Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Оценка деловой активности индивидов и групп

Основные вопросы темы

1. Деловая оценка кадров: цели, содержание, взаимосвязь элементов.

2. Перспективы развития системы управления “человеческими ресурсами” (на примерах ведущих мировых корпораций).

 

1. Спектр целей, во имя которых осуществляется деловая оценка работников, чрезвычайно широк. Это и продвижение по службе, и определение уровня заработной платы, и перевод в другие подразделения, и, наконец, увольнение работников. По содержанию модель оценки деловой активности субъекта в самом общем виде является трехкомпонентной. Объектами оценки выступают:

· индивидуальные качества работника;

· процесс труда;

· результаты профессиональной деятельности (см. схему 1).

 

 

Схема 1. Модель деловой оценки работника

 

Приступая к оценке деловой активности персонала, следует четко осознать тот факт, что обобщенные модели, представляющие процедуру оценки как целостный феномен, своего рода “плоть”, необходимо наполнить определенной спецификой, “духом”. Лишь в привязке к конкретным факторам статическая модель обретает реальное содержание и начинает “работать” в различных ситуациях современной деловой жизни.

Среди “внутренних” факторов, модифицирующих базовую модель, центральное место занимают: цель оценки (подбор, профориентация, мотивация кадров), категория персонала, характер профессиональной деятельности, особенности управления. Для управленческих кадров, скажем, приняты четыре принципа классификации:

а) административно-правовой, согласно которому работников различают по занимаемой должности (директор, начальник цеха, экономист, главный бухгалтер и пр.);

б) функциональный – согласно ему работников подразделяют по характеру выполняемых функций в системе управления;

в) технологический – работников подразделяют на категории в зависимости от технического содержания их труда;

г) профессиональный – предусматривает классификацию кадров управления по группам, которые включают определенные профессии (специальности). В статистике каждой специальности присваивается определенный номер.

Помимо постоянных факторов на модификацию системы оценки оказывает влияние ситуационный фактор. Конкретные ситуации и специфика деятельности фирм весьма многообразны, и они влияют на величину нормативных сроков работы, трактовку связи результатов производства, на деятельность менеджеров и на многие другие элементы общей модели оценки.

2. В развитых странах деловой оценке кадров уделяют исключительно важное значение. Создаются специальные органы по оценке персонала – оценочные центры. Впервые оценочный центр был организован в американской компании АТТ в 1956 году. К началу 1990-х гг. у АТТ было уже 50 центров. В тот же период аналогичные центры создали более 200 крупных американских компаний.

Особенно полезным, на наш взгляд, представляется опыт организации службы по работе с персоналом в крупнейшей международной корпорации “3М” (Minnesota Mining and Manufacturing), которая в 1992 году была одной из первых западных компаний, открывшей свой офис в Москве, а затем в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске и других городах России. (В те годы штат корпорации насчитывал около 70 тысяч человек, ассортимент – более 55 тысяч различных изделий, а продажи осуществлялись в 200 странах мира, т.е. практически везде!) По мере распространения в практике “3М” идеи “производительность и качество – от человека” кадровые службы и подразделения превращались в центры разработки и реализации стратегии по труду.

Анализ деятельности ведущих мировых корпораций показывает, что наиболее существенные изменения, принимаемые во внимание в качестве “внешних” факторов по отношению к сложившейся системе деловой оценки кадров, могут быть сведены в несколько групп.

Среди технико-технологических изменений выделяются: формирование новых высокотехнологических отраслей, переход от массового репродуктивного производства к мелкосерийному и индивидуализированному, формирование управленческо-информационного комплекса, пересмотр организации труда с акцентами на интегрированные производственные функции и групповую работу, создание комплексных систем управления качеством работы.

Изменения в личностном факторе связаны с демографическими и структурными сдвигами в сфере занятости, ростом квалификации и общеобразовательного уровня населения, повышением стоимости рабочей силы, усложнением трудовой мотивации и переориентацией системы ценностей работников на самовыражение, развитие, творчество, а также с усилением роли интеллектуального и этического ресурсов в системе производства и управления.

Что касается экономических и социально-политических условий (таких, например, как расширение многообразия форм предпринимательства, интернационализация бизнеса, конструктивное сотрудничество работников, профсоюзов и администрации компаний, государственное вмешательство в сферу труда или политизация управления трудовыми ресурсами и предпринимательством в целом), то их влияние на деловую активность россиян едва ли не самое гипертрофированное в мире. В силу многих причин, которые являются историческими, решение задачи деидеологизации и деполитизации сферы бизнеса и профессиональной деятельности отдельного человека в России лишь с недавних пор, похоже, сдвинулось с мертвой точки. Вот почему проблема адекватной оценки деловой активности персонала является для менеджеров всех уровней актуальной и чрезвычайно важной задачей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 4. Трансактный анализ в сфере HR-менеджмента | Тема 6. Индивидуальные качества и стиль деятельности менеджера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.