Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Волевая сфере деятельности педагога




Теперь несколько слов о волевой сфере деятельности педагога. Можно обращаться к чувству долга, преодолевая собст­венные устремления, действия. Другой путь - непрямой, когда мы влияем на внешние проявления эмоций. Речь идет о контроле мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыха­ния. Их изменение влияет на психическое состояние. Полезно '.нать, каким эмоциональным реакциям отвечает та или иная і руппа мышц. В состоянии страха напрягаются артикуляцион­ные и затылочные мышцы, мы «немеем от страха» и их надо расслаблять.

Показателем эмоционального состояния является и дыхание. Если мы спокойны - дыхание ровное, взволнованы - учащенное. Контроль за темпом дыхания, его глубиной уменьшит волнение. Отсюда и совет начинающему учителю: перед началом урока посмотрите на класс, трижды глубоко вдохните и выдохните, улыбнитесь и поздоровайтесь (И.А.Зязюн). Это психосоматические реакции, механизм действия которых ле­жит в основе изменения темпа речи и движений. Для успокое­ния на уроке можно медленно ходить по классу, говорить не­громко. Через некоторое время мы успокаиваемся.

Для стабилизации эмоционального состояния полезно пользоваться самовнушением с помощью аутогенной трени­ровки, которая должна состоять из двух частей: расслабления и самовнушения, а также саморегуляции психического состояния с использованием нейролингвистического программирования.

Овладение психотехникой необходимо учителю для созда­ния положительного эмоционального фона общения, благо­приятного микроклимата в группе, предупреждения травми­рования психики, как детей, так и своей. Владение психотехни­кой является свидетельством профессиональной культуры пе­дагога. Как отмечает В.М.Гринева, психотехника предполагает использование достижений и средств психологической науки, рационального использования психических возможностей пе­дагога в его профессиональной деятельности. Основой саморе­гуляции психического состояния является внимание и пред­ставление.

Внимание. Педагогу необходимо умение сосредотачивать внимание в конкретный момент на нужном объекте. Внимание может быть произвольным и непроизвольным. Оба вида вни­мания необходимы учителю и взаимосвязаны, однако особая роль отводится именно произвольному вниманию, как условию успешной педагогической деятельности. Произвольное внима­ние связано с проявлением воли. Например, если изначально педагог невольно обращает внимание на проступок ребенка (непроизвольное внимание), то затем его действия приобрета­ют целенаправленный характер с целью коррекции поведения ребенка, что требует проявления произвольного внимания.

Особое значение для педагогической деятельности имеет развитие уровня, стойкости, переключения и распределения внимания, т.к. педагог постоянно должен держать в поле зре­ния до 40 учащихся с присущими им особенностями. Хорошо развитое внимание - основа педагогического видения, которое лежит в основе грамотных действий педагога, помогает ему в гложнейших ситуациях обучения и воспитания. Вниманию можно и нужно учить. Некоторые упражнения по развитию внимания приведены в материалах индивидуальной работы.

Представление - компонент психотехники, позволяющий предвидеть результаты работы, т.е. создать психологическую модель конечного продукта. Представление является основой проектировочных умений педагога. В обучении и воспитании і возможно заранее знать конечный результат, однако предви­деть тенденции развития человека, оптимальные условия и пу­ти его становления, возможные трудности поможет хорошо развитое представление.

В педагогике не может быть мелочей, поэтому, говоря о педагогической технике, необходимо в равной степени серьезно подходить как к выработке общей стратегии педагогических действий учителя, так и к продумыванию отдельных деталей процесса, поскольку их недооценка может помешать реализации цели воспитания.

Физическое напряжение. Регуляция своего физического со­стояния является одним из факторов педагогической деятель­ности. В состоянии физического напряжения педагог допускает множество ошибок, которые проявляются в невыразительности речи, нарушении ее темпа, скованности в движениях, жестах, мимике и т.п. Напряжение тормозит психическую деятель­ность, и действительно, в напряженном, скованном состоянии мы затрудняемся с принятием решения, плохо выражаем свои мысли, угловаты, плохо контролируем ситуацию («мышечный зажим»). Педагогу необходимо научиться управлять своим фи­зическим состоянием, снимать мышечное напряжение, тем са­мым добиваться мышечной свободы, т.е. того состояния, в ко­тором должен находиться педагог для решения педагогических задач.

Так как педагогическая деятельность связана с постоянным физическим и психическим напряжением, педагогу необходи­мо научиться расслабляться при помощи выполнения ряда упражнений и комплексов

Вопросы для обсуждения

1. Что составляет основу педагогической техники учителя?

2. Какие требования предъявляются к внешнему виду учите­ля?

3. Раскройте сущность артикуляционной техники.

4. Назовите способы овладения техникой дыхания.

5. Раскройте сущность дикции и охарактеризуйте способы ее развития.

6. Обоснуйте значение логического построения речи в дея­тельности учителя.

7. Охарактеризуйте основные качества голоса.

8. Какова роль жеста в организации общения?

9. Почему мимику и пантомимику относят к средствам по­вышения эффективности общения?

10. Как управлять своим эмоциональным состоянием?

11. Как развивать внимание и представление?

12. Как регулировать физическое состояние своего организма?

13. Обоснуйте стратегию педагогического общения.

 

Лекцію розробила доцент кафедри педагогіки та психології, кандидат психологічних наук, доцент __________________________________________ О.М.Павл ик ________

(посада, вчений ступінь, вчене звання, підпис ініціали, прізвище)

Обговорено на засіданні кафедри педагогіки та психології

Протокол від 20 травня 2013 р. № 9




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.