Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпирические методы исследования

 

Наблюдение

Наблюдение — это целенаправленное восприятие объекта, обусловленное задачей деятельности. Основное условие научного наблюдения — объектив­ность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования (например, эксперимента). Это наиболее элементарный метод, один из множества других эмпи­рических методов.

Методы наблюдения направленное, систематическое, непосредствен­ное визуальное и слуховое восприятие и регистрация значимых с точки зрения целей исследования явлений (ситуаций, процес­сов), подвергающихся контролю и проверке.

Главными достоинствами методов наблюдения являются

- отсутствие опосредующих звеньев (посредников) между исследо­вателем и объектом наблюдения,

- возможность оператив­ного восприятия изучаемых явлений и процессов в конкретном контексте окружающей обстановки, что помогает более полно и достоверно интерпретировать их смысл,

- возможность преодолевать препятствие, возникающее иногда при методе опроса, — языковой барьер.

Преимущества непосредственного (включенного) наблюдения:

• позволяет фиксировать особенности поведения людей не по их воспоминаниям и интерпретациям, а в момент их проявления;

• дает возможность получать сведения независимо как от уме­ния респондента описать словами свое поведение, так и от его желания что-либо говорить о своем поведении.

Отличительной чертой наблюдения как способа сбо­ра фактологического материала является непосредственность и си­стематичность визуального восприятия исследуемого объекта, что по­зволяет исследователю располагать данными о свойствах и динамике объекта в рамках определенного временного периода, в пределах ко­торого поведение объекта обретает устойчивость и автономность в гла­зах наблюдателя.

Наблюдение дает возможность зафиксировать события в момент их возникновения и отслеживать все изменения, про­исходящие с объектом исследования на весь период его развития.

В социальных науках метод наблюдения обусловлен глубокой внут­ренней связью наблюдателя и исследуемого объекта, по степени глу­бины которой заключают о различиях в способе наблюдения.

В зависимости от способности влиять на объект исследования вы­деляют контролируемое и неконтролируемое наблюдение.

Будучи наделенной функцией сбора первичной информации для исследования, контролируемое наблюдение призвано отобразить наи­более полную и точную картину объекта и подтвердить (опроверг­нуть) выдвинутые гипотезы. Контролируемость такого наблюдения может быть передана через количество и квалификацию наблюдате­лей, а также включением в методологию наблюдения ряда технологий, позволяющих обеспечить достоверность полученных в ходе наблюде­ния результатов.

К перечню таких технологий можно отнести: созда­ние системы мониторинга за состоянием объекта, разработку стан­дартизированных планов наблюдения с использованием карточек, таблиц, матричных схем, кино-, фото- и аудиоаппаратуры. Фиксация полученного в ходе наблюдения материала делает его результаты от­крытыми для других исследователей, что служит достаточным обосно­ванием объективности полученных результатов и контроля научного сообщества за процедурой их получения.

Если процесс наблюдения не имеет четкого плана и ориентирован, главным образом, на общее описание процесса или явления, в этом случае используется неконтролируемое наблюдение. Характерной чертой неконтролируемого наблюдения является непосредственное восприятие наблюдателем объекта исследования, при котором осу­ществляется выбор адекватных форм систематизации полученной ин­формации. Неконтролируемое наблюдение чаще всего осуществляет­ся на ранних этапах монографических и нолевых исследований с целью выработки инструментария социального исследования и условий для дальнейших контролируемых наблюдений.

Основание регулярности проведения наблюдений позволяет разли­чать систематическое и случайное наблюдения.

Систематическое на­блюдение характеризуется регулярностью фиксации действий, ситуаций и процессов в течение определенного времени. Этот вид наблюдения применяется для выявления устойчивых связей в структуре динами­чески развивающегося объекта. С этой целью исследователем опре­деляется график проведения наблюдений (периодичность и часто­та), в процессе которых производится выявление закономерностей в поведении исследуемого объекта (группы, изучаемого признака, процесса и пр.).

Случайное наблюдение представляет собой фиксацию ранее незапланированных в ходе исследования явлений или процес­сов. Так, проводя, к примеру, наблюдение за изменением содержания труда, исследователь может столкнуться с различным отношением к тру­ду у отдельных индивидов, имеющих схожие ориентации и принадле­жащих к одним и тем же социальным или профессиональным груп­пам. Фиксируя эти особенности, он получает ценный материал для своих заключений.

Особым видом наблюдения следует считать самонаблюдение, при котором исследователь учитывает не только данные отстраненного наблюдения поведения субъектов, но и особенности их индивидуаль­ного отношения к тем или иным факторам. При использовании ре­зультатов самонаблюдения важнее всего создать ситуацию, в рамках которой исследуемый субъект будет способен выразить свое внутрен­нее глубинное отношение к представленным в исследовании факто­рам.

Актом самонаблюдения, к примеру, можно считать деятельность испытуемого в заполнении анкеты, когда непосредственный контакт с исследователем-анкетером исключен. Если при заполнении анкеты присутствует интервьюер, то действие самонаблюдения в этом процес­се существенно замедляется.

Основные трудности, связанные с проведением непосред­ственного наблюдения, можно разделить на три группы:

• неадекватность и ограниченность наших органов чувств;

• смешение результатов наблюдения с выводами;

• влияние взаимодействия между наблюдателем и объектом наблюдения.

По этим причинам наблюдение используется в комплек­се с другими методами сбора информации, в первую очередь с опросом, на разных этапах организации исследовательского процесса.

Наблюдение можно классифицировать по следующим осно­ваниям:

• по уровню формализации самой процедуры наблюдения (стан­дартизированное и нестандартизированное);

• в зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта (включенное и невключенное);

Наиболее конструктивными с точки зрения использования в исследованиях систем управления являются включенное и невключенное наблюдения.

При невключением наблюдении исследователь остается как бы в стороне от наблюдаемой ситуации, не принимает участия в деятельности наблюдаемых людей. Он не вмешивается в ход событий и не задает вопросов.

В зависимости от степени осве­домленности исследуемой группы о факте проведения исследо­вания различают открытое и скрытое (инкогнито) невключенное наблюдение. Оно применяется на разведывательном этапе мо­нографических исследований, для описания общей социальной обстановки. С его помощью фиксируются факты открытого по­ведения. Присутствие наблюдателя может оказывать возмуща­ющее воздействие на объект наблюдения. В этом его основной недостаток.

Включенным называется такой вид наблюдения, при котором исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и, находясь в непосредственном контакте с наблюда­емыми, принимает участие в их деятельности. Таким образом, наблюдатель сам становится частью наблюдаемой ситуации. Он одновременно влияет на ситуацию и подвергается ее влиянию.

Основной смысл включенного наблюдения — сближение смыслов происходящих событий для наблюдателя и наблюдаемых. Ведь посторонний (невключенное наблюдение) далеко не всегда может точно знать, что скрывается за теми или иными происходящими событиями.

Включенное наблюдение также подразделяется на открытое (исследуемым известны цели и задачи исследования) и скрытое (инкогнито).

Степень включенности наблюдателя в исследуемую ситуа­цию может колебаться в широком диапазоне: от наблюдения пассивного, которое стоит близко к невключенному и сходно с наблюдением через стекло, прозрачное лишь для наблюдателя, до наблюдения активного, когда наблюдатель до такой степени сливается с исследуемой группой, что члены этой группы начинают принимать его за своего и соответственно к нему относиться.

Включенное наблюдение требует определенного периода адап­тации наблюдателя к коллективу. Срок такой адаптации длится обычно от 4—5 дней до 2—3 недель и зависит от личностных качеств наблюдателя, его пола, возраста, а также от состояния морально-психологической атмосферы в изучаемой социальной группе.

Один из основных недостатков включенного наблюдения — возможная опасность того, что наблюдатель настолько войдет в роль участника событий и членов изучаемой группы, что это скажется на объективности получаемого материала и его интерпре­тации. Включенное наблю­дение хорошо контролируется увеличением числа наблюдателей. Это дает возможность сличать получаемые сведения.

Ни одно сколько-нибудь серьезное исследование социаль­ной жизни не может обойтись без привлечения документов как источников эмпирической информации.

Без преувеличения можно сказать, что использование доку­ментов является обязательным правилом в любом социологи­ческом исследовании. Даже при проведении сугубо прикладных и краткосрочных экспресс-опросов социолог должен использо­вать статистические материалы для проектирования выборочной совокупности.

В силу того, что работа с документами играет чрезвычайно важную роль в социологической науке, способы поиска и отбора документов, формирования документальной базы исследования, методы их анализа выделились в отдельный раздел в системе методов получения эмпирической информации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Квалиметрические методы | Сравнение, сравнительный анализ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.