Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути сообщения

Общий подъем экономики русских земель, изменение политической карты в результате феодальной раздробленности существенным образом сказались на развитии путей сообщения. Водные внутренние пути сообщения отдельных земель приобретали особое значение и поэтому стали предметом внимания со стороны их феодальных владетелей. На наиболее важных путях сообщения проводятся работы для безопасности плавания: ставятся путевые знаки в виде камней, крестов, углубляется дно, строятся запруды, проявляется забота о создании удобных волоковых путей, соединяющих отдельные речные системы.

Сложившиеся ранее водные пути дополняются новыми, отвечающими потребностям отдельных земель.

Следует выделить комплекс водных путей Северо-Западной и Северо-Восточной Руси. Здесь рано сложились пути на базе четырех водных систем: Днепровской, Волжской, Волхово-Ильменской и Западнодвинской.

Волхово-Ильменская система имела своим узлом Новгород, расположенный на р. Волхове неподалеку от Ильменя. Через Волхов — Ладожское озеро — р. Неву выходили в Финский залив Балтийского моря. В западном направлении р. Шелонь через приток Узой волоковым путем была связана с рекой Черехоп, притоком р. Великой. Таким образом, можно было попасть на большую водную магистраль, ведшую на Балтику: р. Великая — Псковское и Чудское озера — р. Нарова. С Шелони на Балтику можно было попасть и по Луге.

Очень важными были пути, шедшие от Ильменя и Западной Двины к Днепру. Основной водной магистралью была Ловать. Между верховьями Ловати и Днепром вклинивается Западная Двина с ее многочисленными притоками, что создавало благоприятные возможности зля перехода с одной системы на другую. Вероятно, здесь было несколько волоков, среди которых наиболее известен Касплинский. В верховьях Ловати переволакивались на р. Усвячь, правый приток Западной Двины, затем путь шел по левому притоку Западной Двины — Каспле и, далее, волоково-проточной системой в Днепр. Другая связка шла несколько восточнее. Из Ловати путь шел по рекам Кунья и Сережа, потом волоком в р. Торопу и, далее, в Двину, Касплю и Касплинским волоком в Днепр.

Важный узел водных путей сложился в зоне Валдайской возвышенности. Наиболее заметным был так называемый Серегерьский (Селигерский) путь: Ильмень — Ловать — Пола — волок до озера Селигер — мелкими речными путями к верховьям Волги. От Селигерского пути были ответвления. Одно из них волоковой системой выводило к верховьям Западной Двины, а второе, по рекам Явонь и Шлина, к верховьям Мсты и Тверцы. В районе Вышнего Волочка было пересечение ряда водных магистралей. С одной стороны, Ильмень через Мету и Тверцу связывался с Волгой, а с другой — от Вышнего Волочка шли пути на Мологу и Медведицу — притоки Волги. В свою очередь Молога через Чагодощу, Тихвинку и Сясь связывалась с Ладожским озером.

Белоозеро, лежащее на стыке владимиро-суздальских и новгородских земель, занимало доминирующее значение на водных путях, связывающих новгородские земли с Заволочьем и Залесским краем Владимиро-Суздальской земли.

Здесь выделяются пути: 1) Нева — Ладожское озеро — Свирь — Онежское озеро — Вытегра — Ковжа — Белое озеро — Шексна — Волга; 2) Белоозеро — Ухтома Белозерская — озеро Волоцкое — Ухтома Лачинская — озеро Воже — Свидль — озеро Лаче — река Онега; 3) Белоозеро — Шексна — Славянка — Славянский волок — Порозобьица — Кубенское озеро — Сухона.

Особенность сложения этих водных путей отражается в волоковой системе перехода с рек на реки в районе Белоозера. Не случайно, что район Белоозера получает название «Волока», а все, что находилось от него к востоку, — «Заволочье», т. е. земли, лежащие за волоком. Впоследствии эта система получает большее развитие и охватывает значительные пространства от Белоозера до устья р. Шексны. Белозерско-Онежская магистраль и Белозерско-Сухонский путь в конечном итоге давали выход на Северную Двину и далее на восток — в Печорский край и Приуралье.

Разветвленная речная система путей сложилась в Волго-Окском междуречье. Основные речные дороги шли по Волге, Клязьме. Оке. Две Нерли — Волжская и Клязьминская — связывали Клязьму и Волгу через суздальские и переяславские земли. Ока через Москва-реку — Рузу — Ламу — Шошу связывалась с волжским верхом. О важности этого пути свидетельствует возникновение Волоколамска (Волок Ламский. Волок) — базы новгородской торговли. Некоторое значение имел путь по Дубне, Яхроме, связывавший верхнюю Волгу с верховьями Клязьмы и Москва-рекой.

Целый ряд волоковых путей соединял Днепр с Волго-Окским междуречьем. Наиболее важными из них были Угринский, Вазузский и Жиздринский пути. По перво.му из Днепра выше Дорогобужа входили в Осму, затем волоком доходили до Угры и по Угре в Оку. Второй путь шел от верховья Днепра волоком в р. Лоцмень, приток Вазузы и далее по Вазузе в Волгу. Третий путь шел от Днепра в верховья Десны, затем ее притоком Болвой и далее волоком на реку Жиздру, а затем на Оку к Перемышлю.

Основными путями, связывавшими северные и южные княжества Руси, были по-прежнему Десна, Сож, Березина, которые как притоки Днепра создавали устойчивые пути сообщения.

На западе главной водной магистралью была Западная Двина. Она не только соединяла Полоцкую землю с древним водным путем из Балтийского в Черное море, но являлась тем стержнем, к которому тяготела значительная часть хозяйственно развитой территории Полоцкой земли.

В период феодальной раздробленности особое значение приобретает Балтийско-Черноморский речной путь, сложившийся в западных и юго-западных землях Руси — в Волынской и Галицкой землях. Этот путь, начинавшийся на Балтике, шел по Висле до Сана, затем по Сану входили в пределы Галицкой земли и здесь в районе Пере-мышля системой мелких речек и волоков переправлялись на реку Стреяж, приток Днестра. Дальнейший путь к Черному морю шел по Днестру.

Этот путь имел еще одно направление: Висла — Западный Буг — волок — Серет — Днестр. Второй путь захватывал почти всю Галицко-Волынскую землю, пересекая ее с северо-запада на юго-восток. Несомненно, что к этому пути стягивались и другие речные дороги, представлявшие, прежде всего, бассейны Западного Буга, Сана, Серета, Днестра. Важно отметить, что в пределах Галицко-Волынской земли эти два ответвления имели связку — от г. Бужска (Божьск, Бозск) притоком — волоком — на р. Боброк, впадающую в Днестр.

Таким образом, на Руси в это время складывается вполне определенная система водных путей сообщения, способствующая экономическим, политическим, культурным связям отдельных ее территорий.

Расширение территории расселения, появление селений и городов в сельскохозяйственных округах, зачастую находящихся в стороне от водных путей, требовало организации сухопутного движения. К ранее упоминаемым в письменных источниках дорогам добавляются так называемые Залозный и Солоный пути. Первый представлял собой юго-восточный торговый путь, шедший от Киева на Переяславль и далее по водоразделу между Днепром и Северным Донцом к верховьям реки Кальмиус и низовью Дона. Эта дорога соединяла русские земли с Азовским морем и далекой Тмутараканью. Солоный (Соляной) путь шел вдоль Днепра в Крым, где в соляных озерах степного побережья Крыма добывали соль. Если название этого пути довольно точно определяет его назначение, то Залозный путь своим названием обязан тем, что эта дорога вела за заросшие лозой («за лозой») плавни днепровской луки.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Размещение хозяйства | Население. Татаро-монгольское нашествие и его влияние на географию Восточной Европы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.