КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Т е х н о л о г и я ИР
С О Д Е Р Ж А Н И Е ИР
Сущность идеологической работы заключается во внесении в сознание людей идеологии белорусского государства и в обеспечении реализации ее идей на практике - в их делах и поступках. Содержание идеологической работы определяется всем комплексом слагаемых, направлений, составляющих единство теоретической деятельности и внесения идеологии белорусского государства в сознание людей. Таким образом, содержанием идеологической работы в Вооруженных Силах является деятельность органов военного управления по проведению в Вооруженных Силах идеологии белорусского государства. Содержание идеологической работы в Вооруженных Силах Республики Беларусь определяется сущностью задач, решаемых ими на современном этапе, и принятыми в этой связи решениями органов государственного и военного управления. Основное содержание идеологической работы в Вооруженных Силах Республики Беларусь сегодня – это практическая реализация идеологии строительства и развития Вооруженных Сил по всем направлениям, формирование у военнослужащих высокой культуры, в том числе военной, политической, управленческой, нравственной и других ее составляющих, понимания обществом сути проводимых преобразований в военной организации государства, проведение фундаментальных и прикладных военно-психологических и военно-социологических исследований, касающихся проблем идеологической работы в армии, активное противодействие идеологическим диверсиям. Объектом идеологической работы являются военнослужащие и гражданский персонал Вооруженных Сил, население и общественность республики, международная общественность. При этом в работе с каждым из них преследуется своя цель: достижение и поддержание высокого морального духа личного состава; воспитание чувства личной причастности к защите Отечества у граждан Республики Беларусь; формирование адекватного понимания международной общественностью миролюбивой политики Республики Беларусь, принимаемых ею мер по обеспечению национальной и международной безопасности. Субъектом идеологической работы являются органы военного управления и должностные лица, предназначенные для осуществления идеологической работы. Система и технология идеологической работы в армии требует сегодня фундаментального теоретического обоснования и практических исследований, что может стать для многих из сегодняшних слушателей и курсантов предметом научных изысканий. Определение идеологической работы дано в «Инструкции о порядке организации идеологической работы в Вооруженных Силах», утвержденной Приказом Министра обороны Республики Беларусь от 03 января 2006 года № 01. Идеологическая работа в Вооруженных Силах – деятельность командиров, штабов, органов идеологической работы призванная сформировать в общественном сознании систему мировоззренческих идеалов, ценностей и ориентиров, практически реализуемых в поведении объектов идеологической работы в интересах обеспечения военной безопасности государства. Основной целью идеологической работы является достижение и поддержание высокого морального духа личного состава, его готовности к действиям по защите конституционного строя, суверенитета и независимости Республики Беларусь, воспитание чувства личной причастности к защите Отечества у граждан Республики Беларусь, достижение адекватного понимания международной общественностью миролюбивой политики Республики Беларусь, принимаемых ею мер по обеспечению национальной и международной безопасности. Основными задачами идеологической работы являются: проведение в Вооруженных Силах государственной политики, реализация требований Президента Республики Беларусь; формирование патриотического сознания, любви к Родине, своему народу, личной ответственности за обеспечение его безопасности у населения Республики Беларусь, личного состава Вооруженных Сил; поддержание морально-психологического состояния (МПС) и дисциплины военнослужащих, гражданского персонала на уровне, обеспечивающем выполнение стоящих перед ними задач; формирование морально-психологической устойчивости военнослужащих, их невосприимчивости к деструктивной идеологии; формирование адекватного понимания мер, принимаемых государством для обеспечения военной безопасности, населением Республики Беларусь и международной общественностью. Идеологическая работа реализуется в двух взаимосвязанных сферах: в системе идеологической работы непосредственно с личным составом Вооруженных Сил; в системе информационной деятельности Вооруженных Сил через СМИ и путем активного взаимодействия с государственными и общественными объединениями. Технология идеологической работы определяется ее основными закономерностями. К ним сегодня относятся: · обусловленность целей, задач, содержания идеологической работы в Вооруженных Силах Республики Беларусь идеологией белорусского государства; · соответствие содержания, методов и форм идеологической работы всей совокупности процессов, происходящих в стране; · обусловленность содержания идеологической работы военной политикой государства, целями и задачи, решаемыми Вооруженными Силами Республики Беларусь; · зависимость содержания, организации и методов идеологической работы от конкретных условий обстановки, характера учебных, учебно-боевых и боевых задач войск; · зависимость эффективности идеологической работы от уровня профессионализма военных кадров, функционально ориентированных на ее организацию и осуществление. Успешная организация, планирование и осуществление идеологической работы в Вооруженных Силах Республики Беларусь зависит от учета и соблюдения ряда основополагающих принципов, которые вытекают из ее закономерностей и практики. К основным принципам идеологической работы следует отнести: · опора на наши традиционные цивилизационные ценности; · научный подход к организации и ведению идеологической работы; · объективность в оценке военно-политической, социально-экономической, военно-технической ситуации, уровня идеологической работы и морально-психологического состояния войск; · организация и проведение идеологической работы в тесной и неразрывной связи со всеми видами обеспечения и решаемыми войсками задачами; · непрерывность; · целеустремленность, направленность на решение конкретных задач; · выявление и преодоление причин и условий негативных сторон морально-психологического состояния военнослужащих и членов их семей в интересах его укрепления; · дифференцированный подход к организации идеологической работы, определение его содержания с учетом особенностей личного состава, стоящих перед ним задач; · единство, согласованность и преемственность в осуществлении идеологической работы, сочетание при этом исторического и логического, рассмотрение идеологической работы, как неотъемлемой части общественного процесса; · убежденность и искренность субъектов идеологической работы. Творческое применение вышеперечисленных принципов является непременным условием эффективности идеологической работы в современных условиях. Организация идеологической работы с личным составом Вооруженных Сил включает организацию: · воспитательной работы, · социально-правовой работы, · информационно-пропагандистской работы, · психологической работы, · социокультурной деятельности. Данные виды идеологической деятельности составляют основное содержание идеологической работы в Вооруженных Силах Республики Беларусь на современном этапе. Воспитательная работа – приоритетная часть деятельности органов военного управления, командиров (начальников), направленная на становление и развитие морально-психологической готовности личного состава выполнить основную задачу Вооруженных Сил по защите суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь, формирование образованной, творческой и нравственной личности военнослужащего. Социально-правовая работа – это система согласованных организационных, правовых и воспитательных мероприятий, направленных на формирование высокой правовой культуры военнослужащих, гражданского персонала, реализацию установленных законодательством Республики Беларусь социальных прав и гарантий военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей, осуществляемых государственными органами и органами военного управления. Социально-правовая работа организуется и проводится в целях создания условий для эффективного выполнения личным составом своих должностных обязанностей, поддержания в Вооруженных Силах правопорядка и воинской дисциплины, практической реализации социальных гарантий военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Основные задачи социально-правовой работы: организация и систематическое проведение правового воспитания и информирования различных категорий личного состава, разъяснение правовых актов Республики Беларусь; обучение командиров, других должностных лиц навыкам в практической реализации правовых основ в своей служебной деятельности; реализация мер по обеспечению социальной защиты военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей в соответствии с законодательством страны, правовыми актами Министерства обороны; постоянный мониторинг и определение уровня социальной защищенности военнослужащих, гражданского персонала, и членових семей; выработка, принятие и организация исполнения управленческих решений по осуществлению социальной защиты военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей; оказание индивидуальной социально-правовой помощи различным категориям военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей; рассмотрение и разрешение обращений по социальным вопросам военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей; поддержание взаимодействия с государственными органами, общественными объединениями в целях эффективного решения социальных проблем военнослужащих и членов их семей. Социально-правовая работа включает: правовое обучение, воспитание и информирование личного состава и оказание ему помощи в разрешении социальных проблем; подготовку предложений по совершенствованию правовой базы социальной защиты военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей; осуществление постоянного и действенного контроля за полным доведением до военнослужащих установленных норм довольствия; принятие мер по восстановлению нарушенных прав и интересов военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей. Основными формами социально-правовой работы являются: проведение лекций, семинаров, бесед, занятий по социально-правовой тематике в системе профессионально-должностной подготовки; правовое информирование личного состава; организация вечеров вопросов и ответов с военнослужащими, гражданским персоналом и членами их семей; работа с обращениями граждан по социальным вопросам, личный прием граждан; проведение проверок соблюдения законодательства Республики Беларусь по вопросам прав и льгот военнослужащих, гражданского персонала и осуществление контроля за обеспечением их положенными нормами довольствия; индивидуальное и коллективное консультирование личного состава по социально-правовым вопросам. Для пропаганды правовых знаний, разъяснения льгот и гарантий военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей используются государственные СМИ, уголки правовой информации. Информационно-пропагандистская работа – это целенаправленная деятельность органов военного управления по проведению в Вооруженных Силах идеологии белорусского государства, государственной политики в области военной безопасности Республики Беларусь, выработке и распространению научных знаний с целью формирования у военнослужащих и гражданского персонала осознанного стремления отстаивать интересы Республики Беларусь и готовности защищать Отечество. Социокультурная деятельность представляет собой систему мероприятий, проводимых органами идеологической работы, командирами (начальниками) и общественными объединениями по формированию у военнослужащих патриотических и нравственных качеств средствами культуры, организации досуга военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала и насыщение его социально значимым содержанием в целях воспитания высокой духовной культуры и нравственных качеств. Идеологическая работа представляет собой сложную систему – совокупность содержательных компонентов, а также средств, форм и методов идеологического воздействия. В идеологической работе сегодня используются следующие группы методов: методы изучения субъектов и объектов (анализ практической деятельности, опрос, тестирование, изучение документов, изучение и анализ независимых характеристик, наблюдение, беседы и др.); методы воздействий и взаимодействий (убеждение, пример, упражнение, поощрение, принуждение, критика и самокритика, включение людей в различные виды деятельности, разъяснение и др.); методы профилактики и перевоспитания (переубеждение, переучивание, разрыв нежелательных контактов, самоисправление, критика и самокритика и др.). К средствам идеологической работы относятся: информационные средства; технические средства; различные виды воинской деятельности; учреждения культуры; средства визуальной информации и стенной печати; моральное и материальное стимулирование и др. Рассмотренные выше методы и средства реализуются посредством наиболее общих организационных форм идеологической работы, к которым сегодня можно отнести следующие: идеологическая подготовка личного состава Вооруженных Сил; система информирования военнослужащих и гражданского персонала; лекционная пропаганда; единые дни информирования; использование средств визуальной информации и стенной печати; организация работы местных радиоузлов; индивидуальная воспитательная работа; культурно-досуговая работа; система совершенствования знаний должностных лиц в области идеологической работы; система обучение идеологического актива; система обучение информационно-пропагандистского актива; информационная деятельность; организация взаимодействия с руководителями органов государственной власти, общественными и религиозными объединениями. Данные организационные формы непосредственно воплощаются в воинскую практику конкретными формами идеологической работы, формами проведения мероприятий идеологической работы. К ним относятся: лекции, доклады, митинги, семинары, конференции, различные виды информирования, собрания и совещания с различными категориями военнослужащих и гражданского персонала, выступления руководящего состава Вооруженных Сил в СМИ, обращения руководящего состава Вооруженных Сил к личному составу, демонстрация кино-, видеофильмов, просмотр (прослушивание) теле-, радиопередач, вечера вопросов и ответов, устные журналы, тематические вечера, утренники, диспуты, викторины, круглые столы, читательские конференции, концерты, интерактивные игры, индивидуальные и групповые беседы, встречи с интересными и заслуженными людьми, экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы, выпуск информационных бюллетеней, боевых листков, листков-молний; агитлистовок и агитплакатов, стенных газет, радиорепортажи и другие. Основные формы, средства идеологического воздействия будут нами рассмотрены в дальнейшем в процессе изучения курса дисциплины. Эффективность идеологической работы во многом зависит от научно обоснованного решения по идеологической работе. В подразделениях, воинских частях и соединениях решения по идеологической работе оформляются в планах. Планирование идеологической работы осуществляется: в командованиях видов Вооруженных Сил, управлениях оперативных (оперативно-тактических) командований, соединениях, воинских частях, военных комиссариатах, военных учебных заведениях, организациях Министерства обороны (далее, если не указано иное, – воинские части) – на год (основные мероприятия идеологической работы включаются в план-календарь основных мероприятий на месяц); в батальонах (дивизионах, эскадрильях и им равных) – на месяц; в ротах (батареях) – на неделю (предусматривается время для проведения мероприятий идеологической работы в расписаниях занятий в соответствии с распорядком дня не менее 3 часов в неделю, исходя из особенностей выполняемых задач). Идеологическая работа – не самоцель, а средство развития сознания людей, успешного решения задач повышения боевой готовности и боеспособности Вооруженных Сил. Поэтому руководители органов военного управления должны постоянно принимать меры по повышению ее эффективности. Эффективность идеологической работы оценивается достигнутыми результатами. Анализ эффективности идеологической работы осуществляется: в командованиях видов Вооруженных Сил, управлениях оперативных (оперативно-тактических) командований, военных учебных заведениях, организациях Министерства обороны и областных военных комиссариатах – 1 раз в полугодие; в соединениях и воинских частях – не реже 1 раза в 3 месяца; в батальонах (дивизионах), эскадрильях – ежемесячно; в ротах (батареях) – еженедельно. Учет и применение в комплексе перечисленных закономерностей, принципов, методов, средств и форм позволят обеспечить качественное функционирование системы идеологической работы, достичь высокого уровня ее результативности. Необходимо отметить, что в вопросах совершенствования идеологической работы в Вооруженных Силах Республики Беларусь в последнее время сделано достаточного много. В 2004 году создана система идеологической работы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, которая испытана на практике и показала высокую эффективность. Создано главное управление идеологической работы, возглавляемое помощником Министра обороны по идеологической работе в Вооруженных Силах – начальником управления идеологической работы. При этом помощник Министра обороны по идеологической работе отвечает за организацию идеологической работы в Вооруженных Силах, проведение в них государственной политики Республики Беларусь, реализацию требований Президента Республики Беларусь и Министра обороны. В контексте требований Главы государства об усилении идеологической работы, прежде всего, с молодежью, в феврале 2004 года на базе 72 гв. ОУЦ ПП и МС созданы курсы идеологического актива подразделений «Школа солдатского актива». Главная цель данных курсов – обучение военнослужащих, проходящих срочную военную службу, формам и методам работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию личного состава срочной военной службы. Создана и активно работает комиссия по шефству работников культуры и искусства над Вооруженными силами. В 2004 году открыт Театр Белорусской Армии. 24 июня 2004 года состоялась премьера спектакля художественного руководителя театра Алексея Дударева «Ты помнишь, Алеша…». Здесь следует подчеркнуть, что это единственный не только на постсоветском пространстве, но, пожалуй, и в мире военный театр, открытый за последние 15 лет. 12 марта 2004 года подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством обороны Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью. Взаимодействие с Белоруской Православной церковью служит обогащению духовной и нравственной жизни воинских коллективов, способствует воспитанию военнослужащих и членов их семей в духе любви к Отечеству – Республике Беларусь, готовности к его защите, гражданской ответственности и патриотизма. Проводимая работа по военно-патриотическому воспитанию способствует формированию принципиально новых общественных отношений в сфере обеспечения военной безопасности государства, росту авторитета Вооруженных Сил. Значительную роль в патриотическом воспитании играют военные СМИ, поэтому совершенствованию их работы и дальнейшему развитию в Министерстве обороны уделяется самое пристальное внимание. С июля 2004 года осуществлен переход «Белорусской военной газеты «Во славу родины» на цветную печать. С целью расширения информационного поля организован выпуск «Интернет-версии» газеты «Во славу Родины». За это время количество зафиксированных посещений ее сайта неуклонно и динамично росло: от 6 тысяч с момента открытия до более чем 60 тысяч посещений в месяц в настоящее время. Журнал «Армия», который по праву является одним из лучших изданий в республике, как по содержанию, так и по полиграфическому исполнению, расширяет свою читательскую аудиторию и уже включен в подписной каталог «Роспечати». На сегодняшний день телекомпания «ВоенТВ», занимающая, кстати, ведущие позиции в СНГ среди родственных по профилю телекомпаний, готовит к эфиру телевизионную программу военно-патриотической тематики: «Арсенал». Нельзя не отметить, что телекомпания «ВоенТВ» готовит телесюжеты для программы «Панорама: события недели»; сюжеты для Агентств телевизионных новостей и информационных программ СТВ и ОНТ (10-12 сюжетов в месяц); сюжеты для телекомпании «Мир» — первого канала Российской Федерации; телесюжеты для социальных, спортивных и музыкальных программ национальных каналов. И вся эта информационная продукция наполнена патриотическим содержанием, служит делу патриотического воспитания наших граждан. Продолжается работа по совершенствованию сайта Министерства обороны. Создан и успешно функционирует специальный проект для белорусских призывников «Виртуальный военкомат», являющийся разделом сайта Министерства обороны, отработана новая форма информационного обеспечения учений (работа в ходе проведения ежегодных КОТУ отдельного сайта). В настоящее время редакция сопровождает кроме официального сайта Министерства обороны, сайт Интернет-магазин управления реализации материальных ресурсов Вооруженных Сил и совместный проект Министерства обороны и Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь – сайт «Электронная выставка предприятий военно-промышленного комплекса». С 2005 года действует новый проект редакции сайта «Детям об армии». Здесь следует подчеркнуть, что все, что делается в сфере информационной деятельности преследует цель обеспечения военной безопасности государства. Все созданные и создаваемые сайты предназначены для боевой деятельности, для обеспечения живучести соответствующей инфраструктуры. Более того, в ходе учения «Щит Отечества 2004» в режиме реального времени готовились и передавались видеоновостная информация и макеты газеты на подвижной центр информации бригады через спутниковые каналы, где в этом же режиме осуществлялась их демонстрация и тиражирование. Таким образом, уже сегодня мы имеем опытные образцы будущей системы, аналогов которым в настоящее время нет ни в одном из государств. Для повышения эффективности идеологической работы первостепенное значение имеет научное руководство ею. Оно требует четкого определения главных звеньев, учета специфики решаемых задач, наиболее целесообразного использования всего арсенала идеологических средств, что невозможно без компетентности того, кто осуществляет идеологическую работу.
Вывод по 1-ому вопросу: 1. Идеологическая работа в Вооруженных Силах представляет собой сложное и многогранное явление. Его следует рассматривать как систему, функционирование которой осуществляется путем взаимодействия ее различных слагаемых. 2. Содержание, формы и методы идеологической работы не могут быть раз и навсегда данными, пригодными на все случаи жизни. Будучи зависимыми от конкретных условий реализации, они детерминируются также характером учебных, учебно-боевых, боевых задач. Учет этого – важнейшая предпосылка успеха в формировании и мобилизации духовных сил воинов на достижение поставленной цели.
Вопрос 2. Идеологическая подготовка в подразделении, воинской части: организация, методы и формы проведения занятий. Политические занятия в системе идеологической работы как основная форма идейно-политического воспитания личного состава практиковались с самого зарождения Красной Армии. Содержание и организационные формы политических занятий постоянно совершенствовались, в том числе и в Вооруженных Силах Республики Беларусь. Данные занятия в наших Вооруженных Силах проводились со всеми категориями военнослужащих в 1992 – 1993 годах в системе гуманитарной подготовки, в 1994 – 2004 годах – в системе государственно-правовой подготовки. В 2005 году вместо занятий по государственно-правовой подготовке введены занятия по идеологической подготовке. С 2004 года занятия проводятся, в том числе и с лицами гражданского персонала. Идеологическая подготовка (ИП) является предметом обучения военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Республики Беларусь и направлена на формирование у них политического и правового сознания, активной жизненной позиции, знаний и практических навыков в области социальной психологии. Идеологическая подготовка планируется и проводится в соответствии с требованиямиприказа Министра обороны Республики Беларусь от 03 января 2006 г. № 1 «Об утверждении Инструкции о порядке организации идеологической работы в Вооруженных Силах», учебными планами идеологической подготовки военнослужащих и гражданского персонала на очередной учебный год. Конкретные ее задачи определяются в ежегодных приказах Министра обороны Республики Беларусь о задачах подготовки войск в текущем году, организационно-методических указаниях по идеологической подготовке военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Республики Беларусь в текущем году, организационно-методических указаниях и приказах соответствующих органов военного управления. Персональную ответственность за руководство ИП несут командиры (начальники), а за ее организацию и учебно-методическое обеспечение – их заместители по идеологической работе. Цель идеологической подготовки: разъяснение и проведение в войсках идеологии белорусского государства и политики в области обеспечения военной безопасности страны; формирование у военнослужащих, гражданского персонала чувства патриотизма, верности Республике Беларусь и белорусскому народу; поддержание морально-психологического состояния на уровне, обеспечивающем выполнение стоящих перед воинскими формированиями задач; укрепление воинской дисциплины и правопорядка в воинских коллективах; совершенствование социально-политических, правовых и психолого-педагогических знаний военнослужащих. Основные задачи идеологической подготовки целесообразно определить по двум направлениям: в области обучения, и в области воспитания. В области обучения: вооружать обучаемых знаниями об истории Отечества, традициях его вооруженной защиты, актуальных проблемах государственного и военного строительства, о правовых нормах и морально-психологических основах военно-служебных отношений; формировать умения и навыки оценки и анализа событий международной жизни, нынешней белорусской действительности, аргументировано отстаивать позиции и интересы государства и Вооруженных Сил; совершенствовать психолого-педагогические и правовые знания, навыки и умения командиров (начальников), необходимые в практической деятельности по руководству воинскими коллективами. В области воспитания: формировать у военнослужащих чувство любви и верности своему Отечеству, уважения истории Родины, бережного отношения и верности обычаям и традициям народа; воспитывать у военнослужащих уважение к Конституции Республики Беларусь, законам, воинским уставам, понимание предназначения Вооруженных Сил, своего места и роли в обеспечении безопасности страны, сознательное и ответственное отношение к исполнению воинского долга; формировать у военнослужащих и гражданского персонала понимания ими изменившихся сущности, содержания и характера современной войны и вооруженной борьбы, мер, принимаемых для обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь; развивать у воинов стремление к добросовестному освоению воинских специальностей, повышению профессионального мастерства, качественному выполнению учебно-боевых задач; формировать у военнослужащих морально-психологическую готовность к решительным действиям в боевой обстановке; формировать у командиров (начальников) осознанную потребность в совершенствовании знаний, навыков, умений в организации идеологической работы с личным составом. Условием успешного решения целей и задач ИП является четкая организация функционирования всех ее звеньев.
Планирование идеологической подготовки осуществляют заместители командиров (начальников) по идеологической работе в соответствии с Положением об органах идеологической работы в Вооруженных Силах, Инструкцией по организации идеологической работы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, организационно-методическими указаниями и учебными планами, разработанными главным управлением идеологической работы Министерства обороны, исходя из общих задач подготовки Вооруженных Сил, учитывая особенности выполнения воинскими частями служебно-боевых и других задач. Планирование осуществляется: в командованиях видов Вооруженных Сил, объединениях, соединениях, воинских частях, учреждениях, военных комиссариатах и организациях – в планах идеологической работы и учебных планах идеологической подготовки на год; в батальонах (дивизионах), эскадрильях – в планах идеологической работы на месяц и расписаниях занятий с офицерами и прапорщиками на месяц; в ротах (батареях) – в расписаниях занятий на неделю. Занятия по идеологической подготовке начинаются с начала календарного года. Учебные планы, организационно-методические указания по идеологической подготовке военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил на год доводятся до каждой воинской части и печатаются в газете "Во славу Родины". Учебные планы ИП военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил на год дифференцированы по категориям военнослужащих и гражданского персонала. В частности, учебные планы разрабатываются для: офицеров оперативно-стратегического, оперативного (оперативно-тактического) звеньев управления, военных учебных заведений; офицеров соединений, воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны; прапорщиков и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту; военнослужащих срочной службы; военнослужащих школы по подготовке прапорщиков; гражданского персонала; курсантов учебных частей; военнослужащих, проходящих службу в резерве; молодых солдат. В соответствии организационно-методическими указаниями и учебными планами, разработанными главным управлением идеологической работы Министерства обороны, указаниями, поступившими из вышестоящих органов военного управления, в воинской части разрабатываются календарные учебные планы занятий по идеологической подготовке на год для соответствующих категорий обучаемых. В них как правило указываются: категория обучаемых; номер темы занятия; ее наименование; форма поведения занятия; количество часов, отводимых на занятие; дата проведения занятия; кто проводит занятие; место проведения и кто привлекается для участия в проведении занятия. Предоставленный резерв учебного времени используется в соединениях и воинских частях для изучения материалов, связанных с вопросами государственного и военного строительства, законодательства Республики Беларусь, а также учебных тем, посвященных истории Республики Беларусь, традициям видов Вооруженных Сил, родов войск, соединений и воинских частей. Формирование учебных групп, определение мест проведения занятий, подбор руководителей групп осуществляет заместитель командира по идеологической работе. В этой связи он: определяет состав и численность групп, а также места проведения занятий для каждой группы; подбирает руководителей групп их заместителей и помощников. Учебные группы комплектуются в соответствии со следующими принципами: стопроцентный охват личного состава; соответствие состава групп организационно-штатной структуре воинской части, подразделения; недопустимость малочисленности групп (менее 10 чел.) и превышения в них числа слушателей более 30; формирование состава групп по категориям военнослужащих и гражданского персонала; командир (начальник) обучает и воспитывает своих подчиненных; высокая теоретическая и методическая подготовленность, авторитетность, склонность к информационно-воспитательной работе руководителей групп и их помощников. Как правило, группы солдат срочной службы комплектуются по взводам (ротам), а группы сержантов – по ротам или батальонам. Успех занятий по ИП во многом зависит от руководителя группы, который выступает как главный организатор учебно-воспитательной работы. Поэтому и требования к нему предъявляются весьма высокие. Руководитель группы должен: знать: требования руководящих документов по организации ИП; структуру, содержание и методику проведения занятий в основных формах ИП; текущие события в стране, за рубежом, в Вооруженных Силах, положение дел в части (подразделении); индивидуальный уровень интеллектуального развития; способности и особенности жизненного опыта личного состава учебной группы; состояние воинской дисциплины и правопорядка в подразделении; уметь: самостоятельно приобретать и систематизировать военно-исторические, психолого-педагогические и правовые знания, совершенствовать методические навыки их применения в интересах реализации обучающих и воспитательных задач каждой темы ИП; аргументировано отстаивать позиции и интересы государства (Республики Беларусь) и его Вооруженных Сил; устанавливать контакт и осуществлять правильное взаимодействие с аудиторией, создавать на занятиях обстановку деловитости творчества, ответственного отношения к выполнению поставленных задач; обладать: высоким уровнем общей культуры и профессиональной компетентностью; коммуникабельностью, умением уважать и способностью убеждать словом и личным примером людей; принципиальностью, выдержкой, тактом; деловым и моральным авторитетом, опытом и склонностью к работе с личным составом. Руководитель группы обязан: проводить занятия на высоком теоретическом и организационно-методическом уровне; подбирать себе помощника и повседневно, в ходе подготовки и проведения занятий; обучать его основным формам и методам работы с группой; знать индивидуальные особенности, уровень образования, социальный опыт и ценностные ориентации личного состава, использовать их в целях сплочения коллектива и учитывать при построении плана занятий; информировать командование подразделения и части о настроениях в учебной группе и поднимаемых в ходе занятий вопросах, требующих разрешения; эффективно использовать выделяемое еженедельно служебное время для тщательной подготовки к очередному занятию, заранее подбирать необходимую по теме литературу, другой информационно-методический материал, своевременно представлять на утверждение командиру (начальнику) план-конспект предстоящего занятия; совершенствовать формы и методы проведения занятий по ИП, овладевать новыми методиками, активно участвовать в учебных сборах и инструктивно-методических занятиях руководителей групп, изучать и использовать в работе с группой передовой опыт проведения занятий лучшими методистами части; знать и уметь применять на занятиях имеющиеся в части (подразделении) технические средства обучения и воспитания, разрабатывать и использовать наглядные пособия, обеспечивать группу необходимым количеством учебной литературы; осуществлять постоянный контроль за работой слушателей на занятиях, вести учет их посещаемости и успеваемости, оказывать методическую помощь, ежемесячно проверять степень усвоения пройденных тем каждым слушателем группы; представлять группу проверяющему в ходе инспекций и проверок, лично проводить контрольные занятия по изученным темам учебного плана. Офицеры органов идеологической работы обязаны быть руководителями одной из учебных групп. Помощников руководителей групп подбираются из числа наиболее подготовленных, исполнительных и добросовестных обучаемых, которые имеют высокий авторитет в коллективе и хорошую успеваемость по всем предметам обучения, обладают необходимыми организаторскими способностями. На помощников руководителей групп целесообразно возложить следующие обязанности: при подготовке к занятиям: подбор в библиотеке части необходимой учебной литературы в соответствии со списком, предоставленным руководителем группы; организация самостоятельного чтения и конспектирования слушателями учебных пособий, положений уставов и других документов во внеучебное время; проведение дополнительных занятий с отстающими или пропустившими занятие военнослужащими (индивидуально или в составе группы); организация изготовления наглядных пособий по заданию руководителя группы; организация просмотра (прослушивания) обучаемыми материалов информационных телепередач, которые могут быть использованы на предстоящем занятии; ведение учета очередности выступлений военнослужащих с информационными сообщениями о текущих событиях в стране и за рубежом и осуществление контроля над их подготовкой; подготовка ТСО, учебных пособий и места занятия; доклад руководителю о расходе личного состава и готовности группы к занятию; в ходе проведения занятий: организация выставки рекомендованной литературы по изучаемой теме; распределение литературы и учебных пособий среди слушателей в соответствии с указаниями руководителя группы; оказание помощи руководителю группы в использовании на занятии наглядных пособий и технических средств; разъяснение учебного материала слабо успевающим слушателям по указанию руководителя группы; оказание помощи руководителю группы в ведении диалога, дискуссии по обсуждаемому вопросу; оказание помощи руководителю группы в осуществлении контроля над ведением слушателями конспектов и.т. д. Обучение и подготовка руководителей групп предполагает следующее: проведение перед началом каждого года с руководителями групп в Видах Вооруженных Сил, оперативных (оперативно-тактических) командованиях, соединениях (воинских частях) однодневного учебно-методического сбора, на котором выступают соответствующие командиры (начальники), проводятся показные занятия, лекции и доклады специалистов в области истории, психологии, педагогики, международного гуманитарного; проведение инструкторско-методических занятий с руководителями групп не реже 1 раза в месяц по 2 часа под руководством заместителя командира по идеологической работе; выделение руководителям групп не менее 2 часов служебного времени в неделю для подготовки к занятиям. Обучение помощников руководителей групп осуществляют командиры подразделений, их заместители, руководители групп ИП. Каждый руководитель группы ИП повседневно направляет деятельность своего помощника, обучает его умению выполнять свои обязанности. Командир подразделения, его заместитель периодически проводят с помощниками руководителей групп инструктажи, консультации по сложным вопросам и темам занятий. Кроме того, при необходимости, но не реже одного раза в учебный год, с помощниками руководителей групп в воинской части могут проводиться семинары по наиболее сложным темам и методические занятия, в ходе которых читаются лекции, организуются экскурсии, проводится обмен опытом организации самостоятельной подготовки, работы с отстающими и пропустившими занятия, использования наглядных пособий и технических средств. Семинары и методические занятия с помощниками руководителей групп организует и проводит офицер, отвечающий за организацию ИП в рамках времени, отведенного на организацию плановых занятий по ИП. Приказом командира воинской части об организации идеологической подготовки и идеологической работы на учебный год определяется: порядок проведения занятий по идеологической подготовке; персональный состав руководителей групп, их заместителей и помощников, состав учебных групп; система контроля за качеством проведения занятий; порядок проведения инструкторско-методических занятий с руководителями групп (не реже 1 раза в месяц по 2 часа) и выделение им не менее 2 часов служебного времени в неделю для подготовки к занятиям; порядок учета занятий по ИП; порядок работы личного состава с книжным фондом, периодической печатью в библиотеках, читальных залах, комнатах досуга и информации. система информирования; состав и порядок работы информационно-пропагандистской группы, внештатных редакционных коллегий радиоузлов; порядок выпуска стенной печати и демонстрации кинофильмов; порядок обеспечения личного состава периодической печатью, просмотра и прослушивания программ Белорусского телевидения и радио. Приказ издается перед началом календарного года, как правило, до 25 декабря.
Занятия по ИП в воинской части, подразделении проводятся по категориям: с офицерами; с прапорщиками; с военнослужащими проходящими службу по контракту на должностях солдат; с военнослужащими проходящими службу по контракту на должностях сержантов; с военнослужащими срочной службы (с сержантами и солдатами, как правило, отдельно); с гражданским персоналом. С офицерским составом занятия проводятся в группах профессионально-должностной подготовки в дни, установленные приказом командира воинской части, а также в служебное время под руководством руководителей групп идеологической подготовки. С прапорщиками, сержантами и солдатами, проходящими военную службу по контракту и военнослужащими срочной службы занятия проводятся еженедельно по 2 часа, как правило, в утреннее время в дни, установленные приказом командира части. С гражданским персоналом занятия проводятся ежемесячно по 2 часа. В ходе учений, полевых выходов, а также при нахождении подразделений в отрыве от пунктов постоянной дислокации идеологическая подготовка организуется и проводится в зависимости от обстановки и характера решаемых задач, но не менее 1 часа в неделю по учебным планам для соответствующих категорий личного состава или специальным учебным планам, разрабатываемым органами идеологической работы видов Вооруженных Сил, оперативных (оперативно-тактических) командований для конкретной воинской части, выполняющей указанные задачи. При приведении войск в высшие степени боевой готовности и в боевой обстановке идеологическая подготовка организуется в соответствие с требованиями документов, регламентирующих деятельность войск на особый период. Дополнительные занятия с отсутствовавшими на плановых занятиях военнослужащими срочной службы организовываются в часы, определенные распорядком дня для проведения воспитательной работы. Занятия по ИП в подразделении проводятся руководителями групп ИП. Также занятия могут проводить командиры и начальники вышестоящих органов военного управления. Для проведения занятий по наиболее сложным и актуальным вопросам необходимо приглашать представителей государственных органов власти, ветеранов, преподавателей, представителей прокуратуры и суда, офицеров юридической службы, других специалистов различных отраслей знания. При изучении тем, посвященных подвигу советского народа в Великой Отечественной войне, необходимо обязательно приглашать ветеранов Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил. Для проведения занятий необходимо использовать возможности музеев, театров, памятных и исторических мест, телевидения, кино, комнат Боевой Славы, досуга и информации. При определении форм и методов проведения занятий по ИП необходимо учитывать общеобразовательный и профессиональный уровень слушателей, морально-психологическую обстановку в воинской части, подразделении, характер решаемых задач, обстановку в районе дислокации войск, степень психологических нагрузок и др. факторы. К выбору метода проведения занятий по идеологической подготовки необходимо подходить творчески. Помнить, что любой из них сам по себе еще не обеспечивает высокого качества и действенности ИП. Успех зависит от умелого применения того или иного метода с учетом условий обстановки. Метод – ( греч. «methodos») означает путь, способ продвижения к истине, т. е. это способ практических и теоретических действий человека. направленный на достижение поставленной цели. Под формой занятия понимается система организации, внутренняя структура, определенный порядок его проведения. Основными методами проведения занятий в системе ИП являются: лекционно-семинарский метод (для офицеров, прапорщиков, военнослужащих, проходящих службу по контракту), метод рассказа – беседы (для военнослужащих срочной службы). Лекционно-семинарских метод включает в себя такие формы проведения занятий, как лекция, самостоятельная работа обучаемых и семинар. Метод рассказа-беседы предполагает такие формы, как рассказ, самостоятельная работа и беседа. При проведении занятий по идеологической подготовке применяются также такие активные формы обучения, как диалог, диспут, учебные задания, практические занятия, деловые игры, «круглый стол», «мозговая атака» и различное их сочетание. Применение данных форм зависит от общеобразовательного уровня подготовки слушателей. В подготовительный к инспекции и проверке период проводятся консультативные занятия по темам учебных планов ИП. С военнослужащими срочной службы идеологическая подготовка проводится в основном методом рассказа-беседы. Рассказ - это сюжетное живое, образное, эмоциональное изложение материала, где на фактах, примерах раскрывается сущность вопросов, закономерная связь явлений, делаются теоретические выводы. Что касается требований, предъявляемых к рассказу по теме, то их суть сводится к высокому научному уровню, к умелому подбору излагаемого материала, обеспечению его доступности, логичности и последовательности изложения. Начинается рассказ с сообщения темы, её места и значения, доведения цели занятия. Затем записываются основные вопросы. Последующее изложение содержания материала заключается в разъяснении войнам узловых вопросов, теоретических положений. Особенностью рассказа по теме является то, что в ходе его руководитель группы периодически обращается к военнослужащим с вопросами или ставит вопросы и сам отвечает на них. Это способствует оживлению изложения. Иногда бывает полезным для быстрого установления контакта со слушателями начать рассказ с сообщения о каком-нибудь интересном факте, впечатляющем примере, а затем перейти уже к последовательному разъяснению вопросов. Не следует перегружать рассказ цитатами, а также цифровым материалом. Ясность, простота и доходчивость весьма важны для рассказа. В заключении занятия руководитель группы идеологической подготовки дает ответы на вопросы слушателей, определяет задание на самоподготовку. Для повышения эффективности проведения занятия методом рассказа целесообразно соблюдать следующие рекомендации: при изложении сложных вопросов значительно замедлять темп, делать короткие паузы, фиксировать на них внимание слушателей, периодически переходить к детальному разбору и объяснению; сосредотачивать внимание аудитории на главном; добиваться четкого деления излагаемого материала на пункты; стремиться к популярной разговорной манере без увлечения сложными, малопонятными словами; своевременно, доходчиво, акцентируя внимание слушателей, разъяснять им смысл основных терминов и понятий; не перегружать рассказ цитатами и цифровым материалом; использовать метод повтора (для запоминания основного понятия (главной мысли) его рекомендуется повторить в различных вариациях и связях с другими уже известными понятиями не менее 7 раз, а тезис – не менее 4); рационально использовать имеющийся запас аргументов, придерживаясь следующих правил: в аудиториях с более высоким уровнем образования эффективно действует двухсторонняя аргументация (столкновение суждений, фактов, противопоставление точек зрения); в аудиториях с низким уровнем образования требуется больше разнообразных, но хорошо знакомых слушателям аргументов; активно применять средства оживления и усиления выразительности речи (сравнения, художественные образы, красочные эпитеты, меткие пословицы и поговорки и т.д.); излагать материал ясным и доступным языком, отказаться от штампов, неуместных сокращений, жаргонных слов и т.п.; использовать эмоциональные приемы при изложении учебного материала (пафос и ирония, сдержанность и гнев и т.д.). Самостоятельная работа - работа слушателей с рекомендованной литературой, повышение своего уровня знаний. Самостоятельная работа является одной из важнейших активных форм занятий. В ней заложена возможность проявления самостоятельности мышления и творческой активности слушателей, что позволяет обучаемым глубже разобраться в сути теоретических вопросов, увязать их с жизнью, превратить полученные знания в моральные установки и личные ценностные ориентации, руководство в практической деятельности. Основными условиями, обеспечивающими, высокую эффективность самостоятельной работы, являются: формирование у слушателей стремления к самостоятельному добыванию и углублению знаний; создание организационно-материальных условий для самостоятельной работы, обеспечение личного состава в достаточном количестве необходимой литературой; постановка перед слушателями конкретных задач на самостоятельную работу; обучение воинов навыкам работы с книгой, умению самостоятельно анализировать теоретические положения; организация взаимопомощи в работе; систематический контроль и действенная помощь слушателям в ходе самостоятельной подготовки. Порядок проведения самостоятельной работы: 1. Принять доклад помощника руководителя группы о расходе личного состава и готовности группы к занятию. 2. Проверить наличие и внешний вид слушателей. 3. Предоставить слово слушателю, выступающему с сообщением о событиях в стране и за рубежом (5 минут). 4. Вступительная часть: объявить тему и цель занятия, показать ее значение для слушателей группы; напомнить вопросы беседы, указать, на что обратить основное внимание; определить тему фиксированного выступления (доклада) и назначить докладчика; распределить литературу, исходя из уровня образования слушателей; пояснить, какие наглядные пособия можно использовать и по какому вопросу; если необходимо, напомнить порядок чтения и конспектирования каждого вопроса, определить контрольное время их отработки.
5. В ходе самостоятельной работы: осуществлять контроль за ходом занятия; учить слушателей умению работать с книгой, составлять конспект; разъяснять отдельным слушателям непонятные вопросы и термины, при необходимости обращаясь ко всей аудитории; индивидуально работать со слабоуспевающими и пропустившими занятия; помогать докладчику в подборе литературы, составлении плана доклада (фиксированного выступления). 6. Подведение итогов занятия (до 5 мин.): отметить положительное в самостоятельной работе слушателей и указать недостатки; назвать фамилии лучших слушателей, а также тех, кто мало изучил и законспектировал, работал не в полную силу; назвать дату проведения беседы; поставить задачи на доработку недостаточно усвоенных вопросов и подготовку к беседе; ответить на вопросы. После окончания занятия руководитель группы дает указания своему помощнику по организации самоподготовки во внеучебное время, изучению политической карты мира и Республики Беларусь, просмотру видеофильмов, рекомендованных по данной теме. Беседа предполагает обсуждение темы по определенным руководителем вопросам. Долг руководителя группы так формировать вопросы перед группой, чтобы они были предельно понятны, но вместе с тем, чтобы никто не ограничивался односложным ответом. Необходимо побудить всех присутствующих на занятии думать, втянуть их в творческое обсуждение, помочь самостоятельно добраться до истины. Беседа начинается со вступительного слова руководителя группы (2—3 мин.), в котором он: во-первых, раскрывает значение темы, учебные цели занятия, называет вопросы, которые предстоит обсудить; во-вторых, доводит порядок проведения беседы (последовательность рассмотрения основных и дополнительных вопросов, время для выступления с рефератом, требования к выступлениям слушателей, примерное время на выступление; характер возможных вопросов к докладчику); в-третьих, напоминает о необходимости увязывать теорию с практикой, жизнью и решаемыми задачами. После вступительного слова руководитель группы в соответствии с планом предоставляет слово выступающему с рефератом или ставит перед всей аудиторией для обсуждения первый вопрос беседы. Вопрос ставится перед всей группой. Это концентрирует внимание всех присутствующих, заставляет каждого продумывать основные положения ответа на поставленный вопрос, вспомнить фактический материал. Следует избегать постановки перед группой вопросов точно в такой формулировке, в какой они имели место в рассказе по теме. Простой повтор снижает творческую активность личного состава группы. Иногда слушателю бывает трудно изложить своими словами материал. В этих случаях помощь ему окажут дополнительные и наводящие вопросы руководителя. В ходе обсуждения основного вопроса (подвопроса), в зависимости от глубины его раскрытия, может задаваться любой из дополнительных (уточняющих и наводящих) вопросов, что придает выступлению остроту и конкретность. Общая логика ведения беседы может быть следующей. Предоставив слово одному из слушателей, руководитель группы внимательно следит за содержанием его выступлений, делая для памяти, соответствующие пометки в рабочей тетради. Если на этот вопрос он отвечает не правильно, или затрудняется с ответом, необходимо задать уточняющие, наводящие вопросы. Если на заданный уточняющий вопрос выступающий ответить не может, то его выступление следует прекратить, а вопрос обратить ко всей группе. Если вся группа не находит правильного ответа на вопрос, то его необходимо «раздробить», конкретизировать. Если один или несколько человек ответили на вопрос правильно, то нужно дать слово очередному выступающему (по этому или следующему вопросу плана семинара). После окончания выступления спросить группу: нет ли вопросов дополнений, уточнений, поправок, возражений по существу обсуждаемого вопроса. Если есть вопрос из аудитории, то переадресовать его ко всем и предложить высказаться желающим. При наличии желающих выступить, предоставить им слово. На дополнительные вопросы целесообразны выступления именно по желанию, а не по принципу принуждения, ибо иначе снизится активность, и все привыкнут к вызовам на занятиях, угаснут мысль и инициатива. Если группа не сумела правильно ответить на вопрос, то ответить на него самому и сделать выводы. После обсуждения первого основного вопроса сделать общий вывод, поставить второй основной вопрос и предоставить слово одному из слушателей (и так далее по схеме обсуждения первого вопроса). После обсуждения всех вопросов плана занятия или истечения времени занятия, подвести итог обсуждения (8— 10 мин.), в котором: оценить степень обсуждения вопросов и глубину их усвоения, какие новые знания получили слушатели и чему научились; оценить качество выступления каждого слушателя, выразить свое отношение к тем, кто выступал, и кто проявлял пассивность, похвалив одних и покритиковав других; дать ответ на спорные вопросы, а также объяснение тех вопросов темы, которые почему-либо не получили достаточного освещения в ходе обсуждения; порекомендовать конкретным слушателям подготовиться к выступлению на следующем семинаре; поставить задачу группе и слушателям на дальнейшую самостоятельную работу. В ходе беседы руководитель может использовать специально подготовленные наглядные пособия» видеоматериалы, диапозитивы, картины, репродукции и т.п. Отличительной чертой беседы является ее гибкость. В ходе занятия руководитель всячески стимулирует активность слушателей, побуждая их задавать вопросы и участвовать в их обсуждении. При этом он должен предусмотреть возможность отклонения от обсуждаемой темы беседы. Поэтому важное значение имеет внимательное и благожелательное отношение к высказываниям слушателей, готовность руководителя к импровизации, его способность проявлять гибкость, что предполагает умение: быстро ориентироваться, перестраивать тактику ведения беседы, подметить в выступлениях слушателей рациональное зерно, правильные соображения и опереться на них; с помощью дополнительных и наводящих вопросов повернуть ход беседы и, преодолевая односторонность отдельных ответов, подвести группу к обоснованному, хорошо сформулированному и понятному для всех слушателей выводу. Такой поворот хода обсуждения может оказаться в воспитательном отношении более плодотворным, чем первоначально спланированный вариант. Существенным моментом беседы является разбор вопросов, выдвигаемых слушателями. В ходе беседы необходимо разбирать только те вопросы, которые имеют отношение к теме занятия и направлены на более глубокое ее изучение. Если задан вопрос, не имеющий прямого отношения к теме, руководителю необходимо сказать, что ответ на него отвлечет беседу от обсуждаемой проблемы и займет время, к этому вопросу он обязательно вернется во внеучебное время (желательно точно назначить место и время такой беседы). Если руководитель не может сразу ответить на заданный слушателями вопрос, ему не следует отвечать наугад, чтобы скрыть свое незнание. Неправильный ответ подорвет авторитет руководителя и доверие к нему со стороны слушателей. Правильнее будет сказать: «Точного ответа сейчас дать не могу, разберусь и отвечу на следующем занятии». Но в следующий раз необходимо дать слушателям самый обстоятельный и точный ответ. Практика подтвердила, что овладение методикой проведения беседы дает возможность существенно повысить качество и действенность занятий по идеологической подготовке. Основными документами по организации ИП являются: в части: приказ об организации ИП, идеологической работы на учебный год; календарные учебные планы ИП для всех категорий военнослужащих и гражданского персонала; планы проведения ежемесячных инструкторско-методических занятий с руководителями групп; график проведения показных занятий для руководителей групп; график контроля и участия руководящего состава части в проведении занятий в подразделениях (разрабатывается ежемесячно); листы проверок (докладные записки) о результатах контроля занятий, донесения в вышестоящий орган военного управления, а также приказы командира о состоянии и мерах по совершенствованию ИП личного состава, издаваемые в течение учебного года; в подразделении: выписка из приказа командира части об организации ИП на учебный год и календарные учебные планы занятий по ИП для соответствующей категории обучаемых; расписание занятий; журнал учета занятий по боевой (профессионально-должностной) подготовке; журнал учета посещаемости и успеваемости слушателей группы ИП (для всех категорий за исключением офицеров); план проведения инструкторско-методических занятий с руководителями групп; график проведения открытых занятий (взаимных посещений занятий) для руководителей групп подразделения; утвержденные непосредственным командиром (заместителем по ИР) планы (конспекты) проведения занятий по каждой теме; конспекты слушателей групп ИП по изучаемым темам (порядок ведения конспектов определяется в воинской части). Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение занятий предусматривает: организацию использования методических рекомендаций, разработанных главным управлением идеологической работы Министерства обороны; разработку и внедрение методических рекомендаций в воинской части, подразделении; организацию выставок в библиотеках воинских частей учебно-методической, художественной, военно-мемуарной литературы, материалов периодических изданий по темам идеологической подготовки, проведение читательских конференций, обзоров поступивших художественных и информационных материалов; обеспечение наличия у каждого военнослужащего тетради (96 листов) на год для конспектов, письменных принадлежностей; обеспечение наличия на каждую группу 2 карт (политической карты мира и карты Республики Беларусь) и 2 указок; изготовление 2-3 наглядных пособий на каждую тему; использование учебных пособий по ИР и др. литературы, учтенных в библиотеке воинской части; наличие у руководителя группы тетради для конспектов лекций, планов проведения занятий, тетради для самостоятельной работы; использование в ходе проведения занятий ТСВ, подшивки газет и журналов (в роте (батарее) им
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |