КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пространство профессионального развития личности
Введение понятия «развивающееся профессиональное пространство» в контекст данной темы обусловлено анализом основных факторов, определяющих профессиональное становление личности, которое является процессом и результатом активного взаимодействия человека с социально-профессиональной средой. Идея эта принадлежит Э.Ф.Зееру [3, с.10-13]. Эвристичность понятия «пространство» заключается в том, что оно позволяет объединить разнокачественные социально-психологические явления, не имеющие общего логического основания. Упорядочение осуществляется для решения определенной проблемы на основе смыслового взаимодействия конструктов, детерминирующих развитие друг друга. Термин «пространство» традиционно используется в естественных науках. В гуманитарной сфере личностно-смысловое образование пространства как духовной составляющей жизни человека стало предметом рассмотрения в исследованиях Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, А.Ф. Лосева, А.Н. Леонтьева и др., неоднократно подчеркивавших многофакторность и многомерность процессов развития личности. На первых порах пространственные представления в психологии отражали субъект-объектные взаимодействия человека, а в дальнейшем пространство стало рассматриваться для характеристики многокачественных явлений становления личности. Например, как среда, порождающая взаимодействие людей, или как часть социального пространства человека, в котором реализуется образовательная деятельность. Важной детерминантой профессионального становления личности являются возрастные изменения человека в течение всего периода онтогенеза. Большое значение в обеспечении и поддержке профессионального развития имеет система непрерывного профессионально ориентированного образования. Общее образование является ведущим фактором развития личности и предпосылкой успешного профессионального становления. К числу базовых, ключевых факторов профессионального развития личности относится ведущая деятельность, которая опосредствует ее отношения с социально-экономической средой, общение с окружающими, конституирует социальную ситуацию развития. Для каждой стадии профессионального становления характерна одна ведущая деятельность. Вместе с тем следует учесть влияние и других ее видов, определяющих полноценное становление личности: социальную активность, нравственность, эстетическое и физическое развитие. Очевидно, что многоплановые виды выполняемой личностью деятельности заметно обогащают процесс профессионального становления. Таким образом, движение личности в развивающемся профессиональном пространстве определяется следующими тремя факторами: • возрастными психологическими изменениями, обусловливающими периодизацию развития личности; • системой непрерывного профессионального образования; • ведущей профессионально ориентированной деятельностью. Эти три фактора аккумулируют и социально-экономические условия, и мир профессий, и собственную активность личности, и ее потребность в самоопределении и самоактуализации. Равнодействующей взаимодействия этих трех факторов и является профессиональное становление личности. Оно охватывает период развития личности с начала формирования профессиональных интересов и склонностей до окончания профессиональной биографии. Все три фактора, определяющие профессионально-образовательное пространство, имеют разнонаправленный, нелинейный характер. Возрастные изменения, профессиональное образование, ведущая деятельность имеют различные варианты развития, зависящие от многих объективных и субъективных факторов. Вероятность и случайность выступают как закономерные отклонения от детерминизма. Возрастное психическое развитие протекает неравномерно, гетерогенно, а в отдельные периоды жизни имеют место инволюционные процессы: периоды стагнации, регрессии и деструктивного развития. В современных условиях уже общее образование приобретает все более вариативный характер, предоставляя личности веер возможностей выбора своей биографии. Еще больше вариантов и траекторий развития открывает перед личностью профессиональное образование. Ведущая деятельность также развивается нелинейно, существуют различные варианты ее становления в рамках одного возраста, а следовательно, и в целостной жизни человека. Это порождает огромное количество альтернативных траекторий профессионального развития, которые одних приводят к самореализации в профессиональной деятельности, других – к постепенному угасанию профессиональных функций, а третьих – к саморазрушению личности. «Нарушителями» эволюционного развития выступают психологические барьеры: дезадаптация, кризисы, деформации, профессионально обусловленные акцентуации, социально-профессиональные инциденты, неблагоприятное стечение обстоятельств, случайности. Важной особенностью пространства профессионального развития человека является его открытость, что означает динамичное равновесие взаимодействующих параметров системы, возможность его самоорганизации и саморазвития. Открытость исключает ограниченность и замкнутость профессионального пространства. Каждая из его координат: возрастные периоды, уровни образования и ведущая деятельность — допускает беспредельность развития, переход от одной упорядоченной системы к другой, более высокого уровня организации. С позиции синергетики открытость является исходным понятием, объясняющим вариативность, вероятностность, нелинейность и необратимость профессиональной биографии человека.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |