КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коллектив как субъект и объект педагогических влияний и воздействий
Робота з колективом та індивідуальна виховна робота (с. 344).
Работа правоохранительного органа — труд не одиночек, а совместный труд всего персонала, в котором каждый вносит свой вклад в общий результат. Этот вклад зависит не только от индивидуальных особенностей сотрудников, но и от того, что представляет собой эта общность — группа людей, насколько она сплочена, организована, какие интересы, стремления, мнения, настроения в ней господствуют, каких норм поведения придерживается большинство ее членов. Духовная атмосфера общности — персонала — представляет собой ту ближайшую социально-педагогическую среду, которая чему-то учит каждого сотрудника, придает определенную направленность его мыслям и стремлениям, воспитывает отношения к делу и людям, приучает к соблюдению определенных норм поведения, влияет на изменения в качествах, способствует проявлению своих возможностей и развивает их. Поэтому персонал правоохранительного органа выступает как групповой субъект правоохранительной деятельности и как мощный источник педагогических влияний на каждого сотрудника — воспитательных, обучающих, развивающих, мобилизующих, организующих. Но то и другое в решающей степени зависят от уровня педагогической сформированности персонала, от того, в какой степени он является подлинным коллективом. Коллектив — группа высшего уровня педагогического и социально-психологического развития, в которой люди объединены единой общественно значимой деятельностью, сплочены стремлением к достижению ее общей цели, находят возможности для удовлетворения и своих интересов, проявлений своей индивидуальности, профессионального и личностного потенциала, его повышения, строят взаимоотношения с другими на основе коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения, взаимопомощи и поддержки, положительно влияют на воспитанность, обученность, образованность и развитость друг друга. В коллективе здоровое общественное мнение, настроения, традиции, обычаи, нормы поведения, взаимоотношения, отношения коллективизма, долга и ответственности, сотрудничества, солидарности (за рубежом это часто называют корпоративностью). Чувство чести коллектива, соблюдение его доброго имени в духовной атмосфере коллектива правоохранительного органа — не фикции, а действенные регуляторы поведения его членов. Важная особенность коллектива и в том, что он осознает себя как педагогическая сила, верит в свою возможность оказывать воспитательное, обучающее и иное влияние на своих членов, проявляет целенаправленную активность в осуществлении воздействий на всех, и особенно на нуждающихся в помощи, поддержке, повышении профессионального мастерства, преодолении испытываемых трудностей и имеющихся личных слабостей и др. Примечательно и то, что его педагогическая активность обычно выходит за пределы внутренней жизни правоохранительного органа, и он способствует усилению правовоспитательных влияний сотрудников на граждан, повышению авторитета и созданию благоприятного имиджа профессии юриста. В коллективе создаются (в том числе по инициативе самого коллектива) и функционируют различные общественные формирования, активизируя и усиливая механизмы саморегуляции внутренней жизни и деятельности. Органы общественной самодеятельности в правоохранительных органах чаще всего бывают в виде: совета служебного коллектива, совета наставников, совета отличников, совета молодых сотрудников, женсовета, судов чести рядового и начальствующего состава, совета комнаты воспитательной работы, совета клуба, общественных редакционных советов при ведомственных средствах массовой информации и стенной печати, совета музея органа внутренних дел. Регулируемые руководством правоохранительного органа, самодеятельный характер носят и связи с общественными объединениями (при создании и наличии их представительств в правоохранительном органе): профсоюзными организациями рабочих и служащих, спортивными обществами «Динамо» и ЦСКА, Российским спортивно-техническим обществом, Всероссийским добровольным обществом автомотолюбителей, Советом ветеранов ведомства и др. При организации и проведении воспитательной работы в коллективе руководящий состав обязан использовать авторитет и силу влияния на сотрудников. Необходимо создавать такие формирования, стимулировать их активность, придавать действенную силу, отдавать под их управление соответствующие стороны жизни коллектива. Они могут способствовать: • разработке планов социального развития коллектива и воплощения их в жизнь; • реализации принципа социальной справедливости и правозащитной деятельности в коллективах; • организации и проведению соревнования на звание «Лучший по профессии», участию в присвоении классной квалификации и др.; • организации отдыха и досуга сотрудников и членов их семей, проведению мероприятий культурно-просветительного и спортивно оздоровительного характера, созданию и совершенствованию спортивной и учебной базы; • пропаганде и укреплению здорового образа жизни сотрудников; • ритуальному воплощению боевых, служебных, трудовых и спортивных традиций и обычаев; • укреплению здорового морально-психологического климата в коллективе, укреплению в нем нравственности, профилактике и разрешению конфликтов; • укреплению служебной дисциплины и профилактике нарушений законности; • закреплению молодых сотрудников на службе и уменьшению общей текучести кадров и многое другое. Внося оживляющие «краски» в жизнь коллектива, эти организации оказывают и существенную помощь руководству, хотя бы тем, что освобождают его от многих забот. Все это свидетельствует и о том, что коллектив выступает не только объектом, но и субъектом педагогических влияний и воздействий. Не во всяком правоохранительном органе, к сожалению, персонал представляет собой подлинный коллектив. При меньшей пред-ставленности в духовной атмосфере его деятельности и внутренней жизни характеристик подлинного коллектива говорят о среднем или низком уровне педагогической сформированности его (или условно — о «коллективе среднего, низкого уровня»). Вместе со снижением уровня снижаются и все показатели служебной деятельности, а также полезных влияний на сотрудников. Низкий уровень сформированное™ — одна из важнейших причин и показатель профессиональной недееспособности персонала правоохранительного органа, а также наносимого своим членам педагогического вреда и неспособности руководителей к реализации своей педагогической функции.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |