Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Система обучения

Принципы обучения ИЯ в контексте диалога культур (по Сафоновой В.В.)

Социально-педагогические принципы:

n принцип международно-ориентированного воспитания личности, развитие ее гуманистического потенциала;

n принцип осуществления гуманитарной подготовки обучаемых в контексте диалога культур;

n принцип обучения технологии социальной адаптации индивида к постоянно изменяющейся жизни общества;

Психологические принципы:
(по Сафоновой В.В.)

n принцип деятельностного подхода;

 

n принцип поэтапного формирования межкультурных ЗУНов;

 

n принцип учета индивидуально-психологических особенностей обучающихся;

 

n принцип гуманизации межличностного учебного общения и создания положительного эмоционального фона общения;

n принцип комплексной мотивации;

Лингводидактические принципы:
(по Сафоновой В.В.)

n стилистической дифференциации;

n минимизации;

n объяснительной силы;

n оптимальности;

n системного и функционального подхода к отбору, описанию и интерпретации фактов языка и культуры.

Дидактико-методические принципы:
(п о Сафоновой В.В.)

n принцип сознательности;

n приоритета творческой активности обучающихся в учебном процессе;

n принцип приоритета проблемных заданий;

n принцип междисциплинарной взаимообусловленности всех компонентов в системе культуроведческой подготовки специалистов;

n принцип функциональной адекватной реальности наглядности.

Общие методические принципы:
(по Сафоновой В.В.)

n принцип обучения в контексте диалога культур;

n принцип бикультурного коммуникативного развития обучающихся в условиях иноязычного общения;

n принцип развития коммуникативно-речевой культуры в единстве с другими видами культуры;

n принцип опоры на родной язык;

n принцип профессионально-профильной направленности иноязычного общения;

n принцип опоры на функционально адекватный аутентичный текст;

n принцип социокультурного и коммуникативно речевого содержания учебного общения.

 

Под системой обучения в методике понимается совокупность основных компонентов учебного процесса, определяющих отбор учебного материала для занятий, формы и способы его подачи на занятии, методы и средства обучения. Выделяются следующие компоненты системы обучения: подходы к обучению, цели и задачи, содержание, процесс, принципы, методы, средства, организационные формы обучения. Все компоненты системы находятся в тесной зависимости, однако доминирующая роль внутри системы принадлежит целям обучения, которые формируются под влиянием гос. заказа, среды обучения и влияют на выбор подходов к обучению, методов, принципов, средств и организационных форм обучения. Система обучения через посредство вышеуказанных компонентов реализуется (функционирует) в учебном процессе, организационно-структурной единицей которого на занятиях по практике языка является – практическое занятие, а функциональной – система речевых действий и операций, объединяемых в циклы учебной деятельности.

Речевое действие – это высказывание лица (обучающегося или преподавателя), оформленное виде предложения (или сочетания предложений), обращенное к другому лицу и вызвавшее у него ответное действие. Речевые действия в методике воспринимаются как единицы обучения. В их основе лежат речевые операции, единицы речемыслительного процесса. Если операциисвязаны с речевыми навыками, то действияс речевыми умениями. В свою очередь речевые действия являются компонентами речевой деятельности.

Учебный процесс
Практ занятия Лаборат работа Лекция Семинар Пед практика
Речевые операции Речевые действия
Речевая деятельность

 

 

Основные компоненты учебного процесса составляют совокупность объектов изучения и исследования (см. Схему ниже). Учебный процесс организован таким образом, что в нем движущими силами являются объективные и субъективные факторы.

Субъективные факторы – обучающая деятельность преподавателя, учебная деятельность учащегося.

Объективные факторы – это организация обучения: цель обучения, содержание, методы, приемы, средства обучения.

Взаимодействие всех факторов строго необходимо. При нарушении одного из компонентов результата не наблюдается. (Например: отсутствие мотивации у ученика, плохая организация занятия у преподавателя, отсутствует цель занятия).

 

Характеристики системы обучения.

1) функциональность – способность быть реализованной под влиянием поставленной цели;

2) сложность – многокомпонентность и внутренняя взаимосвязь этих компонентов;

3) открытость – готовность под влиянием внешних факторов (среда, гос заказа) включать новые компоненты в свою структуру.

Классификация системы обучения:

По взаимодействию обучающего и обучающегося процесс обучения может быть: контактным (очная форма) и дистантным (заочная форма).

По способу организации: активным (обильная речевая практика учащихся) и информативным (внимание уделяется усвоению системы языка, языковым упражнениям, тренировке в чтении и переводе).

По связи содержания обучения с будущей профессией учащихся: контекстное (подбирается материал, необходимый для буд профессии учащихся) и внеконтекстное (нейтральный материал).

По реализации в обучении принципа сознательности: интуитивным (основан на подражании, активной имитации, речевой практике при минимальном использовании правил) и сознательным (знания о системе языка являются основой для практике в языке).

По характеру взаимодействия между преподавателем и обучающимся: ориентированным на учителя (где последний является главным источником информации на занятии); на ученика (инициатива в поиске информации на ученике, а обучение представляет собой процесс активного учения).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методические принципы | Филологический профиль
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.