Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Види обліку

Лекція 7

Бухгалтерский учет — язык знаков и правил их употребления, созданный для замены реальных объектов их символами, позволяющими описать хозяйственную деятельность и ее результаты.

Язык знаков — набор условных обозначений, представленный, прежде всего, профессиональной терминологией и специальными кодами.

Правила употребления — те ограничения, которые вводятся в бухгалтерский язык и которые, устанавливая информационные связи между знаками, обеспечивают необходимую коммуникацию (общение) между участниками хозяйственного процесса.

Бухгалтерский учет включает сбор, накапливание и хранение информации об объектах учета.

Бухгалтерский учет является вспомогательной функцией бизнеса. В отличие от других подразделений бизнеса, бухгалтерия как служба не способствует притоку денежных средств, однако выгода от функционирования бухгалтерской службы намного превышает затраты на ее содержание. Грамотно работающая бухгалтерия позволит сэкономить средства на штрафах, неустойках, правильно и экономно платить налоги, повысить инвестиционную привлекательность компании. В зависимости от целей компании главный бухгалтер правильно выберет учетную политику организации.

Например, компания планирует осуществить дополнительную эмиссию акций, главный бухгалтер — произвести переоценку основных средств с целью повысить чистые активы. Таким образом, инвестиционная привлекательность компании поднимется.

Перед бухгалтерским учетом ставится большое количество задач, и оно умножается с каждым годом.

Виды учета на предприятии и их взаимосвязь

1.1. Разнонаправленные цели бухгалтерского учета

Цели, стоящие перед бухгалтерским учетом, носят разнонаправленный характер, поэтому и инструменты их достижения отличаются друг от друга — используются различные принципы, различные подходы.

Однако мировая экономика будет парализована, если под каждую цель организовывать свой учет, ведь это потребует вовлечения колоссальных средств и огромного числа человеческих ресурсов. С другой стороны, если пытаться достичь всех целей с помощью только одной системы требований к исходящей информации, то ни одна из этих целей не будет достигнута.

 

 

 

Рис 1. Разнонаправленные цели бухгалтерского учета

 

Для начала необходимо четко понимать, о каком учете идет речь. Существуют следующие виды учета: бухгалтерский, управленческий, налоговый, оперативный, производственный, финансовый учет по стандартам РСБУ, МСФО и/или GAAP.

По сути, все они по-разному отражают одну и ту же первичную информацию.

К примеру, в бухучете проценты по займам, направленным на создание инвестиционного актива, будут формировать стоимость данного актива (расходами будут признаваться через амортизацию в течение срока полезного использования), а в налоговом учете проценты по данному займу будут признаваться расходами периода.

 

 


Рис. 2. Виды учета

 

Такое разнообразие видов учета вызвано тем, что различным пользователям нужна различная информация.

1.3. Пользователи бухгалтерской информации

Пользователями бухгалтерской информации являются:

1) администрация организации;

2) сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом;

3) сторонние пользователи информации с косвенным финансовым интересом.

Администрация организации — это совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений.

Менеджеры являются одними из основных пользователей бухгалтерской информации.

Состав информации определяется в зависимости от выполняемых менеджером функций и уровня занимаемой должности. Собственников, совладельцев и первых руководителей организации, например, больше всего интересуют прибыльность и ликвидность организации (соотношение платежных средств и обязательств). Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности отдельных изделий и т.п.

Основными критериями при определении состава информации для каждого работника администрации являются:

соответствие состава информации функциям работника;

необходимость соблюдения коммерческой тайны;

стоимость информации.

Необходимо избежать возрастания бремени издержек на предприятии по созданию индивидуальной информации под каждого работника. Согласно принципу рациональности, эффект от информации должен покрывать затраты на ее формирование.

Сторонними пользователями бухгалтерской информации с прямым финансовым интересом являются сегодняшние или потенциальные инвесторы, банки, поставщики основных средств и производственных запасов и другие кредиторы. Они пользуются в основном информацией, содержащейся в бухгалтерской отчетности. По данным отчетности они делают выводы о финансовых перспективах, о ликвидности и платежеспособности организации.

Сторонними пользователями бухгалтерской информации с косвенным финансовым интересом являются налоговые органы, казначейство, контрольно-ревизионное управление (КРУ) Министерства финансов, аудиторские фирмы, Госкомстат, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, органы планирования экономики и другие пользователи (фондовые биржи, работники профессиональных союзов, научные консультанты, покупатели и др.).

Налоговые органы и казначейство, в отличие от других сторонних пользователей информации, имеют право пользоваться не только отчетной, но и всей другой учетной информацией, необходимой для проверки правильности уплаты федеральных, республиканских и местных налогов на прибыль (доходы), налогов на добавленную стоимость и на заработную плату, акцизов.

Вся учетная информация предоставляется в РФ ревизорам КРУ Министерства финансов РФ и вышестоящих органов управления, а также аудиторам, осуществляющим по договору аудиторскую проверку.

Работникам Пенсионного фонда и Фонда социального страхования также предоставляется учетная информация, необходимая для проверки правильности отчислений в указанные фонды.

Остальные сторонние пользователи информации используют в основном данные бухгалтерской отчетности (как правило, для оценки финансового состояния). В органы Госкомстата представляется статистическая отчетность, при составлении которой, как правило, используются данные бухгалтерского учета.

 

1.4. Взаимосвязь финансового, управленческого и налогового

учета

Бухгалтерский учет включает сбор, накапливание и хранение информации об объектах учета.

Общей информационной базой для составления регистров как финансового и управленческого, так и налогового учета является первичный учетный документ бухгалтерского учета. В различных видах финансовых, управленческих и налоговых регистров данная информация лишь группируется по различным основаниям в соответствии с задачами каждого вида учета. Областью пересечения финансового, управленческого и налогового учета является определение и распределение расходов, исчисление себестоимости готовой продукции, стоимости остатков незавершенного производства и др.

 
 

 

 


 

 

Рис. 3. Взаимосвязь финансового, управленческого и налогового учета

 

 

Финансовый, управленческий и налоговый учет являются взаимосвязанными подсистемами единого бухгалтерского учета.

Рассмотрим каждый вид бухгалтерского учета отдельно.

1.5. Понятие управленческого учета

В системе управленческого учета формируется информация о расходах, доходах и результатах деятельности в необходимых для целей управления аналитических разрезах. Менеджмент организации самостоятельно решает, в каких разрезах классифицировать объекты управления и как осуществлять их учет. Информация управленческого учета предназначена для руководства и менеджеров предприятия, является коммерческой тайной и носит строго конфиденциальный характер. Вопросы организации управленческого учета практически не регламентируются законодательством.

В книге «Управленческий учет» под редакцией А.Д. Шеремета приводится следующее определение:

«Управленческий учет — подсистема бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации. Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций».

Официального определения управленческого учета в законодательных актах, входящих в систему нормативного регулирования Российской Федерации, нет, поскольку организация управленческого учета — внутреннее дело каждого предприятия, государство не может обязать предприятия вести управленческий учет или предписать единые правила его ведения.

Основными объектами управленческого учета являются расходы (затраты, издержки) и доходы предприятия, а также результаты как сопоставление доходов и расходов.

Кроме того, в управленческом учете обязательно выделяются такие объекты учета, как «центры ответственности» и система внутренней отчетности.

1.5.1. Цели и методы управленческого учета

Цель управленческого учета — помочь управляющим в принятии эффективных управленческих решений — реализуется в его задачах, перечисленных ниже:

1) формирование достоверной и полной информации о внутрихозяйственных процессах и результатах деятельности и предоставление этой информации руководству предприятия путем составления внутренней управленческой отчетности;

2) планирование и контроль экономической эффективности деятельности предприятия и его центров ответственности;

3) исчисление фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и определение отклонений от установленных норм, стандартов, смет;

4) анализ отклонений от запланированных результатов и выявление причин отклонений;

5) обеспечение контроля за наличием и движением имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов;

6) формирование информационной базы для принятия решений;

7) выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия.

Методы, используемые в управленческом учете, весьма разнообразны, поскольку он объединяет методы многих дисциплин: учета (оперативного, бухгалтерского, статистического), анализа, стратегического и оперативного планирования и управления, экономики предприятия, статистики, математики и т.д.

Бытует ошибочное мнение о второстепенном значении управленческого учета в деятельности предприятия относительно финансового учета. Однако рост масштабов бизнеса, изменения в технологиях, а также повышение образовательного уровня менеджеров за последние десятилетия активизировали развитие управленческого учета, привели к широкому признанию его как отдельной области учета, отличной от финансового учета. В дальнейшем, по мере развития бизнеса, значение управленческого учета в деятельности предприятия будет возрастать.

1.5.2. Объекты и функции управленческого учета

Управленческие воздействия реализуются с помощью основных функций управления, взаимосвязь и взаимодействие которых образуют замкнутый повторяющийся цикл управления.

 

 

 
 
Контроль

 

 


Рис. 4. Цикл управления

 

Место управленческого учета проявляется на стадии подготовки и принятия управленческих решений, таким образом, управленческий учет задействован во всех функциях управления.

Специалист по управленческому учету выполняет следующие функции:

координация целей и планов подразделений и предприятия в целом;

содействие руководству в достижении поставленных целей;

организация работы по созданию и ведению системы управленческого учета;

бесперебойное осуществление процессов планирования и контроля экономических результатов деятельности предприятия;

обеспечение прозрачности в отношении затрат и результатов по предприятию в целом, а также по отдельным подразделениям и продуктам;

создание методической и инструментальной базы по управлению рентабельностью и ликвидностью предприятия;

разработка материалов для принятия управленческих решений и представление их руководству предприятия;

консультирование руководителей по вопросам выбора наиболее эффективных вариантов действий, помощь в управлении затратами и результатами.

Все эти функции показывают, какую важную роль играет специалист по управленческому

учету в принятии управленческих решений.

Для выполнения данных функций специалист по управленческому учету должен:

владеть всей информацией, в том числе и информацией конфиденциального

характера;

иметь право подготовки своего особого мнения с аналитически обоснованными оговорками;

иметь право отсрочки принятия решения с целью его профессиональной подготовки.

Управленческий учет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа доходов, расходов и результатов хозяйственной деятельности в необходимых аналитических разрезах, оперативного принятия различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

1.6. Налоговый учет

Налоговый учет осуществляется организациями в соответствии с Налоговым Кодексом.

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренном Налоговым Кодексом.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля правильности исчисления, полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджет налога.

Налоговый учет не осуществляет функций сбора и регистрации информации о фактах хозяйственной деятельности. Эти операции остаются в ведении бухгалтерского учета. А вот последующая обработка собранной информации в целях исчисления налоговой базы составляет предмет налогового учета.

Это не означает, что налоговое законодательство полностью опирается на систему первичной учетной документации и способы регистрации фактов хозяйственной деятельности, предусмотренные бухгалтерским учетом. Налоговое законодательство может вводить свои первичные документы, используемые в целях осуществления контроля правильности исчисления налогов (например, счета-фактуры).

Налоговое законодательство предполагает применение налоговых регистров, в которых обобщается информация. Так, в целях исчисления НДС формируются два таких регистра: «Книга покупок» и «Книга продаж». Причем формы этих регистров установлены законодательно.

В целях исчисления налога на прибыль систему налоговых регистров и их состав организация разрабатывает самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть система регистров применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Система должна обеспечить возможность осуществления контроля правильности формирования тех или иных показателей, которые будут учтены при расчете налоговой базы как при осуществлении внутреннего контроля, так и со стороны проверяющих органов. То есть должна быть обеспечена «прозрачность» формирования показателей налоговой декларации начиная с первичного документа. При этом организация должна обеспечить определение набора регистров, аккумулирующих возникающие у нее доходы и расходы, определяющие порядок формирования объектов учета (формирование показателей, которые отражают данные о доходах, учитываемых в отчетном периоде, а также затратах, учитываемых в составе признанных расходов отчетного периода, через алгоритм расходов будущих периодов, формирование стоимости амортизируемого имущества и т.п.)

1.7. Финансовый учет

Финансовый учет предназначен для характеристики финансового положения и результатов финансовой деятельности. По сути это учет, направленный на определение экономической эффективности деятельности организаций.

В финансовой бухгалтерии формируется информация о доходах и расходах организации, о дебиторской и кредиторской задолженности, о финансовых инвестициях, состоянии источников финансирования, взаимоотношениях с государством по уплате налогов и т.д.

Для принятия экономических решений необходима оценка:

способности предприятия генерировать денежные потоки;

сроков и определенности их генерирования.

Информация о результатах (прибыльности) необходима для оценки:

потенциальных изменений контролируемых ресурсов;

прогноза генерируемых денежных потоков;

эффективности использования дополнительных ресурсов.

Потребителями информации финансового учета являются в основном внешние по отношению к предприятию пользователи: налоговые органы, банки, биржи, другие финансовые институты, а также поставщики, покупатели, потенциальные и реальные инвесторы, служащие предприятия. Финансовая отчетность в определенных случаях должна быть заверена независимым аудитором или аудиторской фирмой.

Данное условие относится, в том числе, к государственным и муниципальным унитарным предприятиям. При этом для них законом местных властей названные финансовые показатели могут быть понижены.

Если выполняется хотя бы одно из вышеназванных условий, ежегодный аудит для компании необходим.

Финансовая отчетность не является коммерческой тайной, наоборот, она предназначена для публикации, носит публичный характер.

Публичность индивидуальной бухгалтерской отчетности, по существу, становится своеобразным способом рекламы деятельности той или иной коммерческой организации.

Буклеты с годовыми бухгалтерскими отчетами иллюстрируются графическим материалом, в котором приведены расшифровки и текстовые пояснения к показателям как форм отчетности, так и самой финансово-хозяйственной деятельности, связанным с корпоративным управлением, стоимостью и рисками, технологией и охраной окружающей среды, дочерними и зависимыми обществами, предложениями по выплате дивидендов и пр.

Крупнейшие российские предприятия и банки одними из первых поняли рекламную функцию индивидуальных годовых бухгалтерских отчетов и уже публикуют свои отчеты не только в официальный прессе, но и в многотиражных буклетах и общедоступных журналах, в достойном по международным меркам виде.

Нередко первым шагом фирмы-контрагента при установлении производственных контрактов является запрос о возможности ознакомиться с индивидуальным годовым бухгалтерским отчетом потенциального партнера.

Поэтому от того, насколько грамотно и привлекательно составлен индивидуальный бухгалтерский отчет, может в значительной степени зависеть результат предстоящих переговоров о сотрудничестве.

1.8. Различия финансового, управленческого и налогового учета

Таблица 1.

Различия в характеристиках финансового, управленческого и

налогового учета

Классификационные признаки Финансовый учет Управленческий учет   Налоговый учет
Главные потребители   Главным образом внешние пользователи   Менеджеры предприятия   Главным образом налоговые органы  
Цели ведения учета   Составление финансовой отчетности для внешних пользователей   Обеспечение процессов управления внутри предприятия   Правильность начисления и перечисления налогов и сборов
Свобода выбора методов ведения учета Ограничена общепринятыми принципами ведения бухгалтерского учета и национальным законодательством   Никаких ограничений, кроме стоимости, сопоставляемой с доходами от принятия более эффективных управленческих решений   Ограничена рамками Налогового законодательства страны  
Учетная система   Двойная запись   Любая полезная система   Любая полезная система  
Временной аспект Нацеленность в прошлое   Нацеленность на будущее Нацеленность в прошлое  
Временной интервал Обычно год или квартал   Любой   Месяц, квартал, год  
Измерители Денежные Любые Денежные  
Набор показателей Определен точно Относительные показатели используются незначительно. Набор до конца не определен Определен точно
Степень открытости информации Не представляет коммерческой тайны. Является открытой, публичной и в ряде случаев заверяется независимыми аудиторами Является коммерческой тайной, не полежит публикации и носит конфиденциальный характер   Не представляет коммерческой тайны  
Основные требования к информации В большей степени точность В большей степени скорость предоставления   В большей степени точность
Связь с другими дисциплинами Основан главным образом на собственном методе Тесно связан с другими дисциплинами: микроэкономикой, финансами, экономическим анализом, математической статистикой и др.   Основан на налоговом законодательстве

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Операції з абзацами та фрагментами тексту | Тема 8. Технологія продуктів харчування з апіпродуктами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.