КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политические воззрения С.Н.Булгакова
Анархическая теория П.А.Кропоткина. Политические идеалы русского либерализма. Феномен революционно радикальных течений в России. Консерватизм как ведущее направление в русской политической мысли. Цивилизация. Варварство. Дикость. События, связанные с периодизацией мировой истории.
100 000 лет назад – появление современного человека. 8 000 лет назад – появление первых государств. 476 – падение Рима. 1453 – падение Константинополя. 1498 – официальное открытие Америки, начало эпохи Великих Географических открытий. 1566-1609 – Нидерландская революция. 1640-1689 – Английская революция. 1789-1799 – Великая Французская революция. 1914-1918 – I Мировая война. 1917-1922 – Великая Российская революция. 1939-1945 – II Мировая война. 1947-1991 – «Холодная война». 1989-1991 – распад мирового социалистического лагеря.
Положения ГОСТ: Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика.
Основные понятия: Русская политическая мысль, её проблемы и особенности развития, специфика российской государственности, направления русской политической мысли.Суть и типология русского консерватизма, Данилевский Н.Я. Тихомиров Л.А. Революционный радикализм, Пестель П.И. Русский либерализм, исторические этапы его развития, Чичерин Б.Н.
Темы рефератов: 1.Политические взгляды В.С. Соловьёва.
Основная литература по теме: 1. Василик М.А. Политология. М.: Гардарики, 2005. 2. Гаджиев К.С. Политология. М.: Логос, 2005. 3. Мельвиль А.Ю. Политология. М.: Проспект, 2004. 4. Передерий С.В. Политология для студентов вузов. Р н/Д.: Феникс, 2007. 5. Передерий С.В. История политически и правовых учений. Р н/Д.: Феникс, 2006. ВОПРОС 1: «ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XIX – НАЧАЛА XX В.»
Основные понятия: Русская политическая мысль, её проблемы и особенности развития, специфика российской государственности, направления русской политической мысли. Русская политическая мысль: ─ самостоятельная область научного знания представляющая собой систему взглядов на властные отношения в обществе, сущность государства и формы политического устройства, оптимальных для России. Она развивалась во взаимосвязи с российской государственностью, русской философией и нравственной напряжённостью национальной культуры, особенностями идейных и духовных традиций, закономерностями и зигзагами отечественной политической истории.
Проблемы русской политической мысли: - культурное и государственное развитие России; - свобода и власть – проблема освобождения личности; - упорядочение государственного властвования, введение его в рамки правомерности и соответствия с потребностями и желаниями населения.
Особенности развития русской политической мысли: - до XVIII в. в целом развивалась в религиозной форме; - с XVIII в. в ней преобладают секулярная (светская) и просветительская тенденции, связанные с эпохой «европеизации» России, начатой Петром I; - с XV в. до Февральской революции 1917 г. оставалась самодержавным авторитарно-бюрократическим государством; - в России не было «классического феодализма»: в сознании народа веками земля принадлежала Богу, князю, всем, но не каждому человеку. Помещики не владели землёй, получая поместья «за службу» государю, а сам государь «служил» государству; - формирование гражданского общества начинается только при Екатерине II, продолжается в XIX в. реформами Александра II, а в начале XX в. – радикальными либерально-буржуазными реформами П.А.Столыпина; - жизнь большинства населения России вплоть до XX в. проходило в сельской общине, где поведение каждого её члена определялось коллективистскими традициями и системой контроля со стороны собрания сельского «мира»; - традиции общины развивали такие противоречивые, по выражению Н.А. Бердяева, «антиномичные» черты политического сознания и поведения русского народа, с одной стороны, терпение, чинопочитание, «коммюнотарность», а с другой – анархизм, свободолюбие, воинствующее безбожие и бунт; - практически все направления русской политической мысли были ориентированы на решение социальных проблем и аграрного вопроса; - антропологическая ориентация – «идея личности как носителя и творца духовных ценностей», осмысление проблем сущности и существования человека, смысла его жизни; - анализ политических институтов, процессов и отношений был немыслим вне нравственности. Специфика российской государственности: - «срединное положение» между двумя цивилизациями: либерально-демократической, западной (республика, конституция, формальный закон, свобода личности и собственности) и традиционной, «восточно-азиатской» (общинность, восточная деспотия, подчинение личности религии и власти государства); - обоснование идеалов происходило на началах православной веры; - развивалось учение об идеократическом государстве, с «единой культурно-государственной евразийской идеологией правящего слоя»; - идеализация общинного коллективизма и прочная традиция слияния юридических, нравственных и религиозных категорий; - в России всегда искали правду, понимая её не как юридическую регламентации поведения, а как стремление к справедливости, к добру и совершенству в общественных и человеческих отношениях.
Направления русской политической мысли: - консерватизм; - революционный радикализм; - русский либерализм. ВОПРОС 2: «КОНСЕРВАТИЗМ КАК ВЕДУЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»
Основные понятия: Суть и типология русского консерватизма, Данилевский Н.Я. Тихомиров Л.А.
Суть русского консерватизма: - «сознательное утверждение исторически данного порядка вещей как драгоценного наследия и предания» П.Б.Струве; - надындивидуальные ценности государственной целостности, национального единства на основе сильной власти, порядка и православно-соборного сознания; - «рационализация» функции сохранения исторической преемственности; - акцент на органический характер исторического развития, неприятие радикализма как справа, так и слева; - не требовал восстановления политических прав «уходящего» дворянства, а призывал к политическому единению народа на принципах нации, отечества, патриотизма, «государственности как всенародного единства, или соборной личности народа».
Типология русского консерватизма: 1.«Идеологема самодержания» Н.М.Карамзина; 2.Консервативно-романтический социально-политический идеал славянофилов, отстаивающих верность национальной «идентичности» России, её монархически-патриархально-православным традициям допетровской Руси; 3.Концепции (в том числе геополитические) неославянофила Н.Я.Данилевского и Ф.И.Тютчева; 4.«Русский византизм» К.Н. Леонтьева; 5.Официальный «государственнический» монархизм С.С.Уварова, провозглашавшего незыблемость триады: «самодержавие, православие, народность», М.Н.Каткова с его идеалом централизованной монархии, К.Д.Победоносцева; 6.Неомонархизм Л.А.Тихомирова, И.А.Ильина, И.Л.Солоневича.
Данилевский Н.Я.: - был убеждён в необходимости сохранении устоев российского государства – самодержавия, поземельной общины, сословной монархии, церкви, но выступал против имперского, насильственного присоединения народов, которое лишает их самобытного развития; - предложил формы взаимовлияния народов - «пересадка» (колонизация), «прививка» (ассимиляция), «удобрение» - наиболее плодотворна, т.к. признаёт право рождающихся народов на культурно-историческую деятельность и национальное развитие; - настаивает на необходимости полного отрешения от мысли «о какой бы то ни было солидарности с европейскими интересами – Мы и Европа – разные миры.
Тихомиров Л.А. (1852 – 1923): - предпринял попытку синтезировать самодержавие с религиозно-нравственными идеями соборного общества; - анализируя три формы власти – монархию, демократию и аристократию, он приходит к выводу об исторической перспективе монархии как результата длительного исторического развития государственных систем; - в отличие от деспотии истинная монархия (самодержавие) связана с верховенством нравственного идеала, что возможно при свободном союзе государства с церковью и законосовещательным народным представительством. ВОПРОС 3: «ФЕНОМЕН РЕВОЛЮЦИОННО РАДИКАЛЬНЫХ ТЕЧЕНИЙ В РОССИИ»
Основные понятия: Революционный радикализм, Пестель П.И.
Революционный радикализм: - одно из основных направлений политической мысли Росси XIX – начала XX в.; - представлен: некоторыми теориями декабристов (П.И.Пестель); теориями революционного демократизма 40 – 60-х гг.; революционного народничества (П.Н.Ткачёв); марксизма; - постепенно утрачивая демократические и гуманистические формы, критицизм по отношению к деспотизму бюрократической власти эволюционировал к началу XX в. в волюнтаристские течения анархизма и тоталитарные концепции идеологии большевизма; - для большинства течений была характерна недооценка эволюционных факторов социального прогресса, разрыв с прошлым.
Пестель П.И. - был сторонником свержения царизма и установления республики через революцию и диктатуру временного (на 10 – 15 лет) Верховного Правления, которое должно было постепенно ввести конституционное устройство; - его «Русская правда» была самым радикальным проектом буржуазного переустройства крепостной России, созданным декабристами; - «Русская правда» провозглашала гражданское и политическое равенство, свободу «книгопечатания, вероисповедания, право каждого участвовать в государственных делах»; - отрицал федерацию как «возврат к удельной системе» - причине бедствий России – и провозглашал принцип унитаризма – «единства и неразделимости» Российского государства; - столицей унитарной Российской республики предлагал сделать Нижний Новгород; - выступал за демократическую республику, где верховная законодательная власть принадлежала бы однопалатному Народному вече, избиравшему на пять лет исполнительную власть – Дуржавную Думу, один из членов которой переизбирался бы ежегодно; - основные «заветные» законы могли бы изменяться только путём всенародного голосования; - для контроля за исполнением конституции и «компетенций» разделения властей он предлагал власть блюстительную – Верховный Собор из 120 «бояр», избиравшихся пожизненно, т.е. выдвинул идею современного конституционного суда; - избирательным правом должны пользоваться все российские граждане с 20 лет, независимо от имущественного ценза, исключая осуждённых по суду и прислугу. ВОПРОС 4: «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ РУССКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА»
Основные понятия: Русский либерализм, исторические этапы его развития, Чичерин Б.Н.
Русский либерализм: - продукт западной цивилизации, который не имел глубоких исторических корней в России, однако является одной из интеллектуальных традиций русской политической мысли, имеет свои национальные особенности и оригинальные идей, отсутствующие в классическом западноевропейском либерализме (консервативный либерализм); - для всех течений русского либерализма были характерны социальный идеал общества, правовой идеал и осознание необходимости введения конституционных порядков. - идеи либерализма не получили широкого распространения в России.
Исторические этапы развития русского либерализма: 1) «правительственный» либерализм, инициируемый сверху, охватывающий периоды царствования Екатерины II и Александра I. По содержанию – это просветительский либерализм, уповающий на просвещённую ограниченную монархию (конституционные проекты М.М.Сперанского); 2) либерализм пореформенного периода – «охранительный» (консервативный) либерализм, синтезирующий либеральные идеи свободы и реформаторства с консервативными ценностями сильной власти, порядка и преемственности, «всестороннее западничество со своеобразием национального развития» (Б.Н.Чичерин, П.Б.Струве); 3) «новый» (социальный) либерализм начала XX в., сущностью которого был синтез идей либерализма и социализма в русле традиции социал-реформизма европейской социл-демократии, провозгласивший необходимость обеспечения каждому гражданину «право на достойное существование» и поставивший проблему синтеза свободы и социального равенства (Н.И.Кареев, П.И.Новгородцев, Б.А.Кистяковский, С.И.Гессен).
Чичерин Б.Н. (1828 – 1904): - его лозунг: «либеральные меры и сильная власть»; - пытался обосновать необходимость интеграции основополагающих для классического западного либерализма идей свободы, закона и частной собственности с политическими реалиями России рубежа XIX – XX в.; - дал первую в истории отечественной политической мысли типологию русого либерализма, выделив три его вида: 1) «уличный» - либерализм толпы (политические скандалы, самолюбование собственным «волнением»); 2) «оппозиционный» - систематически обличающий власть в «ошибках» и «наслаждающийся своей критикой»; 3) «охранительный» - ориентированный на проведение реформ на основе взаимных уступок и компромиссов (примирение начала свободы с началом власти и закона); - главной проблемой считал согласование двух противоположных начал – личности и общества, поскольку духовная природа личности состоит в свободе, а общественное начало выражается в законе, ограничивающем свободу – где нет свободы, там нет субъективного права, а где нет закона, там нет объективного права; - власть призвана быть мерой, охраняющей закон и сдерживающей свобод, иначе в обществе воцарится деспотизм государства или «тирания демократии»; - оптимальная для России форма государства – конституционная монархия (триединство начал власти, закона, свободы), где монарх – воплощение начала власти, дворянство – начало закона, а представители народа – начало свободы.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |