Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Запись оркестров и хоров

Симфонический оркестр. При записи симфонического оркестра в студийных условиях з/р должен стремиться получить более естественное звучание тембров музыкальных инструментов и их групп. Большое значение имеет подсоб.-ная работа режиссера – трактовые репетиции, знание произведений поможет з/р с минимальными потерями уложить широкий динамический диапазон оркестра в более узкий диапазон звукового тракта. Расстановка микрофонов, выбор их направленности в большей степени зависит от акустической особенности студии, от правильного соотношения между прямыми и отраженными звуками. Даже в хороших акустических условиях в студии, при очень хорошем балансе, записать оркестр на один микрофон, как правило, не удается. Тем более это невозможно в недостаточно хороших условиях ТВ-студии. Для лучшего соотношения прямых и отраженных звуков или усиления какой-нибудь оркестровой группы, используется дополнительный микрофон. Это дает возможность создать музыкальный баланс, регулируя уровень сигнала каждого микрофона, а также скорректировать плохую акустику студии. В ТВ во время оркестровой записи может быть показан крупным планом любой играющий в данный момент инструмент, особенно солирующий, чтобы не было противоречия между изображением инструмента крупным планом и его далеким звучанием, все инструменты и оркестровые группы должны быть слышны четко и ясно – это особенно относится к солирующим музыкальным инструментам. Бывают случаи, когда на картинке показывают крупно музыкальный инструмент с играющим на нем музыкантом, а звучит он далеким планом (едва слышен). Несмотря на то, что в оркестре много скрипок, трудность передачи их звучания заключается в том, что они обладают малой мощностью звука и при игре всего оркестра значительно более мощная по звуковой отдаче медная группа заглушает звучание скрипок. Только направленный микрофон на эфы скрипок и установление музыкального баланса с помощью микшеров дает возможность решить эту задачу. Расставлять микрофоны слишком близко к скрипкам нельзя, так как в этом случае микрофон будет воспринимать звуки только двух или трех скрипок около которых он стоит. В результате нарушается звучание группы скрипок, их тембр станет жестким, шероховатым, с большой примесью шумов. Микрофоны надо для скрипок ставить так, чтобы они хорошо передавали звучание всей группы, надо при этом 3-4 микрофона. Размещение микрофонов определяется расположением оркестра. Первые скрипки находятся слева от дирижера, а вторые справа. Это дает результат.

 

 

Солист с оркестром и хором. Чаще всего в сопровождении симфонического оркестра поют вокалисты с сильными голосами. Певцы обычно располагаются слева от дирижера, ближе к первым скрипкам. При записи вокалиста з/р должен стараться сохранить тембр его голоса, что в большей мере определяется расстоянием между певцом и микрофоном, которое может варьироваться от 1 до 2-х метров. Часто лучший результат дает более близкое положение певца перед микрофоном с применением искусственной реверберации.

Хор-акапелла (без сопровождения). Обычно располагается также, как и в концертных залах – полукругом. Женщины в нижнем ряду, мужчины выше на ступеньках. Слева от дирижера располагается сопрано, выше тенора, а справа альты, и выше басы. При нормальном балансе голосов хора и идеальной акустике можно использовать один микрофон, установленный в центре на большом расстоянии от хора. Но это возможно только при отличных акустических параметрах студии. Чаще всего на хор-акапеллу ставят два микрофона. Этим можно достичь хорошего звучания всех голосов в хоре, а также регулировать уровни отдельных групп голосов. Расстояние микрофонов от первых рядов хора должно быть не менее 1,5-2 метра. Хор звучит красиво, слитно при достаточно большой реверберации. Нужно внимательно следить чтобы большая реверберация не ухудшила четкости слов. Соотношение между правой и левой сторонами хора можно регулировать микшерами соответствующих микрофонов. При отсутствии искусственной реверберации можно пользоваться обычным микрофоном. Нередко хоры поют под аккомпанемент рояля – отдельные микрофоны. Если в хоре есть пение соло, то для солиста тоже нужен отдельный микрофон. При записи хора с солистом в сопровождении фортепиано понадобится пять микрофонов.

 

 

Народные хоры Разнообразны по распределению исполнителей. К ним предъявляются требования: музыкальный баланс, четкость звучания голосов, слитность, компактность, хорошая артикуляция. Обычно пение нар. Хоров сопровождается одним или несколькими баянами, которые распределяются в центре хора. Для них нет необходимости ставить отдельные микрофоны, т.к. они звучат достаточно громко и ясно. Для баянов не рекомендуется ставить микрофон слишком близко, т.к. отдача звука велика. При игре на баяне сильно прослушивается звук клавишей баяна. Если баянисты аккомпанирующие сидят в стороне от хора - нужен микрофон. Трудность: хоры не стоящие на месте, а передвигающиеся по судии и одновременно поющие. Можно повесить несколько микрофонов, но обязательно так, чтобы они охватывали всю сценическую площадку. Если технические условия не позволяют использовать подвесные микрофоны, лучше сделать фонограмму.

 

Запись эстрадной музыки Эстрадная музыка отличается большим многообразием жанров и исполнительных коллективов: диксиленд, джаз, симфоджаз, свинг, бит-ансамбли. Разнообразно и количество музыкантов в ансамбле. Варианты размещения и использования микрофонов могут быть самыми различными. Но при всех вариантах, должна быть сохранна эстетика звучания этой музыки: конкретность, острота, четкость, ясность звучания каждого инструмента и всего ансамбля в целом. При наличии хороших музыкантов и современных технических средств, з/р может создать очень эффектное и яркое звучание эстрадной музыки. Метод записи эстрадной музыки отличается от записи классической. Если в классике з/р стремится сохранить звучание, то в эстрадной музыке имеет место стремление к применению тембров для создания яркости и остроты звучания, применению разнообразных эффектов, которые могут быть получены при полном использовании всех возможностей в электроакустическом тракте, в записи эстрадной музыки очень широко применяются все достижения аппаратуры: спец. Коррекция частот для голосо - музыкальных инструментов, компрессирование динамического диапазона (сжатие), искусственная реверберация, системы наложения звука, запись на многордорожечные микрофоны. При записи классической музыки установка микрофонов на группы муз. Инструментов преследует цель получить очень компактный звук всех круп оркестра. В эстрадной музыке микрофоны могут быть поставлены к каждому музыкальному инструменту для того, чтобы обеспечить яркое, конкретное звучание каждого элемента во всех регистрах. При записи эстрадной музыки, микрофоны располагаются близко к месту наибольшей отдачи звука на расстоянии от 5 до 12 см при таком положении микрофона, акустика студии не играет такой большой роли, как при записи симфонической музыки, т.к. в микрофоны попадают прямые волны от инструмента и минимальное количество отраженного сигнала. Получается прямой четкий звук. При одновременной записи эстрадной музыки, ансамбля, необходима хорошая изоляция муз. Инструментов и их групп, акустическое разделение исполнителей и микрофонов, чтобы звучание одной группы не влияло акустически на звучание другой. Для этого широко используется специальные щиты с заглушенными поверхностями, которые ставятся между инструментами так, чтобы музыканты слышали друг-друга, и видели дирижера.

Корректирование звука каждого музыкального инструмента осуществляется очень широко с целью получить наиболее рельефно, четкое и ясное звучание. Могут быть использованы все виды корректирующих частот.

Важнейшим элементом эстрадной музыки является ритм. Ритмическая группа состоит из ударных инструментов и контрабаса, к ним часто присоединяют электрогитару и рояль. Коротко об инструментах:

Ударные установки чрезвычайно разнообразны, состоят из целого набора инструментов, к ним часто добавляют ритмические народные инструменты, латиноамериканские, африканские и др. Все инструменты хорошо записывать при близком положении микрофона. При хорошем аккуратном звучании от других групп оркестра. Желательно использовать микрофоны с характеристикой направленности – суперкардиоида.

- рояль по своему звучанию в эстрадной музыке резко отличается от классической. В джазовой должен звучать конкретно, остро, четко, крупным звуковым планом. Микрофон устанавливается под открытой крышкой над струнами. Если близко, при использовании всего звукоряда желательно установить 2 микрофона. Один ближе к струнам высокого и низкого регистра и второй над боковыми струнами. Рекомендуется пользоваться коррекцией частот, чтобы звучание рояля приобрело «стальной» тембр.

- электрогитара, сигнал берется или с монитора – микрофон на 10-20см, или с усилителя на пульт.

- контрабас. Микрофон на 10-20 см от эфов инструментов. Для получения хорошей четкости звучания необходимо изолировать контрабас от других инструментов спец. Акустическими щитами.

Коротко об эстрадных певцах:

Их манера исполнения резко отличается от оперных и камерных исполнителей. Как правило, слабые голоса вокалистов без усиления в зале не слышны. Обычно эстрадные певцы держат микрофоны в руках. Для этих целей нельзя использовать микрофоны, чувствительные к механическим воздействиям. Эстрадные певцы держат микрофоны резко у рта. Необходимо применять ветрозащиту. И самое главное, чтобы взрывные согласные «б» и «п» не воздействовали на звучание произведения. При близком положении микрофона хорошее звучание голоса можно получить с помощью длительной искусственной реверберации. В эстрадной музыке муз. Баланс между голосом и оркестром характерен тем, что голос и оркестр должны звучать с равной силой. Что касается записи: наложение, многодорожный микрофон.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Технология работы звукорежиссера | II- Предпосылки Октября 1917 года
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.