КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1
Концептуальные модели истории
- Эпоха античности. Если говорить о западной цивилизации, то рождается она именно в эпоху античности. Именно в Греции рождаются первые представления людей о том, что такое история. История понималась в виде бесконечного круговорота исторических событий – циклическая модель истории.
В чем тогда смысл истории, если все повторяется? Движется ли человеческая история или не движется? Фукидит – древнегреческий историк, который впервые попытался нарисовать некую концепцию, связанную с цикличностью истории. Сейчас его концепции стала очень актуальна, т.к. он считал, что происходит постоянная борьба между Европой и Азией, Востоком и Западом; противостояние Греции и Персов, аристократов и рабов. Концепция носит конъектурный характер, т.к. с эпохой Фукидита связано много войн, и для его поколения эта борьба была очень актуальна, как и для нас сейчас. Хотя между этими эпохами пролегло 2 с лишним тысяч лет! Полибий – живет в эпоху упадка Древнего Рима. Для него смысл истории – в утверждении господства Рима в мире; вся дальнейшая история – это расширение и процветание римского государства. Т.е., та или иная цивилизация\государство рано или поздно будет господствовать во всем мире. Вот такая вот концепция. Но, как мы можем судить, глядя на Рим, то можно этого избежать.
В первые века нашей эры происходят кардинальные изменения. Циклической модели приходит на смену линейная модель. Т.е. у истории есть некое начало, есть какие-то вехи, обязательная периодизация, предполагается идея развития (по пути прогресса или регресса (идея Золотого века)). Встает проблема конца истории: есть он или нет? Господство линейной модели начинается с появления христианства.
И эта христианская концепция господствует в сознании европейцев с эпохи поздней Античности до эпохи Возрождения. Появляются первые попытки периодизации истории. Наиболее популярная концепция – возрастов человечества (рождение, младенчество, детство, отрочество, юность и т.д. хд). Другая концепция – деление всей всемирной истории на четыре монархии (популярная в период Средневековья). В каждый из периодов возникает какая-то сверхдержава, которая в центре мери, господствует. Первая – Ассиро-Вавилонская монархия. Вторая – Мидо-Персидская монархия. Третья – Греко-Македонская. Последний этап – Римская монархия. А что же дальше? Ну, автор не предполагал в то время, что возможно дальнейшее развитие, так что простим ему эту помарку и продолжим его концепцию до нашего времени. И вот жила-была идея провиденциализма – Бог является творцом истории, мира, человека. Потом приходит эпоха Возрождения, и всему этому приходит конец. Леонардо, Микеланджело, Рафаэль и т.д…. Идея антропоцентризма – человек есть центр истории и творец мира. Николло Макиавелли – крупнейший политический мыслитель эпохи Возрождения, его имя стало нарицательным для обозначения крайне беспринципной политики. В политике не действуют нормы морали, но действует принцип целесообразности. Цель оправдывает средства, и для сохранения государства политик может творить все! Люди от природы очень злые и лживые существа и поэтому с помощью морали ими нельзя управлять, только с помощью обмана, наказаний и т.п. Клин клином выбивают. «Лучше убить, чем угрожать». Жан Батисте Вико – один из крупнейших мыслителей этой эпохи. Новые исторические концепции - появляется деление Всемирной истории на три этапа: 1) Эпоха Античности (Золотой век) 2) Средние века (негативное отношение к этому этапу, оказывая влияние на сознание людей; Темные века) 3) Эпоха Возрождения (возрождение этой самой Античности) Появляется такое понятие, как фентези. Потом появившаяся схема начинает трансформироваться и эволюционировать. Дело в том, что в 16-17 векам Европейское и западное общество добилось очень существенных успехов, прошла эпоха великих географических открытий, внедряются новые технологии технический прогресс. И вот постепенно, смотря на все это, известный французский философ, Жан Боден, говорит о то, что все эти новые явления показывают, что нынешняя эпоха - не просто возрождение Античности, это некое Новое время! Новая концепция: Античность -–> Средние века --> Новое время.
18 век – это век Просвещения, который тоже оказался чрезвычайно непривычным явлением. Это идея рационализма – вера во всемогущество человеческого разума. Господство механистической картины мира. Т.е. техника и науки так прогрессировали, что история, человечество и все на свете стали оцениваться по модели технических наук. Техническая сфера бытия стало основой осмысления всего сущего. Весь мир, все общество – это некий механизм. И когда мы осмыслим этот механизм, то поймем все проблемы современного мира. (Но не факт!) Ведь есть некоторые «шестеренки», которые крутятся «не так». Хотя т.к. человек всемогущ, то он может все неисправности в механизме поменять и исправить. И вот эта эпоха проводит к знаменитой французской революции…. Но это уже совсем другая история. Исторические концепции этого времени – вся история делится на три этапа: 1) Дикость 2) Варварство 3) Цивилизация как высшая стадия развития человечества. Эта концепция остается популярной очень долгое время, в том числе и в 19 веке. Хотя конкретно 19 век – пристанище позитивистской концепции – идея, согласно которой любая наука имеет свои законы, которые можно обосновать; любое положение можно и нужно обосновать. История - как наука, т.е. имеет свои законы, закономерности. При этом данные закономерности представлялись в виде обоснование европоцентристской концепции.
19 век – век колониального развития мира, когда весь мир был поделен сверхдержавами на колонии. В этом веке происходит очень мощный технологический прогресс, когда буквально на глазах у одного поколения появляются новые изобретения, техника и куча новой всякой всячины. И все это появляется вначале на Западе. И в рамках этого превосходства у людей запада появляются новые концепции. Все более популярной становится концепция Франсуа Гизо: 1) Античность (древний мир), 2) Средние века, 3) Новое время, 4) Новейшее время. Но эта схема сделана исключительно под западную культуру, и вехи этих этапов берутся конкретно из западной истории. Вехи следующие: Падение Рима, (что-то), Первая Мировая Война.
История Востока «не совсем» вписывается в эту европоцентричную концепцию. Да, схема очень удобна в учебных целях. Хоть рубежу совершенно другие, у каждой из цивилизаций Востока свои рубежи.
Марксизм – это пять формаций: 1) Первобытное общество 2) Рабовладельческое общество 3) Феодальное общество 4) Капиталистическое общество 5) Коммунистическое общество Безальтернативная схема советского периода 20 века. НО И ЭТА СХЕМА КРУТИТСЯ ВОКРУГ ЗПАДА! Значит, и она не подходит под Восточную историю. Азиатский способ производства - особая формация для Востока, которая объединяет в себе феодализм и рабовладение.
После Первой Мировой Войны у европейцев в голове произошел сдвиг, ведь они не победили молниеносно, как планировали. Значит, что-то не так! Значит, Европа не является эталоном для подражания. Выходит книга «Закат Европы» Шпенглера, книга Данилевского «Россия и Европа», Тоинби «Постижение истории». Эти и другие историки становятся авторами теории локальных цивилизаций. Самое привлекательное в этой концепции – идея равенства цивилизации и равенства культур =з Нет лесенки, по которой идут все народы. Потому что история не линейна! Есть истории отдельных цивилизаций, каждая из которых рождается, развивается и умирает. И появляется идея о борьбе цивилизаций, об их столкновении на технологической платформе. А вот страны Востока этой теорией не утешаются. Если тольо утешаться и думать, что мы другие, то нас могут уничтожить
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |