Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Китайские религиозные учения




 

Конфуцианство (Школа книжников)

(с руб. VI-V вв. до н. э.)

 

Основатель – Кун Цю, (Конфуций (Кун-фу-цзы, Кун-цзы, Цзы)) – Учитель Кун, Учитель (ок. 551-479 гг. до н. э.).

Основная книга – трактат «Беседы и суждения».

 

Учение нравственном совершенстве человека и государства на основе нравственности и соблюдении ритуала. Огромное значение культа предков, посмертная слава которых сулила возвышение их потомкам.

Идеал – благородный муж, бескорыстный рыцарь безупречной морали, готовый на всё во имя истины, обладающий человечностью, сознанием долга, умением соблюсти ритуал и глубоко почитающий мудрость старших и способность совершенствовать знание. Главное в человеке – нравственное достоинство, достигаемое благодаря собственным усилиям.

Конфуций предлагал начать моральное совершенствование с самого себя, наладить должные отношения в семье, а затем и в государстве, которое – та же семья. От правителей следует требовать высшей степени нравственного совершенства, которое в сочетании с разумным управлением позволит создать этически безупречное и социально гармоничное общество.

Требование строгой дисциплины и социально-иерархического подчинения. Утверждалось, что структура мира и общества вечна и неизменна, и каждый человек должен знать своё место.

Пять постоянств праведного человека:

жэнь – символ – дерево – человеколюбие;

и – символ – металл – справедливость;

ли – символ – огонь – ритуал;

чжи – вода – мудрость;

синь – символ – земля – искренность.

Учение о пяти принципах или пяти установлений (у цзяо):

1) отцовские и сыновние родственные чувства,

2) исполнение долга государем и подданными,

3) распределение обязанностей между мужем и женой,

4) уважение младших к старшим,

5) искренность среди друзей.

Учение о вэнь – культурном смысле человеческого бытия, основанном на органическом сплаве воспитания, образования и культуры, устанавливающем нравственные обязанности человека.

 

 

Даосизм

(с VI в. до н. э.)

 

Основатель – Лао-цзы – Старый ребёнок, Старый младенец, Мудрый старец, Учитель Лао (руб. VII-VI – II пол. VI вв. до н. э.).

Основная книга – трактат «Канон пути и благодати» («Три телеги»).

 

Резкая критика и осмеяние конфуцианства.

Учение о Великом Абсолюте Дао (Пути). Дао понимается как изначальный принцип, основа и источник всего сущего, всеобщий закон развития природы, мать всех вещей. Вселенной, природой и человеком управляет некая божественная сила, направляющая жизнь в нужное русло. Глвное в человеке – простота, скромность и естественность.

Важный принцип даосизма – недеяние как высшее мастерство жизни, т. е. умение в соответствии с ходом вещей наладить жизнь таким образом, чтобы всё шло естественным путем без вмешательства человека. Если человек отступал от дао, то нарушалась природная гармония, что вело к конфликту души и тела и возбуждению ненужных страстей.

Даосизм рассматривает тело человека как сумму энергетических потоков организованной субстанции ци – мужская и женская энергии (инь и ян). В концентрированной форме энергия ци представляет собой некое семя – цзин. Ци представляет собой вдыхаемый воздух и даже некую тончайшую субстанцию духа, разума или сознания – шэнь. Придаётся большое значение ритуальному чтению канона и упражнениям в медитации.

Гдавные божества:

Юйди – верховный владыка, которому подчинена вся вселенная, а также все духи и боги;

Цзао-ван – божество домашнего очага, он и его супруга постоянно присматривают за жизнью членов семьи;

Шоусин – божество долголетия.

 

 

Легизм (фа-цзя) (Школа законников)

(с IV в. до н. э.)

 

Основатель – Шан Ян (ок. 390-338 гг. до н. э.).

Основная книга – трактат «Книга правителя области Шан».

 

Идея фа (закона) как орудия государственного управления.

Основная идея – равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра.

Культ закона и дифференцированная система поощрений и наказаний будут способствовать укреплению государства и усилению личной власти правителя. По их мнению, законы – это дао государства. Стоя на позициях этатизма – усиления роли государства во всех областях жизни, легисты выступали за естественное разделение занятий и обязанностей. Сторонники сильного бюрократического государства, они требовали гласности закона, – в государстве просвещенного правителя всех обучают закону.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.