Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы планирования работы органов прокуратуры Украины




Планирование и контроль в органах прокуратуры

Во исполнение п. 11 Приказа Генерального прокурора Украины "Об организации работы и управлении в органах прокуратуры Украины" № 1гн 26 декабря 2011 г. (с изменениями, внесенными приказами Генерального прокурора Украины от 05.04.12 г.№ 1гн-1-1/2гн- 3 и от 12.07.12 № 1гн- 2) в деятельности органов прокуратуры Украины используется планирование как действенное средство повышения эффективности прокурорско-следственной работы

Планирование, как отмечает В. Сухонос, является одной из более важных самостоятельных функций управления, и должно базироваться на комплексе принципов, то есть исходных положений и основных правил, что ему присущие. Если взять за основу принципы социального управления, которые формируют своеобразную структуру организационно-управленческой деятельности и имеют объективно-обязательный характер, то, к основным принципам планирования в органах прокуратуры следует отнести законность, непрерывность, системность, эффективность и научность.

Принцип законности мы ставим на первое место потому, что организация и

осуществление планирования, а также цель, задачи и средства должны отвечать требованиям действующего законодательства и, безусловно, ведомственным нормативно-правовым актам Генеральной прокуратуры Украины.

Вторым принципом планирования является непрерывность, которая объективно предопределена изменениями условий, при которых реализует свои функции прокуратура и, как правило, в первую очередь проявляется усовершенствованием субъектом управления уже составленных планов для решения новых задач.

Важным принципом планирования работы в органах прокуратуры является системность, которая тесно связана с принципом непрерывности. Системность определяет не только последовательность, но и взаимосвязь всех видов планов, которые составляются в конкретной прокуратуре, например, районной, с планами вышестоящих прокуратур и с учетом состояния законности в определенном регионе, и определяет, что эта управленческая функция осуществляется постоянно, всеми органами прокуратуры и на всех этапах ее деятельности. Поэтому системность планирования отображает комплексный подход к решению назревших проблем, например, борьбы с коррупцией. Комплексность предусматривает сочетание усилий работников прокуратуры разного уровня, объединения деятельности прокуратур по горизонтали, например, постановка задач нескольким районным прокуратурам, и по вертикали, а также обеспечивает согласование мероприятий по борьбе с преступностью и укрепления законности, которые осуществляют органы власти и управления.

Сегодня Президент Украины ставит перед прокуратурой сложные задачи, решение которых требует согласования усилий разных структур правоохранительной системы. Именно поэтому планы органов прокуратуры должны иметь комплексный характер, включать задачи, которые имеют межотраслевой характер. К таким задачам, например, можно отнести координацию органами прокуратуры деятельности правоохранительных органов по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией.

Организация и осуществление планирования работы в органах прокуратуры для максимально полного достижения поставленной цели и задач внедряется в жизнь с учетом принципа эффективности [5].

Эффективность - это степень достижения целей, отнесенная к расходам на их достижение: эффективность тем выше, чем больше степень достижения целей и меньше затраты на их реализацию. Эффективность можно рассматривать как обобщенный критерий оценки качества планирования и вообще управления.

Повышение эффективности связано с принципом научности, который заключает в себе всестороннее и, по возможности, полное познание и учет как общих объективных закономерностей развития общества и государства, так и отдельных тенденций общественного развития в Украине. Следует знать роль, место и состояние системы органов прокуратуры в Украине и ее ближайшие перспективные задачи. Необходимо также учитывать изменения в законодательстве, продвижение государства к рыночной экономике, рост преступности и осложнение и изменение ее структуры и т.п. Прокуратурам всех уровней необходимо проводить систематический и комплексный анализ состояния преступности и соблюдение законности на поднадзорной территории, давать надлежащую оценку полученным результатам, особое внимание уделять причинам и условиям, которые способствовали росту преступности и нарушениям состояния законности.

То есть планы органов прокуратуры должны быть не только научно обоснованными, но и отображать объективные закономерности и тенденции развития общества и государства в целом. Научность планов достигается такими способами:

- получение полной и достоверной информации о системе управления, в том числе о ресурсных возможностях прокуратуры и органа управления ею, а также эффективности влияния от выполнения предыдущего плана;

- объективное и глубокое изучение работоспособности всех работников прокуратуры за предыдущий период, что позволяет сделать реальную оценку возможности конкретной прокуратуры решить возложенные на нее задачи, определить главные направления прокурорской деятельности, на которые следует обратить внимание;

- прогнозирование состояния законности, системное управление, которое осуществляется с учетом выводов, которые были получены при проведении соответствующих анализов и обобщений;

- использование достижений науки и техники, в частности: компьютерных систем и технологий как во время планирования, так и при осуществлении запланированных мероприятий [5].

Ключевыми моментами в планировании работы прокуратуры являются - постановка задач, подготовка и реализация планов, проверка выполнения и контроль за деятельностью подчиненных работников.

Генеральный прокурор Украины направляет работу органов прокуратуры и осуществляет контроль за их деятельностью (ст. 15 Закона [4]). На основе анализа состояния законности он изучает проблемы, которые появляются перед прокуратурой, определяет перспективные направления ее деятельности и проблемы, которые необходимо решить. Целью планирования работы прокуратуры является: определение первоочередных задач, которые должны быть решены прокуратурой в целом и в определенное время (квартал, полугодие, год); установление персональной ответственности за выполнение намеченных мероприятий и последовательность их выполнения [1, c. 31].

Планы работы Генеральной прокуратуры Украины, прокуратур областного уровня составляются и утверждаются соответствующими прокурорами на полгода с определением в них первоочередных и перспективных мероприятий, которые должны ежеквартально корректироваться. Изменения в планы вносятся приказами руководителей прокуратур (п. 11.1 Приказа [3]).

Прокуроры городов с районным делением, городские, районные, межрайонные и приравненные к ним прокуроры формы и периодичность планирования работы определяют самостоятельно, исходя из состояния законности (п. 11.6 Приказа [3]).

В соответствии с п.п. 11.2, 11.3 Приказа Генерального прокурора Украины [3] к планам предъявляются следующие требования: целенаправленность, конкретность и реальность планов, их соответствие требованиям времени и потребностям практической деятельности.

В планах должны быть предусмотрены наиболее важные мероприятия с учетом состояния законности, определенных приоритетных направлений, распространенности правонарушений и социально-экономических проблем региона, в частности комплексные или отраслевые проверки подчиненных прокуратур, проверки структурных подразделений, предоставление практической помощи; надзорные проверки, за исключением тех, периодичность проведения которых предусмотрена законодательством или приказами Генерального прокурора Украины; мероприятия аналитического, учебного и методического характера.

В планах работы прокуратур областного уровня отдельно указываются мероприятия, определенные ими самостоятельно, и те, которые предусмотрены планами прокуратур высшего уровня. Применяется дифференцированный подход к привлечению подчиненных прокуратур, исходя из состояния законности и преступности на соответствующей территории [3].

По этому поводу В. Сухонос отмечает, что конкретность, целенаправленность, реальность и пр. также можно отнести к чисто научным. Конкретность предусматривает, что задачи в плане четко сформулированы, определены управленческие, а при необходимости и надзорные мероприятия, сроки исполнения и исполнители; целенаправленность означает, что планы работы должны отвечать состоянию законности в регионе. Она предусматривает организационное обеспечение действий (т.е. согласованную, скоординированную деятельность) всех органов прокуратуры для достижения поставленной цели относительно укрепления законности и правопорядка, улучшения качества управления органами прокуратуры, а также повышения квалификации и профессионального мастерства их работников. Реальность планов означает, что в них не следует включать мероприятия, которые невозможно выполнить. На практике имеют место случаи, когда планируются больше мероприятий, чем работники определенной прокуратуры могут выполнить. Поэтому во время планирования обязательно нужно учитывать:

- условия, в которых осуществляет свою работу прокуратура;

- социально-экономическая и демографическая среда ее функционирования;

- состояние преступности, ее качественные и количественные характеристики;

- состояние законности и правопорядка на поднадзорной территории.

Если придерживаться отмеченных параметров, то план прокуратуры будет отображать:

- криминогенные факторы, которые влияют на криминогенную ситуацию;

- тенденции развития преступности и ее разновидностей; эффективность деятельности самой прокуратуры, наличие необходимого штатного количества работников и их квалификация, техническое обеспечение и т.п.

Все вышеперечисленное необходимо для оценки возможностей прокуратуры определенного уровня и на этом основании определения главных задач на предусмотренный планом период, а также определение наиболее действенных мероприятий по выполнению поставленных задач [5].

Организация работы на данном участке возложена на организационно-контрольное управление Генеральной прокуратуры, соответствующие отделы прокуратур областного уровня. Организационно-контрольное управление Генеральной прокуратуры состоит из отдела аналитического обеспечения деятельности Генерального прокурора, а также отдела организации работы и контроля исполнения.

 

С целью осуществления контроля подчиненных прокуратур вышестоящие прокуроры осуществляют отраслевые и комплексные проверки. Отраслевые проверки планируются и проводятся в случаях, когда имеющиеся данные свидетельствуют о существенных недостатках и просчетах в организации работы или нарушениях исполнительской дисциплины на этом направлении, а примененные ранее мероприятия не дали положительных результатов. Не предусмотренные планами отраслевые проверки осуществляются по решению руководителя прокуратуры (п. 15.1 Приказа [3]). Комплексные проверки планируются и проводятся, как правило, один раз в пять лет в связи с окончанием срока полномочий прокурора с целью объективной оценки деятельности и решения вопроса относительно возможности его назначения на повторный срок. Внеплановые комплексные проверки подчиненных прокуратур осуществляются по решению руководителя прокуратуры. При необходимости их результаты обсуждаются на заседании коллегии или оперативном совещании (п. 15.2 Приказа [3]). Результаты проверок, предоставления практической помощи оформляют докладными записками с изложением выводов и предложений относительно мер реагирования (п. 15.6 Приказа [3]).

По фактам существенных нарушений исполнительской дисциплины по указанию руководителя прокуратуры организуются служебные проверки, проводятся мероприятия по установлению причин этих недостатков и привлечения виновных лиц к ответственности (п. 16 Приказа [3]).

При необходимости коллегиального обсуждения проблемных вопросов деятельности органов прокуратуры их выносят на рассмотрение коллегий или оперативных совещаний (п. 18 Приказа [3]). На заседаниях коллегий рассматриваются наиболее важные вопросы, которые касаются соблюдения законности, состояния правопорядка, деятельности органов прокуратуры, исполнения приказов Генерального прокурора Украины, кадровые вопросы, кроме тех, которые принадлежат к компетенции аттестационной комиссии (п. 18.1 Приказа [3]).

По результатам обсуждения на коллегии принимаются решения, которые учитывая состояние законности должны содержать объективную оценку прокурорско-следственной деятельности, позитивные тенденции, причины недостатков и просчетов в работе, конкретные задачи, способы, сроки их выполнения и исполнителей. Решение коллегий подписываются на протяжении пяти рабочих дней со времени их проведения (п. 18.2 Приказа [3]).

Итоговые заседания коллегий при участии подчиненных прокуроров проводятся как правило дважды в год. В принятых решениях определяются приоритетные направления прокурорско-следственной деятельности на следующий период и задачи аппаратов (п. 18.3 Приказа [3]).

В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона Украины "О прокуратуре" [4] решения коллегий доводятся до сведения работников органов прокуратуры.

На рассмотрение оперативных (аппаратных) совещаний выносятся вопросы по отдельным направлениям деятельности подчиненных прокуратур и поднадзорных органов, которые не нуждаются в комплексном подходе к их решению, а также относительно организации работы структурных подразделений аппаратов, городских, районных, межрайонных и других приравненных к ним прокуратур и т.п. (п. 18.6 Приказа [3]).

Но приоритетным средством влияния на деятельность подчиненных органов и работников, обеспечения эффективного и качественного выполнения возложенных на них функций и задач считается предоставление практической и методической помощи (п. 15. Приказа [3]) путем предоставления, например, письменных указаний по конкретным материалам и делам [1, c. 32]. Критериями оценки работы прокуроров и подчиненных им прокуратур в целом являются, полнота и своевременность выполнения прокурором возложенных на него обязанностей, принципиальность и добросовестность в устранении нарушений законов, привлечении к ответственности винновных лиц.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.