Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология работы звукорежиссера

Звук – компонент воздействия, имеющий равноправное значение с изображением. Звукорежиссер – творческий работник, полноправная часть творческой бригады: режиссер, оператор, з/р, художник. Режиссер является художественным руководителем творческой съемки. Знание сценария, творческий контакт с бригадой, проявление интереса к творческим разработкам и технологии постановки съемок, высокий профессионализм, быстрая реакция, хорошее знание технических возможностей – все эти качества необходимы хорошему режиссеру. Основой правильной работы з/р на ТВ является два момента:

- подготовка и проверка всех технических средств;

- детальное ознакомление с предстоящей записью.

 

Технологию работы з/р можно разбить на ряд операций:

1) з/р должен получить от редактора сценарий или текст с предстоящей записью, при их отсутствии необходимо иметь точный план съемки;

2) до съемок или трактовых репетиций з/р вместе с режиссером прослушивают всю подобранную к записи музыку;

3) необходимо заказать нужное техническое оборудование, как для студийных записей, так и для вне студии, проводимых с помощью ПТС;

4) при передаче в эфир или на запись концерта, опер, спектакля, з/р должен заранее просмотреть и прослушать репетицию, чтобы знать мизансцены и основные звуковые компоненты передачи;

5) при записи музыкальных оркестровых произведений из концертных залов, особенно в студийных условиях, необходимо заранее познакомиться с произведением;

6) з/р должен быть на всех бестрактовых репетициях;

7) при записи симфонической, эстрадной музыки, драматических спектаклей, где требуется большое количество микрофонов, з/р должен быть на месте задолго до репетиции, чтобы проверить работу всех технических средств. К началу репетиции все звуковое оборудование должно быть в рабочем состоянии;

8) под наблюдением з/р перед записью проверяется прохождение сигнала в аппаратную видеомагнитной записи;

9) во время репетиции з/р проверяет и уточняет все звуковые компоненты передачи и размечает свой экземпляр сценария для того, чтобы точно знать последовательность действий. В сценарии должно быть зафиксировано: мизансцены и места включения дополнительных микрофонов, места, где начинается музыка и переход с одной музыки на другую, конец музыки, начало и конец шумовых эффектов, применение искусственной реверберации, различных звуковые эффекты, их характер, резкие изменения громкости звука, требования соотношения микширования;

10) з/р должен участвовать в монтаже больших съемок, чтобы следить за правильностью с точки зрения звука всех электронных склеек. В момент склейки не должно быть резких обрывов музыки, пропадания слов, резких перепадов по уровню;

11) окончательная доработка материала по звуку производится в аппаратной монтажера.

 

 

Выбор микрофонов. При выборе микрофонов большое значение имеют акустические особенности помещения, откуда будет идти передача или запись. Гулкое помещение с излишней реверберацией заставляет з/р использовать микрофоны с острой характеристикой направленности, чтобы выделить полезный сигнал и как-то избавиться от излишнего количества звуковых волн. Если в помещении или студии много посторонних шумов (гул, шум, фон), то основное внимание нужно обращать на отделение полезного сигнала от нежелательного. Чем больше шумов в помещении, тем острее должна быть характеристика направленности, но, в этом случае, микрофон должен быть направлен точно на источник полезного сигнала. В таких условиях противопоказано употребление микрофона с характеристикой направленности кардиоида (о – не направленный) или восьмерка. При выборе микрофона важно учитывать чувствительность их прикосновения – вибрация. Наиболее чувствительными к вибрации являются конденсаторные микрофоны, особенно те, у которых широкая характеристика в области низких частот. При подвешивании микрофонов, лучше пользоваться микрофонами с шаровой или сферической характеристиками направленности. Подвешенные микрофоны должны быть распределены так, чтобы была обеспечена равномерная передача звука, соответственно перемещению исполнителя. При использовании петличных микрофонов иметь в виду: он может создать неприятное на звук шуршание и потрескивание при его трении об одежду исполнителя. Кроме того, микрофон, соприкасаясь с грудной клеткой, может повлиять на окраску звука. В речевых передачах можно пользоваться любыми типами микрофонов, в музыкальных надо отдать преимущество конденсаторным.

 

 

Установка микрофонов. Умение расставить микрофоны в определенной точке звучания является прямой обязанностью з/р. От правильности распределения микрофонов на сценической площадке, от их расстояния до исполнителей в большей мере зависит качество звука. Расстановка микрофонов определяется условиями, важнейшими из которых являются:

1) акустические свойства помещения, где производится запись (чем продолжительнее реверберация в помещении, тем микрофон должен быть ближе к исполнителю);

2) наличие выгородок и декораций, акустические свойства которых рассчитать невозможно и поэтому нужно практически приспособиться к ним;

3) типы микрофонов и их чувствительность. Динамические микрофоны обычно расставляют ближе к исполнителю, чем конденсаторные;

4) Характер и громкость звучания голосов исполнителей, музыкальных инструментов. Чем меньше их громкость, тем ближе к ним должен быть микрофон;

5) фактура и характер исполняемого произведения. Чем легче и тише музыка, тем ближе к исполнителю должен быть микрофон;

6) жанр музыкального произведения. При передаче эстрадной музыки микрофоны располагаются иначе, чем при передаче симфонической;

7) мизансцены, которые устраивает режиссер на сценической площадке.

Все перечисленные факторы, от которых зависит положение микрофонов, не являются постоянными, так как невозможно дать универсальные рецепты расстановки микрофонов для всех исполнителей. Точная расстановка микрофонов и их расстояние от исполнителей устанавливается и проверяется на трактовой репетиции. Но опыт практической работы з/р дает возможность рекомендовать примерные расстановки микрофонов для разных передач. Не рекомендуется ставить микрофоны в центре изогнутых поверхностей, вблизи куполообразных деталей помещения, поблизости от отражающих и поглащающих поверхностей.

 

Акустика музыкальных инструментов. Главными составляющими частями любого музыкального инструмента являются:

1) звучащее тело;

2) резонатор;

3) возбудитель колебаний;

Звучащим телом у струнных инструментов является струна, натянутая между двумя точками, у духовых - столп воздуха, заключенный в инструменте.

Возбудитель колебания. У струнных – это медиатор, пальцы и смычок.

Резонатор в музыкальном инструменте особенно необходим, когда энергия звучащего тела слишком мала. Например, у натянутой струны энергия окружающего воздуха очень мала, в таких случаях колебания звучащего тела, а именно струны, должны быть переданы другому упругому телу – с большей поверхностью и объемом. И это упругое тело является излучателем колебаний звучащего тела в пространстве. Такое усиление звука основано на явлении резонанса. Таким резонатором у струнных инструментов являются деки и корпус.

 

 

Запись струнных музыкальных инструментов.

 

Фортепиано. Многоголосый струнный ударный инструмент, в котором звук воспроизводится посредством ударов молоточков о струны, Постановка микрофонов для записи фортепиано зависит от акустической обстановки, от типов микрофонов, от исполняемого произведения. Чем резче звук рояля, тем дальше должен быть расположен микрофон. В гулком помещении с большим временем реверберации, микрофон должен быть расположен ближе к инструменту. При расстановке микрофонов необходимо помнить о том, что басовые струны идут в хвостовой части корпуса инструмента, а струны с высоким звуком – ближе к правой руке пианиста. Положением микрофонов можно варьировать громкость высоких и низких звуков рояля, приближая к басовым струнам мы усиливаем звучание низких звуков. Приближая микрофон к правой руке пианиста усиливаем высоки звуки.

Определенное положение микрофона для записи солиста-пианиста. В условиях нормальной студийной акустики – это средняя точка в выемке рояля на расстоянии двух-трех метров. Для рояля-соло крышка инструмента обязательно поднимается. В таком положении дека излучает максимум энергии. Во время исполнения певцы стоят в выемке рояля. Иногда ТВ –режиссеры применяют другие мизансцены, ставят исполнителя далеко от инструмента, что почти всегда вызывает недовольство певцов, привыкших петь в обычном концертном положении. Расстояние от микрофона до певца зависит от типа микрофона, от акустической обстановки, от чувствительности микрофона. Звук должен создать хороший музыкальный акустический баланс между пением и аккомпанементом. Если громкость рояля мала по сравнению с пением, можно микрофон подвинуть ближе к аккомпаниатору, не нагружая звучание голосом. Бывают случаи, когда аккомпаниатор играет слишком громко, тогда можно приблизить микрофон к исполнителю. Опасно помещать рояль и певца в сильно заглушенную изолированную от студии выгородку, в таких условиях певцу трудно петь, поскольку он плохо слышит себя, начинает форсировать голос, а это ведет к ухудшению качества звука. В ТВ-студиях, где акустика, как правило, плохая, желательно применять искусственную реверберацию на голос певца.

 

 

Запись струнных инструментов. Скрипка, альт, виолончель, контрабас – являются основными инструментами симфонических оркестров. У этих инструментов колеблющимся телом является струна, а резонатором – весь корпус, особенно верх, дека. Наиболее энергичные колебания и их интенсивное звучание происходят в области эфа, что определяет положение.

 

Запись скрипача в сопровождении фортепиано. Скрипач за спиной у концертмейстера. Расстояние от микрофона до скрипача зависит от различных параметров: акустики помещения, типа микрофона и его чувствительности, характера и громкости звучания скрипки, исполняемого музыкального произведения. Оптимальное положение конденсаторного микрофона в хороших акустических условиях – перед эфами порядка двух-трех метров. Близкое положение микрофона опасно – звуки скрипки из-за преобладания высокочастотных гармоник становятся резкими и жесткими, особенно в верхнем регистре. Кроме этого, прослушивается звук трения смычка о струны.

 

Арфа. Относится к громким щипковым инструментам. Резонатор у арфы небольшой – ее звучание не отличается значительной силой. Излучение звука у арфы не имеет направленного характера. Лучше установить микрофон на наиболее интенсивное излучение, которое идет в направлении, перпендикулярном плоскости струн. Расстояние от микрофона до арфы в студийных условиях может быть 2-3 метра.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Третий семестр | Запись оркестров и хоров
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.