Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Трансактный анализ в сфере HR-менеджмента

Основные вопросы темы

1. Понятие трансакции и сущность трансактного анализа.

2. Методология и методика применения ТА для повышения эффективности управленческой деятельности.

 

1. Значение коммуникаций в менеджменте огромно. Почти все, что делает руководитель для достижения поставленных целей, предполагает эффективный обмен информацией. При этом каждый человек реагирует не только на речь или текст, но воспринимает информацию “тотально”, улавливая различные интонации в голосе, скрытый смысл прозвучавшей фразы. Принципиальное значение имеют и окружающая обстановка и настроение, и даже воспоминания и ассоциации в связи с услышанным.

Исходя из такого, предельно широкого понимания передачи и приема информации, любую двустороннюю или многостороннюю связь между субъектами общения в теории трансактного анализа именуют трансакцией. Разработанный в 50-е годы американским психологом и психиатром Э.Берном (1902–1970) трансактный анализ и вытекающие из него методики выявления и воздействия на “эго-состояния” Я-субъекта глубоко изучаются, а также широко применяются в повседневной деятельности зарубежными специалистами по менеджменту, другими социальными работниками.

Основными элементами трансактного (иногда употребляется и другой термин – “трансакционный”) анализа выступают:

· структурный анализ (теория «эго-состояний»);

· собственно ТА деятельности и общения, базирующийся на понятии “трансакция” как взаимодействии “эго-состояний”, вступающих во взаимодействие индивидов;

· анализ психологических “игр”;

· скриптоанализ (анализ жизненного сценария – “скрипта”).

Первый и второй блоки ТА являются исключительно важными и составляют, соответственно, теоретико-методологическую и методическую предпосылки эффективного кадрового менеджмента.

По Берну, в каждом человеке сосуществуют в сложном взаимосплетении три относительно самостоятельных “Я” или “эго-состояния”, которые по-разному отражают информацию, получаемую извне. Первое “Я” – Ребенок (Ре) – содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Данное «эго-состояние» выступает в “естественной” и “адаптированной” формах. В первом случае подразумевается детская склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности, во втором – проявления бунтарства, отчуждения, соглашательства по отношению к другим людям.

Второе “Я” – Родитель (Р) – объемлет программы поведения, усвоенные как непосредственные образцы поведения в родительском доме, школе. Если накопленная преимущественно бессознательно в течение первых месяцев и лет жизни информация Ре, как правило, не выражена жесткими нормами, то Р обнаруживает себя в таких проявлениях как контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество. Они некритически усваиваются индивидом как в детстве, так и на протяжении всей последующей жизни, “помогая” ему избавляться от необходимости сознательно просчитывать каждое действие. Различают “заботящегося Р” (советы, опека, поддержка) и “контролирующего Р” (разрешения, табу, дисциплинирующие меры, включая и наказание).

Третье “Я” – Взрослый (В) – включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Оно кристаллизуется по мере становления человека как полновесной личности, способной конструктивно решать сложные проблемы путем баланса имеющихся “за” и “против”, сложившихся в обществе стереотипов мышления и поведения, а также развития индивидуальности и творческого начала.

Ключевым положением концепции «эго-состояния» Человека является тезис о “Я-переключении”: в зависимости от жизненных ситуаций индивид может проявляться по преимуществу в одной из трех ипостасей (простейший вариант), либо воспринимать и реагировать на информацию одновременно по нескольким (Ре, Р, В) каналам.

2. Цель ТА – выявление и исследование установленного между двумя и более индивидами канала коммуникаций (трансактного поля), представленного совокупностью прямых (Т. стимул) и обратных (Т. реакция) связей.

Выделяют следующие разновидности трансакций:

а) дополнительные;

б) пересекающиеся;

в) скрытые.

Дополнительные трансакции обеспечивают бесконфликтное и долговременное общение людей. Их существенным признаком является выбор (установление) определенного коммуникативного канала и поддержание диалога в его рамках путем гармонизации (уподобления, согласования) стимулирующих и ответных реплик.

А: “Который час?” Б: “11.30” А: “Вы не могли бы мне помочь разобраться в этой проблеме?” Б: “Охотно”.

Рис. 4. Дополнительные трансакции

 

Пересекающиеся трансакции существенно снижают эффективность общения, нередко ведут к возникновению конфликта между собеседниками и, как следствие, выступают предпосылкой прекращения диалога. Так происходит потому, что каналы передачи информации от одного собеседника к другому оказываются рассогласованными. Причем такая несинхронность может быть как умышленной, преднамеренной, так и случайной, обусловленной, например, дефицитом времени или невнимательностью собеседников.

 

А: “Вы не знаете, где я вчера мог оставить документы?”

 

Б: “Вы, коллега, всегда что-нибудь ищете! Нельзя же так, в самом де-ле! ”

 

 

Рис. 5. Пересекающиеся трансакции

Скрытые трансакции сложнее предыдущих, поскольку их характерной чертой является наличие трех и более “Я-состояний” в установленном канале коммуникации. Различают угловые (рис. 6а) и двойные (рис. 6б) трансакции.

А. Продавец: “Эта модель луч­ше, но намного дороже (Вам не по карману!)” Б. Покупатель: “Именно ее-то я и возьму! (Знай наших!)” А. Мужчина: “Не отправиться ли нам для осмотра и дегустации моей коллекции вин? (И затем хорошо провести время?) ” Б. Женщина: “С удовольствием, Вы – тонкий ценитель вина (и моей прекрасной внешности)”

 

Рис. 6. Скрытые трансакции

 

Анализ трансакций позволяет менеджеру устанавливать глубинные причины производственных и бытовых конфликтов, взаимных симпатий и антипатий, что выступает предпосылкой выбора наиболее эффективных способов и средств управления малыми группами, гуманизации субординационных и координационных связей между людьми.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. Оценка психологической совместимости и сплоченности индивидов | Тема 5. Оценка деловой активности индивидов и групп
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.