Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коллектив как субъект и объект педагогических влияний и воздействий




Робота з колективом та індивідуальна виховна робота (с. 344).

 

Работа правоохранительного органа — труд не одиночек, а совместный труд всего персонала, в котором каждый вносит свой вклад в общий результат. Этот вклад зависит не только от ин­дивидуальных особенностей сотрудников, но и от того, что представляет собой эта общность — группа людей, насколько она сплочена, организована, какие инте­ресы, стремления, мнения, настроения в ней господствуют, каких норм поведения придерживается большинство ее членов. Духовная атмосфера общности — персонала — представляет собой ту ближай­шую социально-педагогическую среду, которая чему-то учит каждо­го сотрудника, придает определенную направленность его мыслям и стремлениям, воспитывает отношения к делу и людям, приучает к соблюдению определенных норм поведения, влияет на изменения в качествах, способствует проявлению своих возможностей и разви­вает их. Поэтому персонал правоохранительного органа выступает как групповой субъект правоохранительной деятельности и как мощ­ный источник педагогических влияний на каждого сотрудника — вос­питательных, обучающих, развивающих, мобилизующих, организую­щих. Но то и другое в решающей степени зависят от уровня педаго­гической сформированности персонала, от того, в какой степени он является подлинным коллективом.

Коллектив — группа высшего уровня педагогического и социаль­но-психологического развития, в которой люди объединены единой общественно значимой деятельностью, сплочены стремлением к дос­тижению ее общей цели, находят возможности для удовлетворения и своих интересов, проявлений своей индивидуальности, профессио­нального и личностного потенциала, его повышения, строят взаимо­отношения с другими на основе коллективизма, дружбы, товари­щества, взаимного уважения, взаимопомощи и поддержки, поло­жительно влияют на воспитанность, обученность, образованность и развитость друг друга. В коллективе здоровое общественное мнение, настроения, традиции, обычаи, нормы поведения, взаимоотношения, отношения коллективизма, долга и ответственности, сотрудничества, солидарности (за рубежом это часто называют корпоративностью). Чувство чести коллектива, соблюдение его доброго имени в духов­ной атмосфере коллектива правоохранительного органа — не фик­ции, а действенные регуляторы поведения его членов.

Важная особенность коллектива и в том, что он осознает себя как педагогическая сила, верит в свою возможность оказывать вос­питательное, обучающее и иное влияние на своих членов, проявляет целенаправленную активность в осуществлении воздействий на всех, и особенно на нуждающихся в помощи, поддержке, повышении профессионального мастерства, преодолении испытываемых трудно­стей и имеющихся личных слабостей и др. Примечательно и то, что его педагогическая активность обычно выходит за пределы внут­ренней жизни правоохранительного органа, и он способствует уси­лению правовоспитательных влияний сотрудников на граждан, по­вышению авторитета и созданию благоприятного имиджа профес­сии юриста.

В коллективе создаются (в том числе по инициативе самого кол­лектива) и функционируют различные общественные формирования, активизируя и усиливая механизмы саморегуляции внутренней жизни и деятельности. Органы общественной самодеятельности в правоох­ранительных органах чаще всего бывают в виде: совета служебного коллектива, совета наставников, совета отличников, совета молодых сотрудников, женсовета, судов чести рядового и начальствующего состава, совета комнаты воспитательной работы, совета клуба, обще­ственных редакционных советов при ведомственных средствах мас­совой информации и стенной печати, совета музея органа внутрен­них дел. Регулируемые руководством правоохранительного органа, самодеятельный характер носят и связи с общественными объедине­ниями (при создании и наличии их представительств в правоохра­нительном органе): профсоюзными организациями рабочих и слу­жащих, спортивными обществами «Динамо» и ЦСКА, Российским спортивно-техническим обществом, Всероссийским добровольным обществом автомотолюбителей, Советом ветеранов ведомства и др. При организации и проведении воспитательной работы в коллекти­ве руководящий состав обязан использовать авторитет и силу влия­ния на сотрудников. Необходимо создавать такие формирования, стимулировать их активность, придавать действенную силу, отдавать под их управление соответствующие стороны жизни коллектива. Они могут способствовать:

• разработке планов социального развития коллектива и вопло­щения их в жизнь;

• реализации принципа социальной справедливости и правоза­щитной деятельности в коллективах;

• организации и проведению соревнования на звание «Лучший по профессии», участию в присвоении классной квалификации и др.;

• организации отдыха и досуга сотрудников и членов их семей, проведению мероприятий культурно-просветительного и спортивно оздоровительного характера, созданию и совершенствованию спор­тивной и учебной базы;

• пропаганде и укреплению здорового образа жизни сотрудников;

• ритуальному воплощению боевых, служебных, трудовых и спор­тивных традиций и обычаев;

• укреплению здорового морально-психологического климата в коллективе, укреплению в нем нравственности, профилактике и раз­решению конфликтов;

• укреплению служебной дисциплины и профилактике нару­шений законности;

• закреплению молодых сотрудников на службе и уменьшению общей текучести кадров и многое другое.

Внося оживляющие «краски» в жизнь коллектива, эти органи­зации оказывают и существенную помощь руководству, хотя бы тем, что освобождают его от многих забот. Все это свидетельствует и о том, что коллектив выступает не только объектом, но и субъ­ектом педагогических влияний и воздействий.

Не во всяком правоохранительном органе, к сожалению, персо­нал представляет собой подлинный коллектив. При меньшей пред-ставленности в духовной атмосфере его деятельности и внутренней жизни характеристик подлинного коллектива говорят о среднем или низком уровне педагогической сформированности его (или условно — о «коллективе среднего, низкого уровня»). Вместе со снижением уров­ня снижаются и все показатели служебной деятельности, а также полезных влияний на сотрудников. Низкий уровень сформирован­ное™ — одна из важнейших причин и показатель профессиональ­ной недееспособности персонала правоохранительного органа, а также наносимого своим членам педагогического вреда и неспособности руководителей к реализации своей педагогической функции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.