Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование зрительного восприятия пространственных отношений, направлений и расстояний между объектами




Обучение детей использовать светотеневые соотношения для восприятия объёма предмета

Упражнение 1.

Материал. Набор чётких картинок или фотографий одиночных предметов с подчёркнутой тенью, отбрасываемой этими предметами. При этом тень должна иметь совершенно различное положение относительно предмета: слева, справа, впереди и т. д., и различный размер (рис. 3, С. 50 на СД).

Ход выполнения упражнения

Ребёнка просят описать предмет на картинке, показывая на тень нужно обязательно спросить, что это такое. Если ребёнок не может ответить, с ним необходимо обсудить этот вопрос. Продемонстрировать, что всё имеет тень, что тень отбрасывают предметы, на которые направлен источник света. Главный вопрос в этом упражнении: «Где находится источник света? (Где находится солнышко? Где находится лампочка?)».

Упражнение 2

Материал. Листы со схематическим изображением различных предметов: яблоко, чашки, вазы, здания, дерево и т. д.

Ход выполнения упражнения

а) Ребёнку предъявляют лист с заданием и спрашивают, что нарисовано на нём. После ответа на глазах у ребёнка на листе схематически рисуют солнце и говорят: «Посмотри, солнце здесь. Как ты думаешь, где будет тень? Нарисуй тень».

б) После того, как ребёнок нарисует, его спрашивают: «Почему тень будет с этой стороны?»

в) Далее необходимо спросить у ребёнка: «Как ты думаешь, какая сторона предмета (здания, чашки и т. д.) будет тёмной?»

 

Зрительная система в большинстве случаев, взаимодействуя с мышечной системой, которая отвечает за движение глаз и головы, обеспечивает приобретение информации о различных пространственных аспектах объектов окружающей среды, о направлениях и расстояниях. Зрительно-пространственное знание связано не только с психофизиологическими механизмами восприятия глубины, расстояний и направлений, но и также с когнитивными механизмами, такими, как кодирование пространственной информации.

Принято считать, что кодирование пространственной информации заключается в кодировании отношений. Пространственные отношения могут быть установлены на основе одного или более признаков и между различным числом объектов. Они могут соотноситься либо только с собственным телом ребёнка (т. е. быть эгоцентрическими), либо другими внешними объектами или ориентирами (т. е. быть объектными). Пиаже и Инельдер первыми систематически описали пространственное развитие ребёнка. Они полагали, что на первой стадии пространственного развития дети основываются в своих умозаключениях только на одном признаке пространственных отношений, а затем они начинают принимать во внимание два и более признаков и получают возможность устанавливать взаимоотношения между всё возрастающим числом внешних объектов.

Также данные исследователи определили, что изучение детьми пространства идёт от топологической к проективной и затем евклидовой геометрии. Хотя наблюдения и экспериментальные исследования последних лет показали, что развитие пространственного знания не происходит по такой простой схеме и отношения между различными видами пространственного знания имеют более сложную структуру, использование сетки пространственных отношений Пиаже является достаточно полезным.

Когда пространственные отношения между объектами делят на топологические, проективные и метрические, учитывают следующие принципы. Топологические отношения включают неметрические аспекты пространственного взаимоотношения, такие, как порядок, близость, включённость и т. д. Эти понятия соотносятся с «математически примитивными» понятиями топологической геометрии. Для тренинга понимания этих отношений используются задания, включающие рисование, приклеивание, ощупывание объектов, установление линейного их порядка.

Проективные понятия включают восприятие перспективы. Проективные отношения особенно трудны для понимания, когда необходимо оценить отношения между внешними объектами или при использовании внешних ориентиров.

Для развития их понимания у детей используются задачи, включающие перспективное изображение фигур, вопросы о теневых проекциях и отношениях между объектами, рассматриваемыми с разных точек.

Метрические (или евклидовы) отношения подчиняются законам геометрии Евклида. Для тренинга их понимания используются упражнения, требующие трансформаций пространственного образа, а также задания, в которых детям задают вопросы о подобии пропорций и о вертикальных и горизонтальных осях отношений. Также важно развивать умение кодирования одной дистанции с помощью другой и с помощью относительной оценки расстояний.

Эти положения являются основой для создания методики формирования восприятия и понимания пространственных отношений внешней среды.

Формирование понимания и восприятия топологических отношений окружающей среды. Усвоение ребёнком таких понятий, как рядом, напротив, отдельно, вместе, между, близко, далеко, около, с краю и т. д.
Упражнение 1.

Материал. Первый вариант – для цикла упражнений нужно иметь 5 или более игрушечных домиков разных форм и цветов.

Второй вариант – несколько домиков, вырезанных из толстой бумаги или картона и раскрашенных в разные цвета. Домиков должно быть не менее 5.

Ход выполнения упражнения.

а) На первых этапах ребёнку показывают 2 домика сначала рядом и просят описать, что он видит, затем домики раздвигают на планшете и просят ребёнка описать, что изменилось.

б) Перед ребёнком выкладывают подряд 3 разных домика. Спрашивают: «Где находится синий домик, где красный, где жёлтый?» Если ребёнок не использует при описании топологических понятий, взрослый подсказывает ему: «Красный домик находится между синим и жёлтым. Разве нет?», «Синий домик находится рядом с красным. Разве нет?», «Жёлтый домик находится с краю. Разве нет?»

в) К трём домикам добавляется ещё один, отдельно стоящий. Ребёнка просят описать, где расположены домики. При этом отрабатываются понятия: «вместе», «отдельно».

Ребёнок 3-5 лет может использовать один признак для описания: «Красный домик рядом с жёлтым». Ребёнок 6-7 и более лет должен использовать два или более признака: «Красный домик рядом с жёлтым и напротив синего».

Упражнение 2.

Очень важно, чтобы в ходе развивающих игр ребёнок был активно действующим лицом, чтобы он сам рисовал, клеил, строил, моделировал.

Материал. Листы белой бумаги, вырезанные взрослыми из цветной бумаги различные фигурки и предметы, клей.

Ход выполнения упражнения.

Ребёнок должен рассмотреть весь материал, подготовленный взрослым. Взрослый говорит: «Мы будем делать аппликацию и наклеивать все эти фигурки и предметы на белый лист. Давай сначала построим дом (ребёнок приклеивает домик). Рядом с домом посадим дерево (ребёнок приклеивает дерево). Подальше поставим машину (ребёнок приклеивает машину). Между машиной и деревом стоит заборчик (ребёнок приклеивает заборчик)». После того, как аппликация будет закончена, ребёнка спрашивают: «Где находится домик, дерево, машина и т. д.?»

Формирование понимания и восприятия проективных признаков удалённости. Усвоение детьми понятий «слева», «справа», «впереди», «сзади»

Упражнение 1.

Материал. Для развития понимания направлений нужно иметь набор вращающихся форм (стрелки, треугольник, квадрат), свободно закреплённых в центральной точке на пластине (пластина может быть сделана из плотной бумаги, картона или пластмассы; она представляет собой квадрат размером 20 на 20 см.). Фигуры должны быть окрашены в яркие цвета, при этом каждый угол должен иметь свой цвет. Должна соблюдаться высокая контрастность фигуры и поля, на котором она расположена (это могут быть красный и зелёный, или жёлтый и синий, или красный и жёлтый, синий или белый, красный и зелёный).

Для этого упражнения достаточно иметь одностороннюю стрелку. (Размер стрелки приблизительно 8 на 1,5 см. Это может быть красная стрелка на зелёном фоне или чёрная стрелка на белом фоне). Разные игрушки.

Ход выполнения упражнения

а) На первом этапе ребёнок работает с односторонней стрелкой. Ему дают ознакомиться с «компасом». Затем стрелку на пластине располагают перед ребёнком и расставляют с четырёх сторон от неё игрушки. Стрелку направляют «прямо вперёд» от ребёнка и спрашивают: «Куда показывает стрелка?» Ребёнок должен назвать предмет, а затем направление, куда показывает стрелка («вперёд»). Таким же способом отрабатываются последовательно все четыре направления. Ребёнок на первых этапах может иметь сложности с называнием направления, взрослый должен помочь ему найти нужные указательные слова.

б) На втором этапе нужно поменять игрушки и попросить ребёнка указать с помощью стрелки направление на ту или иную игрушку и сказать, в каком направлении она находится.

Упражнение 2

Материал. Двусторонняя стрелка из набора «компас» (размер стрелки приблизительно 8 на 1,5 см. Стрелка дорлжна быть разделена на 2 равные части, каждая из которых окрашена в свой цвет. Это может быть красно-зелёная стрелка на жёлтом фоне). Разные игрушки.

Ход выполнения упражнения

Это упражнение направлено на понимание обратимости отношений. Ребёнку дают ознакомиться с «новым компасом». Затем расставляют с четырёх сторон пластинки, игрушки и, устанавливая красный конец стрелки в направлении прямо вперёд, спрашивают ребёнка, на кого (куда) показывает красный конец стрелки. После ответа ребёнка его спрашивают, куда показывает другой конец стрелки. Таким образом последовательно отрабатываются все четыре базовых направления (вперёд, назад, вправо, влево).

Упражнение 3

Материал. Лист бумаги, на котором с разных сторон нарисованы мишка и кукла. Набор разноцветных пластмассовых кружочков. Фломастер.

Ход выполнения упражнения

а) Ребёнку дают лист с куклой и мишкой и говорят: «У куклы день рождения. К ней пришёл мишка. Она стала собирать на стол и поставила красную тарелочку прямо перед мишкой. Возьми, пожалуйста, эти кружочки, это будут тарелочки, расставляй их!» Ребёнок начинает расставлять тарелочки. Взрослый даёт указания: «Синюю тарелочку кукла поставила справа от себя, поставь, пожалуйста! А от мишки эта тарелочка будет справа или слева? Жёлтая тарелочка осталась сзади куклы, а от мишки эта тарелочка будет где?»

б) На втором этапе пластмассовые кружочки можно убрать и дать ребёнку фломастер: «Нарисуй комнату куклы. Справа от неё стол, слева – кровать, справа от мишки – стул, слева – книжный шкаф». После того как ребёнок нарисует, его спрашивают: «Книжный шкаф оказался рядом с чем? Стул рядом с чем?»

Упражнение 4

Материал. Квадрат из набора «компас» (квадрат разделяют на 4 части. Каждый угол квадрата окрашивается в свой цвет. Можно использовать красно/жёлто/сине/зелёный квадрат на белом фоне). Разные игрушки (лучше, если будут взяты любимые игрушки ребёнка, по крайней мере те, котрые ребёнок знает и с которыми он играет).

Ход выполнения упражнения

В целом повторяет упражнение 2 этого комплекса, но задание усложняется. Красный конец квадрата направляется «прямо вперёд», и ребёнка спрашивают: «Куда показывает красный угол квадрата? Куда показывает синий угол квадрата? Куда показывает жёлтый угол? Куда показывает зелёный угол?» Затем красный угол направляется вправо (влево и назад последовательно) относительно ребёнка, и вопросы повторяются. На втором этапе этого упражнения можно перейти к отработке направлений «вперёд направо», «вперёд налево», «назад направо», «назад налево».

Упражнение 5

Материал. Треугольник из набора «компас» (используется равносторонний треугольник. Он разделяется на 3 части. Это может быть, например, красно-жёлто-синий треугольник на бледно-зелёном фоне). Разные игрушки.

Ход выполнения упражнения

В целом повторяет упражнение 4 этого комплекса, но задание с треугольником ещё более сложное. Его дают детям только старшей возрастной группы. Равносторонний треугольник имеет 3 оси симметрии, между которыми угол в 120 градусов. Если красный конец равностороннего треугольника направлен «прямо вперёд», то 2 других его конца показывают «назад влево» и «назад вправо». Если красный конец треугольника указывает назад, то второй его конец указывает «вперёд вправо», а третий – «вперёд влево», если красный конец треугольника указывает «вправо», то второй конец указывает «вперёд влево», а третий – «назад влево». Если красный конец треугольника указывает «влево», то второй конец указывает «вперёд вправо», а третий – «назад вправо».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.