КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные идеи философии Артура Шопенгауэра
Марта Марта
Тема семинара – Философия жизни. Тема занятий – Иррационалистическая философия второй половины 19 века. 3 имени – Кьеркегор (1813-1853), Шопенгауэр, Ницше.
1830 – умирает Гегель, это время его триумфа. Триумф одновременно означает исчерпанность. Далее существование различных школ был процессом разложения гегелевской системы и процессом реакции на гегелевскую систему. Были 2 школы: старыегегелианцы и неогегелианцы.
Кьеркегор – датский мыслитель. Датчане гордятся двум своими мыслителями: Кьеркегором и Андерсеном. Кьеркегор говорил: «Андерсена интересуют галоши счастья, а меня ботинки, которые жмут». Считает главной идеей своей философии – возможность выбора. Его называют первым экзистенциальным мыслителем. Экзистенция (в переводе с позднелат.) – существование. Коренное отличие от классической философии – поиск сущность вещи, суть новой философии – экзистенция. Принцип объективной истины – главный для Кьеркегора. Раз Кьеркегор является представителем экзистенциальной философии, то и тексты меняются. «Дневник обольстителя» (книга, которую мы часто можем встретить на прилавках книжных) – 1 часть главной его работы «Или или» У него 28 томов сочинений, 14 из них – дневники, предназначенные для публикации. Фразы дневников: «отец – крест, установленный на могиле всех моих желаний». Отцу его было 56 лет, когда тот родился. Фигура отца очень важна. В детстве Кьеркегор проклял Бога – он погрозил на небо кулачком. Всю жизнь не мог об этом забыть, ждал наказания. Дожил до 82 лет, воспринимал это как наказание! Кьеркегор влюбляется в девушку по имени Регину, происходит помолвка, вскоре разрывает ее, никому ничего не объяснив, и сбегает. После чего пишет «Дневник обольстителя», в котором раскрывает историю их отношений с Региной. Он думал, что чувства прошли, возвращается, видит Регину, понимает, что ничего не забыто, снова убегает и пишет произведение «Повторение» - лирико-поэтическое повествование. Эти два произведения могут составить дилогию. «Афоризмы и эстетика» - еще одно произведение. Основное произведение Кьеркегора – «Или или» (может существовать под другими названиями - «Либо либо», «Все или ничего»). Произведение состоит из 2 частей: «Записки А» - эстетический тип личности (там и «Дневник обольстителя», «Афоризмы и эстетика», «Опера Моцарта «Дон Жуан») и «Записки Б» («Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал»). Его необычно воспитывали. Вообще он был замкнутым мальчиком, не любил гулять с друзьями и т.д. Отец, вместо того, чтобы отправить сына гулять, устраивал следующие прогулки: они переходили из комнаты в комнату, представляя, что видят других людей, экипажи с лошадями, они разговаривали с прохожими. После такой прогулки мальчик был не менее уставшим, чем от реальной прогулки. Лев Шистов «Киргегаарт» (Кьеркегор) и «Экзистенциальная философия». Меняется система категорий. Учение о единичном – главное учение Кьеркегора.
Учение о трех типах экзистенции. Или учение о трех образах жизни, стиля жизни, сферы жизни. В чистом виде они редко встречаются. Типы экзистенции: 1). Эстетический тип личности. 2). Этический тип личности. 3). Религиозный тип личности. У Кьеркегора есть образы, которые иллюстрируют каждый тип личности. Основные представители эстетического типа личности: Дон Жуан, Нерон, Моцарт, Фауст «Записки А». Этический тип личности: Сократ «Записки Б». Религиозный: Авраам «Страх и трепет». Главная цель в жизни эстетика – наслаждение, главная установка – игровая. Эстетик ждет чудо, ждет, когда случится преобразование реального «Я». Он периодически наведывается к реальному «Я». Эта эстетическая установка связана с романтизмом. Ироническая форма ответа дает возможность эстетику существовать. Он должен перейти на этическую стадию спасения. Конечно, стадий гораздо больше, чем три. Между этической и эстетической стадией есть промежуточная стадия – ирония. Между этической и религиозной – юмор. Религиозных стадий – две: Религиозность А, Религиозность Б.
У Кьеркегора существует статья «О моей деятельности как писателя», где он делит все свои произведения на 3 блока: 1). Эстетическая точка зрения (фрагменты «Или или», «Страх и трепет», «Повторение», «Понятие страха», «Философские крохи», «Этапы жизненного пути»); 2). Промежуточные сочинения («Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам…»); 3). Религиозные произведения («Жизнь и власть любви», «Крестьянские речи», «Смертная болезнь»).
Иррационалистическая философия.
Кьеркегор пытался «стереть антикварную пыль с истин, к которым мы привыкли». Экзистенциальное сообщение – очень личное сообщение. Он монтирует 4 кадра, следовательно, 4 Авраама, совершенно разных. Экзистенция – то, как я встречаю эту жизнь. Форма косвенной коммуникации (не напрямую) – способ сообщения Кьеркегора. Кьеркегор – религиозный мыслитель. Перед лицом комического исчезают все признаки экзистенциального сообщения.
Религиозность «А» – религиозное сознание вообще. Индикатором предрасположенности к религиозному сознанию – чувство вины. Сначала перед любимым человеком, потом – шире. Религиозность «Б» – христианский этап. Как убийство рассмотреть как священное деяние?
Религиозная стадия – этический выбор (Я выбираю) эстетически возможный (Бог – то, о чем мы грезим).
Ларс фон Триер «Рассекающая волны» («Рассекая волны»).
Шопенгауэр (1788-1860). Был честолюбивым. 1818-1820 – было написано основное его произведение «Мир как воля и представление» (3 том!). Был доцентом берлинского университета. Постоянная вражда с Гегелем. Они не поделили позиции в университете. С 1846-1850 – «комедия моего успеха». Он с годами стал более желчным. Когда он работал, он не переносил никаких посторонних звуков. 1818-1850 – весь в трудах, написал много работ. «Мир как воля и представление» Введение. Адаптация системы Канта – вот принцип Шопенгауэра. 3 основных источника философии Шопенгауэра – Кант, Платон, Панишадо (древнеиндийская философия). Работа состоит из 4х частей: 1). «Мир как представление, размышление первое: представление, подчиненное закону достаточного основания: объект опыта и науки» (учение о познании) 2). «Мир как воля, размышление первое: объективация воли» (метафизика, здесь он говорит об объективации воли в природе – магнетизм, приливы-отливы, половой инстинкт) 3). «Мир как представление, размышление второе: платоновская идея: объект искусства» (эстетика) 4). «Мир как воля, размышление второе: утверждение и отрицание воли к жизни при достигнутом самопознании» (этика, идеал нирваны – состояние просветленной умиротворенности души и полного покоя, граничащего с исчезновением сознания)
Древнеиндийская философия – берет оттуда идеал нирваны. Сохраняет «Вещь в себе» (у Канта), но отождествляет ее с Мировой Волей. У нас это выглядит как воля к жизни. Мировая воля не может быть познана. Сходства с Кантом: Шопенгауэр отбросил различие между чувственностью и рассудком. У Шопенгауэра есть 3 формы познания: время, пространство и причинность. Ему нравилась кантовская идея приоритета практического разума над теоретическим. В этом приоритете Шопенгауэр увидел первенство волевого начала. Он убирает антиномичность разума и приписывает разуму функции рассудка. Самоубийство он отвергает. Самоубийца свою волю к жизни, нерастраченную, отдает Мировой Воле, усиливая ее. Шопенгауэр называет 2 ступени самоуничтожения воли: 1). Эстетическая (здесь ему необходим Платон). Искусство Шопенгауэра выполняет 2 функции: гноссиологическую (помогает познать мир) и онтологическую (освобождение от страдания) 2 ступень). Идеал – монах
«Принуждая себя не делать все, что хочется, следует делать все, что тебе не хочется».
Томас Манн: «Артур Шопенгауэр – самый рациональный из всех иррациональных философов».
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |