Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опыт службы, профессиональный рост и профессио­нальная деформация

Зачастую не срок службы, не количество, а ка­чество опыта играет значимую роль в развитии или избежании сотрудником профессиональной деформации. Практика показывает, что сотруд­ники правоохранительных органов, прослужившие 10—20 лет, могут быть серьезно не затронуты профессиональ­ной деформацией, в то время как молодой сотрудник, прослужив­ший 2—3 года, демонстрирует порой ее вполне законченные образцы.

Особую роль играет первоначальный опыт службы, когда происхо­дит адаптация сотрудника к служебной деятельности, а его возмож­ности объективно оценить этот опыт ограничены. Здесь нередко встречается коллизия между уже накопленным жизненным опытом и опытом профессиональным, между знаниями, полученными при обучении, и реалиями службы. Важна успешность или неуспешность личного профессионального опыта. Первая сказывается на личности и службе позитивно, хотя есть и потенциальная опасность развития завышенной самооценки, снижения самокритичности. Неудачи, в зависимости от личных качеств сотрудника, могут стать стимулом профессионального развития, но чаще их роль отрицательна.

Если же оценивать роль стажа службы в правоохранительных ор­ганах, то наиболее важны профессиональные кризисы. Неопределен­ный кризис стимулирует развитие профессиональной деформации. Суть их в том, что на определенном этапе службы перед сотрудни­ком может встать вопрос о целесообразности ее продолжения, пер­спективах профессионального роста. Первый из них может насту­пить после 1—2-го года службы. За это время молодой сотрудник адаптируется, составляет определенное представление о характере службы, и перед ним встает вопрос о дальнейших перспективах. Если служба его не устраивает, он может поменять профессию. В случае, когда нет возможности найти работу, более отвечающую его желаниям, он может принять решение о формальном исполнении служебных обязанностей, об использовании служебного положения в личных целях. Это — шаг к развитию профессиональной дефор­мации. Второй профессиональный кризис относится чаще всего к 3—4-му году службы. За это время сотрудник уже не только адапти­руется к служебной деятельности, но и осваивает профессию. Перед ним встает вопрос о дальнейшем профессиональном росте. Если таких перспектив нет, он также может принять решение об уходе из правоохранительных органов или начать формально относиться к своим обязанностям и т.д., что в свою очередь стимулирует разви­тие профессиональной деформации. Третий профессиональный кризис может наступить на 10—12-м году службы. К этому времени сотрудник не только становится профессионалом, но и нередко ис­черпывает возможности своего профессионального роста, который, как правило, связан с должностным ростом. В то же время в этом возрасте уже сложнее кардинально менять профессию и опреде­лившийся жизненный уклад. Сотрудник остается на службе, но его отношение к службе может измениться в отрицательную сторону, что будет способствовать развитию профессиональной деформации. Критическим может стать и 20-летний рубеж, когда желание про­должить службу может вступить в противоречие с возможностями ее продолжения. Таким образом, не столько «накопление лет», сколько «накопление кризисов» может стать одной из причин раз­вития профессиональной деформации сотрудника, а при удаче — фактором профессионального роста.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Факторы способствующие развитию профессиональной деформации | Профилактика и преодоление профессиональной деформации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.