Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третий семестр

РАДИОМИКРОФОНЫ

Главное преимущество – возможность обойтись без кабеля. Применяется:

1. сцены большой длительности, когда микрофон и кабель может быть виден в кадре;

2. подвижность ведущего ток-шоу с большим количеством участников.

На ТВ возникает ряд ситуаций, требующих персонального и переносного в руках микрофона, что с учетом прокладки кабеля приводит к затратам. В этих случаях на помощь приходит радиомикрофон. Он может быть присоединен к миниатюрному радиопередатчику, переносимому исполнителем. Сигнал передатчика принимает радиоприемник. Для звукозаписей ТВ радиомикрофоны должны иметь малые размеры и обеспечивать высокое качество звучания. Важны надежность и достаточный срок службы батарей. При применении радиомикрофонов в студии и на натурных съемках, где используется служебная радиосвязь, несущие радиочастоты должны быть размещены дальше друг от друга, что бы исключить любую возможность попадания сигналов переговоров в передачу. Часто помехи создают и приборы освещения, особенно плазменные и светодиодные экраны. В силу отражения радиоволн от стен помещения могут возникать мертвые зоны. Т.е. пропадает звук.

Несмотря на передовую технологию, использованную при их разработке, радиомикрофоны не могут полностью заменить традиционных проводных микрофонов. Кроме того малый размер радиомикрофона всегда содержит элемент опасности поломки. Поэтому при отказе радиомикрофона, желательно иметь резервный микрофон.

Радиомикрофон бывают:

1. ручной (микрофон+передатчик+антенна+источник питания – в одном корпусе);

2. микрофон – гарнитура, закрепленная на голове.

 

 

Кинопроизводство на ТВ.

 

Формы кинопроизводства на ТВ: худ. ТВ фильмы; док. Фильмы и фильмы концерты.

Разбор съемки худ. фильма. В общем кинопроизводстве они занимают довольно небольшое место, но для звукорежиссера процесс иъх создания наиболее трудоемкий, наиболее сложный.

Основные три этапа кинопроизводства телефильмов:

1) подготовительный,

2) съемочный

3) монтажно-тонировочный.

 

1) вся творческая группа (режиссер, художник, композитор, оператор, звукорежиссер, разработчик общей концепции видения ТВ фильма, работает над фильмом – это группа единомышленников, объединенная идеей сценариста и воплощающая эту идею в экр. Образы всеми доступными и специфическими средствами. Подг. Период самый важный из этапов работы над фильмом. В долгих спорах рождается будущее произведение. Здесь важно все: и общая интерпретация фильма режиссеров и искизы декорация и манера съемки. В подготов. Периоде звукореж. Ищет свое решение, разрабатывает звук. Концепцию ф. Исходя из реж. Сценария, самым тщательным образом разрабатывается партитура звук. Драматургии, решается вопрос, каким будет шумовое оформление, какие шумы нужны в какой мере будет использован эффект синхронных шумов, нужен ли и какой именно шумовой лейкмотив. Каким должен быть удельный вес шумов в фонограмме фильма. Все эти вопр. Должен решить звукорежиссер фильма и обсудить их с режиссером. Чрезвычайно важен вопрос муз. Партитуры. Здесь нет мелочей. И, как необходимо точно подобрать актеров, также важно пригласить композитора, которому близка идея сценария, который может проникнуться духом создаваемого произведения. Реж., звукореж. И композитор определяет общий хронометраж муз. Звучания, определяет хар. Музыки и места в которых она должна прозвучать. Определяется также ее функц. Значимость, т.е. в каких местах будет чисто иллюстративной и где она раздвинет рамки экрана, станет носителем какой-то мысли автора сценария. Или углубит образы создаваемые актером.

Каким будет муз. Лейкмотив звукореж с композитором оговаривает примерный будущий состав оркестра и звукореж делает первые наметки по решению записи музыки (как будет рассажен оркестр, выбор микрофонов, методика записи). Во время подготовительного периода ТВ-фильма необходима встреча звукореж с художником у макетов декорац. Сооружений. Звукореж должен знать из какого материала будут сделаны декорации, где можно, а где нельзя использовать те или иные конструкции. С художником звукореж. Оговаривает и форму всех сооружений. Интерьер построенный в худ в съемочном павильоне представляет собой полузамкнутый объем иногда в значительной степени отличающийся от общей акустики студии. Очень важно из какого материала будут сделаны декорации, в каким месте студии установлены. Вместе с оператором у макетов звукореж. уточняет точку и ракурс съемки; место положения освет. Приборов, а так же место для микрофонов. Все это может помочь звукореж провести синхр. съемки фильма.

Основное в периоде синхронных съемок – правильная и грамотная записьактерского текста. Необходимое условие, которое должно быть соблюдено на протяжении всего фильма – соответствие изобр. пана к звуковому. Общ, ср, и кр. Планы изображения должны точно соответствовать общему, среднему и крупному планам звука. Во время синхр. съемок актеры обязаны отчетливо донести текст сценария.

Еще в подг. Периоде, когда проводятся актерские пробы звукореж внимательно следит за дикцией будущих исполнителей и высказывает режиссеру свои соображения по этому поводу. Можно привести много примеров когда в фильме снимался один актер, а озвучивал его другой. Во время съемок з-р обязан требовать от всех находящихся за кадром соблюдения тишины, ошибки допущенные на синхр. съемках исправляются с большим трудом и как правило в ущерб худ. достоинствам фильма. В ходе синхронизации натур. Съемок почти не возможно получить хорошую фонограмму. Масса посторонних шумов, атмосферные явлении еще целый ряд причин приводят к тому, что на натуре обычно записывается черновая фонограмма, с помощью которой в дальнейшем производится речевое и шумовое озвучивание снятых эпизодов. Речевое озвучивание, натур. Съемок производится таким образом, чтобы в звуке передавалась атмосфера откр. Пространства. Актерский текст в этом случае должен звучать по возможности глухо, т.к. з-р учитывает эффект открытого воздуха, где почти к нулю сведена реверберация. Из всей шумовой атмосферы эпизода отбираются только необходимые шумовые краски.

По окончанию съемочного периода, завершив речевое и умовое озвучивание звукорежисеер начинает подготовку ф. к перезаписи.. Во время перезаписи звукореж сводит на одну пленку все слогающие фонограммы фильма, компоненты и эти различные компоненты будут звучать с разной степенью громкости в зависимости от того, что в данный момент происходит на экране.

При перезаписи звукорежиссер соблюдает целый ряд техн. Условий. Пульт перезаписи дает возможность производить необходимую частотную корректировку и выдерживать в установленных приделах динамич. Диапазон фонограммы.

 

 

Фильмы-концерты. Клипы. Производство.

Опр. Сложности в производстве фильмов – концертов заключается в том, что к съемочному периоду звукорежиссер приступает самый первый. Все музыкальные фильмы и концерты снимаются под фонограмму, поэтому первый этап их производства – это запись музыки. До записи режиссер со с/р и оператором разрабатывают подробный план съемки каждого музыкального номера. Точно обозначаются средние, общие и крупные планы, монтажные переходы и врезки солирующих инструментов или оркестровых групп. Если снимается вокалист, то заранее определяется не только план, но и ракурс съемки, делается детальная раскадровка номера. Все это необходимо для того, чтобы уже на записи з/р вместе с режиссером могли согласовать звук с будущим изображением. З/р делает в фонограмме акценты, выделяет какие-то группы инструментов, вводит повышенную реверберацию. В отрыве от изображения такая фонограмма звучит по меньшей мере странно. Вы слушаете записанный оркестр и, вдруг, нарушая все законы логики и оркестрового баланса, неправомерно громко начинает звучать группа каких-то определенных инструментов. Но все сразу становится на свое место, когда звук и изображение сливаются в единый звуко-зрительный ряд. На экране общий план оркестра, но вставляется средний или крупный план группы определенных инструментов и сразу же в силу вступает психо-физилогический фактор восприятия. Зрительный образ ведет за собой звуковой, мы начинает чуть ярче слышать определенную группу инструментов.

Существует и другой вариант записи фонограммы, когда то или иное решение будущих эпизодов фильма принимается непосредственно во время записи. Здесь роль з/р огромна. На основании того, как решена звукорежиссерская запись, выбирается режиссерское решение эпизодов. Уже в процессе предварительной записи, з/р стремится к тому, чтобы частотная характеристика и динамический диапазон были оптимальны.

 

Док. Фильмы.

Из всего многообразия документальных фильмов, снимаемых для ТВ, остановимся на киноочерке – весьма распространенной форме кинопроизводства. Звукорешение диктуется прежде всего его тематикой и сценарным содержанием. Киноочерк по сравнению с художественным фильмом дает з/р менее широкое поле для творческой фантазии. Хотя звуковые компоненты для очерка те же самые – речь, шумы и музыка, но речь, как правило, носит специфический характер, так как вместо актерских диалогов з/р имеет дело с дикторским текстом. В отличие от записи речи, в худ. фильмах, киноочерке дикторский текст записывается всегда крупным планом, а все остальные звуковые компоненты звучат на его фоне. Текст диктора должен быть записан предельно разборчиво и, по возможности, без широкой градации уровней. З/р стремится избежать излишнего подчеркивания шипящих и свистящих звуков в тексте. Для этого прибегает к частотной коррекции в области высоких частот. Кроме того, микрофон для записи диктора устанавливается таким образом, чтобы ось его максимальной чувствительности была направлена не прямо на диктора, а под углом 45-60 градусов. Такое расположение микрофона устранит из его речи воздушные толчки, возникающие при произнесении губных взрывных звуков «б» и «п». Музыкальное оформление является основным после дикторского текста. Это утверждение вовсе не означает, что роль шумов в киноочерке сведена к нулю. Можно привести целый список киноочерков, в которых дикторский текст вообще отсутствует и шумовое оформление становится ведущим в звуковой партитуре. Напрашивается вопрос, каким должно быть шумовое и музыкальное оформление киноочерка. Бесспорно, оно должно быть интересным. Литературный сценарий служит основой для работы режиссера, оператора и з/р. При прочтении сценария, з/р тщательным образом отмечает и выписывает все звуковые акценты, расставленные автором сценария. Исходя из этого, з/р определяет конкретные принципы музыкального и шумового оформления. Шумы, используемые з/р, должны не только подчеркивать реальность происходящего действия, выполнять функцию узнавания пространства и времени, но и создавать определенный эмоциональный настрой и, более того, быть своего рода характеристикой персонажа или ситуации. Палитра звуков, находящаяся в распоряжении з/р, очень многообразна. Здесь требуется тщательный, точно продуманный набор выразительных средств. Однако, еще нередко можно увидеть в эфире телефильмы и киноочерки, насыщенные шумами, не характерными, маловыразительными, повторяющимися из передачи в передачу. Возьмем, к примеру, шум города. Он звучит далеко не одинаково ранним утром, днем, вечером или ночью. Он может быть радостным, унылым, мрачным.

Рассмотрим вопрос о музыкальном оформлении передач и телефильмов. Если режиссер, з/р и музыкальный оформитель не просто подкладывают какую-то музыку, заполняя паузы, а занимается серьезным творческим поиском музыкальной ткани произведения, то музыкальное оформление становится очень сильным средством художественного оформления, выражения. Но, помимо своего основного назначения, передавать сложность душевного состояния человека, музыка в фильмах выполняет еще ряд дополнительных, но важных функций. Точно подобранный, стоящий на своем месте музыкальный отрывок, может создать зрительные ассоциации. С помощью музыки можно расширить географию происходящего действия. ТВ экран не терпит больших массовых сцен, прекрасно удающихся кинематографу. Здесь на помощь приходят музыка и шумы, создающие эффекты масштабного действия, хотя на экране в это время может быть какой-нибудь частный эпизод. Совершенно точно музыка может обозначить место действия, национальный колорит, а нередко и эпоху. По свом обязанностям з/р несет полную ответственность за все звуковые компоненты телефильма. З/р вместе с режиссером должен заниматься музыкальной основой телефильмов. Это требует от него знание музыки, ее истории, умение пользоваться материалом фонотеки.

 

 

Запись музыки. Запись музыки один из наиболее сложных предсъемочных этапов работы з/р на ТВ. Качество записи зависит от акустических условий студии и качества аппаратуры установленной в ней. Это объективный фактор, но существует и целый ряд других, субъективных, которые включают в себя опытность и уровень знания з/р, его умение работать с оркестром, способность устанавливать контакт с музыкантами. Музыканты в лице з/р должны увидеть требовательного, знающего, доброжелательного специалиста. Большое влияние на качество фонограмм оказывает расположение микрофона и исполнителя. Необходимо сразу оговориться, что этот процесс не поддается строгой стандартизации. Выбор того или иного способа расположения микрофонов диктуется составом оркестра, характером исполняемой музыки и теми конкретными целями, которые преследует на записи з/р.

Есть звукорежиссеры, приверженцы полиосистемы записи. Они считают, что применяя большое число микрофонов, они смогут донести до слушателя все оттенки оркестровых красок. Их противники – сторонники монозаписи, убеждены, что только применение одного микрофона позволяет передать правдиво акустическую картину, добиться реалистичности звучания оркестра.

Оба способа представляют для з/р определенные трудности. Используя один микрофон з/р должен установить т.о., чтобы с его помощью передать звучание всех оркестровых труб равномерно. В данном случае задача режиссера – выбор места для установки микрофона. При полимикрофонной записи з/р стремится получить максимум информации, что невозможно при применении одного микрофона. Устанавливая микрофоны перед отдельными инструментами и группами инструментов, з/р локализует их звучание, делает его более конкретным. В этом случае, процесс микрофонной балансировки принимает решающее значение. Говоря о работе з/р на музыкальных программах, прежде всего необходимо обратить внимание на ряд общих основных положений, которые применимыко всем видам музыкальных программ:

1) большое значение имеет выбор микрофонов, если в литературных и информационных программах допустимо использование динамических микрофонов, то для записи музыки кроме динамических микрофонов необходимы высококачественные конденсаторные микрофоны с широким спектром частот;

2) принимая во внимание то, что не во всех ТВ-студиях РФ имеются хорошие акустические условия для записи музыки, желательно использовать искусственную реверберацию. Добавление даже небольшой искусственной реверберации очень украшает звучание музыкальных инструментов и человеческого голоса при пении, делает звук более полным насыщенным, красивым и даже создает иллюзию увеличения громкости слабого голоса. Простое удаление микрофона от исполнителя тоже увеличивает время студийной реверберации. Но одновременно звук как бы «растекается», теряет четкость, даже иногда происходит изменение тембра голоса за счет большого отражения сигнала. На тембр начинает влиять собственная акустика помещения, которая не всегда может быть хорошей. Хороший эффект дает близкое расположение микрофона к исполнителю с применением искусственной реверберации;

3) общий микрофон. В практике звукорежиссерской работы, особенно при отсутствии искусственной реверберации, общие микрофоны обрели широкое применение. Он играет роль не основного микрофона, на который идет полезный сигнал, а он выполняет роль ревербератора. Микрофон ставится на значительном расстоянии от исполнителя для того, чтобы на него попадали отраженные звуковые волны. При подмешивании его сначала к основному, звучание музыки становится менее конкретным, но более полным и объемным;

4) при работе над музыкальными записями большую роль играет пространственное впечатление, то есть акустически баланс – соотношение прямых и отраженных волн. Чем дальше исполнитель от микрофона, тем больше ощущается пространство, тем больше отраженных звуков по сравнению с прямыми – большая реверберация. Кроме того, нельзя записывать музыкальное произведение с разной акустической окраской. Акустическая разноплановость – довольно распространенный недостаток в звукорежиссерской работе, который является либо неправильным расстоянием микрофона, либо неправильным использованием искусственной реверберации;

5) особенно большое значение при музыкальной записи имеет сохранение музыкального баланса – правильное с музыкальной точки зрения соотношение громкости между разными музыкальными инструментами. При современном полимикрофонным осуществлении записи музыкальный баланс находится буквально в руках з/р. Обычно правильный баланс устанавливается дирижером и исполнителями в самом оркестре. Надо отметить, что его звучание в зале отличается от его звучания по звуковому каналу;

6) в музыкальных программах большое значение имеет тембр музыкального констр. и голосов. Их звучание по звуковому каналу должно быть естественным, аналогичным звучанию в условиях концертного прослушивания. При передаче по звуковому каналу тембр зависит от акустических условий студии, качества микрофонов, частотной характеристики каналов, от характера и величины искусственной реверберации;

7) при записи музыкальных фонограмм нельзя забывать о прозрачности музыкальной фактуры, четком и ясном звучании певчих голосов, музыкальных инструментов, четкой дикции у певцов. Прозрачность зависит от акустической обстановки музыки и акустического баланса, величины применения искусственной реверберации;

8) динамический диапазон музыки.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Противошумовые микрофоны и их назначение | Технология работы звукорежиссера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.