Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процес, етапи, процедури, стилі та основні способи прийняття рішень та його елементи. Характер прийняття господарських рішень

Основні чинники, що впливають на прийняття рішення.

Процес, етапи, процедури, стилі та основні способи прийняття рішень та його елементи. Характер прийняття господарських рішень.

Якість та ефективність господарських рішень.

Способи формалізації та реалізації господарських рішень.

Лекція 2 Способи формалізації та реалізації господарських рішень. Якість і ефективність господарських рішень

Історія виникнення та розвиток аудіовізуальних документів.

Першими із аудіовізуальних документів з'явилися фонодокументи, еволюція яких розпочинається ще з 1807 р. Дещо пізніше почали створювати фотодокументи, і лише в 1885 р. «картинки» почали рухатися — з'явились кінодокументи.

 

Тема 1.2 Технологія прийняття рішень господарської діяльності

 

Лекція 3 Процес підготовки і реалізації господарських рішень

 

Процесс принятия хозяйственных решений – это процесс определения наилучшего способа действий для достижения одной или нескольких целей деятельности предприятия.

Процесс принятия решений является одним из самых сложных и малоисследованных процессов человеческой деятельности в области управления.

Характерные черты процесса принятия хозяйственных решений:

1. Целенаправленность – предполагает наличие цели деятельности предприятия.

2. Альтернативность – наличие множества вариантов возможного решения.

3. Критерий выбора (целевая функция) – это показатель (один или несколько, количественный или качественный), с помощью которого определяют ожидаемый результат (выбирают лучшее решение). Критерием могут выступать прибыль, затраты, полезность, качество, конкурентоспособность. По критерию осуществляется выбор лучшего варианта решения.

4. Наличие субъекта принятия решения (ЛПР), действующего в соответствии с предоставленными ему полномочиями, с участием других заинтересованных лиц, представляющих интересы предприятия. Хозяйственное решение может приниматься руководителем, группой лиц, коллективно.

5. Наличие среды принятия решений или условий, в которых принимаются решения. В зависимости от обеспеченности информацией лицо, принимающее решение, может находиться в различных условиях. Это могут быть условия полной неопределенности, частичной неопределенности, частичной определенности, полной определенности, условия случайности.

6. Результаты. Лицо, которое принимает решение, просчитывает, к какому результату может привести то или иное действие, с тем, чтобы выбрать наилучший вариант.

7. Выбор наилучшего варианта решения, который в большей степени должен соответствовать критерию выбора решения.

Понятийный аппарат процесса принятия хозяйственных решений.

1. Цель – это идеальное представление о желаемом результате деятельности.

2. Альтернатива (вариант) – это способ достижения поставленных целей. Множество альтернатив обозначается как .

3. Критерий – это правило, позволяющее сопоставлять альтернативы , характеризующееся различной степенью достижения целей. Это дает возможность осуществить направленный выбор из .

4. В случае неявного задания критерия будем говорить о предпочтении, дающем возможность осуществлять направленный выбор из , хотя правило, в соответствии с которым этот выбор производится, неизвестно.

5. Решение – это некоторая альтернатива (в общем случае из подмножества ), которая выбрана из множества на основе критерия или предпочтения лица (группы лиц), принимающего решение.

6. Принятие решения – это выбор альтернативы из множества на основе критерия или предпочтения лица (группы лиц), принимающего решение.

7. Задачу принятия решения условно можно записать в виде:

1) (Дано , , требуется определить ), если критерий задан явно.

2) ,когда правило выбора неизвестно.

Существует существеная разница между решением самим по себе и процессом его принятия. Можно считать, что решение является окончательным результатом процесса, а процесс принятия решений содержит только события, которые ведут к моменту выбора и не происходят после него.

Решение (Р) – это результат принятия решения и всего процесса принятия решения в целом (заключительный этап процесса принятия решения). Решение является осуществившимся фактом, т.е результатом действий лица, принимающего решение. Решение становится законом для предприятия или для его подразделения.

Процесс принятия решения (ППР) включает в себя комплекс этапов, обеспечивающих нахождение решения, которые содержат следующую последовательность: формулировку целей, разработку множества альтернатив , формирование критерия или профиля предпочтения, выбор варианта решения из множества альтернатив на основе критерия, принятие решения, реализация решения.

Схема процесса принятия хозяйственных решений состоит из следующих этапов.

Этап 1. Постановка задачи решения проблемы.

Процедуры в рамках этапа:

1.1. Возникновение новой ситуации.

1.2. Выявление и формирование совокупности проблем, которые в данный момент стоят перед фирмой.

1.3. Сбор необходимой информации.

Этап 2. Разработка вариантов решения.

Процедуры в рамках этапа:

2.1. Формирование целей деятельности предприятия.

2.2. Формулировка требований и ограничений.

2.3. Сбор необходимой информации;

2.4. Построение модели системы.

2.5. Разработка возможных вариантов решения (перечня альтернатив) с помощью методов, которые помогают формировать альтернативы.

2.6. Оценка (прогноз) альтернатив и их следствий с помощью методов экстраполяции, экспертизы и моделирования.

Этап 3. Выбор решения.

Процедуры в рамках этапа:

3.1. Формирование критерия или предпочтения, по которому принимается решение.

3.2. Постановка задачи .

3.3. Поиск методов решения задачи – это вычислительные методы, в т.ч. методы теории игр, линейного и нелинейного программирования, статистической теории принятия решений, экономического анализа, теории вероятности.

3.4. Выбор решений, соответствующих критериям.

3.5. Оценка возможных следствий.

3.6. Выбор лучшего решения.

Этап 4. Организация выполнения решения и его оценка.

Процедуры в рамках этапа:

4.1. План реализации избранного решения.

4.2. Контроль хода реализации решения.

4.3. Оценка решения проблемы.

Рассмотрим подробнее содержание этапов процесса принятия решения.

Выявление и формирование совокупности проблем, которые стоят перед фирмой. Это могут быть проблемы повышения прибыльности, освоение новых видов продукции, расширение рынков сбыта, повышение эффективности предприятия в целом и его структурных подразделений, достижения соответствия результатов запланированным целям. Конечным результатом работ на первом этапе является выявление базовых, кардинальных проблем, решить которые необходимо в первую очередь, эти проблемы необходимо проранжировать и выбрать стратегическое направление решения этих проблем с предварительной ресурсной оценкой. После выявления и окончательной формулировки проблем начинается этап поиска информации.

Получение информации и ее анализ. Информацией могут выступать директивные, нормативные материалы, данные статистической отчетности. Информация может быть получена путем наблюдения за внешней средой или в результате специально организованного поиска и сбора нужных сведений. Различают первичную и производную информацию.

При анализе информации оценивается достоверность получаемых сведений, выявляются ошибки, связанные с недостаточным объемом (репрезентативностью) выборки, несовершенством субъективных источников информации, проводится фильтрация данных с тем, чтобы данные были пригодны для дальнейших исследований. Фильтрация данных осуществляется либо отсечкой, либо агрегацией, либо типологической выборкой информации.

Формирование целей деятельности предприятия. Путем анализа и обобщения многочисленных потоков информации ЛПР выдвигает глобальные цели, которые затем детализируются и формулируются подцели. Всю выявленную совокупность целей можно или просто перечислить, или построить специальное дерево целей, фиксирующее их иерархию, с установлением внутренних связей и соподчиненностей.

Цель должна иметь четкую формулировку и количественные характеристики, по которым судят о степени их достижения.

Целями могут выступать:

– оценка положения предприятия на внешнем и внутреннем рынках;

– степень соответствия производственных мощностей и производственного потенциала предприятия объемам выпускаемой продукции и фактической емкости рынка;

– оценка напряженности планового задания (жесткость сроков заказов);

– целесообразность мероприятий по техническому перевооружению, реконструкции и т.п.

Построение модели системы. Модель – это удобное для анализа и синтеза отображение системы. Между системой и моделью существует отношение соответствия, которое и позволяет изучить систему посредством исследования модели. Один и тот же объект в зависимости от выделяемых характеристик может быть отнесен к разным системам, для каждой из которых может быть построено несколько моделей.

Разработка перечня альтернатив. На этом этапе происходит выявление полного перечня альтернатив, определяется наиболее полная совокупность вариантов, способов, средств достижения целей. Универсальных методов разработки альтернатив нет. Реальные ситуации очень сложны и их можно описать с помощью ряда моделей, которые помогают формировать альтернативы, решающие задачи выполнения цели.

Оценка (прогноз) альтернатив и их следствий. На этом этапе происходит выбор допустимых альтернатив. Выявленные альтернативы «пропускают через фильтр» различных ограничений: ресурсных, юридических, социальных, морально-этических. Оценка альтернатив осуществляется с помощью методов прогнозирования: методов экстраполяции, методов экспертизы, методов моделирования. Конечным результатом работы на этом этапе является перечень альтернатив, удовлетворяющих принятым ограничениям.

Формирование критерия или предпочтения. Необходимым условием принятия решения является наличие определенного критерия оценки альтернатив или профиля предпочтения, по которому и принимается решение.

Постановка задачи. Задача процесса принятия решения имеет вид . Все предыдущие этапы процесса принятия решения направлены на выполнение этого этапа, т.е. на то, чтобы на данном этапе поставить задачу.

Поиск методов решения задачи. Для решения задачи используются различные вычислительные методы: методы теории игр, линейного и нелинейного программирования, статистической теории принятия решений, экономического анализа, теории вероятности.

Выбор наилучшего экономического решения. На этом этапе ЛПР принимает единственное решение.

Реализация решения – это «перевод» решения в директивные указания исполнителям. На этом шаге выявляются этапы, сроки и исполнители принятого решения, осуществляется контроль за выполнением решения. Принятое решение делится на составляющие компоненты, которые имеют временную, количественную и адресную привязку. Для выполнения решения осуществляются следующие мероприятия: доведение заданий до исполнителей, обеспечение исполнителей всем необходимым, выбор рациональных методов работы (технология производственного процесса), подбор и обучение кадров, разъяснение исполнителям целей и их роли в реализации решения, определение методов стимулирования эффективного выполнения задания. В процессе выполнения решения осуществляется оперативный контроль реализации принятого решения, предотвращаются отклонения от путей реализации и вносятся в случае необходимости коррективы. Конечным результатом этапа является выполнение решения, т.е. достижение цели в установленный срок и в рамках отпущенных ресурсов.

Схемы процесса принятия решения могут быть короче, иметь несколько другую последовательность этапов, могут иметь обратные связи, некоторые этапы работ могут осуществляться параллельно.

 

УСЛОВИЯ ПРИНЯТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ ИНФОРМАЦИИ.

 

Хозяйственные решения могут приниматься в следующих условиях [8]:

1. Условия определенности (достоверности).

2. Условия риска (вероятностной определенности).

3. Условия неопределенности.

Условия определенности. Решения принимаются в условиях определенности, когда руководитель точно может оценить результаты каждого альтернативного варианта решения. Решение состоит в выборе альтернативы, которая максимизирует ожидаемый результат. В этих условия эффективно использовать методы линейного программирования и оптимизационные модели.

В условиях определенности решается много простых задач, имеющих мало переменных. Это могут быть задачи выбора технологических процессов, выбора рационального размера партии запуска-выпуска изделий, инвестирование излишка денежных средств предприятия в государственные сертификаты, определение на ближайшую перспективу затрат на производство определенного вида продукции.

Выбор не оптимального решения в условиях определенности не принесет значительных убытков производству. Но, если таких решений наберется много, они могут существенно снизить эффективность функционирования системы.

При выборе решений в условиях определенности предусматривается, что ЛПР с достаточной точностью знает вероятность возникновения различных событий, влияющих на решение. Особенно это относится к часто повторяющимся ситуациям в краткосрочном периоде. В них вероятность событий известна их предыдущего опыта.

Однако на практике трудно оценить все возможные условия для принятия решения, поэтому ситуации полной определенности, как правило, не существует.

Если существует несколько вариантов будущего развития внешней среды, которая вызывает определенные экономические результаты, то может возникнуть либо ситуация риска, либо ситуация неопределенности.

Условия риска. Элемент риска в процессе выработки решения возникает тогда, когда нельзя с точной вероятностью ожидать результата действия. Решения, принимающиеся в условиях риска, – это решения с возможной вероятностью получения каждого из результатов или последствий (например, решения, которые принимаются на основе прогнозов анализа рынка). Вероятность определяется как степень появления определенного события и изменяется от 0 до 1. Вероятность может быть известна из предыдущего опыта или устанавливается экспериментальным путем.

Риск характерен для экономических систем с массовыми явлениями. В условиях риска вырабатываются следующие решения: определение оптимальной численности и рационального размещения обслуживающего персонала; обеспечение ритмичности производства; внедрение направлений по снижению себестоимости продукции.

В ситуациях с большой степенью сложности и риска принятию решений могут помочь методы, связанные с использованием математического аппарата. Для принятия обоснованных решений необходимо оценить объективный и субъективный уровень риск. Объективный уровень риска – это количественна мера возможности наступления случайного события. Субъективный уровень риска – это возможность потерь, установленная экспертным путем. Для оценки уровня риска используют аппарат вероятности: лемма Маркова, неравенство Чебышева, равномерное распределение и выборки, правило Байеса. Способы оптимизации решений привели к разработке нового специфического математического аппарата и возникновению таких направлений математики, как линейное и динамическое программирование, теория игр, теория управления запасами, теория крупных систем, общая теория систем.

Условия неопределенности. Неопределенность – это объективная невозможность получения абсолютного знания об объективных и субъективных факторах функционирования системы, неоднозначность параметров системы.

В ситуации неопределенности вероятность является субъективной величиной, точного ее значения нет. В этих условиях лицо, принимающее решения, не может точно, даже с определенной степенью вероятности оценить их возможные результаты. Условия неопределенности создают факторы состояния внешней и внутренней среды функционирования предприятия. Неопределенность проявляется в невозможности определения вероятности наступления разных состояний среды из-за их неограниченного количества и отсутствия способов оценки. Неопределенность учитывается различными способами, она уменьшается, если свести ее к условиям риска.

Решение проблемы в условиях неопределенности – очень сложная задача, т.к. для нее невозможно сделать достоверный прогноз или оценить вероятность возникновения различных объективных условий. Решение таких задач невозможно с помощью математических моделей, как это выполняется для условий определенности и риска.

Наряду с ситуациями неопределенности и риска, как следствие конкурентной борьбы, возникает конфликт. В такой ситуации одна из сторон выигрывает за счет проигрыша другой. Конфликтная ситуация анализируется с использованием теории игр.

Большинство реальных хозяйственных решений находится посредине между определенностью и неопределенность (см.рис.1). Практически все решения принимаются в условиях с наличием рискованных обстоятельств.

 


Рис. 1. Условия принятия хозяйственных решений.

 

Ожидаемые результаты решения задач в условиях неопределенности можно представить тремя способами:

1. Оценка ожидаемых результатов решений и допущений. В этом случае ЛПР обозначает какие результаты можно ожидать от того или иного варианта в разных условиях.

2. Подготовка, проведение и оценка результатов эксперимента.

3. Предварительное построение гипотезы, например, на основе анализа при этом используются математические модели, уравнения или логические положения.

Используя эти три метода определяют ожидаемый результат решения при различных объективных условиях. Для удобства анализа можно свести все полученные данные в таблицу, которая носит название матрица решений или платежная матрица.

Для ее построения используется два показателя:

1) объективные условия, которые обозначают через , где – количество объективных условий ();

2) варианты решения или стратегии, которые обозначают через , где – количество вариантов решений или стратегий ().

Результат, ожидаемый при каждом сочетании вариантов решений и объективных условий, обозначим . Общий вид матрицы решений или платежной матрицы представлен в табл. 1.

 

Таблица 1

Матрица решений (платежная матрица)

V С V1 V2 V3 V4
C1 О11 О12 О13 О14
C2 О21 О22 О23 О24
C3 О31 О32 О33 О34
C4 О41 О42 О43 О44

 

Матрица решении позволяет осуществить выбор решений в условиях риска, т.к. в ней учитывается вероятность появления тех или иных объективных условий. Такой выбор осуществляется на основе установления вероятности возникновения различных условий.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Класифікація аудіовізуальних документів | Індивідуальний підхід в психолого-педагогічному обстеженні
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.