Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные методы ценообразования

Итп

Иу-п – индекс условно-постоянных расходов (они не растут = 1);

Итп – индекс объема производства;

Ду-п – доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции.

 

В) Изменение величины себестоимости продукции от изменения норм и цен на материальные ресурсы (Снц):

+ (-) Снц = (1 – Ин * Иц) * Дм * 100 %

Ин – индекс норм на материальные ресурсы;

Иц – индекс цен на материальные ресурсы;

Дм – доля материальных ресурсов в себестоимости продукции.

Общая величина изменения себестоимости продукции в плановом периоде составит (Собщ.):

 

+ (-) Собщ. = + (-) Спт + (-) Стп + (-) Снц

 

Цен а – это денежное выражение стоимости товара. Или это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар.

В основе цены лежит полная себестоимость и прибыль производителя. Но по мере продвижения товара от производителя к потребителю в нее включаются надбавки посредников и налоги.

От уровня цены зависят:

- величина прибыли предприятия;

- конкурентоспособность продукции и предприятия;

- финансовая устойчивость предприятия.

Цена выполняет ряд важнейших функций.

Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции.

- Цена определяет сколько затрачено труда и материальных ресурсов на изготовление продукции и размер прибыли.

- Цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, таких как НД, СТП предприятий и отраслей, ПТ, Фо, рентабельность и т.д. Таким образом, цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений.

Распределительная функция состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственными и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.

Эта функция реализуется через включение в себестоимость налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и др., а так же через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).

Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на нее. Слишком низкие цены могут оказывать обратное действие.

Цены классифицируются по следующим основным признакам.

1 По отраслям и сферам обслуживания.

Цены различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижения они формируются. Обычно тавр проходит три стадии товародвижения:

Предприятие – оптовая торговля;

Оптовая торговля – розничная торговля;

Розничная торговля – потребители.

Соответственно этим стадиям товародвижения выделяют три основных вида цен: оптовые цены предприятия (отпускные цены), оптовые цены промышленности, розничные цены.

По стадиям ценообразования.

Оптовые цена предприятия (отпускная цена) Это цена, по которой реализуется продукция предприятия-изготовителя.

Цопт.пр. = Сс производителя + Пр производителя + Налоги (акциз, НДС)

Оптовая цена промышленности или оптовая цена посредника. По этой цене снабженческо-сбытовые и оптовые предприятия продают продукцию торговли.

Если к оптовой цене предприятия добавить посредническую надбавку (издержки + прибыль + НДС снабженческо-сбытовых организаций), то получим оптовую цену промышленности.

Цопт.пром. = Цопт.пр.+ Посредническая надбавка (издержки + прибыль + НДС снабженческо-сбытовых организаций).

Розничные цены. По этим ценам торговые организации реализуют продукцию населению.

Если к оптовой цене промышленности добавить торговую наценку (издержки + прибыль + НДС розничной торговли) получим розничную цену.

Цр = Цопт.пром. + Торговая надбавка (издержки + прибыль + НДС торговли)

Оптовая цена промышленности может совпадать с оптовой ценой предприятия (если предприятие, выпускающее продукцию, само реализует ее розничной торговле). И оптовая цена предприятия может совпадать с розничной ценой (если предприятие само реализует продукцию через свой магазин).

Разновидностью оптовой цены предприятия является закупочная цена, когда речь идет о закупке сельскохозяйственной продукции снабженческо-сбытовыми организациями.

Закупочные цены. По этим ценам производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее промышленным предприятиям для дальнейшей переработки.

Приведем состав розничной цены.

Себест. пр-ва и реал.   Прибыль производителя   Косвенные налоги     Посредническая надбавка   Торговая надбавка  
Акциз   НДС   Сс посредника   Пр посредника       НДС   Сс торговли Пр торговли НДС
Оптовая (отпускная) цена предприятия    
Оптовая цена промышленности (посредника)
Розничная цена
                   

 

Цены на строительную продукцию.

Применяются три вида цен на строительную продукцию.

А) Сметная стоимость – затраты на строительство объекта.

Б) Прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции строительного объекта (1 м2 жилой площади, 1 м2 малярных работ).

В) Договорная цена – устанавливается по соглашению между заказчиком и подрядчиком.

Внешнеторговые цены- по этим ценам осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров услуг. Они подразделяются на экспортные и импортные.

А) Экспортные - цены, по которым российские производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке.

Б) Импортные – цены, по которым российские фирмы закупают товары (услуги) за рубежом. Эти цены устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны косвенных налогов (акциз, НДС).

Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения.

Тарифы и услуги – система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям.

 

2 В зависимости от степени участия государства в процессе ценообразования:

Рыночные цены. Складываются под влиянием коньюнктуры рынка. Они подразделяются на свободные, монопольные, демпинговые.

А) Свободные цены устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения.

Б) Монопольные цены. Устанавливается не только под влиянием спроса и предложения, но и господства монополистов на рынке данного товара. Такая цена обычно является соглашением между монополистами с целью получения возможно большей прибыли от продажи товара.

В) Демпинговые цены – искусственно заниженные цены на товары внешнего и внутреннего рынка с целью его завоевания.

Регулируемые цены. Складываются на рынке в процессе государственного воздействия. Регулируемые цены подразделяются на фиксированные и предельны.

А) Фиксированная цена – регулируемая цена твердо установленной величины. Например, цена на природный газ, электроэнергию, золото, перевозку грузов.

Б) Предельная цена – регулируемая цена, ограниченная верхним или нижним пределом, в качество которого может выступать размер снабженческих или торговых надбавок, уровень рентабельности.

 

3 В зависимости от территории действия различают единые и региональные цены.

Единые или поясные цены устанавливаются на те виды продукции, на которые распространяется государственное регулирование. Это энергоносители, электроэнергия, квартирная плата и др.

Региональные (местные) цены могут быть оптовыми, закупочными, розничными и устанавливаются региональными органами власти и управления. Например, жилищно-коммунальные и бытовые услуги.

2. В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют:

Виды транспортных расходов, включаемых в цену продукции

Цена продукции на складе поставщика Расходы по доставке продукции на станцию отправления Расходы по погрузке продукции в вагоны на станции отправления Расходы по транспортировке до станции назначения Расходы по выгрузке продукции из вагона на станции назначения Расходы по доставке от станции назначения до склада потребителя
Франко-склад поставщика          
Франко-станция отправления
Франко-вагон станция оправления
Франко-вагон станция назначения
Франко-станция назначения
Франко-склад потребителя

«Франко» означает, до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в состав цены.

Так, при цене «франко-склад поставщика» все расходы по доставке продукции несет покупатель. При такой цене потребители заинтересованы в минимизации транспортных расходов, покупке товаров в близлежащих географических пунктах.

Цена «франко-склад потребителя» означает, что в цену включены все транспортные расходы. Это единая цена для всех покупателей независимо от их местоположения и включает единые транспортные расходы (средняя стоимость всех перевозок). Такая цена выгодна покупателям, удаленным от места производства продукции, поскольку фактические транспортные расходы превышают средние.

 

3. По характеру ценовой информации различают цены фактических сделок, аукционные, биржевые и справочные цены. Кроме того, рассчитываются ценовые индексы.

Цены фактических сделок содержат информацию о реальных ценах купли-продажи товаров (услуг) на рынке. Цены фактических сделок подразделяются на твердые, с последующей фиксацией и подвижные (скользящие).

А) Твердые (постоянные) – устанавливаются в момент оформления контракта и не меняются в течение всего срока его действия.

Б) цены фактических сделок с последующей фиксацией – используются в процессе исполнения контракта, в котором указаны момент и принцип фиксации (перед поставкой каждой партии, перед началом каждого календарного года).

В) Подвижные (скользящие) цены определяются в момент заключения контракта, но при этом делается оговорка о их пересмотре при изменении элементов цены или конъюктуры рынка.

Аукционные цены – цена покупки или продажи товара на аукционе.

Биржевые цены - это результаты биржевых торгов, показывают состояние спроса и предложения на данный товар. Такие цены распространяются на массовые сырьевые и продовольственные товары – зерновые и масличные культуры, цветные металлы, лесное сырье и т.д.

Справочные цены - информируют о цене продажи товаров производителя. Носят ориентировочный характер и могут отклоняться от цен фактических сделок.

Ценовые индексы – это показатель динамики цен за определенный период. Рассчитываются как отношение отчетного периода к базисному.

 

6. В классификации цен отдельно выделяют цены, используемые в статистике: текущие, средние, сопоставимые.

Статистические цены позволяют анализировать и выявлять тенденции в динамике цен, объемов производства и реализации товаров, а так же осуществлять анализ стоимостных показателей.

Отдельно можно выделить сезонные цены, действующие в пределах определенного периода времени

Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровне.

 

Ценообразование – это процесс установления цены на конкретный товар.

На установление цены влияют внешние факторы. Это:

1. Тип рынка.

На рынке чистой конкуренции при множестве продавцов и покупателей никто из производителей не может оказать решающего влияния на уровень цен. Цены контролирует рынок.

На рынке монополистической конкуренции действует много продавцов и покупателей, совершающих сделки не по единой цене, а в широком диапазоне цен. Здесь очень важно то положение, которое занимает предприятие, если оно является лидером, то может контролировать цену.

Олигополистический рынок – имеет небольшое число продавцов, которые контролируют цены на товар. Новому производителю трудно проникнуть на рынок и преодолеть конкуренцию.

Рынок чистой монополии представлен одним производителем. Цены устанавливаются в зависимости от целей государственной или частной монополии. В основе такого рынка лежит монопольная цена, которая контролируется государством.

2. На процесс ценообразования влияют участники каналов товародвижения:

- поставщики материальных ресурсов, повышая цены на закупаемые предприятием ресурсы, вынуждают повышать цены на продаваемую продукцию;

- посредники, реализующие товар, так же увеличивают цену;

- покупатель воздействует на производителя через спрос. При высокой цене на товар предприятие сталкивается с ограниченным спросом на продукцию, что является стимулом к снижению цены.

3. Политика государства.

Свобода предприятия в установлении цены ограничивается государством. Это:

- установление уровня цены (фиксированные цены на уголь, нефть, газ, электроэнергию и т.д.; замораживание свободных цен с целью ограничения инфляции; фиксирование монопольных цен, которые ограничивают свободу конкуренции);

- регулирование рыночной цены (установление предельной надбавки, предельного уровня рентабельности);

- ввод запретов (на демпинг товаров – по цене, ниже себестоимости; запрет на горизонтальное фиксирование цен – соглашение предприятий о поддержании цен на определенном уровне и т.д.)

После установления внешних факторов, оказывающих воздействие на ценообразование, предприятие переходит к процессу формирования исходной цены.

Порядок установления цены включает несколько этапов:

1. Определяются цели ценообразования (обеспечение выживаемости, максимизация прибыли, завоевание лидерства на рынке).

2. Определение спроса на товар.

3. Оценка издержек производства.

4. Анализ цен и товаров конкурентов.

5. Выбор метода ценообразования.

 

1. Одним из наиболее распространенных является метод, ориентированный на затраты. Это «Издержки плюс прибыль».

В этом случае цена равняется полной себестоимости плюс прибыль, рассчитанная в процентах от себестоимости продукции.

Ц = Сс * (1 + Р)

Например, если себестоимость единицы продукции составляет 10 руб., а производитель желает получить прибыль в размере 20 %, то цена будет равна: 10 * (1 + 0,2) = 12 руб.

Недостаток этого метода заключается в том, что он не учитывает спрос и конкуренцию.

И не смотря на это такой метод расчета цены остается популярным по ряду причин:

- продавцы лучше знают свои издержки, чем владеют информацией о спросе;

- при использовании такого способа установлении цены большинством производителей товара их цены будут схожими, что сводит ценовую конкуренцию к минимуму.

 

2. Метод ценообразования на основе безубыточности и обеспечении целевой прибыли.

Метод основан издержках. Он предполагает установление цены на таком уровне, при котором выручка от реализации товара покрывает затраты на его производство. Для этого определяется точка безубыточности по формуле:

 

Зсов.пост 250000

V = ------------------- = ------------ = 4545

Цед. - Зпер.ед. 100 – 45

 

То есть, для достижения безубыточности предприятие должно производит 4545 изделий. Ниже этого уровня производство будет убыточным.

Такая цена (100 руб.) покроет при данном объеме производства (4545 изделий) все затраты. Каждая единица товара, проданная сверх этого количества, принесет предприятию 55 руб. прибыли (250000: 100*45).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внепроизводственные (коммерческие) расходы | Параметрический метод
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.