Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Октября

 

94 закон о конкурсах и тендерах. Если проект дороже 100.000 – объявляется конкурс.

Он может иметь отношение, когда проект финансируется по конкурсу (в среднем по 15 заявок на одно), потом, когда снова надо что-то закупать – опять объявлять конкурс.

 

В свое время культурологи классифицировали потребности в культурных услугах и разделили их на 3 группы:

1). Повседневные (возникают достаточно часто) – парки, библиотеки, клубные учреждения

2). Периодические – ОИИ

3). Эпизодические – гастроли звезды первой величины

 

Административный статус – например, столица страны, город федерального значения, столица субъектов федерации, столица муниципальных районов – райцентры.

В центре обязательно должны быть театры.

По численности – законодательно рекомендуют создавать театры там, где численность свыше 100.000.

В Литве и Грузии – другая система расселения – там может быть и от 50.000.

Да даже и с населением в 30.000 тоже могут быть созданы.

 

Общее число зрителей / количество театров = число зрителей на 1 театр.

 

Распоряжение Правительства РФ от 13 июля 2007 года №923Р (распоряжение) «Об изменении социальных нормативов и норм, одобренных распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 г №1063-Р».

Название услуги Вид учреждения, оказывающего услугу Территориальный уровень Название показателя Значение показателя (сколько их должно быть в субъекте РФ)
Услуги профессиональных театров -Театры драмы -ТЮЗы -Театры кукол -Музыкально-драматические театры -Прочие театры · · Профессиональные театры Субъект РФ   Городские поселения и городские округа с числом жителей более 100.000 человек Учреждения культуры     Зрительских мест на каждые 5.000 жителей       4-5
Услуги концертных организаций и коллективов филармоний по проведению концерта Концертные залы, филармонии Субъекты РФ Зрительских мест на каждые 200.000 человек 100-200
Услуги цирков Цирки, цирковые организации Субъекты РФ   Городские округа и городские поселения Организация культуры Организация культуры  

Примечания: Профессиональные театры могут иметь филиалы. За сетевую единицу принимаются театры, театры-филиалы по их видам (по законодательству филиал не имеет прав юридического лица). В субъектах РФ с населением от 800.000 человек создаются театры оперы и балета. В субъектах РФ с количеством государственных языков более одного могут создаваться театры драмы и театры для детей в количестве, соответствующем количеству установленных государственных языков. Необходимое количество зрительских мест устанавливается из расчета 2-3 места на каждую 1000 детей для театров кукол и ТЮЗов. Профессиональные театры могут создаваться в городских округах и городских поселениях, если они располагаются в ЗАТО (закрытое административное территориальное образование – это города, связанные с оборонной промышленностью (раньше было) и атомной энергетикой (сейчас осталось). Они получают отдельное финансирование, им все по боку!!!).

 

Концертные залы, филармонии могут иметь филиалы. Необходимое количество зрительских мест для городских поселений и городских округов устанавливается из расчета 2-4 места на каждую 1000 жителей. В городских поселениях и городских округах с числом жителей от 100.000 человек создается 1 организация.

 

Цирки и цирковые организации могут иметь филиалы в муниципальных образованиях субъектов РФ.

 

Какая преследовалась цель? Осовременить нормативы, учесть проходящие реформы:

1). Бюджетная реформа – переход от финансирования учреждений к финансированию услуг.

2). Реформа местного самоуправления – исчезло понятие город, а появилось понятие городской округ и городское поселение, изменилась официальная система расселения.

 

Основные тенденции развития отрасли «культура и искусство»

на современном этапе.

 

1). Разрушение отраслевой «вертикали» – формирование иерархии органов управления культуры на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Всю культуру растащили по этажам. Государство – федеральный и региональный уровень. Муниципалитет отдельно. На каждом уровне есть 3 ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная.

Уточнение функций и разграничение доходов и расходных обязательств в области культуры органов власти разных уровней. Т.е. разграничиваются все уровни власти, потом у каждого уровня – свои доходы и расходы. Доходы определяются налоги. Они не пересекаются. На деле доходов мало (!), а расходов много.

2). Изменение принципов бюджетного финансирования культуры. Эти принципы становятся более рыночными. Как сейчас у нас финансируются театры? По смете – зарплата по штатному расписанию (оно состоит из единиц, раньше выбивались ставки, все складывалось исторически). Финансирование не целевое, финансируют просто по факту существования, качество выполняемой работы никак на финансирование не влияет.

Переход от финансирования сети организаций к финансированию услуг, т.е. увязка финансирования с достигаемыми результатами деятельности.

БОР – бюджетирование, ориентированное на результат (бюджетная реформа).

3). Структурные сдвиги в отрасли. Меняются пропорции, численность каких-то учреждений сокращается (как правило, массовые учреждения – библиотеки, клубы, парки культуры и отдыха; могут терять до 1000 людей), каких-то увеличивается (театры, концертные организации, коллективы, музеи, НО они увеличиваются всего на десятки).

4). Диверсификация и интеграция.

Диверсификация – изменение деятельности в сторону ее расширения.

Развитие новых типов учреждений культуры, которые одновременно используют многообразные формы деятельности, относящиеся к различным видам учреждений культуры и даже к другим отраслям социальной сферы.

Например, театр помимо показа спектаклей, проводит обучение (создает школы, студии), полиграфическую деятельность, творческие вечера (досуговый блок), концерты, музеи. Т.о. театр превращается в культурный эстетический досуговый центр.

Куда вписаться с такой широкой деятельностью? В форму 7-НК (клубные учреждения)

 

«Российская газета» от 7 октября статья Серебренникова и Гондурея о культурной политике.

 

Параллельно с ними идет специализация (наоборот). Например, театр одного актера, клуб пенсионеров, центр фольклора. Т.е. происходит сегментация рынка. Тут уже исходят не из потребности населения, а из потребности отдельного лица.

5). Развитие альтернативных государственным организаций культуры. Формирование частного сектора (не обязательно коммерческого). Источники заработка – в концертных организациях, галерейном деле. С 1990х годов.

До 1917 – монополия императорских театров.

6). Расширение спектра общественных движений и объединений в культуре. В Советское время ЦК КПСС определял культурную политику. Сегодня не только органы власти, НО и общественные объединения должны все решать – творческие союзы (СТД; как правило, объединение физических лиц), ассоциации (объединение юридических лиц), партии, профсоюз (профессиональный союз работников культуры).

Становление государственно-частного партнерства. Партнерство органов власти и общественности. Государство понимает это так, что бизнес будет помогать государству, а общественность – что государство будет помогать им.

7). Разделение организаций культуры на коммерческие и некоммерческие (по целям извлечения прибыли).

Развитие коммерческого сектора, рассматривающего культурную деятельность как вид бизнеса.

У нас в шоу-бизнесе очень мало организаций зарегистрировано как коммерческие!!

8). Появление нетрадиционных, внебюджетных источников финансирования государственных (муниципальных) учреждений: доходов от реализации авторских прав, доходов от предпринимательской деятельности, средств спонсоров и благотворителей, грантов благотворительных фондов.

9). Развитие элементов рыночной инфраструктуры культурной деятельности – театральных агентств, продюсерских фирм, биржи, фондов…

10). Необходимость переосмысления роли организаций и органов управления культурой, внедрение в их деятельность современных технологий.

Переосмысление роли органов управления – контролировать процесс (например, Минкульт, НО в театре есть свой директор; тогда контроль финансовых средств, назначает-увольняет директора); должны проводить культурную политику – поддерживать творцов, общественные инициативы и т.д. Это должен уже проводить не один Минкульт, а все государство в целом.

Переосмысление роли организаций – миссии.

Новые требования к кадрам культуры – возрастают. Подготовка кадров слабая.

Внедрение новых технологий – информационные, управленческие – социально-культурное проектирование, фандрейзинг (привлечение финансовых средств), PR (связи с общественностью), маркетинг…

 

 

Тема 3: Ресурсный потенциал культуры.

 

Ресурс (фр. – вспомогательное средство, источник). В экономике это синонимии фактора производства.

В качестве ресурсов культуры можно рассматривать средства, возможности, которые используются для создания и освоения культурных ценностей и благ.

 

Ресурсы можно разделить на 2 вида:

1). Ресурсы производства – те факторы, которые лежат на стороне производителя (организация)

Экономические ресурсы:

-финансовые

-материальные (здания, оборудование, декорации, реквизит)

-трудовые (штатная численность)

-природные (земля, водоемы, зеленые массивы, месторасположение здания)

Экономические ресурсы характеризуются: ограниченностью, измеримостью, способностью накапливаться.

Иные ресурсы:

-творческие (талант)

-информационные

-интеллектуальные (уровень образования)

-временные

-правовые

-пространственные (специфика места – например, есть свои традиции, культурный город или нет)

-управленческая (сюда относится и PR – формирование имиджа)

 

2). Ресурсы потребления – ресурсы потребителя.

От чего зависят:

-уровень культурного развития

-наличие свободного времени

-доходы населения и цены на этот продукт

-личностные факторы (вкус, восприятие)

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сентября. На региональном уровне: республика, края, области (самые многочисленные), автономная область (Еврейская) | Октября. Материальные ресурсы – здания, сооружения, оборудования, реквизит и т.д
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.