Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Моделирование как метод познания




Лекция 3. Модели решения функциональных и вычислительных задач.

 

Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

Модель – это новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса.

К созданию моделей прибегают в следующих ситуациях:

– когда исследуемый объект либо очень велик (модель атмосферы, модель Солнечной системы);

– объект очень мал (модель молекулы);

– процесс очень быстрый (модель взрыва, модель двигателя внутреннего сгорания);

– процесс очень медленный (геологические модели, модель развития галактики);

– исследование объекта может привести к его разрушению (модель ракеты, самолета);

– создание объекта очень дорого (модель электростанции, города) и т.д.

 

Классы моделей

Различают следующие классы моделей:

1) предметные (материальные) – воспроизводят геометрические, физические и др. свойства объектов в материальной форме (глобус, астролябия, …),

2) информационные модели – представляют объекты и процессы в форме рисунков, схем, чертежей, таблиц, формул, текстов и т.д. (географическая карта, формула, блок-схема, периодическая таблица химических элементов, уравнение).

Никакая модель не может заменить сам объект. Но при решении конкретной задачи, когда нас интересует определенное свойство изучаемого объекта, модель оказывается полезным, а подчас и единственным инструментом исследования.

Понятие системы.

Под системой понимают совокупность элементов, связей и отношений между ними. Эта совокупность приобретает новые свойства, не свойственные ни одному из составляющих ее элементов.

Окружающий мир состоит из множества взаимодействующих объектов, каждый из которых имеет разнообразные свойства. В свою очередь, практически каждый объект состоит из других объектов, т.е. представляет собой систему. В частности, компьютер представляет собой систему, которая состоит из набора устройств, которые связаны и аппаратно и программно.

Таким образом, понятие системы является одним из основных при исследовании, описании и преобразовании окружающего нас мира.

Важным признаком системы является ее целостное функционирование. Например, исключение или выход из строя лишь одного устройства может привести к полной потере работоспособности компьютера, т.е. к прекращению существования системы.

Любая система существует в пространстве и времени. Состояние системы в любой момент времени характеризуется ее структурой – составом, свойствами элементов, их отношениями и связями между собой.

В зависимости от значимости для исследования и величины изменения состояния системы во времени используют статические и динамические модели.

Статические модели – это модели, описывающие систему в определенный момент времени.

Динамические – это модели, описывающие процессы изменения и развития систем.

Изменение сложных систем во времени имеет свои особенности, которые определяются существенностью внешних воздействий среды, наличием цели, наличием обратных связей, протеканием в них информационных процессов управления и т.д. Для описания информационных процессов управления в сложных системах используют информационные модели управления.

Информационные модели систем, объектов, процессов и явлений могут быть представлены в различных формах. Формы представления моделей отличаются используемым языком описания свойств, связей и отношений между элементами системы:

- описательная информационная модель (использующая естественные языки);

- формально-логические модели (используют формальные языки, например язык математики – алгебраический язык формул, описывающий функциональные зависимости между величинами, язык алгебры логики, описывающий истинность и ложность сложных высказываний);

- графические информационные модели (используют язык условных графических обозначений, например электрические принципиальные схемы, геодезические карты).

Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называют формализацией.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.