КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Осуществлять индивидуализацию обучения
Наиболее целесообразно определить методы, приемы и формы воздействия на сознание и поведение конкретного военнослужащего. Глубоко изучить особенности личности военнослужащего, его качества и на этой основе осуществить типологию военнослужащих. 2. Охватить целенаправленным воспитательным воздействием все категории военнослужащих. 4. Успешно осуществлять предупреждение и коррекцию отклоняющегося поведения военнослужащих, прогнозирование и предупреждение конфликтных ситуаций во взаимоотношениях между ними. 5. Обеспечить оптимальное военно-профессиональное использование военнослужащихпо специальности, соответствующей их возможностям и способностям, подбор сержантского состава. 7. Оказывать позитивное влияние на морально-психологический климат в коллективе на основе всестороннего развития личности каждого члена коллектива. 8. Вовлекать военнослужащих в активную общественную работу, подбирать актива подразделения. 9. Обеспечить позитивное воспитательное воздействие воинского коллектива на личность каждого воина. Жизнь подсказывает, что индивидуальная воспитательная работа дает положительный результат в деле воспитания, если офицеры, в повседневной работе знают и руководствуются основными принципами индивидуальной воспитательной работы.
Принципы индивидуальной воспитательной работы:
Ø Целеустремленность, систематичность и непрерывность индивидуальной воспитательной работы. Ø Оперативность. Ø Конкретность, направленность на определенного военнослужащего. Ø Охват индивидуальным воспитательным воздействием всех без исключения военнослужащих. Ø Единство индивидуального и коллективного воздействия на личность воина. Ø Связь воспитания с жизнью государства, армии, воинского коллектива. Ø Соблюдение чувства меры в критике недостатков воина и опора на его положительные качества. Ø Личная примерность и ответственность воспитателя. Ø Сочетание высокой требовательности к каждому военнослужащемус заботой о его жизни, быте, досуге. Ø Умелое использование боевой подготовки для формирования необходимых качеств личности воина. Исследование сущности индивидуальной воспитательной работы и войсковая практика позволяют выделить следующие ее структурные компоненты (структура индивидуальной воспитательной работы): Ø изучение особенностей деятельности и личности воина; Ø определение ближайших и перспективных целей и задач индивидуальной воспитательной работы на основе соотнесения данных изучения воина с требованиями законов, уставов и присяги, программ подготовки военнослужащих, приказов командиров и начальников; Ø определение наиболее целесообразных форм и методов индивидуальной воспитательной работы для реализации поставленных целей и задач воспитания и обучения в отношении конкретного военнослужащего, планирование индивидуальной воспитательной работы; Ø практическое осуществление индивидуальной воспитательной работы; Ø анализ опыта и оценка результатов индивидуальной воспитательной работы; Ø уточнение и внесение дополнительных мер педагогического воздействия (корректировка).
В соответствие с требованиями постановления Министерства обороны Республики Беларусь от 11 января 2010 года №1 «О деятельности органов военного управления по поддержанию и укреплению дисциплины в Вооруженных Силах Республики Беларусь и мерах по ее совершенствованию» командиры соединений, воинских частей, подразделений и их заместители по морально-психологическому обеспечению несут ответственность за организацию и состояние изучения морально-психологических качеств военнослужащих и индивидуальной воспитательной работы. За методическое обеспечение этой работы отвечают войсковые психологи.
Организация командиром (начальником) индивидуальной воспитательной работы предполагает: 1. Изучение, оценка и анализ индивидуальных качеств воинов, учет их изменений. 2. Определение целей и задач индивидуальной воспитательной работы. 3. Создание документированной системы индивидуального обучения и воспитания подчиненных военнослужащих. 4. Четкая и своевременная постановка задач по осуществлению индивидуальной воспитательной работы. 5. Непосредственное осуществление комплекса педагогических воздействий. 6. Контроль и уточнение задач индивидуальной воспитательной работы, оказание помощи подчиненным в ее осуществлении. 7. Обучение подчиненных методике индивидуальной воспитательной работы, повышение их педагогического мастерства. 8. Анализ результатов и опыта индивидуальной воспитательной работы. 9. Определение и реализация путей и мер совершенствования индивидуальной воспитательной работы.
Положительный результат любой деятельности предусматривает системный подход, поэтому в каждом подразделении должна создаваться и функционировать система индивидуальной воспитательной работы. Система индивидуальной воспитательной работы – это комплекс целенаправленных, упорядоченных по времени, формам и методам мероприятий, проводимых в определенной последовательности командирами (начальниками) по индивидуальному воспитанию подчиненных.
Система индивидуальной воспитательной работы командира (начальника) с подчиненными военнослужащими включает:
1. Определение целей и задач ИВР. 2. Планирование ИВР. 3. Изучение особенностей личности и деятельности каждого подчиненного и выработку рекомендаций по их воспитанию (самовоспитанию). 4. Творческое применение форм и методов ИВР, где особое внимание обращается на: Ø изучение деловых и моральных качеств офицеров и прапорщиков; Ø изучение молодых офицеров и выработку рекомендаций по их воспитанию (самовоспитанию); Ø изучение молодого пополнения; Ø осуществление постоянного наблюдения, проведение анализа и формулирование выводов с целью наращивания воспитательного воздействия на личность военнослужащего; Ø формирование личностных свойств и качеств с учетом психологии конкретного военнослужащего; Ø подбор личного состава в наряды, караулы в целях обеспечения морально-психологической совместимости; Ø психологическое влияние на военнослужащих, имеющих признаки отклоняющегося поведения с целью его профилактики (минимизации); 5. Обучение подчиненных методике ИВР; 6. Оценку результатов и анализ эффективности ИВР и совершенствование практики ее проведения.
В соответствие с требованиями Инструкции о порядке осуществления в Вооруженных Силах Республики Беларусь отбора, приема и ввода в строй молодого пополнения, проведения ИВР и профилактики девиантного поведения военнослужащих, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 3 января 2002 года №1 «О деятельности органов военного управления по поддержанию и укреплению дисциплины в Вооруженных Силах Республики Беларусь и мерах по ее совершенствованию» в каждом подразделении, воинской части, соединении создается документированная система индивидуального обучения и воспитания подчиненных военнослужащих, которой предусматривается:
Ø участие командиров и начальников в обучении личного состава (периодичность, формы. методы, категории военнослужащих); Ø порядок контроля индивидуальной работы (перед кем и в какие сроки отчитывается должностное лицо). Деятельность командира в системе индивидуальной воспитательной работы включает три основных этапа: 1. Подготовительный этап. На этом этапе:
Ø определяются цели и задачи индивидуальной воспитательной работы; Ø создается документированная система индивидуального обучения и воспитания подчиненных военнослужащих; Ø осуществляется обучение членов педагогического коллектива практике индивидуальной воспитательной работы.
2. Этап педагогического воздействия на военнослужащих. На этом этапе:
Ø осуществляется непосредственное изучение и учет индивидуальных особенностей военнослужащих, определение и применение наиболее эффективных форм, методов и приемов индивидуального воздействия; Ø организуется получение оперативной информации о настроениях, интересах и запросах личного состава Ø осуществляется контроль и оказание помощи подчиненным в проведении ИВР.
3. Этап анализа результатов: На этом этапе: Ø осуществляется оценка и анализ, обобщение передового опыта ИВР; Ø определяются дополнительные, наиболее эффективные формы и методы педагогического воздействия на военнослужащих.
Анализ опыта индивидуальной воспитательной работы с учетом требований Устава внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь позволяют определить кто и скем индивидуально работает. Так,- Командир батальона (дивизиона) проводит индивидуальную воспитательную работу с офицерами батальона (дивизиона), прапорщиками и сержантами батальона. Он обязан знать деловые и морально-психологические качества каждого офицера, прапорщика и сержанта батальона, постоянно проводить с ними индивидуальную работу по их воспитанию и совершенствованию профессиональной подготовки. Особое внимание, при этом, командир батальона (дивизиона) обращает на своих заместителей и командиров рот (батарей). В сфере индивидуального воздействия заместителя командира батальона по идеологической работе находятся офицеры, прапорщики, сержанты и военнослужащие, относящиеся к «группе риска». Вместе с тем он: - обучает и оказывает методическую помощь офицерам, прапорщикам и сержантам подразделений в организации индивидуальной воспитательной работы с подчиненными; - изучает общественное мнение, настроение личного состава и принимает практические меры по налаживанию межличностных отношений, по предупреждению негативных явлений в подразделениях. Командир роты проводит индивидуальную воспитательную работу со всеми военнослужащими роты. Он обязан знать воинское звание, фамилию, национальность, срок службы, занимаемую должность и специальность, семейное положение, деловые и морально-психологические качества каждого военнослужащего роты. Особое внимание, при этом, командир роты обращает на своих заместителей, командиров взводов, прапорщиков и сержантов роты Командир взвода обязан знать фамилию, имя, отчество и год рождения, национальность, род занятий до военной службы, семейное положение, успехи и недостатки в боевой подготовке каждого военнослужащего, их деловые и морально-психологические качества; постоянно проводить с ними индивидуальную работу по воинскому воспитанию, вести именной список личного состава. Особое внимание он обращает на работу с сержантским составом, активом взвода, лицами склонными к нарушениям воинской дисциплины. Существенной стороной индивидуальной воспитательной работы является выбор методов и форм изучения военнослужащего и педагогического воздействия на него. Метод ИВР – это совокупность средств и приемов изучения личности, а т. психолого-педагогического воздействия командира (начальника) на подчиненного с целью формирования у него необходимых качеств. Форма ИВР – это совокупность организационных сторон деятельности командира (начальника) в процессе ИВР с подчиненными.
К основным методам изучения личности сегодня относят: - метод наблюдения; - метод изучения документов; - метод диагностической беседы; - метод обобщения независимых характеристик; - диагностический эксперимент; - социометрический метод; - метод взаимодействия с родителями.
Метод наблюдения предполагает наличие четкой цели и детальную фиксацию результатов. При изучении индивидуальных особенностей воинов, как правило, применяется выборочное наблюдение с целью познания определенных граней, сторон, свойств и качеств личности. Данные наблюдения фиксируются в педагогических дневниках, листах учета индивидуальных бесед. На практике особое значение имеет планомерное наблюдение за поведением военнослужащих. Конечно, один командир подразделения не решит эту задачу. В этом ему оказывает помощь сержантский состав, актив. Наблюдение осуществляется: во время подъема личного состава и физзарядки, утренней и вечерней приборки, завтрака, обеда и ужина, в ходе занятий и тренировок, в часы отдыха. Чтобы наблюдение не было похоже на досмотр, а информация о наблюдении - на донос, важно соблюдать этикет. Информация должна быть частной, правдивой. Метод изучения документов, отражающих ход и результаты боевой подготовки, воспитательной работы, служебных карточек, характеристик, учетно-послужных карточек, личных дел, медицинских книжек, журналов учета боевой подготовки, протоколов общих собраний и др. Он дает возможность проанализировать за определенный период обучения и воспитания состояние боевой учебы, дисциплинированность, другие параметры воинских обязанностей, сравнить достигнутые показатели с итогами прошлой деятельности и на этой основе выявить тенденции и внести коррективы в индивидуальную воспитательную работу. Метод диагностической беседы. Личное общение с подчиненными дает самые достоверные данные, оно одновременно преследует ознакомительную и воспитательные цели. При умелом проведении беседы можно выявить личные переживания воина, его мнения о положении дел в воинском коллективе, о сослуживцах. Результаты беседы помогают составить «диагноз» в интересах введения корректив в индивидуальную работу. Беседа является одной из целенаправленных форм изучения и воспитания военнослужащих и требует соблюдение определенных условий, соответствующей методики и тщательной подготовки. При проведении беседы воспитатель должен ясно представлять, что он хочет получить от этой беседы, какие вопросы и как должны быть решены, какое воздействие и как оказать на подчиненного. Действительные результаты не всегда могут совпадать с желаниями, однако в любом случае должна ставиться конкретная цель, вытекающая из предыдущей беседы и учета недостатков военнослужащего. Безусловно, в одной беседе человек не раскроется, поэтому необходимо заранее предусматривать цикл бесед. Метод обобщения независимых характеристик. Суть его - в сборе возможно большей информации об изучаемом военнослужащем. Данные получают от начальников и старших командиров, от равных по служебному положению, от подчиненных. Техника получения независимых характеристик разнообразна: устные беседы, экспертные оценки, письменные характеристики, анкеты, вопросники и др. Диагностический эксперимент. Он позволяет выявить возможности военнослужащего в восприятии психолого-педагогических воздействий. В начале и в конце эксперимента фиксируются измерения исследуемых показателей в области поведения и убеждений личности. Сравнение результатов начала и конца эксперимента позволяет сделать вывод об успехе(или неудаче) индивидуального влияния Социометрический метод. Позволяет получить интересующую информацию быстрым и эффективным способом. Существует различные способы использования данного метода. Цель его - выявить в коллективе статус военнослужащих, их потребность в общении, психологическую совместимость и другие данные, позволяющие спланировать индивидуальную воспитательную работу и целенаправленно ее осуществлять. Метод взаимодействия с родителями. (а также с руководителями школ, предприятий, где учился и работал воспитанник). Данный метод, посредством встреч и переписки с родителями, руководителями школ и предприятий позволяет командирам глубже узнать индивидуальные особенности подчиненного, его привычки, склонности и т.д.; позволяет целенаправленно организовать индивидуальную воспитательную работу. Воин, как личность познается: · через его мировоззрение, убеждения, взгляды, отношение к действительности, службе в процессе деятельности; · через изучение психологических особенностей: познавательных процессов, эмоций, переживаний, чувств, психических свойств, состояний. К числу основных, наиболее распространенных форм индивидуальной воспитательной работы с личным составом относятся: 1. Индивидуальная беседа.
Индивидуальная беседа является одним из важнейших и наиболее действенных методов психологии, который широко применяется в различных ее областях. В зависимости от целей использования индивидуальная беседа может быть: · ознакомительной; · диагностической; · экспериментальной; · профилактической. Ознакомительная беседа – вид беседы, в ходе которой происходит первичное знакомство командира с личностью. Диагностическая беседа – вид беседы, при проведении которой командир (начальник) может оценить не только потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы, но и выявить глубоко личные переживания личности, в той или иной мере затрудняющие прохождение военной службы, его мнение о положении дел в воинском коллективе, о сослуживцах, командирах. Результаты беседы помогут составить психологический «диагноз», на основе которого строится индивидуальная работа командира с подчиненным. Экспериментальная беседа – наиболее сложный вид индивидуальной беседы, требующий от командира (начальника) высокого уровня знаний, умений и навыков ее проведения. Экспериментальная беседа является заключительным этапом социально-психологического изучения военнослужащего. Проводится, когда командир уже собрал и обобщил полученную другими методами информацию о военнослужащем, выработал несколько рабочих гипотез, характеризующих личность, и в беседе подтверждает одну из них. В результате проведения этой беседы создается окончательный психологический портрет личности. Профилактическая беседа – вид беседы, в ходе которой преследуется цель профилактики того или иного поведения военнослужащего. Главное достоинство индивидуальной беседы заключается в ее доверительности. Это и отличает ее от коллективных и массовых форм воздействия. В индивидуальной беседе эффект взаимности и доверительности возникает быстро и создается хорошая возможность конкретного и действенного влияния на мысли и чувства воина. Но успех такой беседы зависит от подготовки к ней, от умения командира создать обстановку доверия, вести ее непринужденно, творчески, учитывая при этом особенности личности воина (выявленные ранее методами изучения).
При проведении беседы:
-проявляйте искренний интерес, беседуя, общаясь с подчиненным; -поощряйте стремление подчиненного рассказать о себе; чем более вы это стимулируете, тем более неожиданными могут быть результаты; -помните, что для любого человека звук его имени - самый важный звук человеческой речи, но не пренебрегайте уставными требованиями; -избирайте тему для общения обязательно в круге интересов вашего собеседника; -всегда давайте вашему подчиненному возможность почувствовать его значимость в коллективе. Перечисленные пожелания помогут вам расположить к себе собеседника. Однако этого мало. Нужно еще попытаться сформировать у него желание быть вашим помощником в достижении цели индивидуального воздействия. Для достижения этого целесообразно использовать следующие приемы и рекомендации: - вначале покажите собеседнику свое дружеское отношение к нему; - проявляйте уважение к мнению собеседника, никогда сразу не говорите, что он не прав, а лучше помогите ему прийти к этой оценки самому; - старайтесь, чтобы вам собеседник говорил больше, чем вы; - помните, нельзя одержать верх в споре; единственный способ одержать в споре победу - это избежать его; - дайте человеку почувствовать, что идея, которую вы подали, принадлежит ему, а не вам.
Таким образом, индивидуальная беседа требует соблюдения определенных условий проведения: · тщательная подготовка к ее проведению, четкое определение основной цели, последовательности задаваемых вопросов, изучение всей имеющейся информации, в том числе результатов психодиагностики; · проведение беседы в непринужденной, спокойной и доверительной обстановке при отсутствии посторонних лиц; · предварительно намеченные вопросы не должны ограничивать содержание разговора; · всю полученную информацию об особенностях личности обследуемого, свои выводы следует записывать только после проведения беседы; · в результате беседы важно не только почерпнуть нужную информацию о военнослужащем, но и оказать на него положительное психолого-педагогическое воздействие. В завершении беседы целесообразно высказать пожелания, дать полезные советы, облегчающие адаптацию к условиям военной службы.
2. Индивидуальные задания или поручения.
Действенность индивидуальных заданий и поручений зависит от умения офицера увидеть и использовать какое-то положительное качество воина. Они основаны на силе психологического эффекта, вызываемого острым выражением веры в его силы и возможности.
3. Оказание индивидуальной помощи. Она применяется очень широко, как весьма действенный прием в воспитании, обучение подчиненных. Эффективность этой формы индивидуального воспитания заключается в ее конкретности и целеустремленности, так как каждый вид помощи основан на строгом учете особенностей личности. Именно они, эти особенности, диктуют какой-то конкретный вид помощи. 4. Справедливая и доброжелательная критика.
Критика должна быть конкретной, справедливой и своевременной. Необходимо помнить, что несправедливая оценка деятельности травмирует психику воина и вызывает у него или активный протест или угнетенное состояние.
5. Индивидуальный контроль. Осуществляется командирами за деятельностью того и иного подчиненного в процессе воинской службы. Он может так же осуществляться посредством деятельности сержантского состава, актива подразделения.
6. Индивидуальные требования. Учитывая индивидуальные особенности воинов, офицер-воспитатель должен проявлять к подчиненным индивидуальные требования в выполнение того или иного задания, поручения, в решении того или иного вопроса. Однако ни в коем случае нельзя делать поблажки подчиненным, чтобы другие не усомнились в вашей принципиальности.
Данные методы и формы индивидуальной воспитательной работы применяются командирами комплексно, систематически, с учетом индивидуальных особенностей военнослужащих, во всех видах служебной деятельности, в течении всей службы воина Искусство воспитателя как раз и заключается в том, чтобы в конкретной ситуации, применительно к конкретному человеку, суметь избрать те методы, формы и методику их применения, которые наиболее целесообразны. Собственно индивидуальное воспитательное воздействие по характеру влияния на личность разделяется на:
непосредственное и опосредованное.
Непосредственное воздействие предполагает своим объектом две основные стороны личности – внешнюю (деятельность, поведение, общение) и внутреннюю (духовно-нравственную). Непосредственное взаимодействие командира с подчиненным проявляется в индивидуальной помощи, требовательности, контроле, занятиях, инструктаже и т.д. Особенно благоприятные условия для непосредственного воздействия создаются в процессе совместной службы в наряде, карауле, при несении боевого дежурства, при выполнении регламентных работ. Ведущая роль в этих условиях принадлежит индивидуальной беседе, проводимой в непринужденной обстановке, один на один (командир-подчиненный). Таким образом, основное назначение непосредственного воспитательного воздействия заключается в том, чтобы сформировать у подчиненного положительное отношение, психологическую готовность к восприятию того, что ему передают командир, офицеры-воспитатели; желание перевести эти пока внешние ценности в свои собственные, внутренние ценности. Опосредованное воздействие обеспечивается прежде всего созданием таких педагогических условий, которые стимулируют формирование определенных привычек, развивают профессионально важные качества, помогают преодолевать негативные черты личности воина. К таким условиям относятся: организация учебного процесса; бытовые условия воинов; система воспитания; служба войск; отношение к воину со стороны командиров; нравственная атмосфера в подразделении, среди офицеров и др. Кроме создания условий, опосредованное воздействие включает также: создание целенаправленных педагогических ситуаций; параллельное педагогическое действие; воспитание через коллектив; учебные занятия. Значительными воспитательными возможностями располагает воинский коллектив. Взаимодействуя с ним, командир способствует созданию здорового нравственного климата в подразделении. Особое внимание следует обратить на: - участие командира в подборе актива; - выявление неформальных объединений (микро групп) и лидеров; - оказание помощи активу в работе; - объединение коллектива общественно важной целью. Командир (начальник) должен так же учитывать, что система индивидуальной воспитательной работы действует не только благодаря четкому функционированию должностных лиц. На ее эффективность влияют и другие обстоятельства – факторы внешней среды, - которые можно сгруппировать следующим образом: а) социальная сфера: довольствующая служба тыла, медицинская служба, органы контроля, столовые, жилищно-казарменный фонд, спортивная база, учреждения торговли и т.п.; б) общественные институты: воинские коллективы, товарищеские суды чести всех уровней, советы сержантов, женсоветы, общие собрания личного состава, советы библиотек, комнат досуга и информации и др.; в) внеслужебная сфера: воинские комиссариаты, местные органы управления, трудовые коллективы, общественные организации, учебные заведения, средства массовой информации, родные и близкие военнослужащих.
Изучив индивидуальные особенности воина, командир прогнозирует его действия и поступки в различных условиях обстановки, осуществляет планирование индивидуальной воспитательной работы. Специальный план индивидуальной работы в подразделении не составляется. Однако при планировании воспитательной работы с личным составом подразделения на месяц предусматриваются основные мероприятия индивидуального воспитательного воздействия. Часто в личном плане работы на день офицеры, зная планируемые мероприятия для личного состава, распорядок дня, личную загруженность, определяют содержание работы с отдельными солдатами, сержантами, прапорщиками и офицерами. Такой подход позволяет сочетать воспитательные возможности различных групповых мероприятий (учебные занятия, тренировки, служба в наряде, регламентные работы и т.д.) и различных форм, методов, средств и приемов индивидуального воспитательного воздействия. В соответствие с требованием постановления Министерства обороны Республики Беларусь от 3 января 2002 года №1 на каждого военнослужащего срочной службы в роте (батарее) заводится личное дело, в котором содержатся: - документы, отражающие результаты первичного изучения и выводы из него (анкета); - автобиография; - личная фотография; - материалы переписки и встреч с родителями; - отзыв младшего командира после прохождения курса совершенствования начальной военной подготовки; - социально-психологическая характеристика с рекомендациями психолога воинской части, соединения или заместителя начальника пункта приема молодого пополнения (войскового приемника) по воспитательной работе; - характеризующие документы учебного подразделения; - служебная карточка военнослужащего; - служебно-психологические характеристики за подписью командира взвода после 6, 12, 18 месяцев службы.
Для учета и систематизации полученных данных, анализа действенности индивидуальной воспитательной работы командиру (начальнику) целесообразно иметь педагогический дневник. В нем, как правило, фиксируются: - индивидуальные особенности каждого подчиненного и динамика их развития; - конкретные факты индивидуальной работы (например, дата, время и краткое содержание индивидуальных бесед); - характерные особенности, выявленные в ходе наблюдений, бесед с младшими командирами, товарищами, выводы, полученные в результате использования других методов изучения личности; - достижения воина, его отдельные поступки, мотивы их проявления, характерные суждения; - размышления о проектировании личности; - выводы по результатам анализа педагогического воздействия, дальнейшему проведению индивидуальной воспитательной работы. - Вывод по второму вопросу: Таким образом, создание и функционирование системы индивидуальной воспитательной работы в подразделении предполагает руководящие, организационные и регулирующие действия командира, направленные на обеспечение правильного психолого-педагогического подхода к индивидуальной работе, определение путей постоянного совершенствования ее форм и методов и распространение положительного опыта. Заключение В данной лекции раскрыты сущность и содержание индивидуальной воспитательной работы, основы деятельности командира (начальника) по ее организации. Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
1. Воспитательная работа является важнейшей составной частью комплексного подхода к воспитанию военнослужащих и позволяет командиру (начальнику) эффективно формировать у подчиненных необходимые боевые и морально-психологические качества с учетом их индивидуальных особенностей. 2. Практика войск свидетельствует, что боевая выучка и готовность воинов к бою, их дисциплинированность выше там, где целенаправленно, организованно и систематично, на научной основе ведется индивидуальная воспитательная работа.
Преподаватель кафедры «Тактика и общевоенная подготовка» подполковник С.М.Протасеня.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |