Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отличительные признаки отраслей прикладной психологии




Предмет, задачи и методы психологии профессий

 

Психология профессий – это отрасль прикладной психологии и в то же время самостоятельная научная дисциплина. Как и всякая наука, она имеет свой объект, предмет, цели и задачи и свои методы исследования.

Объектом профессиональной психологии является взаимодействие личности и профессии, точнее говоря, профессиональное становление личности в системе «человек – профессия».

Ее предметом – психологические особенности, закономерности и механизмы профессионального становления личности.

Чтобы показать правомерность выделения профессиональной психологии в самостоятельную науку, целесообразно сравнить ее объект и предмет с другими родственными отраслями психологии.

Психология труда изучает закономерности формирования и развития человека как субъекта трудовой деятельности (функциональные состояния и особенности его личности в этом процессе).

Инженерная психология исследует особенности информационного взаимодействия оператора и техники в системах «человек-машина».

Педагогическая психология изучает психологические проблемы обучения и воспитания личности.

Возрастная психология занята исследованием этапов психического развития и формирования личности в процессе онтогенеза - от зачатия до кончины.

Профессиональная психология изучает профессиональное становление личности. В центре ее внимания – профессиональное развитие и профессиональное самоопределение личности. Личность при этом рассматривается не как субъект труда, а как субъект профессионального становления.

Таблица 1

Отрасль психологии Объект исследования Предмет исследования
Психология труда Человек как субъект труда, трудовая деятельность Психологические особенности и закономерности трудовой деятельности человека
Инженерная психология Системы «человек – машина» Особенности информационного взаимодействия человека и техники в СЧМ
Педагогическая психология Психологические признаки педагогического процесса на уровне взаимодействия учителя и ученика Вызываемые образовательным процессом психологические изменения в уровне развития личности учащегося как субъекта данного процесса
Возрастная психология Психическое развитие личности в онтогенезе Психологические закономерности психического развития личности в онтогенезе
Психология профессий Профессиональное развитие личности в системе «человек–профессия» Психологические закономерности профессионального становления личности

 

Профессиональная психология изучает значение профессиональной дея-тельности для современного человека, исследует траекторию профессиналь-ного становления личности. Ее важными аспектами являются:

· анализ профессиональной деятельности;

· установление типичных профессиональных задач, ситуаций и трудностей;

· выяснение профессиональных требований к личности.

 

Основными задачами профессиональной психологии являются:

1) обоснование ее методологии, включающей концепцию профессионального становления личности, ведущие понятия и принципы исследования;

2) разработка методик, адекватных предмету профпсихологии и проектирование собственных методов;

3) психологический анализ, классификация и характеристика профессий;

4) исследование механизмов и закономерностей профессионального становления личности и кризисов профессионального развития;

5) изучение профессиональных деструкций специалиста;

6) психологическое сопровождение профессионального становления личности;

7) разработка диагностических средств мониторинга профессионального становления личности и аттестации специалистов.

Для исследовательской работы профпсихология использует методы общей, возрастной, педагогической психологии, а также психологии труда. Специфическими методиками исследования являются:

· метод составления профессиональной психобиографии;

· метод критических инцидентов;

· профессионально ориентированная графология;

· экспертная оценка профессионализма;

· ретроспекция профессиональных кризисов;

· рефлексия профессиональных деформаций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.