КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личность и организация
Сод. Модуль 8. Человек в социальной организации. Роль лидерства. 2ч. План. 1. Личность и организация 2. Лидер, менеджер, руководитель. 3. Типы и функции лидерства 4. Подходы к определению эффективного лидерства в процессе управления СОДЕРЖАНИЕ Важной особенностью организации является то, что человек в этой системе выступает в двух ролях. С одной стороны, он является для организации частью среды, задавая для нее установки в виде собственных целей и создает массу воздействующих факторов, которые можно объединить понятием «человеческий фактор». С другой стороны, человек является элементом системы, называемой «организация», и, взаимодействуя с другими членами группы и элементами среды, внешними по отношению к организации, является средством реализации организацией ее функций. Решая задачи подбора и расстановки членов организации в соответствии с выполняемыми ими ролями, необходимо учитывать следующее: • личность представляет собой сложное явление, некоторую целостность, понимание которой связано с учетом комплекса взаимосвязанных характеристик; • человек не ведет себя одинаково в разных ситуациях (в первую очередь это касается ситуаций общения с другими членами организации), что затрудняет использование простых оценок личностей. Существуют способы, с помощью которых определяют различные типы личностей, а также измеряют значимость какой-либо характерной черты поведения, типичной для данного индивида: 1) Один из наиболее известных подходов к изучению личности разработан X. Айзенком и состоит в измерении характеристик индивида с помощью определенной шкалы, например, построенной по принципу интроверсия — экстраверсия. Данные измерений ассоциируются с запросами или качествами, необходимыми члену организации для выполнения определенного круга работ или для выработки поведения в конкретных ситуациях. Однако опыт показывает, что непрерывность шкалы измерения характеристик личности не позволяет создать ее ярко очерченные типологии, так как люди постоянно меняются в рамках этой непрерывности, причем изменения являются частью ситуации и их не удается учесть при изучении личности. 2) Для упорядочивания типологии психологической структуры членов организации используется метод, основанный на анализе черт личности, т.е. таких характеристик индивида, которые остаются постоянными во времени в разных ситуациях. Известен опросник Д. Кэттелла для определения типов личности, составленный на основе факторного анализа по результатам опроса большого числа людей. Кэттелл выделил 16 факторов ключевых черт личности, лежащих в основе наблюдаемых моделей поведения, которые в свою очередь соответствуют определенным типам личностей: • Сдержанность — несдержанность • Конкретное мышление — абстрактное мышление • Эмоциональная нестабильность — эмоциональная стабильность • Покорность — напористость • Благоразумность — импульсивность • Целесообразность — честность • Скромность — отчаянность • Несговорчивость — зависимость • Доверчивость — подозрительность • Практичность — непрактичность • Открытость — скрытность • Самоуверенность — тревожность • Консерватизм — экспериментаторство • Зависимость от группы — самодостаточность • Недисциплинированность — самоконтроль • Расслабленность — напряженность При исследовании личности в организации необходимо учитывать культурные, социальные, ситуационные и биологические факторы, влияющие на ее формирование и деятельность. 3) Один из самых первых оппонентов теории черт личности — американский психолог У. Мичел — выразил свои критические замечания в книге «Личность и оценка» (1968). Он выделил аспект поведения, характерный для ситуации, в которой должен действовать человек: что значит для него эта ситуация, как проявляется в этой ситуации его поведение. Мичел предложил измерять не набор черт личности, а производить их оценку на основе комбинации из пяти переменных: 1) компетентность — прежде всего способности, знания и навыки; 2) конструктивность — имеются в виду удача (или неудача) во взаимодействии с окружением; 3) ожидания — то, что члены организации усвоили из своего прошлого опыта, опыта других людей, а также из определенных ситуаций; 4) ценности — то, как люди оценивают элементы своего окружения на основе собственных предпочтений и моральных норм, связанных с понятиями «правильно» и «неправильно»; 5) стратегии — то, что может рассматриваться как результат определения целей или стремлений; человек развивает планы действий, которые в некоторой степени отражают его предпочтения и установки. Подход к поведению личности, сформулированный Мичелом, согласуется стеорией М. Вебера о рациональном поведении индивида, с учением Р. Мертона о поведении бюрократов в организации. В этих теоретических исследованиях утверждается, что поведение подчиненных в организации зависит от оценки их действий со стороны руководителей. Руководители оценивают индивида по тому, какие правила усвоил подчиненный, насколько хорошо он их выучил, насколько точно он может применить соответствующие правила в конкретной ситуации. Для того чтобы работник выбрал правила, которые необходимо применить в данной ситуации, ему требуется определить такую важную характеристику, как значение ситуации, являющуюся для него частично следствием опыта и ролевых ожиданий, частично следствием принятой и усвоенной им системы ценностей. на начало лекции СОДЕРЖАНИЕ
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |