Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детерминанты и стадии профессионального становления




 

Мы знаем, что основой всякого развития является единство и борьба противоположностей, проявляющиеся в разрешении возникающих между ними противоречий. В процессе профессионального становления лич­ности возникают противоречия двоякого рода: 1) между личностью и условиями ее жизнедеятельности; 2) внутриличностные.

Результатом разрешения первого из этих противоречий, то есть итогом активного взаимодействия субъекта труда с социально-профессиональными группами и средствами труда, является не только создание материальных и духовных ценностей, но также обогащение психики и развитие личности индивида. Другими словами, в процессе разрешения противоречия между субъектом труда и условиями его деятельности создается внутренний потенциал профессионального развития специалиста в виде уровня его образования, профессиональных ЗУНов, общих и специальных способностей, социально значимых и профессионально важных качеств. Реализация этого потенциала зависит от многих факторов:

· биологической организации человека,

· социальной ситуации,

· характера профессиональной деятельности,

· активности личности,

· ее потребностей в саморазвитии и самоактуализации.

Но ведущим фактором профессионального становления личности является система объективных требований к ней, детерминированных профессиональной деятельностью, в процессе которой и возникают новые свойства и качества. Смена или перестройка способов ее выполнения, изменение отношения к ведущей деятельности обусловливают стадиальность развития личности.

Детерминация профессионального становления личности разными психологическими школами трактуется по-разному.

Л.М.Митина выделяет две модели профессиональной деятельности – адаптивную и развивающую [6; с.10-13]. При адаптивном поведении (1-я модель) доминирует тенденция подчинения профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде выполнения предписанных требований, правил и норм. Специфика профессионального самосознания в модели адаптивного поведения обусловлена ситуациями, требующими от человека умения вписаться, приспособить свои действия к действиям других людей.

В модели профессионального развития (2-я модель) человек характеризуется способностью выйти за пределы сложившейся практики и увидеть свой труд в целом. Этот прорыв дает ему возможность стать хозяином положения, полноправным автором, конструирующим свое настоящее и будущее. Эта модель наиболее продуктивна для творческой личности. Основной движущей силой развития профессионала является внутриличностное противоречие между Я-действующим и Я-отраженным. Переживание этого противоречия побуждает профессионала к поиску новых способов самоосуществления [см.: 6; с.13-18].

Исследование закономерностей профессионального становления в отечественной психологии привело к определению детерминации профессионального становления личности. В самом общем виде детерминация этого процесса представлена на рис. 1.

Изменение темпа и вектора развития происходит в основном при смене стадий профессионального становления. Решающее значение при этом имеют изменения социальной ситуации развития, ведущей деятельности и собственной активности субъекта деятельности.

 

 


Рис. 1. Детерминация профессионального становления личности

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.