФСС:

Пособие повременнойнетрудоспособности. Пристраховомстажедо5 лет- 60% отз/п, 5-8 лет- 80%, 8 иболее- 100%.

Пособие побеременностииродам. 100% среднейз/пза2 года

Пособие женщинам, вставимнаучетвранниесрокибеременности- 438,87

Пособие прирожденииребенка- 11703,13

Пособие поуходузаребенкомдо1,5 лет. 40% отсреднейз/п. Неменее2194 запервого, 4388 навторогоребенка, неболее13825 рублей.

Социальное пособиенапогребение- 4260 рублей.

Родовой сертификат - документ, наоснованиикоторогопроизводитсяоплатакачественноймедицинскойпомощиженщинамвпериодбеременностииродов, атакжевпериоднаблюдениязаздоровьемребенкадо1 года. С2006 года. Ондаетвозможностьвыбораженскойконсультации, вкоторойхочетнаблюдатьсяженщина, родильногодома, атакжеполиклиники, гдебудутследитьзасостояниемздоровьяееребенкапослерождения. Состоитиз 3 частей:

3000 дляоплатыженскойконсультации

6000 дляо




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.