КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные темы и этапы экзистенциализма
Мая Апреля Апреля Апреля
Психоаналитическая антропология.
Классический психоанализ Зигмунда Фрейда. Фрейд (1856-1939). У него было 2 кошмара в жизни – кино и его собственная биография. Есть киносценарий, посвященный Фрейду французского драматурга Жан Поля Сартра. 20 операций – рак гортани. Перед смертью просит врача сделать ему укол морфия и засыпает. Антропология – учение о человеке. Фрейд считал, что его открытия можно охарактеризовать одним словом – «бессознательное». Есть фильм «Прощайте, доктор Фрейд». Знакомство с Мартой. Ему сразу было понятно, что это его любовь. Когда теща познакомилась с Фрейдом, она посчитала, что он еще не встал материально на ноги. Сублимация – воплощение в реальной деятельности запретных желаний. 1906 – ученики подарили золотой медальон – с одной стороны сам Фрейд, с другой – Эдип, который разгадывает загадку Сфинкса. Эрнст Джонс – автор биографии Фрейда. «Шпенглер. Закат Европы». 1929 – политический процесс против Троцкого Психоанализ: 1). Теория бессознательного (фундамент). 2). Теория неврозов или учение о детской сексуальности (производное). 3). Теория о сновидении (связующее звено). Человек по Фрейду – человек играющий.
1). Теория бессознательного. Ядро бессознательного – трехслойная структура человеческой психики, триединство – Оно, Я, Сверх – Я. Бессознательное (ОНО) – биологическое прошлое. Сознание (Я) – переживаемое настоящее. Предсознание – общественное прошлое, история (СВЕРХ – Я). Инстинкты: либидо, воля к власти, страх к смерти, разрушительные… Черты бессознательного: 1). Вневременность (Фрейд полагал, что то, что было запрещено вчера, сегодня уже можно). 2). Наследственность. 3). Инфантильность. 4). Активность. 5). Иррациональность. Бессознательное подчиняется принципу удовольствия, а сознательное – принципу реальности. Механизмы взаимодействия между сознанием и бессознательным: 1). Вытеснение (перевод психологического содержания из сознания в бессознательное и удерживание его в нем, сродни подавлению). 2). Сублимация. 3). Проекция (бессознательная попытка избавиться от навязчивой идеи, приписав ее другому лицу). 4). Образование противоположной реакции (изменение, неприемлемое для сознания реакции на противоположное). 5). Вымещение (бессознательная переориентация импульса или чувства на другое более доступное чувство). 6). Рационализация (самообман, бессознательная попытка рационально обосновать абсолютный импульс или идею).
Юнг трактовал сублимацию как алхимический трюк.
Франс Кавка «Письмо к отцу».
3). Теория о сновидении. Сновидение – процесс, который скрытую латентную мысль зашифровывает в повествование. Фрейд рассматривает, каким образом сновидения превращаются в законченные произведения искусства. Механизмы трансформации латентной мысли: 1). Сгущение (лаконичность). 2). Сдвиг цензуры. 3). Образное представление (сны мы видим визуализация). 4). Вторичная обработка (сон не обладает качеством абсурдности, а предстает связным сценарием, в котором наши фантазии заполняют все пробелы).
Фотографический анализ личности художника – когда биография художника анализируется через его болезни.
Аналитическая психология Карла Густава Юнга. Юнг (1875-1961). В детстве мечтал быть археологом. Ощущал себя на двух уровнях – Личность №1 и Личность №2. Днем это был прилежный школьник, который играл с другими детьми, а когда возвращался домой, чувствовал что-то сказочное, удивительное. У него есть биографическая работа «Воспоминания, сновидения, размышления».
Юнг от микротреугольника идет к макропроцессам культуры.
У Юнга есть статья «Пикассо».
В течение полу года до августа 1914 ему снился один и тот же сон – карта Западной Европы, по ним стекают реки крови, а в них плавают тела. Как только началась война, сон прекратился.
Юнг считал, что врач, аналитик, любой человек должен сначала поработать над собой. Познакомился с Фрейдом в 1907.
Фрейд исследует индивидуальное бессознательное, а Юнг – коллективное бессознательное (содержанием которого являются архетипы). У Фрейда либидо – только сексуальное, у Юнга – весь комплекс. У Фрейда – 3хслойная структура. У Юнга – 4хслойная (смотри рисунок).
Архетипы – 1). Дремлющая мысль-форма. 2). Врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Это не образы, как таковые, а предрасполагающие факторы. Врожденность – тенденция реагировать эмоционально. 3). Структурные предпосылки образов, существующие в глубинной сфере коллективного бессознательного как запечатленный опыт жизни всего рода. 4). Это праформы, прообразы поведения человека. 5). Определение самого Юнга – неосознаваемые, эмоционально заряженные образы, впечатления, реакции, накопленные человечеством в коллективной памяти, которые образуют глубинные слои личности.
Архетипы Юнга: помимо литературных называет САМОСТЬ, ТЕНЬ, АНИМА (с лат. душа), АНИМУС (дух), ПЕРСОНА.
Юнг выделяет 2 типа мышления – продуктивное (логическое мышление, направлено во вне, обеспечивает приспособленность к реальному миру; такое мышление человек получает за счет образования; протекает в понятиях, в процессе мы утомляемся) и непродуктивное (художественное мышление, протекает в образах, нас этот тип мышления не утомляет). Ни одного из этих типов не существует.
САМОСТЬ и ТЕНЬ – антиподы. Положительный центр – самость, отрицательный – тень. НО это мы не осознаем, только чувствуем. Самость – символ целостности личности, фиксирует положительное начало человека, как организующий центр бессознательного. Самость – универсальный символ идеала как психической целостности. Тень – все низменное, отрицательное, то, что есть в каждом человеке, НО человек не хочет этого видеть. Процесс индивидуации по Юнгу – переход от тени к самости. «Каждый отбрасывает тень…»
Персона (маска, личина) – то, как мы проявляем себя в отношении с другими людьми. Речь идет о системе ролевых ожиданий. Маска должна быть гибкой, эластичной, является компромиссом между человеком и миров. Маска должна быть развитой.
Анима (женское начало в мужчине) и Анимус (мужское начало в женщине). Ученики и ученицы Юнга разработали стадии развития анимы и анимуса. Образ анимы (женское начало в мужчине) формируется под влиянием матери. Если оно отрицательно, то выражается в раздраженности, неуверенности, повышенной возбудимости. Бывает в форме эротической фантазии. Анимус – не так часто бывает в форме эротической фантазии, а в форме убежденности в своей правоте. Она убедительна, но не по существу. Такого типа женщины вынашивают разрушительного типа замыслы.
Стадии развития анимы и анимуса. Анима: 1 стадия). Когда анима ассоциируется с хтоническим существом, инстинктивные биологические связи – Ева. 2 стадия). Олицетворяется романтический и эстетический, которому еще присущи черты сексуальности – Елена из 2 части «Фауста» 3 стадия). Дева Мария – образ, поднимающий любовь до вершин духовной преданности. 4 стадия). Высшая мудрость, превосходящая святость и чистоту – Афина, Минерва, София.
Анимус: 1 стадия). Физически совершенный представитель мужского пола – Тарзан. 2 стадия). Романтический герой, склонен действовать, олицетворяет инициативу, может планировать свои действия, он многолик в профессии – Хемингуэй. 3 стадия). Носитель слова, интеллекта, которому все подвластно – влюбленность в учителя, религиозный деятель. 4 стадия). Воплощение смысла – носители только духовных мыслей.
Юнг говорит об амбивалентности всех образов (ни хорош, ни плох).
Отношение к личности художника.
«Психология и поэтическое творчество». Делит все произведения искусства на 2 типа творчества – психологический и визионерский (визионарный) Юнг считает подлинным визионерский тип творчества.
Антонио Минегетти – «Кино. Театр. Бессознательное» - как и Юнг делит на типы.
Позитивизм: сущность и основные этапы развития.
Позитивизм – философское направление, основанное на принципе, что все подлинное знание может быть получено как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения и что философия, как самостоятельная наука, претендующая на автономное исследование реальности, не имеет право на существование. Позитивизм – от слова позитивный, положительный. Это направление молится на факты, наука описывает эмпирические данные, обожествляют природу, обожествление факта!!!!!!!!!! Опыт понимается по-разному.
Источники – Паскаль, Кьеркегор, Ницше и Достоевский. Философия жизни. Человеческое существование не может быть описано исключительно рационалистическим путем. Поиск существование (экзистенции). Основные этапы развития экзистенциализма.
Жан Поль Сартр – «Экзистенциализм – это гуманизм» (1946 – его лекция).
Экзистенциализм религиозный и атеистический.
Сартр заканчивает работу «Бытие и ничто». Вывод его работы: экзистенциализм – это оптимистическое воззрение, не субъективизм. Сартр пишет, что его упрекали в натурализме.
Почему и то и другое объединяет одно положение «Существование предшествует сущности». Человек сначала появляется, и только после этого он определяется. Экзистенция – тревога, забота.
«Мы осуждены быть свободными».
История жизни любого человека, есть история поражения. Сартра интересует красивая траектория падения. (Берет несколько личностей и биографий – Флобер, Жене), пишет автобиографическую повесть «Слова» – как человек становится тем, кто пишет, тем, кто хочет говорить о воображаемом.
Сартр – «в счет идет только реальность». Мечтателя можно оценить, как отрицательное явление.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |