КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Система обучения
Принципы обучения ИЯ в контексте диалога культур (по Сафоновой В.В.) Социально-педагогические принципы: n принцип международно-ориентированного воспитания личности, развитие ее гуманистического потенциала; n принцип осуществления гуманитарной подготовки обучаемых в контексте диалога культур; n принцип обучения технологии социальной адаптации индивида к постоянно изменяющейся жизни общества; Психологические принципы: n принцип деятельностного подхода;
n принцип поэтапного формирования межкультурных ЗУНов;
n принцип учета индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
n принцип гуманизации межличностного учебного общения и создания положительного эмоционального фона общения; n принцип комплексной мотивации; Лингводидактические принципы: n стилистической дифференциации; n минимизации; n объяснительной силы; n оптимальности; n системного и функционального подхода к отбору, описанию и интерпретации фактов языка и культуры. Дидактико-методические принципы: n принцип сознательности; n приоритета творческой активности обучающихся в учебном процессе; n принцип приоритета проблемных заданий; n принцип междисциплинарной взаимообусловленности всех компонентов в системе культуроведческой подготовки специалистов; n принцип функциональной адекватной реальности наглядности. Общие методические принципы: n принцип обучения в контексте диалога культур; n принцип бикультурного коммуникативного развития обучающихся в условиях иноязычного общения; n принцип развития коммуникативно-речевой культуры в единстве с другими видами культуры; n принцип опоры на родной язык; n принцип профессионально-профильной направленности иноязычного общения; n принцип опоры на функционально адекватный аутентичный текст; n принцип социокультурного и коммуникативно речевого содержания учебного общения.
Под системой обучения в методике понимается совокупность основных компонентов учебного процесса, определяющих отбор учебного материала для занятий, формы и способы его подачи на занятии, методы и средства обучения. Выделяются следующие компоненты системы обучения: подходы к обучению, цели и задачи, содержание, процесс, принципы, методы, средства, организационные формы обучения. Все компоненты системы находятся в тесной зависимости, однако доминирующая роль внутри системы принадлежит целям обучения, которые формируются под влиянием гос. заказа, среды обучения и влияют на выбор подходов к обучению, методов, принципов, средств и организационных форм обучения. Система обучения через посредство вышеуказанных компонентов реализуется (функционирует) в учебном процессе, организационно-структурной единицей которого на занятиях по практике языка является – практическое занятие, а функциональной – система речевых действий и операций, объединяемых в циклы учебной деятельности. Речевое действие – это высказывание лица (обучающегося или преподавателя), оформленное виде предложения (или сочетания предложений), обращенное к другому лицу и вызвавшее у него ответное действие. Речевые действия в методике воспринимаются как единицы обучения. В их основе лежат речевые операции, единицы речемыслительного процесса. Если операциисвязаны с речевыми навыками, то действияс речевыми умениями. В свою очередь речевые действия являются компонентами речевой деятельности.
Основные компоненты учебного процесса составляют совокупность объектов изучения и исследования (см. Схему ниже). Учебный процесс организован таким образом, что в нем движущими силами являются объективные и субъективные факторы. Субъективные факторы – обучающая деятельность преподавателя, учебная деятельность учащегося. Объективные факторы – это организация обучения: цель обучения, содержание, методы, приемы, средства обучения. Взаимодействие всех факторов строго необходимо. При нарушении одного из компонентов результата не наблюдается. (Например: отсутствие мотивации у ученика, плохая организация занятия у преподавателя, отсутствует цель занятия).
Характеристики системы обучения. 1) функциональность – способность быть реализованной под влиянием поставленной цели; 2) сложность – многокомпонентность и внутренняя взаимосвязь этих компонентов; 3) открытость – готовность под влиянием внешних факторов (среда, гос заказа) включать новые компоненты в свою структуру. Классификация системы обучения: По взаимодействию обучающего и обучающегося процесс обучения может быть: контактным (очная форма) и дистантным (заочная форма). По способу организации: активным (обильная речевая практика учащихся) и информативным (внимание уделяется усвоению системы языка, языковым упражнениям, тренировке в чтении и переводе). По связи содержания обучения с будущей профессией учащихся: контекстное (подбирается материал, необходимый для буд профессии учащихся) и внеконтекстное (нейтральный материал). По реализации в обучении принципа сознательности: интуитивным (основан на подражании, активной имитации, речевой практике при минимальном использовании правил) и сознательным (знания о системе языка являются основой для практике в языке). По характеру взаимодействия между преподавателем и обучающимся: ориентированным на учителя (где последний является главным источником информации на занятии); на ученика (инициатива в поиске информации на ученике, а обучение представляет собой процесс активного учения).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |