Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие зрительного внимания

Развития зрительного восприятия: программа по развитию зрительного восприятия, методики развития зрительного восприятия

Прослеживание и зрительно-моторные координации

Наиболее простые задания этой методики состоят в прослеживании с помощью руки и глаза либо волнистых, либо ломаных линий, изображённых на листах белой бумаги.

(Рис. 6, С. 42 на СД). Используется тестовый лист, на котором изображены 2 перепутанные линии; в конце и начале каждой линии находятся фигурки: в начале обеих линий – пастух, в конце одной линии – овечка, в конце другой – свинья. Детям предъявляется тестовый лист и задаются следующие задания:

а) вопрос: «Посмотри на карточку! Что здесь нарисовано?» Ребёнок должен рассмотреть рисунок, опознать изображения, назвать их. Если ребёнок не находит или не называет какое-нибудь изображение, педагог обращает внимание ребёнка вопросом: «Посмотри внимательно! Что расположено внизу (вверху, в углу и т. д.)?» После того, как ребёнок узнает и опишет изображение, задаётся следующее задание.

б) Он должен пройти фломастером по двум тестовым линиям. Ребёнку даётся следующая инструкция: «Если пастушок пойдёт по одной тропинке, то придёт к овечке, а если по другой – придёт к свинке. Тропинки очень запутаны. Они идут через болото, и сходить с тропинки нельзя. Возьми фломастер и проведи пастушка по тропинке».

В задании (а) отмечаются нахождение и ненахождение всех фигурок и правильность их опознания, а в задании (б) отмечается прослеживание или непрослеживание обеих линий до конца. Дополнительно отмечаются характер прослеживания линии, соскальзывание с одной линии и переход на другую, сдвиги фломастера с линии остановки. Оценки за выполнение задания: 3 балла – прослеживание обеих линий до конца, не более 3 остановок и не более 3 сдвигов линии; 2 балла – прослеживание обеих линий до конца, более 3 остановок и сдвигов с линии; 1 балл – прослеживание одной линии до конца, остановки, соскальзывания с одной линии и переход на другую линию; 0 баллов – невыполнение задания.


 

Для развития зрительного восприятия используется целый ряд методик, направленных на развитие зрительного внимания, формирование сенсорных эталонов, формирование перцептивных действий в процессе предметно-практической деятельности, формирование восприятия пространства и навыков ориентирования.

 

 

Методики исследования и развития внимания. Развитие зрительного внимания связано с формированием навыков обнаружения объектов в разных частях пространства. Точная ориентировка внимания на ту или иную область воспринимаемого поля, в котором предъявляется объект, - необходимое условие реализации акта восприятия. Для формирования таких навыков следует подбирать физиологически сильные стимулы, которые ребёнок способен воспринять. Очень важен уровень различимости признаков изображения: их яркость, насыщенность цветов, контрастность, рельефность и т. д. В тоже время желательно, чтобы эти стимулы вызывали у детей интерес и эмоциональные реакции. Важным условием привлечения внимания к объекту является внезапность его предъявления. Активизация внимания может достигаться при изменениях вероятности появления объекта-стимула в перцептивном поле, сенсорной задачи, и т. д.

Активизация внимания осуществляется за счёт технических средств, среди которых фотостимуляторы и персональные компьютеры. Ребёнок смотрит на экран и его взгляд фиксируется на вспышке и на других изображениях.

Развитие внимания в процессе зрительного поиска. Эта методика направлена на формирование качеств концентрации, устойчивости и переключения внимания; реализуется с помощью дидактического материала. На рис. 1-5 (приложение 2, глава 3) целевые изображения окрашены в чёрный цвет и отделены рамкой от поискового поля. При выполнении первого задания (рис. 1) ребёнок должен найти точно такой же квадрат, как целевой; квадраты, отличающиеся от целевого только по цвету; квадраты, отличающиеся только размером; квадраты, отличающиеся по двум признакам – цвету и размеру.

Поисковое поле второго задания (рис. 2) отличается от первого тем, что в нём представлены геометрические фигуры разной формы. Среди них учащийся ищет аналогичный целевому овал и отличающиеся по цвету овалы. При выполнении третьего задания (рис. 3) ребёнок должен найти геометрические фигуры, одинаковые по форме с целевой фигурой, но отличающиеся цветом, размером и ориентацией.

В четвёртом задании (рис. 4) ставится задача зрительного поиска в сложном рисунке объектов круглой формы, отличающихся от тестовой фигуры цветом и размером.

Пятое задание (рис. 5) наиболее сложное, так как ребёнок должен найти и опознать неполные цветовые объекты, отличающиеся цветом и ракурсом от образца.

В ходе выполнения всех заданий формируется умение концентрировать внимание на одном, двух или нескольких признаках и переключать его с одного объекта на другой.

Исследование и формирование качества распределения зрительного внимания. Эта методика представляет собой адаптированный для низкого зрения вариант широко используемой методики. Адаптация состояла в изменении размеров изображения, расстоянии между ними и во включении цветовых вариантов (рис. 6, прил. 1; рис. 7 и 8, прил. 2). Ребёнку предлагается считать одновременно разные фигуры. Например, по первой строчке на рис. 6: один чёрный, два белых круга и т. д. По мере считывания фигуры закрываются. По каждой строчке фиксируется время и количество ошибок. Работу можно начинать с более простого задания. Для считывания можно дать только 6 первых фигур, затем вторые 7 фигур и т. д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Зрительное опознание объёмных и плоскостных объектов и их соотнесение | Формирование сенсорных эталонов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.