Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологический императив в системе человек – природа - общество

Вопрос о сущности человека так же стар, как вопрос о природе бытия. Современные научные достижения, открывающие все новые возможности для преобразующей деятельности человека, в то же время не способны уберечь его от реальной угрозы самоуничтожения, которую, согласно законам диалектики, в то же время влекут за собой эти достижения. Так что же представляет собой человек, субъект и объект общественных отношений, способный как к сознательному и творческому выбору, так и к всеразрушающей агрессии? Как проявляет он себя, объединившись с себе подобными?

Еще на заре цивилизации античные философы задумывались над тем, как создать такое объединение людей, которое бы представляло собой идеальное государство. И далее на протяжении всей истории человечества мыслители, ученые, писатели вновь и вновь возвращались к этому вопросу.

ХХ век внес коренное изменение в процесс исторического развития человечества: возникла реальная угроза уничтожения всего, что есть на Земле (да и самой планеты) вследствие экологической катастрофы военного либо ресурсного характера. О тесной взаимосвязи всего сущего в мироздании утверждали такие ученые как А.Пуанкаре, Н.Бор, В.И. Вернадский. Опираясь на их идеи, а также на прогресс в развитии точных наук, российский ученый математик академик Н.Н.Моисеев в середине ХХ века смог построить достаточно точный прогноз развития жизни на планете Земля. Он создал и рассчитал достаточно строгую и непротиворечивую модель исторического развития человечества при условии, что все основополагающие процессы на Земле будут протекать по тем же законам, с той же направленностью, что и в момент, когда проводилось это исследование. Требовалось определить, что ждет человечество в последующие десятилетия. Ответом явилась ядерная зима. К таким же выводам пришли и другие ученые из разных стран. Интуитивно о подобной угрозе догадывались (и отражали это в своих произведениях) писатели прошлого и настоящего. Достаточно вспомнить произведения английских писателей Г. Уэллса и Д. Оруэлла, польского писателя С. Лема, русских писателей Н. Замятина и Т.Толстой.

В результате проблема глобальной экологии, антропогенных воздействий и стабильности биосферы стали предметом рассмотрения мирового сообщества. В последнее время предпринимается ряд попыток решать эту проблему на международном уровне. Стало очевидным, что проблема эта носит комплексный характер, поскольку объединяет в себе ряд частных (но не менее значимых) проблем, изучаемых как естественными, так и гуманитарными науками. Поэтому рассматривать и решать ее необходимо комплексно, рассматривая человека в его связи с природой и обществом как единую систему. Система – совокупность взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Суть проблемы заключается в том, что человек одновременно принадлежит и природе, и обществу. Взаимодействие человек – природа – общество сложно и неоднозначно. Воздействие общества на природу является гораздо более сильным, чем взаимодействие современного человека с природой. В этом одна из причин и парадокс современного экологического кризиса, который носит планетарный характер. Современная ситуация в мире обостряется еще и тем фактом, что помимо экологического существует и социальный кризис, также имеющий глобальный характер: кризис экономики, политики, культуры, нравственности. Таким образом, перед человечеством стоят две глобальные проблемы: техногенная и нравственная.

Техногенный аспект отражает потребительское отношение человека к природе. Достаточно вспомнить блистательно отраженные в классической литературе споры о том, что представляет собой природа: храм или мастерскую и вывод о том, что она – мастерская.

Нравственный аспект является следствием глубокого духовного кризиса, вызванного крушением старых идеалов и отсутствием новых. Технический прогресс в своем развитии сильно опережает развитие нравственности, духовной культуры. В результате подвергаются сомнению общечеловеческие ценности, подрывается вера в добро, себя и прогресс как процесс совершенствования.

Описанные проблемы не сейчас возникли. Наиболее прозорливые представители девятнадцатого века уже отмечали их приход. Так, в стихотворении Ф. Тютчева «Наш век» есть такие строки:

«Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует.

Он к свету рвется из ночной тиши,

И свет обретши, ропщет и бунтует».

Осмысливая перспективы человечества, Н. Моисеев в этой связи писал: «Необходима глубокая моральная перестройка самого духа и смысла человеческой культуры». Эта необходимость становится все более очевидной в последнее время. Но мало обозначить проблему, надо предложить пути ее решения.

В истории известны три способа решения нравственной проблемы. Первый – вмешательство в биофизическую основу психики. Достижения современной науки позволяют изменять эту основу. Известны уже достаточно многочисленные примеры успешного проникновения инструментов врачей в клетки человеческого тела, в том числе, мозга, возвращающего людям здоровье и жизнь. Но тут же возникает вопрос о том, насколько оправдано такое вмешательство в саму природу человека. Ведь эти же достижения создают принципиальную возможность менять эту природу, использовать достижения науки во вред человеку, нарушая базовый принцип медицины, провозглашенный еще Гиппократом - древнегреческим врачом, «отцом медицины», жившим в V-IV вв. до н. э.: «Не навреди!». Человечество не забыло опытов нацистов по созданию двух рас: хозяев и рабов, осуществляемых ими в концентрационных лагерях Европы в ХХ веке.

Второй способ – совершенствование человека путем преобразования общества, к чему призывал ряд мыслителей: от философов античности начиная с древнегреческого философа Платона (V в. до н. э), мечтавшего об идеальном государстве. Эту проблему пытался также решить итальянский философ, поэт, политический деятель Нового времени Т.Кампанелла (XVI – XVII вв.) и целая плеяда философов - утопистов. Кампанелла разработал программу всеобщего социального преобразования на основе общности имущества. В идеальной коммунистической общине у Кампанеллы упразднены собственность и семья, дети воспитываются государством; труд является почётным и равно обязательным для всех, рабочий день сокращён до 4 часов благодаря высокой производительности и облегчению труда машинами; огромное внимание уделяется развитию науки, просвещению и трудовому воспитанию. Руководство коммунистической общиной находится в руках учёно-жреческой элиты. Подобные идеи содержатся и в произведениях мировой художественной литературы, трудах писателей разных стран и культур. Теоретики марксизма (XIX – XX вв.) пытались придать этим идеям практическую значимость в связи с реальным общественным развитием. И хотя выдвигаемые ими идеи являются чрезвычайно привлекательными благодаря своей гуманистической направленности, реализовать такое общество, в котором бы человек мог осуществить свое исконное право на счастливую жизнь, до сих пор никому не удалось.

И, наконец, третий способ заключается в духовно-нравственном преобразовании мотивов поведения людей, продвижении к общечеловеческим ценностям путем приобщения к основам духовной культуры, искусства, психоанализа. Эта идея, как и первые две, не нова. Достаточно вспомнить историю мировой литературы, в частности, великой русской литературы: об этом, в частности, писали почти все русские классики XIX века. А творчество таких писателей как Л.Толстой, Ф.Достоевский, А.Чехов, М.Горький почти полностью в той или иной степени связаны с названной проблемой. Не говоря уж о поэзии XIX – XX вв.

Обозначенная проблема не решена и поныне, и вряд ли она в принципе может быть разрешена. Но каждое поколение вновь и вновь возвращается к ней. Если в прошлом историческом развитии человечества она носила скорее теоретический характер, то в настоящее время от ее хотя бы частичного решения зависит само существование человеческой цивилизации.

Возрастание знания и могущества над природой еще не означает условия благоденствия человека: уровень его духовной зрелости должен быть достаточным, чтобы предотвратить безответственное, гибельное использование этого могущества. Пока же такого соответствия нет, необходимо законодательное, правовое ограничение активной деятельности людей. Согласно современным воззрениям, стратегия цивилизации должна быть согласована со стратегией природы. Недаром Н.Моисеев выдвинул концепцию коэволюции (совместного развития) человека и природы, которая представляет собой экологический императив современного развития. Эта концепция отражает тесную взаимосвязанность, взаимозависимость всех элементов Вселенной, дает представление о сложности взаимодействий внутри системы «человек – природа – общество», о случайности и неопределенности, которые свойственны явлениям мира. Итак, экологический императив – это крайняя необходимость сохранения биологической среды обитания человечества.

Принцип экологического императива следует принять в качестве базисной основы любых решений. Он должен стать основой всех направлений человеческой деятельности. У человечества просто нет шанса выжить, если не научиться подавлять свои эгоистические интересы и согласовывать свои потребности с возможностями окружающего мира.

Экологический императив необходимо рассматривать как объективно необходимый нравственный социально-антропологический принцип коэволюции системы «человек - природа – общество». Он должен включать в себя жесткие ограничения в потреблении, обеспечивающие гармоничное совместное развитие элементов системы и сохранение целостности, как самой этой системы, так и всех ее элементов.

Для этого каждому необходимо работать над созданием себя как плодотворной, целостной, гармонически развитой личности на основе общечеловеческих ценностей, освобожденных от религиозных догматов, суеверий и одухотворенной высшими чувствами на основе знаний о человеке, природе и обществе. Т.е. познание плюс нравственное самосозидание – путь к возрождению человека и созданию новой культуры.

Перед любым человеком всегда стоит проблема выбора пути. Стоит она и перед обществом в целом. Успех этого выбора во многом зависит от уровня и качества доступной информации. При этом надо помнить, что интерпретация информации носит в значительной степени субъективный характер.

Так, в недрах европейской цивилизации, которая насчитывает более 2000 лет, живет тревога, связанная с возможностью экологических и социальных бедствий, основанная на представлении о единстве человека, природы и общества. Цивилизация Востока (ей около 5000 лет) не породила такой тревоги. Духовность, в представлении восточных философов, направлена на самоорганизацию человека, что должно позволить человечеству выжить.

Стремительное развитие коммуникаций, являющееся характерной чертой последнего времени, приводит к взаимопроникновению и взаимовлиянию культур. Но в эпоху глобализации культуры европейский образ жизни в глазах человеческого сообщества выглядит более привлекательным и распространяется быстрее, неся с собой помимо повышения уровня жизни и качественного удовлетворения все новых и новых потребностей людей рост ресурсопотребления, загрязнение окружающей среды и пр. пороки современной цивилизации. В то же время во многих странах Востока процветают невежество, нищета и др. бедствия. Все это говорит о сложности выбора, стоящего перед человечеством. Ясно одно – альтернативы экологическому императиву в настоящее время не существует. С незапамятных времен люди (главным образом, это были ученые, философы) стремились понять, при каких условиях начинаются, идут и прекращаются процессы обособления человека от господствующей над ним природы. Каковы объективные и субъективные, внутренние и внешние причины, определяющие становление и формирование сознания и направленность поведения, стимулы и мотивы деятельности формирующегося человека. В каких условиях он проявляет свои наилучшие качества, становясь подобным мифическим героям, а когда идет на преступления, которые нормальный человеческий разум отказывается воспринимать?

Нет такой отрасли гуманитарных знаний, которая бы не рассматривала различные аспекты этой проблемы. Чрезвычайно ярко этот процесс отражен и в ряде произведений искусства. Вспомним скульптуру французского скульптора XX в. О.Родена «Бронзовый век». Она представляет собой фигуру доисторического юноши, мучительно пытающегося понять тайны бытия и свое место в нем. Примером могут служить и рассуждения о сущности человека героя пьесы М.Горького «На дне» - Сатина.

Современные научные представления исходят из того, что к проблеме человека следует подходить комплексно, опираясь на все достижения (часто противоречивые) в области самых различных научных дисциплин. Процесс этот бесконечен, как и любое движение к истине, но он необходим, поскольку только на этом пути возможно решение тех судьбоносных проблем, которые встали перед человечеством в новую эпоху.

 

Контрольные вопросы и задания

1.Дайте определение понятию «экологический императив».

2.Какие принципиальные изменения внес ХХ век в ход истории?

3.Каковы прогнозы на будущее человечества в ХХI веке?

4.В чем суть экологического императива современного общественного развития?

5.Поясните, почему при изучении человека необходим системный подход.

6.В чем причина экологического кризиса?

7.В чем вы видите причину социального кризиса?

8.Какие способы решения нравственной проблемы вам известны?

9.Охарактеризуйте основные различия во взглядах на будущее человечества восточной и западной цивилизаций.

10.Назовите произведения мировой художественной культуры, которые отражают проблему взаимодействия в системе «человек – природа - общество».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Введение. Название корпорации СОЛВЕЙ берет свое начало с середины XIX столетия и происходит от фамилии онователя небольшого завода по производству соды. Сегодня - это | Сущность понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.