КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психология профессий как практическая деятельность
Психология профессий является не только наукой, но также учебной дисциплиной и общественной практикой. Как учебная дисциплина она отличается прежде всего своими целями и задачами. Если целью науки является получение нового знания, раскрытие закономерностей и механизмов психических явлений, то цель учебного предмета «Психология профессий» - передача и усвоение систематизированных, дидактически обработанных знаний, формирование соответствующих умений и навыков, развитие интеллекта и гуманистическое воспитание личности. Как практическая деятельность она представляет собой различные виды и формы оказания психологической помощи людям в их профессиональном самоопределении и самосовершенствовании. Сферами деятельности специалистов в этой области являются: · общеобразовательные и профессиональные учебные заведения; · центры по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения; · службы занятости; · государственные и коммерческие предприятия; · бюро психологического консультирования; · службы развития персонала и отделы человеческих ресурсов (отделы кадров); · учреждения социальной защиты населения.
Основными функциями психолога-профессиоведа являются: диагностическая, прогностическая, консультативная, коррекционно-реабилитаци-онная, профессиографическая, исследовательская, а основными видами его деятельности: · профессиональное консультирование, то есть оказание помощи индивиду в самопознании, адекватной самооценке и выборе профессии, адаптации к реальным жизненным условиям, проектировании жизненного пути и сопровождении профессиональной карьеры, преодолении кризисных ситуаций и профессиональных деформаций, достижении эмоциональной устойчивости, способствующей непрерывному личностному и профессиональному росту, самоактуализации и саморазвитию; · психологическая профилактика, направленная на предупреждение негативных явлений, связанных с длительным выполнением профессиональной деятельности, на создание благоприятного психологического климата и предупреждение конфликтов; · профдиагностика, позволяющая определить профессиональную пригодность, психологическое здоровье, профессионально важные качества и деформации, функциональные состояния и работоспособность; · психологическая поддержка и помощь – обеспечение профессионального сохранения лицам, переживающим кризисы профессионального развития (безработные, мигранты, инвалиды, больные); · психологическое сопровождение профессионального образования, профессиональной карьеры, коррекция деструктивных тенденций профессиональной жизни; · мониторинг профессионального развития, включающий создание базы данных, рекомендаций по отбору, аттестации, расстановке, перемещению и оптимальному использованию кадров; · психологическая реабилитация и личностно-ориентированная терапия; · разработка профессиограмм и моделей специалистов; · психологическое просвещение. Контрольные вопросы и задания 1. Дайте определения понятиям «профессия», «деятельность», «профессиональная деятельность», «психология профессий». 2. Что является содержанием и системообразующим фактором психологии профессий? 3. Как вы понимаете смысл фразы «взаимодействие личности и профессии»? Что она означает, какие понятия охватывает? 4. Какие проблемы лежат в плоскости взаимодействия личности и профессии? 5. Чем отличается психология профессий от психологии труда и инженерной психологии? Почему возникла необходимость отделения этой отрасли науки? 6. Какими причинами обусловлено становление и развитие психологии профессий? 7. Когда психология профессий оформилась как самостоятельная наука? 8. Что является методологической основой психологии профессий? 9. Каковы основные задачи психологии профессий? 10. Перечислите основные функции и основные виды деятельности психолога-профессиоведа. 11. Любой ли труд можно считать профессиональным? 12. Составьте список профессий, представители которых заняты в производстве буханки хлеба, мороженого, создании телепередачи, строительстве жилого дома, движении городского транспорта, производстве учебника.
Тема 2. Профессиональное становление личности
1. Методологическая основа ПСЛ и ключевые понятия по теме. 2. Пространство профессионального развития личности. 3. Детерминанты и стадии профессионального становления. 4. Профессионально обусловленные структуры деятельности и личности.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |