Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Область индивидуально-психологических затруднений




З «соціальної філософії» 2012-2013 н.р.

Проведення лекцій та семінарів

Графік

№ п/п Теми лекційних та семінарських занять К-ть год. Вид занять Дата проведен-ня заняття
Теми лекційних занять
1. Соціальна філософія як наука про суспільство   Лекція 03.09.2012
2. Онтологічний аспект співвідношення природи та суспільства   Лекція 03.09.2012
3. Діяльність людини у системі буття   Лекція  
4. Суспільне буття, суспільна свідомість та суспільні відносини   Лекція  
5. Людина та суспільство у теоріях антропосоціогенезу.   Лекція  
6. Аксіологічні виміри суспільства   Лекція  
7. Суб’єкт, закони та закономірності історичного процесу.   Лекція  
8. Історіософські проблеми історичної долі України та перспективи розвитку української цивілізації   Лекція  
9. Наука і техніка, економіка, право та політика у структурі суспільного буття   Лекція  
10. Глобальні проблеми сучасної цивілізації   Лекція  
         
ВСЬОГО 20 годин
Теми семінарських занять
1. Предмет соціальної філософії   Семінар    
2. Природні умови існування людини та суспільства   Семінар    
3. Діяльність людини у системі буття   Семінар    
4. Суспільне буття та суспільні відносини   Семінар    
5. Людина та суспільство у теоріях антропосоціогенезу   Семінар    
6. Аксіологічні виміри суспільства   Семінар    
7. Історіософські проблеми історичної долі України та перспективи розвитку української цивілізації   Семінар    
ВСЬОГО 14 годин
Навчальна сітка годин
Кількість лекційних занять  
Кількість семінарських занять  
Самостійна робота студента  
ВСЬОГО ГОДИН З КУРСУ  

Гриднева С.В., канд.психол.наук,

доцент кафедры общей психологии

и психологии развития

факультета психологии ЮФУ

 

Индивидуально-психологические особенности партнеров об­щения чаще всего служат причиной коммуникативных затруднений. Это объясняется, во-первых, тем, что эти затруднения есть резуль­тат взаимосвязи и взаимодействия как минимум трех сил: ин­дивидуально-психологических особенностей одного и другого участника общения и их принятия друг другом. Как отме­чает Е.А. Климов, совпадение индивидуальных стилей деятель­ности, отражающих индивидуально-психологические особенно­сти людей, есть одно из основных условий их незатрудненного общения. Во-вторых, это затруднение в общении можно объяснить сознательным отсутствием регулирования, сдерживания одним из партнёром негативно влияющих на общение своих индивидуально-психологических особенностей, таких, напри­мер, как раздражительность, излишняя эмоциональность, кри­тичность, скептицизм и др. /17/.

Среди индивидуально-психологических особенностей партне­ров, оказывающих наибольшее влияние на общение (и вызыва­ющих затруднения в случае отсутствия или несоответствия этих особенностей общения) отмечаются: коммуникативность (общи­тельность), контактность, эмоциональная устойчивость, импуль­сивность (реактивность), экстра-, интровертированность, локус контроля (экстер-интернальность), внутри- и внешнеобвинитель-ность реакции, особенности когнитивного стиля, недостаточ­ность социальной перцепции и др.

Наиболее изученным среди индивидуально-психологических факторов, влияющих на общение, является экстраверсия - интроверсия. Это объясняется, во-первых, непосредственной и оче­видной обусловленностью общения этими характеристиками. Во-вторых, они всесторонне исследованы благодаря портативно­сти и отработанности методики их определения по опроснику Айзенка. В-третьих, эти факторы вызывают интерес благодаря ав­торитету К. Юнга, которому, как отмечалось, принадлежит утверждение, что интроверт не может быть успешен в общении с другими людьми из-за его направленности на себя, на свой внутренний мир, а не на других.

Высказывание К. Юнга впоследствии было опровергнуто в процессе исследования данной проблемы среди преподавателей вузов. Так, было показано, что среди студентов педагогического ву­за и начинающих учителей, наоборот, достаточно много интро­вертов /15/. Но это не значит, что их педагогическая деятельность будет неуспешной или они должны срочно измениться. Ус­пешно работающие несколько лет учителя в большинстве своем - амбиверты, что свидетельствует о влиянии самой деятельности на изменение индивидуальных особенностей. В то же время ис­следования Е.В. Цукановой показали, что и экстравертированность - позитив­ная характеристика общения - может привести к десинхронизации общения /42/.

К индивидуально-психологическим факторам, вызывающим определенные затруднения в общении как у говорящего, так и у слушающего, относится когнитивный стиль деятельности. Это целая система особенностей познавательной, прежде всего аналитико-синтетической деятельности, особенно­сти организации семантической памяти, структуры тезауруса, стра­тегии выбора средств и способов действий и принятия решений. Когнитивный стиль, как и всякий другой индивидуальный стиль, есть устойчиво проявляемая в меняющихся ситуациях, и в част­ности в коммуникативных ситуациях, особенность познаватель­ной деятельности /35/. Отмечается, что одной из основных характе­ристик когнитивного стиля является степень дифференцированности когнитивных структур, картины и образа мира. Выделены два полярных когнитивных стиля - с низкой и высокой дифференциацией. Многие исследования свидетельству­ют о том, что субъекты с низкой психологической дифференци­ацией предпочитают межличностную и групповую деятельность индивидуальной, они более успешны в общении. В то же время показано, что люди с высокой дифференциацией когнитивных структур лучше понимают другого человека /15/.

Достаточно большие затруднения вызывает низкий уровень эмоциональной регуляции (или его отсутствие в общении), про­являющийся в неконтролируемой реакции партнеров общения друг на друга, на текст, на всю коммуникативную ситуацию. Стрес­сором может быть деятельность, партнёр или сам говорящий. В зависимости от этого меняется общая тональность общения, интонационная, лексико-грамматическая ха­рактеристика текста, невербальные средства. Соответственно можно сказать, что индивидуально-психологические особеннос­ти, включающие интеллектуальные, аффективные (эмоциональ­ные), волевые, поведенческие, личностные проявления, могут как облегчать, так и затруднять общение. Все, что вызывает затруд­нение в межличностном и профессиональном общении, должно быть предметом осо­знания и коррекции как профессионально необходимое условие соответствия человека этой деятельности.

Отмечая влияние индивидуально-психологических особен­ностей партнеров общения на этот процесс, исследователи име­ют в виду неакцентуированных людей. Акцентуация характера, личности - это чрезмерная выражен­ность отдельных черт, личностных, характерологических прояв­лений (интеллектуальных, эмоциональных, волевых, поведенче­ских). В настоящее время выделены 13 типов акцентуации ха­рактера, с которыми подробнее можно познакомится в соответствующей литературе /47/.

Психологи отмечает, что чистые типы акцентуации встречаются ред­ко, чаще встречаются смешанные типы и типы с неявно выра­женной акцентуацией /47/. Однако очевидно, что акцентуированность в любом случае проявляется в характере общения. В си­лу этого оно может быть неадекватным коммуникативной ситу­ации (непонимание, срывы, оскорбления, прекращение общения). Сотрудник управленческих структур как человек прежде всего должен знать свои ивдивидуально-психологические особенности, особенности других сотрудников образовательного учреждения и учи­тывать их для предотвращения затруднений в общении.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.