КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы и функции лидерства
Лидер Менеджер Лидер Руководитель Назначенец Имеет подчиненных Опирается на власть Предсказуем Сфокусирован на организации Поддерживает Уповает на контроль Инициирует Спрашивает «как» и «когда» Поддерживает статус-кво Делает так, как надо Уважаем
Выдвиженец Имеет сторонников Опирается на авторитет Избирателен Сконцентрирован на группе Развивает Внушает доверие Порождает Спрашивает «что» и «почему» Бросает вызов Делает то, что надо Обожаем Лидерство — лишь часть всей работы менеджера. Тем не менее лидерство является желательной, даже необходимой составляющей успеха в управлении. Лидерство выступает функцией не столько статуса и власти, сколько качества взаимоотношений, взаимодействия, имеющего место между лидером и его последователями. Если менеджер должен управлять, то лидер должен увлекать. Он должен устанавливать связь и взаимодействие со своими подчиненными. Лидерство — это не эпизодическое действие, осуществляемое при возникновении экстренной необходимости, но непрерывные усилия со стороны менеджера. Менеджер является лидером своих людей, когда они позволяют ему влиять на их мысли, их установки, их поведение. Влияние подразумевает, что менеджер принимается своими подчиненными, что они ждут от него советов и распоряжений, что они считают его способным помочь в удовлетворении их нужд и достижении их целей. В основе процесса влияния лежит воздействие, которое один человек оказывает на другого. Отличия менеджера от лидера Администратор Поручает Работает по целям других Основа дейставий – план Полагается на систему Использует доводы Контролирует Поддерживает движение Профессионален Принимает решения Делает дело правильно Уважаем Инноватор Вдохновляет Работает по своим целям Основа действий — видение перспективы Полагается на людей Использует эмоции Доверяет Дает импульс движению Энтузиаст Превращает решения в реальность Делает правильное дело Обожаем
Лидерство – соотносительное положение (статус) определенной личности в группе, более обширной общности (партия, нация, страна и т.п.) или в обществе в целом, которое характеризуется способностью занимающего его лица оказывать решающее влияние на других людей, организовывать и направлять их коллективные действия в определенных социальных группах, союзах, социальных движениях. Лидер управления — это особый тип социального лидера, которому свойственны определенные социально-психологические и профессиональные качества. Лидеры этого типа играют ключевую роль в эффективном управлении. Они направляют людей на достижение целей управления с наименьшими издержками и побуждают их действовать эффективно и целесообразно. Условия становления личности как лидера: 1) наличие определенной ситуации, которая выдвигает определенные требования к действиям людей, объединенных в данную группу, и формирует потребность в определенном типе лидерства; 2) наличие определенных экспектаций (ожиданий) к потенциальному лидеру со стороны группы; 3) наличие определенных черт личности у потенциального лидера, определенных особенностей характера, способностей, воли, мужества, красноречия, умения повести за собой людей и т.п. Несмотря на очевидность феномена лидерства, на практике бывает трудно установить, кто же является лидером группы. Существует два основных метода выявления лидера в конкретной группе. 1. Можно путем опроса членов группы выяснить, кому они отдают предпочтение как наиболее влиятельному лицу в выборе направлений деятельности группы (метод самодоклада). 2. Можно попросить сторонних наблюдателей (или специально приглашенных консультантов) назвать тех членов группы, которые имеют наибольшее влияние на других, или зарегистрировать относительную частоту успешных актов влияния одних членов группы на других (метод наблюдения). Общим критерием этих двух методов выявления лидера является фактор влияния, оказываемого личностью на окружающих участников группы. Исследования показывают, что успех в управлении приходит к лидерам, обладающим настойчивостью и умением предвидеть, убеждать, вырабатывать стратегию, общаться с людьми. В основе руководства и лидерства лежат влияние и власть. Влияние определяется как поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида. Средства такого влияния могут быть разнообразными по форме: просьба, высказанные идеи, угроза увольнения и др. Власть — это возможность влиять на поведение других людей. Если руководитель не имеет достаточно власти, чтобы влиять на поведение работников, от которых зависит эффективность его деятельности, то он не сможет эффективно управлять организацией. Без власти нет организации и нет порядка. на начало лекции СОДЕРЖАНИЕ Факторы, обуславливающие тип и роль лидерства 1) социально-экономическая и политическая сущность данного общества; 2) характер и содержание деятельности группы: группа политическая, предпринимательская, исследовательская, спортивная, преступная или какая-либо иная; 3) конкретная ситуация, в которой находится и действует рассматриваемая социальная общность; 4) структура определенной личности - перенос умения властвовать собой на умение властвовать другими. Лидерство бывает формальное и неформальное. Чтобы гарантировать достижение целей, компания назначает формального лидера, который имеет права направлять и контролировать деятельность подчиненных. Они облечены властью выполнять свои функции и обязанности. Они исполняют свои полномочия, используя механизмы организационной структуры. Неформальные лидеры завоевывают свое положение благодаря своим различным сильным сторонам: прирожденные вожаки; часто представляют и формулируют истинные чувства и реакции рабочей группы; формулируют в группе мысли и установки; могут помочь или помешать руководству при выполнении его планов или мероприятий: иногда являются ключевыми узлами коммуникационной сети, поскольку люди доверяют им рассказывать, как на самом деле обстоят дела. Будущий менеджер-лидер должен изучить своего неформального «двойника», чтобы уяснить для себя, какую роль он играет там, где это касается рабочей силы. В конце концов неформальный лидер является следствием, а не причиной. Чем в большей степени официально назначенный руководитель может помочь людям в достижении их целей, тем реже им придется обращаться к неформальному лидеру. Менеджер должен стараться строить свои взаимоотношения с неформальным лидером на основе взаимного внимания и уважения, стремиться к сокращению социальной и психологической дистанции между собой и подчиненными, к взаимодействию с ними и помогать им в большей степени ощущать себя частью отдела или компании. Для определения основных функций лидеранаиболее приемлемым и эффективным является комплексный подход, позволяющий осуществить оценку роли лидера и его социальных качеств с точки зрения: - уровня профессиональных знаний; - умения завоевывать авторитет; - наличия воли, достаточной, чтобы склонить ведомых людей к выполнению определенных действий; - умения руководить и убеждать следующих за лидером людей; - способности претворять в жизнь принятые решения. Если руководствоваться таким именно комплексным подходом, то основные функции лидера: 1. Глубокий анализ и оценка ситуации, тенденций ее изменения. 2. Доведение до подчиненных своего понимания ситуации. 3. Выслушивание мнений сотрудников, умение их оценивать, обобщать и использовать при оценке ситуации и выработке правильного решения. 4. Определение направления и программы деятельност и данной группы или организации. 5. Интеграция членов группы, объединение вокруг себя масс. 6. Нахождение, принятие и обоснование оптимальных решений, направленных на активизацию деятельности группы (общности), ориентированной на достижение выбранных целей и решение вытекающих из них задач. 7. Инициирование обновления, внедрение инноваций, рассчитанных на оптимизацию деятельности группы (общности) и повышение ее эффективности. 8. Повышение мобильности и гибкости группы, организации, в первую очередь при внедрении инноваций. 9. Соединение заботы о повышении эффективности дела (политической, производственной, коммерческой, исследовательской и иной деятельности) с заботой о людях, об удовлетворении их интересов, потребностей, стремлений. 10. Контроль осуществляемых членами группы, организации действий с точки зрения соответствия их достижению намеченной цели. 11. Мобилизация всех кадровых, организационных, финансовых, технических ресурсов на достижение этих целей. 12. Демонстрация на деле своих знаний, опыта, интуиции, настойчивости, энергии, уверенности в возможности и необходимости достижения цели, поставленной перед группой, организацией или общностью более масштабного типа - социальным слоем (классом), нацией, страной. Чтобы оказаться в состоянии эффективно выполнять эти функции, лидер должен обладать рядом социальных качеств. Разумеется, в различных сферах деятельности набор таких качеств будет неодинаков. Но наиболее типичные, успешно реализуемые в различных сферах деятельности, личностные качества лидера таковы: 1) одаренность; 2) стремление к знаниям и высокий уровень развития интеллекта; 3) высокий профессионализм; 4) активность; 5) инициативность; 6) надежность; 7) впечатляющая внешность; 8) высокая степень уверенности в себе; 9) способность и умение формулировать четкие цели и задачи, определять конкретные требования для их достижения; 10) умение мобилизовать людей и сплотить их вокруг себя для достижения поставленной цели. Однако для эффективного выполнения функций лидерства структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами, социальными ожиданиями, деятельностью, интересами и задачами его подчиненных. Поэтому эффективно действующий лидер немыслим без способности и навыков организации совместной деятельности с подчиненными, что предполагает у него знание и умение применять различные социальные технологии, прежде всего обучающие, саморазвивающие личность. Типы лидеров: 1) лидер-вдохновитель, предлагающий программу деятельности; 2) лидер-организатор; 3) лидер-генератор идей; 4) лидер-инициатор; 5) лидер-генератор эмоционального настроя, эмоционального притяжения людей; 6) лидер-умелец, оказывающий воздействие на других своими умениями, мастерством. Оптимальным считается интегративный тип лидера, в котором сочетаются особенности двух или большего количества охарактеризованных здесь особенностей. Классификация типов лидерства органически связана с выявлением стилей поведения лидеров в группе или общности. Эффективность лидерства определяется не только личностными качествами, но и в не меньшей степени - манерой поведения лидера по отношению к его подчиненным. Стиль деятельности, характеризующий данного лидера,- это степень, до которой он делегирует свои полномочия другим членам группы (организации). Типы лидерства: (которые редко встречаются в чистом виде, но их выделение в определенные типы помогает более четко представить, какой стиль, в каких обстоятельствах, при каком составе группы (организации), в какой сфере и при решении каких задач является наиболее предпочтительным) 1. Демократическое лидерство воплощается в учете лидером интересов, потребностей, стремлений и мнений членов группы (организации), в их привлечении к разработке и реализации решений. 2. Авторитарный стиль лидерства предполагает единоличное управленческое воздействие на подчиненных, основанное на угрозе санкций. 3. Попустительский стиль характеризуется малой степенью влияния лидера на деятельность группы (организации), которая зачастую функционирует стихийно, при малой степени организованности действий. Стиль лидерства зависит от взаимопереплетения нескольких факторов детерминации, но основные из них сводятся к следующему: 1. структура цели и задач, решаемых группой (организацией), включая привычность задач, четкость их формулировки и структуризации, их ресурсное обеспечение и т.п.; 2. должностное положение лидера - объем его властных полномочий, возможности использовать вознаграждения и санкции в отношении к подчиненным; уровень поддержки, оказываемой лидеру его группой (организацией); 3. особенности взаимодействий между лидером и членами группы, включая лояльность (или ее отсутствие), проявляемую подчиненными, степень их доверия к лидеру, его авторитет, привязанность членов группы к личности лидера и др.; 4. личностные особенности лидера - специфические черты интеллекта, воли, требовательности, внимательности, отзывчивости, толерантности, заботливости и т.п. Однако ситуации, в которых приходится действовать лидеру и возглавляемой им группы, редко остаются постоянными. В таком случае наиболее эффективным оказывается адаптивное лидерство. Адаптивное лидерство исходит из необходимости проявления гибкости в деятельности лидера и его группы. Лидер, намеревающийся осуществлять свои лидерские функции как можно дольше и эффективнее, получить все, что возможно, от возглавляемой им группы, организации, партии и т.п., не может себе позволить применять один какой-либо стиль деятельности при любых обстоятельствах и на протяжении всей своей карьеры. Адаптивный стиль лидерства, ориентированный на: 1) изменяющуюся реальность; 2) изменяющиеся условия деятельности группы (организации); 3) изменяющиеся задачи деятельности по достижению поставленной цели; 4) изменяющиеся критерии оценки результативности деятельности как своей собственной, так и возглавляемой им группы (организации). А это означает, что в одних случаях и при совершенно определенной ситуации лидер должен уметь выступить в роли: 1. знаменосца, вдохновителя, имеющего собственное видение реальности и тенденций ее развития, выдвинуть привлекательный идеал, способный привлечь массы. Яркими представителями основатели революционных и политических движений, преобразователи общества — Петр Первый, Наполеон, В.И. Ленин, М. Ганди, Дж. Неру. 2. служителя - выразителя интересов своих приверженцев и избирателей, выступая и действуя от их имени. В качестве примеров деятельности такого типа лидеров можно назвать Ф. Рузвельта, Л. Эрхарда. 3. зазывалы-торговца, отличающегося способностью привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить массы в их преимуществах, заставить "купить" эти идеи или "купиться" на эти идеи, а затем привлечь к их осуществлению. Типичный пример здесь - А. Гитлер. В данной характеристике мы выделили наиболее типичные черты тех или иных лидеров, которые в чистом виде встречаются редко. В реальной действительности данные черты сочетаются друг с другом, а также с другими чертами (лидер - генератор эмоциональных состояний масс, лидер - умелец и т.д.) в различных пропорциях. Чтобы осуществлять эффективное лидерство, желательно овладеть несколькими из этих черт и научиться применять каждую из них эффективно в совершенно конкретных ситуациях. В этом и состоит одно из важнейших требований современной технологии лидерства, отдающей предпочтение адаптивному типу лидера. на начало лекции СОДЕРЖАНИЕ
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |