Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жан Поль Сартр




Писатели экзистенциалисты вынуждены были пересмотреть свои ранние построения о человеческой свободе, они признали, что человек включен в исторический процесс. В статье 1947 года "Что такое литература" Сартр говорит о том, что литература должна переделывать мир. Господин Журден говорил прозой, чтобы попросить домашние туфли, а Гитлер, чтобы развязать войну. Человек - это человек, избравший своим родом деятельности обнажение мира. Сартр ввел понятие ангажированности. Писатель никогда не должен говорить себе: "Не дай бог, чтобы человек когда-нибудь прочел это".

Сам Сартр на на первом этапе давал неверное понимания того, что он считает ангажированностью.

 

Жизнь и философия, идеально вписанные в свою эпоху, в 20 век. Когда заходит речь о современной философии во Франции до сих пор преимущественно подразумевается экзистенциализм. Именно он оказал и наибольшее влияние на искусство 20 века. Произнося экзистенциализм подразумеваем Сартр, так как именно он является создателем и представителем французской экзистенциальной философии, которая рассматривает вопросы человеческого существования в мире. Сартр остался до конца философом.

В критике – атеистический экзистенциализм. Этот термин не совсем точен, так как означает отрицание бога, в то время как исходный тезис Сартра таков: «Если бы бытие и было сотворено богом, то его бытие нельзя было бы объяснить творением, так как свою оно обретает вне акта творения», т.е. «если бы бог был, это ничего бы не изменило».

«Самый благочестивый из неверующих в бога – Сартр», говорят последователи Ницше. Сам этот тезис важен. На его почве возникает устойчивый конфликт, характерный для его драматургии. Это конфликт между богом-творцом и обособившимся от него творением-человеком. На конфликте построены пьесы «Дьявол», «Господь бог», «Мухи».

В основе сюжета «Мух» -- миф об Атридах, разработанный Эсхилом в «Орестее».

Главный герой «Мух» Орест возражает Юпитеру (языческий бог, который угрожает карой за преступление): «Всей вселенной мало, чтобы осудить меня. Ты царь богов, камней и звезд, волн морских. Но ты, Юпитер, не царь над людьми». Орест исходит из того, что небо пусто, там нет ни добра, ни зла. Он готов допустить, что человека создал бог, но данная им человеку свобода обернулась против него же, так как человек может выбрать бунт и уйти от власти бога в неизвестность.

Понятие бунта возникает у Сартра, хотя это ключевое понятие философии Камю. Но разные смыслы. Бунт Камю – это человеческий стоицизм. У Сартра – может быть бунт и человек может уйти от бога – свобода.

Финал книги Иова. Слова бога, напоминающие слова Юпитера: «Где был ты, когда я полагал основание земли, кто положил меру ей. Вот бегемот, которого я создал, как тебя. И все небо, и все мое».

Иов: «Знаю, что ты можешь все, и что намерение твое не может быть остановлено».

Для Иова бунт бессмыслен, а потому он отрекается и раскаивается в прахе и пепле.

У Сартра – финал иной. Юпитер сетует – все было предначертано, «в один прекрасный день человек должен был возвестить мои сумерки».

Орест у Сартра далек от героев античного мифа. Он – порождение другого времени и мировосприятия. Он, как и вся философия экзистенциализма с ее абсолютом свободы – порождение посленицшеанской эпохи, когда бог умер.

Ореста ничто не заставит смириться. Он выбрал свободу, отсек все пути к отступлению, он свободен, хотя и чувствует, что одинок как прокаженный. Это другая сторона свободы.

Есть доля максимализма в этих ранних построениях Сартра. Понятие об ответственности теряется из-за понятия свободы. В «Мухах» Сартру удается оправдать и спасти героя. Сартр оставляет Ореста царем без земель и подданных. Он оставляет его человеком, который очистил город от мух эринний ценой собственного преступления. Но сама логика эволюции подобной свободы индивида, наделенного властью, если б он не отказался от земной власти, очевидна и зловеща. невозможно полностью осуществить свою свободу, не ущемляя свободы другого человека.

Орест Сартра ищет собственную свободу. Систематическое изложение философская концепция Сартра получила в работе 1942-43 гг. «Бытие и ничто».

Сама концепция начала складываться раньше. Уже в романе 1938 года «Тошнота» содержится иллюстрация основных идей будущего философского трактата.

Л.Андреев: «Когда Сартр писал свой роман, его герой становился феноменологом вместе с автором. Вместе со своим героем Сартр становился экзистенциалистом».

М.Турнье: «Сартр никогда не мог уйти от университета, от профессора-философа, и пытался контрабандой протащить в свои литературные произведения Гегеля и Сократа, Аристотеля и Кьеркегора. Понять произведения Сартра вне его философской концепции невозможно».

Все герои и ситуации его произведений являются иллюстрацией каких-то его философских идей.

 

 

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Попыток подобрать точное обозначение латиноамериканской литературы было немало. В отечественной лит-ре были следующие:

- магический реализм

- фантастический реализм

- современное барокко

- теорический реализм (от исп. почвенный, земной) - тайное воздействие природы, места на человека. Сегодня понятие теоризм является одним из центральных. Сам способ художественного видения мира у большинства лучших представителей вбирает поэзию и прозу, мифологию и историю6 а в эстетике все мыслимые пласты мировой культуры, от древних, до современных. Причем все стили и направления сплавляются в единое органическое целое. За счет присущего их сознанию латиноамериканской особенности. За счет поэтической метафоричности, которая рождена повышенным интересом к архетипу и эпохе первоначала. С одной стороны - это время подводить итоги, и приверженность постулату: "Все прежде, далее - ничего". Плюс молодая культура, с большой перспективой. Если провести аналогия между латам лит-рой и европейской то будет заметно, что латам находится именно в эпохе возрождения.

Латам писателей 20-го века в каком-то смысле можно назвать интерпретаторами, они делают чужое своим, опираясь на всю предшествующую мировую литературу.

Хорхе Луис Борхес занимает почетное место.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.