Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тренировка глазных мышц в определении удалённости при установленной точке фиксации




Развитие восприятия удалённости

Формирования восприятия пространства и навыков ориентирования

 

Зрительное восприятие пространства традиционно рассматривают как восприятие третьего измерения, восприятие глубины. Восприятие удалённости основывается на нескольких физиологических механизмах, таких, как изменение формы хрусталика, регулируемого глазной мышцей; угла конвергенции (сведение зрительных осей при переходе фиксации взора с дальнего объекта на ближний), регулируемого мышцами глазных яблок; относительного положения двух объектов на сетчатке при установленной точке фиксации; относительных размеров объектов на сетчатке. Существуют 2 бинокулярных механизма: бинокулярный и двигательный параллаксы.

Бинокулярный параллакс имеет место, когда оба глаза открыты и основывается на градиенте диспарантности ретинальных изображений.

Двигательный параллакс может быть продемонстрирован, если голова человека поворачивается из стороны в сторону. Ближние объекты двигаются быстрее, чем удалённые, создавая градиент движения, который можно сравнить с градиентом текстуры.

Для ребёнка с серьёзными нарушениями зрения требуются дополнительные тренировочные упражнения, чтобы помочь более точно оценивать расстояние до предметов, соотносить величину предметов с их удалённостью, анализировать признаки расположенных в отдалении предметов.

 

Этот комплекс упражнений не заменяет процедуры медицинской коррекции. При этом, эти упражнения важны для глазных мышц. Упражнения выполняются в свободном режиме, в ритме наиболее приемлемом для ребёнка. Все упражнения используются постоянно на протяжении всего дошкольного и школьного периода.

Упражнение 1.

Материал. Для этого упражнения необходимо иметь простое устройство, которое можно сделать собственными силами. Оно состоит из линейки длиной 30 см. с делениями и набора карточек из плотного картона с изображениями предметов и букв. На карточках делается прорезь для линейки.

Предметы на карточках должны быть трёх основных размеров – 6,3 и 1,5 см. в высоту. Это могут быть как чёрно-белые, так и цветные изображения. Размер букв зависит от степени потери зрения и от того, будет ли ребёнок учиться читать печатные тексты. Если он не будет читать зрительным способом, набор букв может иметь те же размеры, что и набор предметов.

Линейку надо вставить в прорезь карточки, так, чтобы карточка свободно двигалась вдоль линейки, сохраняя перпендикулярное к ней положение.

Ход выполнения упражнения

Карточка устанавливается на отметке 30 см., ребёнок берёт линейку в руки, прижимает её нулевым концом к щеке и держит перпендикулярно плоскости своего лица. Таким образом, карточка с изображением оказывается у него перед глазом. Это упражнение даётся для одного глаза. Второй глаз должен быть фиксировано закрыт.

Ребёнка просят смотреть на изображение предмета или буквы. Затем взрослый или сам ребёнок второй рукой медленно начинает приближать карточку до отметки 3 см., затем медленно удалять её от глаза до отметки 30 см. Упражнение повторяется 2-3 раза для каждого глаза, обязательно утром и после прогулки.

Первый цикл заданий проводится с размером изображений 6 см., приблизительно через 10 дней можно начать упражнение с размером 3 см. и ещё через 10 дней – с размером 1,5 см. После одного месяца занятий делается перерыв на месяц. Затем занятия повторяются. Для детей от 6 до 8 лет даются только изображения предметов. Для более старших детей изображения предметов должны чередоваться с буквами. Для того чтобы ребёнку было интереснее выполнять задание, изображения и буквы должны меняться, но повторяться в каждом десятидневном цикле.

Упражнение 2.

Материал. Похожее упражнение для двух глаз можно проделать с помощью специального приспособления. Оно состоит из каретки, которая двигается медленно вдоль стальных прутьев. Данное приспособление позволяет увеличить расстояние от глаза до предмета. Вместе с ними используется набор изображений различных предметов. Подойдут любые яркие картинки (например: изображения предметов обихода, таких, как лампа, ведро и т. д.). В центре картинок должна быть обозначена точка фиксации – чёрный кружок диаметром 5 мм.

Ход выполнения упражнения.

Ребёнка просят фокусировать взгляд обоих глаз на точке фиксации с того расстояния, с которого он её видит, и затем приближают изображение к нему до расстояния 5 см. от лица, удаляют на максимальное расстояние и затем снова приближают. Так повторяют 2-3 раза с одним изображением. За одно занятие можно использовать 3-4 различных картинки.

Упражнение 3.

Материал. Упражнение проводится у окна лучше первого или второго этажа дома. На стекле наклеивается чёрная точка (диаметр 5 см.) на высоте глаз ребёнка. Буква или изображение предмета (не более 1,5 см. в высоту) будут необходимы во второй части этого упражнения.

Ход выполнения упражнения.

а) Ребёнок стоит у окна, его глаза находятся на расстоянии 10 см. от стекла. Ребёнка просят смотреть поочерёдно на наклеенную чёрную точку и на вид, открывающийся за окном. При этом он должен описывать, что видит за окном. Упражнение повторяется 2-3 раза для каждого глаза и для двух глаз одновременно.

б) На второй стадии упражнение повторяется с буквой или картинкой.

Упражнение 4.

Материал. Такой же как в предыдущем упражнении.

Ход выполнения упражнения.

Ребёнка просят фиксировать взгляд на чёрной точке (или изображении), приклеенной к стеклу, и, не отводя взгляда от изображения, сосредоточить своё внимание на виде за окном, описывая детали окружающей среды.

Упражнение 5.

Материал Такой же как в упражнении 3.

Ход выполнения упражнения.

Ребёнка просят фиксировать взгляд на точке или изображении, приклеенных к стеклу. При этом ребёнок медленно поворачивает голову слева направо и справа налево, не отрывая взгляда от наклеенного изображения. Внимание ребёнка должно быть сосредоточено на виде за окном.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.