Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Я лекция. Концепции толкования (интерпретации) истории




КОНЦЕПЦИИ И ПЕРИОДИЗАЦИ ИСТОРИИ

Концепции толкования (интерпретации) истории

Религиозное-историческое истолкование

Религиозная парадигма – трактование истории как процесса, который приобретает смысл лишь при рассмотрении его в контексте вечности и осуществления Божественного замысла и Божественного провидения.

Главной чертой религиозных концепций исторического процесса являются дуализм (двойственность) и провиденциализм.

Провиденциализм (от лат. «providentia» – «провидение») – религиозное понимание истории как проявления воли Бога, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана «спасения» человека. Провиденциализм присущ всем мировым религиям.

 

Первая проблема – вопрос о смысле и содержании человеческой (земной) истории. С точки зрения христианства, смысл истории заключается в последовательном движении человечества к Богу, в ходе которого формируется свободная человеческая личность, преодолевающая свою зависимость от природы и заданных ею потребностей и страстей, приходящая к познанию конечной истины, дарованной человеку в Откровении. В этом смысле человек выступает уже как продукт собственного исторического развития, а не как стихийная сила природы, полностью подвластная слепой судьбе, как это было в античной истории. Освобождение человека, превращение его в сознательного исторического деятеля – основное содержание исторического процесса, как он представлен в христианстве.

Вторая проблема – вопрос о начале и конце истории. Начав отсчёт человеческой истории от грехопадения Адама и Евы и изгнания их из рая, христианская историософия подчёркивает качественное различие между исторической жизнью человека и его первобытным существованием, а также фиксирует внимание на хронологической стороне исторического процесса, без чего невозможна наука истории. Идея конца истории, сроки которого скрыты от человеческого разума, имела научное значение в том плане, что накладывала запрет на попытки пророчеств и утопических предсказаний о будущем, ориентировала историческое познание на область реальных фактов и тенденций.

Третья проблема – вопрос о внутренней структуре исторического процесса, закономерно проходящего определённые ступени, которые позднее были истолкованы как ступени исторического прогресса человечества на пути к свободе. В связи с этим был поставлен вопрос о соотношении общества и природы, о влиянии природной среды на исторический процесс – географических, климатических, этнобиологических условий, в которых совершается история.

Идея всемирной истории, совершающейся под воздействием универсальных закономерностей, общих для всех народов, включающихся в историческую жизнь. Тот факт, что различные народы живут в разном историческом времени, объяснялся различием сроков принятия христианства, в связи с чем была выделена магистральная линия истории, на которой находятся христианские народы, и тупиковые её линии, пролегающие по языческой периферии христианского мира.

 

 

Рационалистическое (всемирно-историческое) истолкование

С началом Нового времени христианская историософия была подвергнута критическому переосмысливанию. Характерное для XVII в. пантеистическое отождествление Бога и природы обернулось мировоззренческим шоком новоевропейского человека, ощутившего себя песчинкой в бесконечной Вселенной, подчинением живой человеческой личности с её потребностями и целями безличному, объективному Разуму.

Начиная с Возрождения и, особенно в эпоху Просвещения, в противовес религиозной парадигме развивается рационалистический взгляд на историю как имманентный процесс – осуществление «естественного закона», разума и т. п. Однако, долгое время рационализм отрицал возможность научного познания истории, рассматривая последнюю как царство случайности и произвола, насилия и заблуждений, отчуждения и несвободы человека.

Отрицание истории в культуре Просвещения способствовало появлению идеи революции как прыжка из «истории» в «природу», из царства принуждения и неразумия в царство разума и свободы. Только резкий контраст практических результатов Великой французской революции с утопическими проектами будущего позволил реабилитировать «историю», сделать её предметом научного и философского анализа.

Отправной точкой создания рационалистической концепции является романтический культ «великой личности» (Шиллер, Фихте, Шлегель, Скотт), нашедший позднее обоснование в философии истории Гегеля и историческом материализме Маркса.

Взаимосвязь духовного и естественного в историческом процессе составляет основную проблему рационалистической концепции истории. И Гегель, и Маркс стоят на точке зрения, что история универсальна, в ней действуют общие и объективные по характеру закономерности.

Всемирно-историческое истолкование истории имело научное значение в рамках промышленного общества и позволила выявить предпосылки, тенденции и закономерности его становления в той форме, в какой это имело место в Западной Европе.

Идея европоцентризма значительно сокращала возможности построения картины всемирной истории, ибо не учитывала особенности существования и развития не только иных цивилизаций (Америка, Азия, Африка), но даже так называемой европейской периферии (Восточная Европа и особенно – Россия). Это обусловило кризис рационализма и необходимость создания альтернативной концепции истории, более отвечающей духу времени и уровню развития науки.

Позитивизм – направление в гуманитарной мысли, основанное на принципе, что все подлинное («положительное») знание может быть получено лишь как результат функционирования отдельных наук.

О. Конт в 30-е годы XIX века провозгласил разрыв с философской традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо философии. В «Курсе позитивной философии» он отстаивал идею, что ни наука, ни философия не могут и не должны ставить вопрос о причине явлений, а только о том, как они происходят. Наука познает не сущности, а феномены.

Позитивистская парадигма – ориентирование на выявление, описание и упорядочение эмпирических сведений, принятие европоцентристской модели исторического исследования, опирающийся на относительно стабильные представления об объекте исторического исследования.

 

 

Культурно-историческое (цивилизационное) истолкование.

Идея локальных цивилизаций – история человечества рассматривается как пространство, заполненное самобытными регионально-культурными организмами или локальными цивилизациями. Каждая из них в своём существовании и развитии подчиняется органическому принципу, проходя стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели.

Рационалистическая концепция истории оказывалась описанием не всемирной истории, а только одной из локальных цивилизаций – европейской. Локальные цивилизации стремятся к обособленности, контакты между ними рождают конфликты и могут только ускорить гибель одной из них.

Источники данной теории:

кризис идеи всемирности истории, обусловленный неудачей рационализма в её обосновании;

чрезмерное давление теоретической конструкции на область фактических данных, рост которых приводил к дальнейшему противоречию между собственно историческим исследованием и его теоретико-методологическими основаниями;

тенденция перерастания европейских государств того времени в империи – многонациональные образования, объединённые общностью языка, территории и того жизненного духа, который питал стремление к росту за счёт поглощения слабого, к борьбе за существование и передел мира и проявлялся в откровенно расистских и геополитических концепциях.

Специфика исторического факта (его «однократность» и неповторимость, его отнесённость к прошлому и недоступность непосредственному наблюдению и фиксации и т. п., в отличие от фактов естествознания) обусловила появление историко-социологического номинализма, утвердившего принципиальное различие между науками о природе и науками о духе.

 

Более или менее законченную разработку теория локальных цивилизаций получила в работах историков Н. Данилевского (Россия), О. Шпенглера (Германия) и А. Тойнби (Великобритания). Научное значение этой теории заключалось в том, что она вскрыла ограниченность рационалистической концепции истории и дала толчок для дальнейшего развития исторической науки, обретения ею теоретической самостоятельности, а также способствовала развитию этнографических исследований народов, находящихся на первобытной ступени общественного развития. Эта теория способствовала преодолению европоцентризма, создала предпосьшки для непредвзятого, объективного изучения иных культур.

 

Школа «Анналов» («Новая историческая наука») – научное направление, возникшее во Франции и группирующееся вокруг журнала «Анналы» (1929-1939), «Анналы социальной и экономической истории» (1939-1941), с 1994 г. – «Анналы. История, социальные науки».

Эта школа заменила классическую «историю – повествование» «историей – проблемой», а также предприняла попытки создать «тотальную» историю, то есть историю, описывающую все существующие в обществе связи – экономические, социальные, культурные.

Школа «Анналов» произвела решительный разрыв с позитивизмом в истории. В центр исследований стали ставиться не деятельность великих людей, не описание событий, а общество в целом, с помощью чего пытались вскрыть глубинные структуры, существующие в течение больших временных отрезков.

 

Теория пассионарности – Л. Н. Гумилёв – рассматривает исторический процесс как динамику жизни и взаимодействия этносов.

Этнос – это общность людей, населяющих определённую территорию, объединённых действием пассионарного духа (биопсихической энергии, рождаемой сочетанием собственно этнических, географических, климатических условий жизни этой общности), обладающих едиными стереотипами поведения и противопоставляющих себя другим таким же коллективам.

Этносы цементируются в целое этническими полями, имеющими энергетическую природу и определенный тип колебаний. Именно совпадения или несовпадение колебаний вибраций разных этносов делает их враждебными или дружественными. Появление этноса на свет происходит за счёт космического энергетического толчка, порождающего пассионарность.

Пассионарность (от «passion» – «страсть») – это высокая целеустремленность отдельных личностей, способных на пути к реальной или иллюзорной цели жертвовать своей жизнью для достижения цели и вести за собой других людей, заражая их своим энтузиазмом. Кроме них в этносе существуют гармоничные личности и субпассионарии (пассивная масса).

Каждый этнос проходит фазу возникновения (внезапное увеличение пассионариев), высшую ступень развития (акме), фазу надлома, инерционную фазу, фазу обскурации (замены пассионариев субпассионариями) и фазу гибели этноса. В конце концов, этнос либо уничтожается другими этносами, либо поглощается ими, либо входит в состав нового этноса (суперэтноса).

 

 

Формационный (марксистский) подход – принцип европоцентризма:

Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, являющийся определенной ступенью поступательного развития человечества, основывающийся на определенном способе производства со своим базисом и надстройкой.

Первобытно-общественный строй – 1) тип общественно-экономической системы, существовавший до изобретения письменности и характеризующийся одинаковым отношением всех членов общества к средствам производства и способу получения доли общественного продукта; 2) первая общественно-экономическая формация, пришедшая на смену дикости и основанная на отсутствии частной собственности на ресурсы и средства производства.

Древневосточный (азиатский) строй – 1) тип общественно-экономической системы, характеризующийся азиатским способом производства; 2) общественно-экономическая формация, пришедшая на смену первобытной общине и основанная на централизованной системе ирригационного земледелия в сельских общинах.

Рабовладельческий строй – 1) тип общественно-экономической системы, характеризующийся; 2) общественно-экономическая формация, пришедшая на смену первобытной общине, основанная на собственности рабовладельцев на рабов.

Феодализм – 1) тип общественно-экономической системы, характеризующийся полным или частичным отсутствием товарности, т. е. наличием натурального хозяйства, наделением непосредственных производителей (крестьян) землёй и другими средствами производства, личной зависимостью земледельцев в виде прикрепления к земле, низким уровнем и рутинным состоянием техники; 2) общественно-экономическая формация, пришедшая на смену рабовладению, основанная на собственности феодалов на землю и эксплуатации крестьян, находящихся от них в личной зависимости.

Капитализм – 1) тип общественно-экономической системы, характеризующийся частной собственностью на средства производства, экономическим соперничеством, стремлением к максимизации прибыли как движущей силы экономических процессов, свободным рынком, наёмным трудом большей части населения как основным источником средств к существованию; 2) общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом.

Социализм – 1) тип общественно-экономической системы, выдвигающее в качестве цели и идеала установление общества, в котором отсутствует социальное угнетение и эксплуатация человека человеком; 2) общественно-экономическая формация, пришедшая на смену капитализму и основанная на общественной собственности на орудия и средства производства, власти трудящихся, руководимых рабочим классом.

 

Цивилизационный подход:

Цивилизация (от латинского «гражданский, государственный») – 1) синоним культуры, в марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры; 2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры; 3) определённая стадия исторического процесса, следующая за дикостью и варварством.

Согласно современным общепринятым представлениям возраст Земли оценивается в 4,5-5 млрд лет.

Общепринятой является хронология на основе христианской эры («наша эра»).

По данным письменных и иных источников наиболее достоверно можно определить даты до 10 тысяч лет до н. э. Более древние события обычно датируются на основании углеродного анализа. Для них обычно используется формула XXX лет назад, при этом точкой отсчёта является 1950 год н. э.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.