Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Голосообразовательная функция гортани

Человеческая гортань - это удивительный музыкальный инструмент, представляющий собой как бы сочетание духового и струнного инструментов. Выдыхаемый через гортань воздух вызывает колебание голосовых складок, натянутых, как струны, в результате чего возникает звук. В отличие от музыкальных инструментов, в гортани изменяется и степень натяжения «струн», и величина и форма полости, в которой циркулирует воздух, что достигается сокращением мышц ротовой полости, языка, глотки и самой гортани, управляемых нервной системой. Этим человек отличается от антропоидов, которые совершенно не способны регулировать струю выдыхаемого воздуха, что необходимо для пения и речи. Только гиббон в известной мере способен издавать музыкальные звуки («гамма гиббона»). Кроме того, у обезьян сильно выражены «голосовые мешки», продолжающиеся под кожу и служащие резонаторами. У человека они являются рудиментарными образованиями (гортанные желудочки). Понадобились тысячелетия, чтобы путем постепенно усиливаемых модуляций неразвитая гортань обезьяны преобразовалась в гортань человека и органы рта постепенно «научились» произносить один членораздельный звук за другим. Будучи своеобразным музыкальным инструментом, гортань, вместе с тем, построена по принципу аппарата движения, поэтому в ней можно различать скелет в виде хрящей, соединения в виде связок и суставов и мышцы, движущие хрящи, вследствие чего меняются величина голосовой щели и степень натяжения голосовых складок.

Механизм голосообразования. При обычном дыхании голосо­вая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного тре­угольника, основание которого обращено кзади (к черпаловидным хрящам), а вершина — кпереди (к щитовидному хрящу). Вдыхае­мый и выдыхаемый воздух при этом беззвучно проходит через ши­рокую голосовую щель При фонации истинные голосовые связки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые связки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием мышц, суживающих голосовую щель, связки возвращаются в исходное, т. е. срединное, положение, с тем что­бы в силу продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны, и т. д. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых связок. Эти колебания совершают­ся в поперечном, а не продольном направлении, т. е. связки перемеща­ются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу.

Механизм шепота. Если во время звукопроизне- сения смыкание голосовых связок происходит без участия поперечной черпаловидной мышцы, то го­лосовые связки смыкаются не на всем своем протяже­нии: в задней части между ними остается щель в форме маленького равностороннего треугольника, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. Голосовые связки при этом не колеблются, но трение струи воздуха о края треугольной щели вызывает шум, который и воспринимается в виде шепота. Следует отметить, что, в отличие от обыч­ной голосовой речи, шепотное произнесение может осуществляться не только на выдохе, но и на вдохе.

Механизм фальцета. Фальцетом (от итал. falsetto — фистула, тонкое звучание) называется неестественно высокий мужской голос. Механизм образования фальцета состоит в том, что голосо­вые связки колеблются не по всей своей толщи­не, а лишь тонкими краями, причем колебания со­вершаются не в поперечном, а в продольном на­правлении, т. е. вверх и вниз. При фальцетном зву­ке голосовые связки смыкаются не полностью и между ними остается веретенообразная щель.

Сила, высота и тембр голоса. Как и звуки другого происхожде­ния, голос обладает силой, высотой и тембром.

Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колеба­ний голосовых связок, которая определяется величиной воздушно­го давления, т. е. силой выдоха. При большем наполнении легких воздухом и при большей интенсивности выдыхания получается и более громкий голос. Однако во всех случаях голос, возникающий в гортани, относительно слаб. Значительное влияние на силу голоса оказывают резонаторные полости надставной трубы (глотка, полость рта, носовая полость), которые являются усилителями звука.

Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых связок, которая, в свою очередь, находится в зависимости от длины, толщи­ны и напряжения голосовых связок. Чем длиннее голосовые связки, чем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса. Из­менение высоты голоса обеспечивается работой мышечного аппара­та гортани. При произнесении (или пении) низких звуков натяже­ние голосовых связок невелико (натягивающая голосовую связку перстне-щитовидная мышца не работает); активна голосовая (щи- то-черпаловидная) мышца, которая при своем сокращении стано­вится толще и тем самым увеличивает толщину голосовой связки. Повышение звука достигается увеличением натяжения голосовых связок посредством сокращения перстне-щитовидной мышцы. Этот механизм действует, однако, лишь до известного предела. После мак­симального сокращения перстне-щитовидной мышцы дальнейшее увеличение натяжения голосовых связок невозможно. Тогда начина­ет действовать другой механизм — укорочение колеблющейся части голосовых связок. Это достигается посредством сокращения попе­речной мышцы, которая плотно прижимает черпаловидные хрящи друг к другу, вследствие чего задние концы голосовых связок лиша­ются возможности колебаться. Колеблется только передняя часть голосовых связок, которые, укоротившись, как прижатые пальцем струны скрипки, начинают издавать более высокий звук. Для даль­нейшего повышения голоса вновь начинает усиливаться натяжение уже укороченных голосовых связок. Когда же наступает предел на­тяжению и укорочению колеблющихся отрезков голосовых связок, вступает в действие механизм фальцета.

Частота колебаний голосовых связок обусловливает высоту ос­новного тона. Наряду с основным тоном в гортани образуются и до­бавочные тоны, или обертоны, количество и сила звучания которых зависят от особенностей строения гортани, а также от величины и формы резонаторных полостей надставной трубы (глотки, полости рта, носовой полости). Определенное сочетание обертонов и обу­словливает индивидуальную «окраску» голоса, или тембр, наличие которого позволяет узнавать людей по голосу.

Диапазон голоса. Голос человека может изменяться по высоте приблизительно в пределах двух октав. Для обычной разговорной речи достаточно 4—6 тонов. Диапазоны голоса, т. е. пределы воз­можных изменений голоса по высоте, у разных людей различны. Для основных типов голосов эти пределы в среднем таковы:

Бас - 80-340 Гц Баритон — 96—426 Гц Тенор - 128-512 Гц

Контральто — 170—680 Гц Меццо-сопрано — 216—864 Гц Сопрано - 256-1024 Гц

Диапазон голоса у детей значительно меньше, чем у взрослых. С возрастом диапазон детского голоса увеличивается (почти одина­ково у мальчиков и девочек), охватывая примерно следующие границы:

От 8 до 10 лет - 320-512 Гц

От 10 до 12 лет - 290-580 Гц

От 12 до 14 лет - 256-680 Гц

Как у мальчиков, так и у девочек встречаются более высокие го­лоса (дискант) и более низкие (альт).

Ограниченность диапазона детского голоса необходимо учиты­вать при подборе репертуара для исполнения детьми на уроках пе­ния и во время детских самодеятельных выступлений.

Регистры голоса. Ряд звуков, сходных по механизму образова­ния и характеру звучания, называют регистром. Различают три ре­гистра голоса: грудной, головной и смешанный (микст). Грудной ре­гистр получил свое название вследствие того, что при нем резони­рует грудная клетка, стенки которой дают ясно ощутимую рукой вибрацию. Грудной голос богат обертонами. При грудном голосе связки плотно смыкаются, колеблются всей своей массой в направ­лении, перпендикулярном току воздушной струи, т. е. в поперечном направлении. К грудному регистру относят низкие тоны голоса.

Головной регистр характеризуется головным резонансом, кото­рый можно обнаружить в виде вибрации черепа, положив руку на темя. Типичным образцом головного регистра является фальцетный голос. Он отличается бедностью обертонов. Механизм образования фальцета был уже описан ранее. Головным регистром пользуются на верхних тонах диапазона.

Смешанный голос (микст) богаче обертонами, чем фальцет, но беднее, чем грудной голос. Голосовая щель закрывается не вполне, связки колеблются более широкой поверхностью, чем при фальце­те, а иногда и всей своей массой. К миксту относятся средние тоны голосового диапазона.

В пении используются все три регистра голоса, в разговорной же речи (у взрослых) — преимущественно микст. У детей до периода полового созревания функционирует только фальцетный голос.

Атака звука. Образным термином «атака» обозначают способ, которым пользуется говорящий или поющий, чтобы привести в дей­ствие голосовые связки, находящиеся в покое. Атаку звука называ­ют иногда «взятием» звука, «приступом», «голосоначалом». Раз­личают три вида атак: твердую, мягкую, придыхательную.

При твердой атаке голосовые связки плотно смыкаются до начала звука, затем выдыхаемый воздух с усилием прорывается через замкнутую голосовую щель и приводит связки в колебание. Для твердой атаки характерно наличие в самом начале звучания яс-

но слышимого призвука. Примером твердой атаки может служить произнесение междометий, обозначающих досаду, недовольство, возмущение: «Ах, какая досада!»

При мягкой атаке момент соприкосновения голосовых связок и начало прохождения струи воздуха совпадают, и сразу же после со­прикосновения связки начинают вибрировать. Например: «Ах, как здесь хорошо!»

Во время придыхательной атаки выдыхаемый воздух начинает проходить через голосовую щель до смыкания голосовых связок, причем слышен шум трения воздуха о края связок, и лишь затем голосовые связки смыкаются и начинают вибрировать. Примером придыхательной атаки является произнесение украинского и анг­лийского или немецкого h в сочетании с последующим гласным, на­пример в слове Ганна (украинское произношение) или в немецком слове haben.

У грудных детей крик, выражающий недовольство, сопровожда­ется твердой атакой, а лепет, выражающий удовлетворение и спо­койствие, происходит при мягкой атаке.

В гигиеническом отношении мягкой атаке должно быть отдано предпочтение, так как при твердой атаке происходит излишнее на­пряжение голосовых связок.

Мутация. В детском возрасте диапазоны голосов мальчиков и де­вочек почти не отличаются друг от друга. С наступлением периода полового созревания у мальчиков голос резко изменяется и в срав­нительно короткий срок (около 1,5 года) превращается из детского в голос мужчины. Этот процесс связан с быстрым ростом гортани и носит название мутации, или перелома голоса.

Время наступления мутации колеблется в значительных преде­лах. В южных странах она начинается обычно раньше (в 10—12 лет), в северных — позже (14—15 лет). У девочек мутация наступает при­мерно на год раньше, чем у мальчиков.

Изменение голоса сказывается в первую очередь на разговорной речи. У мальчика, говорящего фальцетным голосом, начинают по­являться низкие грудные звуки. За время перелома голос у мальчиков понижается на целую октаву и даже больше, превраща­ясь из детского дисканта или альта в голос мужчины — тенор, бари­тон или бас. В этом периоде голос непостоянен, часто срывается, обнаруживая неожиданные переходы от низких звуков к высоким. Часто голос становится хриплым, приобретает неприятный резкий тембр. При осмотре гортани истинные голосовые связки представ­ляются в это время покрасневшими, утолщенными. К концу перио­да мутации все эти изменения исчезают и устанавливается нормаль­ный мужской голос.

При недоразвитии половых желез, а также при их искусствен­ном удалении (кастрации) мутация не наступает, и голос сохраняет свой детский тембр на всю жизнь (голос евнухов).

У девочек так же, как и у мальчиков, в период смены голоса об­наруживается покраснение голосовых связок, но тембр голоса не претерпевает таких резких изменений. Переход от детского дискан­та или альта к женскому сопрано или контральто сопровождается понижением голоса в среднем всего лишь на два тона. Период мута­ции протекает у девочек более гладко, чем у мальчиков, и обычно не вызывает заметных расстройств голосовой функции.

Заниматься пением в период мутации не рекомендуется. Следу­ет считать нецелесообразным в это время также и всякую дополни­тельную нагрузку на голосовой аппарат (участие в драматическом кружке, выступления на вечерах, концертах и т. п.).

Иногда наблюдается так называемая патологическая мутация, в виде преждевременной (в возрасте 10—11 лет) или поздней (в воз­расте 19—20 лет) мутации. Такие отклонения от нормы бывают обычно при эндокринных нарушениях. В ряде случаев мутация, начавшись своевременно, тянется ненормально долго, годами; в этих случаях говорят о затянувшейся мутации.

При лечении патологической мутации необходимо выяснить ее причину. Если имеются эндокринные расстройства, необходимо провести соответствующее лечение. Большое значение имеет пра­вильный речевой режим, экономное пользование голосом. При за­тянувшейся мутации лечения обычно не требуется. Устранение де­фектов голоса (задержавшегося фальцета, слабости голоса, срывов его, хрипоты и т. д.) достигается путем специальных дыхательных и голосовых упражнений.

22. Миоэластическая теория гортани.

Согласно миоэластической теории, для реализации вибрационных движений сближения я удаления голосовых складок необходимо наличие двух противоположных по действию сил: силы давления выдыхаемого воздуха и силы приведения голосовых складок в фоиаторное положение, обеспечиваемой всеми мышцами гортани при их атомистической или антагонистической активности [Tarneaud, 1941].

Давление воздушной струи поддерживается работой всей мускулатуры, участвующей в фазе выдоха. Вторая действующая сила обеспечивается работой группы мышц гортани, которые, переводя голосовые складки в состояние аддукции, оказывают сопротивление давлению воздушной струи. Особая роль принадлежит черпаловидным, латеральным, перстнечерпаловидным и внутренним частям щиточерпаловидных (вокальных) мышц.

Большое значение приписывают также щитоперстневидным мышцам, которые увеличивают напряжение, натяжение и массу голосовых складок я приобретают в филогенезе качественно новую функцию в голосообразовании.

Сознательный и волевой элемент со стороны нервной системы представлен двигательным стереотипом, формирующимся и совершенствующимся в рамках противопоставления этих двух основных движущих сил.

В 1950 году Р. Юссон повел критическое наступление на общепризнанную миоэластическую теорию фонации. Эта теория, почти двухсотлетней давности, утверждала, что голосовые связки колеблются пассивно вследствие своей упругости и действия подсвязочного давления воздуха. Механизм голосообразования иллюстрировался либо колебаниями гармонного язычка под действием воздушного давления, либо колебаниями скрипичной струны, выводимой смыч­ком из положения равновесия. В последней аналогии роль упругой струны играют края голосовых связок (при фальцете они не смыкаются), а смычка — поток воздуха через голосовую щель.

Ученый мир физиологов и ларингологов был.повергнут в изумление. Новая теория Юссона утверждала, что связки могут колебаться без подсвязочного давления воздуха, под влиянием импульсов нервного возбуждения, идущих к ним по нижнегортанному (возвратному) нерву из центральной нервной системы. Это неожиданное утверждение Юссона, говоря образно, сводится к следующему: колебательное движение связок вызывается не внешними силами воздушного давления, а теми же самыми физиологическими механизмами, которые, напри­мер, позволяют пианисту исполнять пальцами быструю трель.

Со времени появления теории Юссона прошло много лет, но споры меж­ду ее сторонниками и противниками не прекращаются.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Переферический и центральный отделы речевого аппарата. Физиология и анатомия органов речи | Основные этапы развития произносительной стороны речи у детей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.