КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Китайские религиозные учения
Конфуцианство (Школа книжников) (с руб. VI-V вв. до н. э.)
Основатель – Кун Цю, (Конфуций (Кун-фу-цзы, Кун-цзы, Цзы)) – Учитель Кун, Учитель (ок. 551-479 гг. до н. э.). Основная книга – трактат «Беседы и суждения».
Учение нравственном совершенстве человека и государства на основе нравственности и соблюдении ритуала. Огромное значение культа предков, посмертная слава которых сулила возвышение их потомкам. Идеал – благородный муж, бескорыстный рыцарь безупречной морали, готовый на всё во имя истины, обладающий человечностью, сознанием долга, умением соблюсти ритуал и глубоко почитающий мудрость старших и способность совершенствовать знание. Главное в человеке – нравственное достоинство, достигаемое благодаря собственным усилиям. Конфуций предлагал начать моральное совершенствование с самого себя, наладить должные отношения в семье, а затем и в государстве, которое – та же семья. От правителей следует требовать высшей степени нравственного совершенства, которое в сочетании с разумным управлением позволит создать этически безупречное и социально гармоничное общество. Требование строгой дисциплины и социально-иерархического подчинения. Утверждалось, что структура мира и общества вечна и неизменна, и каждый человек должен знать своё место. Пять постоянств праведного человека: жэнь – символ – дерево – человеколюбие; и – символ – металл – справедливость; ли – символ – огонь – ритуал; чжи – вода – мудрость; синь – символ – земля – искренность. Учение о пяти принципах или пяти установлений (у цзяо): 1) отцовские и сыновние родственные чувства, 2) исполнение долга государем и подданными, 3) распределение обязанностей между мужем и женой, 4) уважение младших к старшим, 5) искренность среди друзей. Учение о вэнь – культурном смысле человеческого бытия, основанном на органическом сплаве воспитания, образования и культуры, устанавливающем нравственные обязанности человека.
Даосизм (с VI в. до н. э.)
Основатель – Лао-цзы – Старый ребёнок, Старый младенец, Мудрый старец, Учитель Лао (руб. VII-VI – II пол. VI вв. до н. э.). Основная книга – трактат «Канон пути и благодати» («Три телеги»).
Резкая критика и осмеяние конфуцианства. Учение о Великом Абсолюте Дао (Пути). Дао понимается как изначальный принцип, основа и источник всего сущего, всеобщий закон развития природы, мать всех вещей. Вселенной, природой и человеком управляет некая божественная сила, направляющая жизнь в нужное русло. Глвное в человеке – простота, скромность и естественность. Важный принцип даосизма – недеяние как высшее мастерство жизни, т. е. умение в соответствии с ходом вещей наладить жизнь таким образом, чтобы всё шло естественным путем без вмешательства человека. Если человек отступал от дао, то нарушалась природная гармония, что вело к конфликту души и тела и возбуждению ненужных страстей. Даосизм рассматривает тело человека как сумму энергетических потоков организованной субстанции ци – мужская и женская энергии (инь и ян). В концентрированной форме энергия ци представляет собой некое семя – цзин. Ци представляет собой вдыхаемый воздух и даже некую тончайшую субстанцию духа, разума или сознания – шэнь. Придаётся большое значение ритуальному чтению канона и упражнениям в медитации. Гдавные божества: Юйди – верховный владыка, которому подчинена вся вселенная, а также все духи и боги; Цзао-ван – божество домашнего очага, он и его супруга постоянно присматривают за жизнью членов семьи; Шоусин – божество долголетия.
Легизм (фа-цзя) (Школа законников) (с IV в. до н. э.)
Основатель – Шан Ян (ок. 390-338 гг. до н. э.). Основная книга – трактат «Книга правителя области Шан».
Идея фа (закона) как орудия государственного управления. Основная идея – равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Культ закона и дифференцированная система поощрений и наказаний будут способствовать укреплению государства и усилению личной власти правителя. По их мнению, законы – это дао государства. Стоя на позициях этатизма – усиления роли государства во всех областях жизни, легисты выступали за естественное разделение занятий и обязанностей. Сторонники сильного бюрократического государства, они требовали гласности закона, – в государстве просвещенного правителя всех обучают закону.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |