КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Волевая сфере деятельности педагога
Теперь несколько слов о волевой сфере деятельности педагога. Можно обращаться к чувству долга, преодолевая собственные устремления, действия. Другой путь - непрямой, когда мы влияем на внешние проявления эмоций. Речь идет о контроле мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания. Их изменение влияет на психическое состояние. Полезно '.нать, каким эмоциональным реакциям отвечает та или иная і руппа мышц. В состоянии страха напрягаются артикуляционные и затылочные мышцы, мы «немеем от страха» и их надо расслаблять. Показателем эмоционального состояния является и дыхание. Если мы спокойны - дыхание ровное, взволнованы - учащенное. Контроль за темпом дыхания, его глубиной уменьшит волнение. Отсюда и совет начинающему учителю: перед началом урока посмотрите на класс, трижды глубоко вдохните и выдохните, улыбнитесь и поздоровайтесь (И.А.Зязюн). Это психосоматические реакции, механизм действия которых лежит в основе изменения темпа речи и движений. Для успокоения на уроке можно медленно ходить по классу, говорить негромко. Через некоторое время мы успокаиваемся. Для стабилизации эмоционального состояния полезно пользоваться самовнушением с помощью аутогенной тренировки, которая должна состоять из двух частей: расслабления и самовнушения, а также саморегуляции психического состояния с использованием нейролингвистического программирования. Овладение психотехникой необходимо учителю для создания положительного эмоционального фона общения, благоприятного микроклимата в группе, предупреждения травмирования психики, как детей, так и своей. Владение психотехникой является свидетельством профессиональной культуры педагога. Как отмечает В.М.Гринева, психотехника предполагает использование достижений и средств психологической науки, рационального использования психических возможностей педагога в его профессиональной деятельности. Основой саморегуляции психического состояния является внимание и представление. Внимание. Педагогу необходимо умение сосредотачивать внимание в конкретный момент на нужном объекте. Внимание может быть произвольным и непроизвольным. Оба вида внимания необходимы учителю и взаимосвязаны, однако особая роль отводится именно произвольному вниманию, как условию успешной педагогической деятельности. Произвольное внимание связано с проявлением воли. Например, если изначально педагог невольно обращает внимание на проступок ребенка (непроизвольное внимание), то затем его действия приобретают целенаправленный характер с целью коррекции поведения ребенка, что требует проявления произвольного внимания. Особое значение для педагогической деятельности имеет развитие уровня, стойкости, переключения и распределения внимания, т.к. педагог постоянно должен держать в поле зрения до 40 учащихся с присущими им особенностями. Хорошо развитое внимание - основа педагогического видения, которое лежит в основе грамотных действий педагога, помогает ему в гложнейших ситуациях обучения и воспитания. Вниманию можно и нужно учить. Некоторые упражнения по развитию внимания приведены в материалах индивидуальной работы. Представление - компонент психотехники, позволяющий предвидеть результаты работы, т.е. создать психологическую модель конечного продукта. Представление является основой проектировочных умений педагога. В обучении и воспитании і возможно заранее знать конечный результат, однако предвидеть тенденции развития человека, оптимальные условия и пути его становления, возможные трудности поможет хорошо развитое представление. В педагогике не может быть мелочей, поэтому, говоря о педагогической технике, необходимо в равной степени серьезно подходить как к выработке общей стратегии педагогических действий учителя, так и к продумыванию отдельных деталей процесса, поскольку их недооценка может помешать реализации цели воспитания. Физическое напряжение. Регуляция своего физического состояния является одним из факторов педагогической деятельности. В состоянии физического напряжения педагог допускает множество ошибок, которые проявляются в невыразительности речи, нарушении ее темпа, скованности в движениях, жестах, мимике и т.п. Напряжение тормозит психическую деятельность, и действительно, в напряженном, скованном состоянии мы затрудняемся с принятием решения, плохо выражаем свои мысли, угловаты, плохо контролируем ситуацию («мышечный зажим»). Педагогу необходимо научиться управлять своим физическим состоянием, снимать мышечное напряжение, тем самым добиваться мышечной свободы, т.е. того состояния, в котором должен находиться педагог для решения педагогических задач. Так как педагогическая деятельность связана с постоянным физическим и психическим напряжением, педагогу необходимо научиться расслабляться при помощи выполнения ряда упражнений и комплексов Вопросы для обсуждения 1. Что составляет основу педагогической техники учителя? 2. Какие требования предъявляются к внешнему виду учителя? 3. Раскройте сущность артикуляционной техники. 4. Назовите способы овладения техникой дыхания. 5. Раскройте сущность дикции и охарактеризуйте способы ее развития. 6. Обоснуйте значение логического построения речи в деятельности учителя. 7. Охарактеризуйте основные качества голоса. 8. Какова роль жеста в организации общения? 9. Почему мимику и пантомимику относят к средствам повышения эффективности общения? 10. Как управлять своим эмоциональным состоянием? 11. Как развивать внимание и представление? 12. Как регулировать физическое состояние своего организма? 13. Обоснуйте стратегию педагогического общения.
Лекцію розробила доцент кафедри педагогіки та психології, кандидат психологічних наук, доцент __________________________________________ О.М.Павл ик ________ (посада, вчений ступінь, вчене звання, підпис ініціали, прізвище) Обговорено на засіданні кафедри педагогіки та психології
Протокол від 20 травня 2013 р. № 9
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |